Обеспечение безопасности дорож движения
Дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
Безопасность дорожного движения – состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
– приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
– приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
– соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
– программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Способы обеспечения безопасности дорожного движения:
– установление полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
– координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий;
– регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;
– осуществления деятельности по организации дорожного движения:
– материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения;
– организации подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения и т. д. Госавтоинспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Госавтоинспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, с военной автомобильной инспекцией, юридическими лицами и иными организациями, со средствами массовой информации, а также сотрудничает в установленном порядке с правоохранительными органами иностранных государств.
Органы управления и подразделения Госавтоинспекции образуют систему Госавтоинспекции, в которую входят: федеральный орган управления Госавтоинспекции, территориальные органы управления Госавтоинспекции субъектов Российской Федерации, подразделения Госавтоинспекции в районах, городах, округах и районах в городах, а также в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах, специализированные и иные подразделения Госавтоинспекции, научно-исследовательские учреждения Госавтоинспекции и их филиалы.
51Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и должностных лиц
Жалобы – обращения граждан по поводу нарушения их субъективных прав и свобод.
Граждане имеют право обжаловать любые незаконные действия и акты, нарушающие их субъективные права и интересы (жалобы приобретают качества правового средства, с помощью которого осуществляется контроль за работой персонала и руководителей органов исполнительной власти; одновременно жалобы – средство охраны прав личности, укрепления связей государственного аппарата с населением, существенный источник информации).
Обращающиеся с жалобами должны получить обоснованные ответы (при нарушении прав человека соответствующие органы обязаны срочно вмешаться и обеспечить соблюдением закона, восстановление нарушенных прав).
Два порядка рассмотрения и разрешения жалоб граждан:
1) Административный (недостаток – они обычно разрешаются заинтересованными органами исполнительной власти в отсутствие жалобщика сотрудниками, часто не имеющими правовой подготовки, поэтому нередко остаются без удовлетворения, а виновные лица – безнаказанными).
2) Судебный (стороны в процессе равны, возможности для объективного рассмотрения жалобы-иска повышаются) (обязанность давать объяснения суду возлагается на должностное лицо, принимавшее решение по делу в административном порядке).
Каждый гражданин вправе обратиться в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.
Действия (решения), которые могут быть обжалованы в суд (коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых):
а) нарушены права и свободы гражданина;
б) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
в) незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Суды общей юрисдикции рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции КС РФ, и действий (решений) в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.
Гражданин вправе обратиться с жалобой по поводу нарушения его прав и свобод непосредственно в суд или к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему.
Вышестоящие субъекты обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок (если в удовлетворении жалобы отказано или в течение месяца не получен ответ, гражданин вправе обратиться с жалобой в суд).
Суд, приняв жалобу к рассмотрению, по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действий (решения).
Сроки для обращения с жалобой в суд (3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права; 1 месяц со дня получения гражданином письменного уведомления органа исполнительной власти об отказе в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы (если на нее не был получен письменный ответ)) (пропущенный по уважительной причине срок жалобы может быть восстановлен судом).
Суд, установив законность жалобы (признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности или иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы).
Суд, установив законным обжалуемое действие (решение) (отказывает в удовлетворении жалобы) (решение суда направляется соответствующему органу (должностному лицу) и гражданину не позднее 10 дней после вступления решения в законную силу).
Об исполнении судебного решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня его получения.
52Общее пон управ. Соц управ.Государственное управление.
Управление – это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления, в целях создания эффективно функционирующей системы на основе информационных связей и отношений.
Управление – это целеполагающее, т.е. созидательное, продуманное, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную жизнедеятельность, которая может быть осуществлена как непосредственно, так и через специально созданные органы и структуры. Процесс управления – это сложная динамическая система неразрывно связанная с информацией и имеющая обратную связь.
Социальное управление является одним из видов общего управления, представляющего собой воздействие одних людей на других, главным образом с помощью информации в целях упорядочивания социально значимых процессов, обеспечения устойчивости, развития социальных систем. Различают следующие особенности социального управления:
1) управление людьми;2) действия человека носят сознательный, волевой характер;
3) высокая степень автономии и самостоятельности управляемых;4) управление людьми осуществляется сознательно;5) способность к быстрой передаче информации.
По пределам воздействия различают следующие виды управления:
1) управление государством;2) управление городом;3) сферой социальной жизни;4) предприятием;
По признаку собственности управление бывает:
1) государственным;2) муниципальным;3) частным некоммерческим;4) частным коммерческим.
ГУ призвано осуществлять исп вл. С организационной точки зрения государственное управление — это властное упорядочивающее воздействие субъекта управления (государства и его специальных органов либо должностных лиц) на объекты управления (общество, граждан и пр.). Более конкретно — это целенаправленная организующая, подзаконная, исполнительно-распорядительная и регулирующая деятельность системы органов государственной исполнительной власти, осуществляющих функции государственного управления (обусловленные функциями самого государства) на основе и во исполнение законов в различных отраслях и сферах социально-культурного, хозяйственного и административно-политического строительства.
многие органы государства: суд, прокуратура, представительные органы публичной власти.
Государственное управление, понимаемое в узком смысле, имеет следующие признаки:
1) особый вид деятельности по осуществлению гос исп власти, которая отличается от деятельности по реализации законод и представ власти по форме, методам и содержанию, это исполнительно-распорядительная деятельность по применению законов и иных (подзаконных) НПА;
2) наряду с правоприменением осуществляет административное правотворчество;
3) осуществляется везде, где возникает необходимость в обеспечении исполнения законодательных актов, а также защиты прав и свобод граждан;
4) это непрерывная, постоянная и планомерная деятельность, основанная на объективных закономерностях функционирования исполнительной власти и направленная на обеспечение государственных интересов, прав и свобод граждан, общественного порядка и безопасности;
5) осуществляется специальными органами государственной исполнительной власти, которые создаются государством, как на уровне Российской Федерации, так и в субъектах РФ и образуют систему органов государственного управления;
6) отвечает принципу законности;
7) строится на основе вертикальных (субординационных, иерархичных) и горизонтальных связей и отношений;
8) основывается на принципе организационности, т. е. для него характерно многообразие организационных форм, совокупность которых обеспечивает целенаправленное, устойчивое функционирование всего управленческого механизма;
9) реализует полномочия юрисдикционного характера, т. е. обеспечивает административный (внесудебный) порядок осуществления органами исполнительной власти так называемого «принуждающего».
Виды государственного управления:
1) внутреннее государственное;2) внешнее государственное;3) внутриорганизационное государственное управление;4) суверенное;5) в частноправовых формах;6) общее;7) особенное.
Общественные объединения
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения.
Право граждан на объединение закреплено в Конституции, в Федеральном законе от 14 апреля 1996 г. «Об общественных объединениях». Это право граждан осуществляется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения.
Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
1) общественная организация;
2) общественное движение;
3) общественный фонд;
4) общественное учреждение;
5) орган общественной самодеятельности;
6) политическая партия[2].
В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.
Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территории более половины субъектов Российской Федерации и имеет свои структурные подразделения — организации, отделения, филиалы, представительства.
Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения, филиалы, представительства.
Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.
По сфере деятельности общественные объединения подразделяются на объединения, действующие независимо от отрасли или сферы управления (скажем, политические партии), и объединения, действующие в отдельных отраслях и сферах управления (например, научные, культурно-просветительные и др.).
По форме непосредственного подчинения общественные объединения делятся на объединения, руководимые соответствующими вышестоящими объединениями и их органами (например, профсоюзы), и объединения, действующие автономно (к примеру, товарищеский суд).
По целям образования общественные объединения подразделяются на политические партии, творческие союзы, религиозные объединения, физкультурно-спортивные общества, общество защиты прав потребителей и др.
Орг кредитного дела
Одним из основных сегментов экономики является банковская система (банки обеспечивают финансирование коммерческих предприятий, оказывают базовые финансовые услуги населению, осуществляют доступ к платежным системам; некоторые банки создаются в целях предоставления кредитов и поддержания ликвидности компаний в сложных рыночных условиях).
Кредитование – вид банковских операций, сущность которых заключается в выдаче на определенный срок возвратных денежных средств под определенные проценты (банковская система включает ЦБ РФ, кредитные организации).
Сохранность вкладов населения (ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ»; цели закона – установление правовых, финансовых и организационных основ для осуществления указанных выплат и укрепления доверия к банковской системе).
Порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания их банкротами установлены ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
Отношения между кредитной организацией и государством (кредитная организация не отвечает по обязательствам государства и наоборот; органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ).
Основные направления государственной денежно-кредитной политики – укрепления рубля, финансовая стабилизация, низкая инфляция, адаптация субъектов экономики (особенно банков) к новой ситуации и поиск ими неинфляционных факторов роста экономики.
Министерство финансов РФ – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Минфин осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Федерального казначейства, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой НПА по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
На Минфин возложена ответственность за правильное использование средств Стабилизационного фонда РФ (в настоящее время его можно тратить на выплату внешнего долга или на покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ).
Центральный банк РФ (Банк России) – орган государственного денежно-кредитного и валютного регулирования и банковского надзора (единая централизованная система с вертикальной структурой управления) (свои функции и полномочия он осуществляет независимо от других органов государственной власти и местного самоуправления).
Цели деятельности Банка России – защита и обеспечение устойчивости рубля; денежная эмиссия; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективности и бесперебойного функционирования платежной системы.
Банк России и Правительство информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят взаимные консультации.
Банк России консультирует Минфин по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга страны с учетом их воздействий на состояние банковской системы РФ и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
Банк России издает нормативные акты (в форме указаний, положений и инструкций), обязательные для органов государственной власти и местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
55 органы исп вл субъектов
Кроме федеральных органов исполнительной власти РФ входит и органы исполнительной власти субъектов РФ, что обычно констатируется в законах субъектов РФ. Так, например, в части 4 статьи 5 Устава города Москвы сказано, что «исполнительными органами государственной власти города Москвы (органами исполнительной власти города Москвы) являются Правительство Москвы, отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти».
Система органов исполнительной власти устанавливается самими субъектами РФ, но только в соответствии с основами и принципами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов».
___В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшими органами государственной власти субъекта РФ. При этом также в законе субъекта зачастую выделяется должность высшего должностного лица субъекта РФ. В Москве - это мэр, в национальных республиках - Президент, в других субъектах - Губернатор или глава Администрации субъекта РФ.
___Система органов исполнительной власти состоит из Высшего должностного лица субъекта РФ (Мэра, Губернатора, Президента, главы Администрации), Правительства, территориальных органов исполнительной власти.
Высшее должностное лицо субъекта РФ возглавляет высший орган исполнительной власти субъекта РФ - Правительство - и действует на основании Конституции РФ, высшего закона субъекта РФ, а также целого ряда законов России. Он наделяется целым рядом полномочий.
Высший орган исполнительной власти субъекта РФ (обычно это - Правительство субъекта) действует на основе принимаемого самим субъектом РФ специального закона, где закрепляются основные вопросы, касающиеся данного органа.
___Правительство субъекта РФ осуществляет руководство различными сферами жизнедеятельности общества, такими как экономическая, социально-культурная, охрана общественного порядка на территории субъекта РФ; определяет задачи, функции, порядок организации и деятельности и подведомственных организаций; разрабатывает и обеспечивает осуществление мероприятий по совершенствованию системы отраслевого и межотраслевого управления и других областях и сферах жизнедеятельности общества.
___Структурными элементами системы органов исполнительной власти субъектов РФ выступают также отраслевые и функциональные органы исполнительной власти субъектов РФ (министерства, комитеты и иные органы исполнительной власти).