Тема 12. Элементы демократии в политической структуре Спарты
Особенности Спарты - как олигархического полиса. Большая ретра Ликурга - древнейшая в истории греческого государственного права формулировка принципа народовластия (Ю.В. Андреев). Включение всех спартанских граждан в состав военной элиты и обеспечение их достаточным земельным владением как результат сознательной законотворческой деятельности. Цель реформы - гражданский мир внутри Спарты. Специфика спартанского «народовластия». Демос и аристократические институты. Отказ аристократии от публичной демонстрации богатства. Образ жизни, не провоцирующий социальную зависть.
Чрезмерный демократизм Большой ретры для знати. Реакция традиционных аристократических структур. Ограничение свободы слова в апелле (народном собрании). Право veto царей и геронтов на решения апеллы.
Сосредоточение всех полномочий исполнительной власти у царей и геронтов. Сближение царей с геронтами. Узурпация герусией прав апеллы. Монополизация знатью должностей и авторитета геронтов.
Учреждение эфората – демократического института, ограничивающего власть царей. Расширение его полномочий. Захват эфората знатью.
Тема 13. Кризис полиса и упадок древнегреческой демократии в позднеклассический период (конец V - IV в. до н.э.)
Нарушение социального и политического равновесия в жизни Греции как результат Пелопоннесской войны. Прогрессирующее развитие крупнособственнического рабовладельческого хозяйства. Ускоренное развитие крупного ремесленного производства. Роль военных заказов. Военное время и разорение мелких ремесленников. Рост профессионального ростовщичества к IV в. до н.э.
Рост имущественной дифференциации. Неспособность массы беднеющего демоса нести службу в гражданском ополчении. Роль демоса как активного члена полисного содружества. Превращение демоса из гаранта устойчивости полисной организации в бремя для государства.
Сохранение власти одними и теми же авторитетными политиками. Подрыв торговлей устоев автаркичного существования. Крепнущие политические связи. Создание устойчивого единства (Афинская держава – архэ). Утрата независимости рядом полисов.
Попытки государств воссоздания древних и создания новых политических объединений. Значение исконного областного этнокультурного единства. Попытки частичного преодоления полисного партикуляризма. Сокращение численности гражданского ополчения. Рост значения профессиональных воинов. Появление военачальников с чрезвычайными военными и политическими полномочиями.
Несостоятельность народного собрания в Афинах в качестве органа верховной власти. Его неспособность принимать ответственные решения. Готовность народа к учреждению авторитарного органа. Ограничение народного суверенитета.
Отражение тенденций преодоления полисных норм жизни в идеологии. Распространение представлений о зыбкости и неустойчивости существующих социальных и политических отношений. Представления о благе, справедливости, долге и чести. Осознание нравственного и интеллектуального разложения.
Формирование нового направления в греческой философии. Творчество старших софистов. Сократ. Общественная жизнь как источник материала для диалектических сопоставлений и критических выводов. Развитие общественно-политической теории как науки об обществе. Рационализм и критика социальной философии.
Методологические особенности новой философии. Здравый смысл и оценка происходящих в обществе процессов. Стремление поставить под сомнение абсолютность принятых норм жизни. Критический пересмотр всего сущего. Тезис софиста Протагора: «Человек есть мера всех вещей». Признание за совершенной личностью права на переустройство существующих норм. Противопоставление естественного права, праву, исторически сложившемуся в государстве. Безликое общество и мыслящая личность. Представительные органы власти и наделенный разумом волевой правитель. Боги толпы и собственное рафинированное божество (собственное «я»).