Правит РФ, состав, структура, компетенция
Правительство России состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия:
· разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;
· обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;
· обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
· осуществляет управление федеральной собственностью;
· осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;
· осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
· осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
Правоохранительная служба
ПС - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.
Граждане, проходящие службу в правоохранительных органах и которым присвоены в соответствии с законодательством РФ специальные звания, являются сотрудниками этих органов: Министерство внутренних дел Российской Федерации(МВД России); Федеральная миграционная служба (ФМС России); Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (ГФС России); Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации (ФСИН России); Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС России); Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России); Государственная противопожарная служба МЧС России.
В органах Прокуратуры Российской Федерациии прокурорским работникам ( прокурорам,следователям и некоторым другим категориям федеральных государственных служащих) в соответствии с ФЗ № 2202-1 от 17.01.1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации" и Указом Президента РФ от 30.06.1997 г. № 659 "Об утверждении положения о классных чинах прокурорских работников Российской Федерации" присваиваются классные чины: действительный государственный советник юстиции; государственный советник юстиции 1 (2,3) класса; старший советник юстиции; советник юстиции; младший советник юстиции; юрист 1 (2,3) класса; младший юрист. Прокуроры и следователи органов военной прокуратуры проходят службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, пограничных войсках ФСБ России, других войсках, воинских формированиях и органах в соответствии с ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и обладают правами и социальными гарантиями, установленными ФЗ "О статусе военнослужащих" и ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации". Им присваиваются воинские звания (офицерского состава).
к органам, в которых может быть предусмотрена правоохранительная служба, относятся:
1) прокуратура;
2) органы внутренних дел;
3) органы государственного контроля за рас-
пространением наркотических средств;
4) таможенные органы;
5) налоговые органы;
6) служба судебных приставов;
7) в некотором смысле силы обеспечения безопасности Российской Федерации.
Служба в органах внутренних дел строится в соответствии с принципами, указанными в ст. 2 Положения о службе в органах внутренних дел и ст. 3 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции».
принципы правоохранительной службы:
1) законности, соблюдения служебной дисциплины;
2) единства федеральной централизованной системы органов и учреждений;
3) подконтрольности и подотчетности сотрудников органов соответствующим органамгосударственной власти и управления;
4) справедливого вознаграждения за труд,продвижения по службе по результатам труда с учетом способностей и квалификации;
5) уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
6) гуманизма;
7) взаимодействия государственных органов обеспечения безопасности;
8) непрерывности;
9) сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности;
10) запретов и ограничений, обусловленных служебной деятельностью
Предмет АП
Предмет административного права – общественные отношения, которые урегулированы нормами административного права.
В предмет административного права входят 3 области правоотношений, а именно:
1) управленческие правоотношения – представляют собой исполнительно-распорядительную деятельность. В рамках данных правоотношений непосредственно реализуются цели, задачи, функции, полномочия исполнительной власти;
2) организационные правоотношения – вспомогательные. Организационные правоотношения реализуются в процессе формирования состава государственных органов, распределения между ними прав, обязанностей и ответственности в целом при формировании структуры управления;
3) контрольные правоотношения – как и любой другой вид деятельности, осуществление государственного управления контролируется специализированными органами. В какой-то мере контрольные полномочия характерны для любого государственного органа, но для некоторых органов данная функция является основной.
72Производство по делам об административных правонарушениях совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по применению мер административного наказания.
Система принципов:
- принцип законности (точное и неуклонное исполнение закона всеми участниками административных правоотношений);
- обеспечение привлекаемому к ответственности права на защиту (лицо, привлекаемое к административной ответственности, пользуется на всех стадиях производства правами для доказывания своей невиновности либо для приведения обстоятельств, смягчающих ответственность);
- гласность производства по делам об административных правонарушениях (производство по делам об административных правонарушениях осуществляется гласно и открыто, за исключением случаев, когда это может привести к разглашению охраняемой законом тайны или если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях);
- принцип объективной истины (в ходе рассмотрения дела должны выявляться все обстоятельства: факт совершения правонарушения, виновность или невиновность лица, привлекаемого к административной ответственности, смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства и др.);
- принцип оперативности (сжатые сроки рассмотрения дел, наложения административных наказаний и др.);
- принцип равенства граждан перед законом и органом, рассматривающим дело (независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования и других обстоятельств);
- принцип непосредственности (дела об административных правонарушениях рассматриваются в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности);
- принцип публичности (законодательство об административных правонарушениях осуществляется в интересах государства и от его имени);
- принцип состязательности (участники производства по делам об административных правонарушениях наделены равными процессуальными правами);
- принцип национального языка (лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства, приносить жалобы на родном языке либо ином избранном им языке общения и пользоваться услугами переводчика).
Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
• возбуждение дела об административном правонарушении и административное расследование;
• рассмотрение дела об административном правонарушении;
• пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;
• исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
Прокурорский надзор
Прокуратура является единой централизованной системой органов, осуществляющих надзор за исполнением законов, принимающих меры, направленные на устранение их нарушений, привлечение винов ных к ответственности, и осуществляющих уголовное преследование и иные функции, установленные федеральным законом. Правовой сосновой ее деятельности является Конституция РФ и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1.
Таким образом, прокурорский надзор представляет собой одну из форм государственной деятельности, цель которой — обеспечение точного и единообразного понимания и применения закона.
Надзорная деятельность заключается в надзоре за точным и единообразным исполнением законов. При этом прокурорский надзор ограничен только сферой действия законодательства и не распространяется на исполнение актов местных органов власти, ведомственных приказов и инструкций. В теории прокурорского надзора [73] выделяют следующие направления деятельности.
♦ Надзор за исполнением законов (общий надзор прокуратуры), предметом которого является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также соответствие издаваемых ими правовых актов законодательству. Проверки исполнения законов проводятся прокуратурой на основании поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушениях законности, требующих непосредственного реагирования. Актами прокурорского реагирования могут быть протест на противоречащий закону правовой акт, представление об устранении нарушения закона или постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.
♦В рамках надзора за соблюдением прав и свобод человека и граждани -на прокурор, кроме использования полномочий, которыми он обладает при осуществлении общего надзора, рассматривает и проверяет заявления, жалобы и сообщения о нарушении прав и свобод граждан, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению нарушений последних, привлечению к ответственности нарушителей закона и возмещению причиненного ущерба. При наличии оснований подозревать преступный характер нарушения прав и свобод человека прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к уголовному преследованию виновных. Если нарушение носило административный характер, прокурор возбуждает соответствующее производство либо незамедлительно уведомляет об этом компетентные органы (должностных лиц). Когда законодательством предусмотрена защита нарушенных прав в порядке гражданского судопроизводства, а пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы, а также при нарушении прав и свобод значительного числа граждан, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
♦ Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, отвечает за соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленный порядок рассмотрения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, выполнение оперативно-розыскных мероприятий и проведение расследования, а также законность принимаемых поднадзорными органами решений. Полномочия прокурора при осуществлении надзора устанавливаются уголовно-процессуальным и иным законодательством.
♦ Надзор за исполнением законов в местах содержания заключенных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, состоит в про верке законности нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных учреждениях, исполняющих наказание, соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.