Первичные или непосредственные источники
Эти источники в своей большей части вышли на свет толькок девятнадцатому столетию и постоянно добавлялись к удачнымархеологическим находкам. Следующий перечень не зависит отпорядка открытия первоисточника.
Неоценимую важность для знаний о гностицизме запределами христианской орбиты представляют священные книгимандеев, секты, сохранившейся в области нижнего Евфрата(современный Ирак), не более антихристианской, чемантииудаистской, но включающей в число своих пророковИоанна Крестителя в противоположность Христу, но в егороли. Это только один пример продолжительного существованиягностической религии до настоящего времени. Названиеобразовано от арамейского манда, "знание", так что "мандеи"дословно -- "гностики". Их священные книги, написанныена арамейском диалекте, по языку близки Талмуду исоставляют наибольший корпус -- за возможнымисключением следующей группы -- оригинальныхгностических писаний в нашем распоряжении. Они включают всебя мифологические и догматические трактаты, ритуальное иэтическое учение, литургию и коллекцию гимнов и псалмов,некоторые из которых заключают в себе глубоко волнующуюрелигиозную поэзию.
Постоянно растущая группа источников состоит изхристианских коптско-гностических сочинений, главнымобразом Валентинианской школы или более широкой группы поотношению к которой эта школа является выдающимсяпредставителем. Коптский был египетским местным диалектомпозднего эллинистического периода, происшедшим из смешениядревнего египетского языка с греческим. Продвижение этогонародного языка к использованию как литературного средстваотражает подъем массовой религии против эллинистическинаправленной греческой светской культуры. До недавнеговремени коптские гностические писания в нашем распоряжении,такие как "Pistis Sophia" и "Books of Jeu", представлялиболее низкий и вырождающийся уровень гностической мысли,принадлежащей к закатной стадии размышлений о Софии. Нопозже (около 1945 года) сенсационная находка в Наг-Хаммади(Хенобоскион), в Верхнем Египте, пролила свет на целуюбиблиотеку гностической общины, содержащую коптскиепереводы до настоящего времени неизвестных греческихпроизведений, которые могут быть отнесены к "классической"фазе гностической литературы: среди них одна из главныхкниг Валентина "Евангелие истины" -- если и не самогоВалентина, но определенно восходящая к поколениюоснователей данной школы; о ее существовании и названиибыло известно от Иринея. За исключением одной частиданной рукописи, опубликованной полностью (1956 г.), инекоторых фрагментов из других частей, оставшийсяпространный новый материал (тринадцать рукописей, некоторыефрагментарные, некоторые почти целые, общим числом около1000 листов папируса, представляющих около сорока восьмитрудов) все еще неизвестен. С другой стороны, из однойрукописи, принадлежащей к более старым коптским открытиям,после шестидесяти лет ее нахождения в Берлинском музеесравнительно недавно (относительно первого издания даннойкниги -- 1955 г.) были опубликованы гностические части,из которых наиболее известной является "Апокриф Иоанна",основная работа барбело-гностиков, уже использованнаяИринеем в обзоре этой системы второго столетия. (Это идругие произведения из этой коллекции, несколько позже"Мудрости Иисуса Христа", были также найдены внеопубликованной части библиотеки из Наг-Хаммади -- Апокриф не менее, чем в трех версиях, -- доказательствоуважения, которым он пользовался.)
Также на коптском языке существует библиотекаманихейских папирусов, открытая в Египте в 1930 году,издание которой находится все еще в процессе. Восходящие кчетвертому веку н.э., очень плохо сохранившиеся рукописиобъемом около 3500 страниц сильно напоминаютвоспроизведение одной из собственных книг Мани, известнойпрежде по заглавию и, подобно всем его произведениям,считавшейся безвозвратно потерянной: Кифалая, т.е. "Главы"Книги псалмов ранней манихейской общины; также частьколлекции Гомилий первого поколения после Мани. ПослеСвитков Мертвого моря эта находка является величайшимсобытием в истории религии, предоставленном археологией вэтом поколении. Подобно мандейским, коптские манихейскиекорпусы содержат как само учение, так и поэтическийматериал. В этом случае перевод делался, по-видимому, ссирийского, хотя исключить посредничество греческогоперевода не представляется возможным.
Другой группой более поздних источников манихейскойрелигии этого времени в ее восточной форме явились такназываемые турфанские фрагменты на персидском и тюркском,найденные при исследовании оазиса Турфан в китайской частиТуркестана в начале этого столетия; к ним должны бытьдобавлены китайские тексты, также найденные в Туркестане,свиток гимнов и трактат, названные по имени их открывателяи издателя Пеллио (Пейо). Эти документы -- также еще неизданные полностью -- являются доказательством расцветагностической религии в столь отдаленном регионе, какЦентральная Азия.
Наиболее известный западным ученым корпусгреческих произведений приписывается Гермесу Трисмегисту ичасто упоминается как "Поймандр", но, строго говоря, такназывается лишь первый трактат. Сохранившийся корпус,впервые опубликованный в шестнадцатом веке, представляетсобой остаток египетской эллинистической литературыоткровения, называемой "герметической" благодарясинкретическому отождествлению египетского бога Тота сгреческим Гермесом. Многочисленные ссылки и цитаты упоздних классических писателей, и языческих, ихристианских, увеличивают количество источниковгерметической мысли. Эта литература не в целом, аопределенными своими частями отражает гностический дух. Онасчитается приближенной к алхимической литературе инекоторым греческим и коптским магическим папирусам,имеющим примесь гностических представлений. Герметическийтрактат "Поймандр", несмотря на некоторые признакииудейского влияния, определяется как первый документнезависимого языческого гностицизма.
Существует, наконец, гностический материал в некоторыхапокрифах Нового завета, таких как Деяния Фомы и ОдыСоломона -- в обоих этих случаях находящийся в сферепоэтического и принадлежащий к лучшим выражениямгностического отношения к жизни и вере. Что касается языка,оригинальные источники писались на греческом, коптском,арамейском, персидском, тюркском и китайском.