III. 6. Зарубежный опыт социальной работы
1. Актуальные проблемы социальной работы: сборник статей и практические рекомендации / под ред. О. И. Бородкиной, И. А. Григорьевой. – СПб. : Скифия, 2005. – 320 с.
В сборнике обсуждаются актуальные проблемы теории и практики социальной работы: новый подход к пониманию профессиональной компетентности социальных служб (Х.-У. Отто), социальная защита населения в странах бывшего СССР: опыт 90-х гг. (Э.Ф. Бурганова), семейная политика в России и Германии (Е.В. Юрченко), сфера социального ухода и здравоохранения Великобритании (С. Карр), вызовы к изменению социальной политики (Д. Баум), социальная работа с мигрантами (М. Науди, Я Ванг). Статьи представлены в авторской редакции на русском или английском языке (резюме на обоих языках).
Предлагаются практические рекомендации по социальной работе с пожилыми людьми.
2. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики / под ред. Ш. Рамон. - М. : Аспект Пресс, 1997. – 256 с.
Книга представляет собой сборник статей, авторы которых анализируют наиболее важные проблемы социальной политики в разных странах современного мира – от Великобритании до Индии.
Социальная работа рассматривается как культурный феномен, новая профессия и академическая дисциплина. Раскрываются проблема плохого отношения с детьми в Армении, понимание и реакция на плохое обращение с пожилыми людьми, социальная интеграция детей-инвалидов в Индии; идеология, политика и практика ухода на дому в Германии.
3. Григорьев, А. Д. История социальной работы: учебное пособие: В 2 ч. Ч. 1 (до начала ХХ .) / А. Д. Григорьев. – Мн.: ТетраСистемс, 2006. – 464 с.
В учебном пособии проанализирован процесс оказания социальной помощи различным категориям нуждающихся на главных этапах исторического развития за рубежом, в России и Белоруссия в период до начала ХХ века. Особое внимание уделено развитию социальной помощи и поддержки на Востоке (Япония, Китай, Индия, мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока), а также в США.
Показано развитие социальной работы по преодолению проявлений социальной патологии (алкоголизма, наркомании, суицида, проституции).
4. Кузьмин, К. В. История социальной работы за рубежом и в России (с древности и до начала ХХ века): учебное пособие / К. В. Кузьмин, Б. А. Сутырин. - М. : Академич. Проект, 2006. – 624 с.
В пособии рассматриваются проблемы эволюции форм и средств социальной помощи и поддержки на материале российской и западноевропейской истории, показаны основные тенденции и закономерности развития социальной работы. Особенностью данного издания является то, что при рассмотрении проблем эволюции форм и средств социальной помощи авторы особое внимание уделяли общему историческому фону, сосредоточившись на тех экономических, политических и социальных потрясениях, которые были характерны для того или иного периода в западноевропейской и российской истории. Работа охватывает временной промежуток с древнейших времен развития человеческой цивилизации до начала ХХ века, то есть до того времени, когда социальная работа вступает в принципиально новый этап своего развития.
5. Мустаева, Ф. А. Основы социальной педагогики: учебник / Ф. А. Мустаева. –2-е изд., перераб. и доп. - М. : Академ. Проект, 2001. – 416 с.
Раздел III освещает социальную работу в США – социальную работу с семьей и в школе, молодежную политику, программы и социальные службы для социально опасных подростков, подготовку кадров социальных работников.
Раскрывает особенности социальной работы в Германии, деятельность социальных служб; социальную помощь детям подросткам и их семьям, социальную защиту детей, подготовку кадров социальных работников. Знакомит с организацией социальной работы и подготовкой кадров социальных работников во Франции. Анализирует деятельность социальных служб, социальная работа в школе и с инвалидами, подготовка кадров социальных работников в Великобритании.
Рассматривает социальную работу в общине, деятельность социальных служб, подготовку кадров социальных работников в Швеции.
6. Настоящее и будущее социальных технологий: материалы международной научно-практической конференции / под ред. А. С. Тургаева [и др.]. - СПб. : Изд-во СЗАГС, 2008. – 192 с.
В III разделе сборника "Традиции и инновации в социальной работе" вошли статьи, освещающие шведский опыт социальной работы: Разработка шведскими учеными теоретических основ изучения проблем социального развития и социальной работы (Козырева Л.Д.), Особенности патронажной семьи в Швеции (И. Хейер).
7. Обучение практике социальной работы: международный опыт и перспективы / под ред. М. Доэла, С. Шардлоу; пер. с англ. Ю. Б. Шапиро. – М. : Аспект Пресс, 1997. – 223 с.
I раздел содержит конкретные примеры практической подготовки социальных работников в Чешской Республике, Гонконге и КНР. Во II разделе – учение и обучение социальных работников.
Общие принципы практической подготовки социальных работников рассмотрены в III разделе, анализируется калифорнийский опыт реинтеграции подготовки социальных работников с общественной системой социальных служб и возможности его использования в России.
8. Обучение социальной работе: преемственность и инновации / под ред. Ш. Рамон, Р. Сари; пер. с англ. Ю. Б. Шапиро. - М. : Аспект Пресс, 1996. – 157 с.
Книга содержит статьи, написанные ведущими специалистами по обучению социальной работе из британских и американских университетов, пришедшими в преподавательскую деятельность из практической социальной работы.
9. Основы социальной работы: учебник / отв. ред. П. Д. Павленок. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2006. – 560 с.
Раздел IV учебника освещает общее и особенное в зарубежном опыте социальной работы в Северной, Южной Америке (США, Канада, Чили) и Европе (Великобритания, Германия, Норвегия, Исландия, Швеция, Чехия) и социальную работу в Азии на примере Республики Корея.
10. Принцип активизации в социальной работе / под ред. Ф. Парслоу; пер. с англ. – М. : Аспект Пресс, 1997. – 223 с.
Принцип активизации в социальной работе – западноевропейское понятие, но страны переходящие к капиталистической экономике тоже должны развивать те стороны гражданского общества, благами которых пользуются западноевропейские страны.
Рассматриваются принцип активизации на примере США (гл. 3), практическое использование принципа активизации на примере Гонконга (гл.4), проблема работы с женщинами в Армении (гл. 5); положение престарелых (гл.6), работа в семьях с детьми "группы риска" (гл. 7), работа с вьетнамскими переселенцами (гл. 10) в Великобритании.
11. Россия и Швеция: из теории и практики социальной работы: сборник статей / под ред. А. В. Клюева, А. С. Тургаева, М. Франсен. - СПб. : Изд-во СЗАГС, 2008. – 220 с.
Статьи, содержащиеся в сборнике, посвящены актуальным социальным проблемам и вопросам социальной работы, осуществляемой в России и Швеции. Материалы сборника отражают итоги совместной работы в рамках реализации Висби-программы Шведского института. В них раскрывается специфика социальной работы с различными группами населения, нуждающимися в социальной защите и поддержке.
12. Симонова, Т. М. Социальные проблемы в социологии и в социальной работе: определение, анализ, решение / Т. М. Симонова. - СПб. : Роза мира, 2005. – 241 с.
В главе 4 социальная проблема рассматривается в концептуальных подходах зарубежной социальной работы (американская и европейская модели социальной работы) и адаптации зарубежных подходов к определению и операционализации понятия социальной проблемы.
13. Словарь социального педагога и социального работника / под ред. И. И. Калачевой, Я. Л. Каминского, А. И. Левко. – Минск: "Беларуская Энцыклапедыя", 2003. – 253 с.
Данное издание – это первая попытка представить и систематизировать понятия и скрывающиеся за ними понятия и скрывающиеся за ними явления, с которыми встречаются в практической деятельности социальные педагоги и социальные работники Республики Беларусь. Здесь показана сущность различных сторон социального развития и функционирования общества, процессов формирования и социализации личности. Словарь включает около 200 терминов и понятий. Значительное место занимают термины, касающиеся теоретических аспектов социальной педагогики и социальной работы, профессиональной культуры социальных работников, методов их деятельности и функциональных характеристик.
14. Социальная работа: теория и организация: пособие для студентов / под ред. П. П. Украинец, С. В. Лапиной. – 2-е изд. – Минск : ТетраСистемс, 2007. – 288 с.
В книге изложены актуальные проблемы теории и практики социальной работы в Республике Беларусь. Даны методологические основы современной социальной деятельности. Проанализированы социальные проблемы различных групп населения. Рассмотрено становление социальной работы как профессиональной деятельности. Описана организационно-управленческая деятельность в системе социальной защиты.
15. Социальная работа: теория и практика: учебное пособие / отв. ред. Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. - М. : ИНФРА-М, 2001. – 427 с.
В разделе VI учебного пособия освещается зарубежный опыт социальной работы: социальная работа как неотъемлемая часть общественного устройства зарубежных стран, методологические аспекты изучения зарубежного опыта социальной работы, теоретические модели и основные направления практической социальной работы за рубежом.
16. Тетерский, С. В. Введение в социальную работу: учебное пособие / С. В. Тетерский. - М. : Академич. Проект, 2006. – 496 с.
Автор учебного пособия проводит анализ изучения и использования зарубежного опыта социальной работы (занятие 28, 39), профессиональной подготовки в области социальной работы (занятие 29); международных документов, международных организаций в социальной сфере, международного сотрудничества в решении социальных проблем молодежи, пожилых, инвалидов и укрепления семьи (занятия 30-32).
17. Фирсов, М. В. История социальной работы: учебное пособие / М. В. Фирсов. - М. : Академ. Проект, 2004. – 608 с.
В учебном пособии анализируется историческое развитие практики общественной помощи, благотворительности, социального обеспечения и социальной работы с древнейших времен; история становления теории социальной работы за рубежом, исторические этапы развития социального образования в европейских странах и США.
18. Целых, М. П. Социальная работа за рубежом. Соединенные Штаты Америки / М. П. Целых. - М. : Академия, 2007. – 128 с.
В учебном пособии рассматриваются историко-педагогические проблемы становления социальной работы и системы профессионального образования социальных работников в США. Раскрывается сущность исторических и социокультурных предпосылок, обусловивших генезис и становление социальной работы как профессии и системы профессионального образования социальных работников в США в конце XIX – первой трети XX в. Особое внимание уделено эволюции теоретико-методологических основ социальной работы и соответствующего организационно-методического оформления профессионального образования. Обосновываются актуальность и педагогическая ценность исторического опыта США для современной отечественной социально-педагогической теории и практики.
19. Циткилов, П. Я. История социальной работы: учебное пособие / П. Я. Циткилов; под общ. ред. В. И. Жукова. - Ростов н/Дону: Феникс, 2006. – 448 с.
Автор стремился дать целостную картину становления и развития социальной помощи с древнейших времен до наших дней. Освещение современного зарубежного опыта социальной работы не ограничилось показом западных моделей социономической практики. Выделены и обоснованы такие модели социальной работы как японская, латиноамериканская и др.; особенности социальной работы в Великобритании и США; модели социальной защиты в Китае, арабско-мусульманском мире, в странах Африки.
20. Штетцель, Б. Социальная работа и психология: теоретические и прикладные аспекты: учебно-методическое пособие для учащихся и практиков социальной сферы / Б. Штетцель. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005. – 216 с.
Книга посвящена фундаментальным проблемам социальной работы и педагогики, в ней комплексно раскрываются ключевые тенденции их развития и определяются перспективы в XXI веке. Освещаются этические основы социальной деятельности, рассматриваются концепции современной молодежной работы, а также внедрение менеджмента качества в практическую деятельность социальных организаций. В ней содержатся ответы на актуальные вопросы теоретического и прикладного характера. Кроме того, книга имеет существенное методическое значение для модернизации преподавания в высшей школе, особенно на основе современных информационных технологий.
В конце – глоссарий специальных терминов.
Статьи из журналов
1. Боровский, М. Профилактика социальной дезадаптации безнадзорных детей в опекунском центре спасательных служб в Польше / М. Боровский// Отечественный журнал социальной работы. - 2007. - № 4. - С. 78-83
2. Витвар, О. И. Переосмысление мирового опыта социальной адаптации семьи ребенка-инвалида в российских условиях / О. И. Витвар //Отечественный журнал социальной работы. - 2006. - № 1. - С. 26-30
3. Встреча экспертной рабочей группы по вопросам волонтерской деятельности и социального развития // Работник социальной службы. - 2001. - № 4. - С. 76-88
4. Гетманенко, Е. С. Адаптация людей с ограниченными возможностями как задача современного государства / Е. С. Гетманенко // Вестник МГУ. Сер. Управление (государство и общество). - 2008. - № 4. - С. 75-84 (Опыт Германии)
5. Калинкина, М. Как живут подопечные в детских домах Германии? (на примере детдома г. Бонна) / М. Калинкина // Городское управление. - 2006. - №10. - С. 21-25
6. Кодекс этики Национальной ассоциации социальных работников США // Работник социальной службы. - 2003. - № 4. - С. 84-112
7. Лалли, А. "Case management" - новое понятие или просто иная формулировка? / А. Лалли, И. Чейз // Социальное обслуживание. - 2008. - № 1. - С. 90-96
8. Мортон, Томас Д. Эволюция устройства на патронатное воспитание в обществе с развитой системой социальной защиты / Томас Д. Мортон // Социальное обслуживание. - 2008. - № 2. - С. 65-79 (На примере США)
9. Мясоедова, Е. А. Зарубежный опыт деятельности социальных служб и возможности его использования в России / Е. А. Мясоедова //Социальное обслуживание. - 2006. - № 2. - С. 49-57
10. Осипова, И. И. Подходы к защите детства и предотвращению преступности несовершеннолетних в Великобритании / И. И. Осипова //Отечественный журнал социальной работы. - 2006. - № 4. - С. 68-75
11. Саевец, О. М. Подготовка специалистов как фактор профессионализации социальной работы (опыт белорусско-датского сотрудничества) / О. М. Саевец // Отечественный журнал социальной работы. - 2008. - № 8. - С. 77- 85
12. Светкина, Г. Д. Международное сотрудничество - важный фактор совершенствования социального обслуживания / Г. Д. Светкина //Работник социальной службы. - 2002. - № 1. - С. 38-48
13. Трушкина, С. В. Матери, отказывающиеся от своих новорожденных детей, как объект социальной работы в США и России / С. В. Трушкина // Социальное обслуживание. - 2008. - № 3. - С. 79 -89
14. Тэмплмэн, Ш. Б. Ранняя история социальной работы в США и социальная работа в современной России: параллели и различия (субъективный взгляд американского исследователя) / Ш. Б. Тэмплмэн// Отечественный журнал социальной работы. - 2006. - № 2. - С. 79-85
15. Шахова, С. А. Программа обучения кадров для учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: с использованием опыта Великобритании / С. А. Шахова // Работник социальной службы. - 2004. - № 1. - С. 88-107
16. Шеляг, Т. В. Зарубежный опыт организации социальной участковой службы / Т. В. Шеляг// Социальное обслуживание. - 2007. - № 2. - С. 74-78