Механизм осуществления политической власти
Власть и оппозиция
Политическая оппозиция — это противодействие, сопротивление действующей государственной власти, противостояние осуществляемому стратегическому курсу с целью заменить его на другой, удовлетворяющий оппозиционные политические организации. Здесь речь идет не о внутрипартийной, а о внутригосударственной политической оппозиции.
Выделяют: В зависимости от степени лояльности к государственной власти: умеренную (конструктивно-критическая, нередко готовая прийти к согласию с властью) и радикальную(непримиримую) (открыто выступает за смену существующего политического курса с целью реализации своей политической линии) политическую оппозицию.
Особую роль приобретает политическая оппозиция в обществе, находящемся в переходном состоянии, когда происходят глубокие изменения всего социально-экономического уклада (строя). В такой ситуации возрастает опасность использования насилия для достижения политических целей. Если же политическая власть запаздывает с формированием механизма обратной связи и модернизацией политических институтов, политическая оппозиция способна активизироваться, ее деятельность может вызвать непредсказуемые последствия.
Оп-ию подразделяют также на легальную (действует открыто, в рамках конституции и других законов) и нелегальную (действует скрытно, нередко применяет методы, неприменимые в цивилизованном обществе).
Чтобы политическая оппозиция была эффективной, недостаточно видеть нерешенные проблемы и критиковать работу государственных органов. Включенность в оппозиционную деятельность предполагает наличие собственного, отличного от официального, видения путей социального прогресса.
Немалая заслуга молодой российской демократии состоит в признании законности разнообразных интересов в обществе, в легальности политической оппозиции, которая сегодня вызвана большими социальными издержками российских радикальных реформ, обнищанием значительной части общества.
Механизм осуществления политической власти
Применительно к обществу механизмом власти выступают система государственных органов и политических институтов, а так же нормативно-правовая база. Активными разработчиками проблемы разделения власти были Локк и Монтескье. Данная система позволяет предотвращать злоупотребление властью, узурпацию одной ветвью власти других и т. п. Реализация разделения власти дает возможность гармонично соединять такие аспекты жизни общества как власть и свобода, государство и личность под углом зрения самоценности последней.
Разделение власти по вертикали - это разделение власти между различными уровнями государственного управления. Всего существует два уровня: общенациональный и местный. Между центром и местными органами власти могут быть промежуточные уровни, например региональный уровень. В этом случае регион (область, край, город) наделяется властью, которая четко определена и защищена от посягательств центрального правительства Конституцией (федеральная система - США, Германия, Россия).
Основным отличием федеративных государств от конфедеративных является отсутствие права на самоопределение субъектами федерации. Если же региональный уровень власти отсутствует или же он слаб, зависим от центра, то такая система власти называется унитарной (Англия). Унитарный тип является одной из самых распространенных форм территориально-политической организации. Характеризуется господством единой системы органов власти и правосудия, руководствующихся едиными правовыми и конституционными нормами. Масштабы централизованности варьируются в разных странах.
По горизонтали - власть распределяется между тремя ветвями власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Носителем законодательной ветви власти выступает парламент (двух или однопалатный).
Исполнительная власть: Особенностью этой ветви власти является то, что она может выступать с законодательной инициативой и издавать постановления.
Судебная власть стоит на страже законности и порядка и представлена судами, выступающими гарантами в разделении властей, опирающимися на право судопроизводства.
Разделение властей может осуществляться и на местном уровне. Органы местного самоуправления (муниципалитета) утверждают местный бюджет и управляют муниципальной собственностью.