Социально-медицинская работа
1. Артюнина, Г. П. Основы социальной медицины: учебное пособие / Г. П. Арутюнина. - М. : Академ. проект, 2005. – 576 с.
Изложены общие вопросы социальной медицины: основные понятия, значение образа жизни, экологии и наследственности в формировании общественного здоровья. Рассмотрены принципы организации базовой модели медико-социальной работы, медико-социальной экспертизы, а также содержание и вопросы организации медико-социальной работы. Описаны основы ухода за больными на дому.
В приложениях – универсальная аптечка и словарь медицинских терминов.
2. Беззубик, К. В. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы: учебное пособие / К. В. Беззубик. – М. : ИНФРА-М, 2008. – 168 с.
В пособии раскрываются теоретико-методологические и практико-ориентированные аспекты социальной работы в ее основных направлениях. Представлены содержание и современные методики психосоциальной и медикосоциальной работы в социальной сфере, современная концепция терапии наркологических заболеваний Особое внимание уделено медико-психологической работе с детьми с ограниченными возможностями.
3. Келлер, А. А. Медицинская экология / А. А. Келлер, В. И. Кувакин. – СПб. : PETROC, 1999. – 256 с.
В книге рассматриваются современная концепция и теоретико-методологические основы медицинской экологии. Дается классификация основных экологических факторов риска окружающей среды для здоровья людей, социальные аспекты медицинской экологии, медико-экологические последствия катастроф и медико-экологические проблемы Северо-Запада России.
4. Малофеев, В. И. Социальная экология: учебное пособие / В. И. Малофеев. - М. : Маркетинг, 2002. – 260 с.
В издании дан анализ ключевых социально-экологических проблем, приводятся практические примеры возникновения экологических кризисов, рассматриваются проблемы экологической безопасности и воздействие этих проблем на состояние окружающей среды и здоровье человека.
Тема 10 рассматривает взаимодействие социальной экологии и социальной работы – последствия взаимодействия человека с окружающей средой как одно из направлений социальной работы, взаимосвязь социальной и экологической политики государства.
5. Мартыненко, А. В. Теория медико-социальной работы: учебное пособие / А. В. Мартыненко. - М.: Моск. Психолого-социальный институт, 2006. – 160 с.
В учебном пособии изложены теоретические основы отечественной медико-социальной работы как нового вида профессиональной деятельности. Представлены обоснование теории, основные понятия и категории, концепция и базовая модель медико-социальной работы, а также модель специалиста социальной работы, участвующего в оказании медико-социальной помощи. Описывается отечественный исторический опыт становления медико-социальной помощи.
В приложении: программа учебного курса "Теория медико-социальной работы" и примеры дифференциации базовой модели медико-социальной работы, примерная должностная инструкция (регламент) специалиста социальной работы, участвующего в оказании медико-социальной помощи.
6. Мовчан, В. Н. Экология человека: учебное пособие / В. Н. Мовчан. - 2-е изд. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2006. – 292 с.
В учебном пособии рассматриваются медико-биологические основы экологии человека, приемы изучения состояния здоровья населения, обсуждены проблемы экологического риска здоровью. Отдельная глава посвящена проблемам урбанизированных территорий и их связи со здоровьем человека.
7. Ткаченко, В. С. Основы социальной медицины: учебное пособие / В. С. Ткаченко. – М. : ИНФРА-М, 2004. – 368 с.
Учебное пособие посвящено основным проблемам социальной медицины в Российской Федерации. Оно включает общие характеристики состояния здоровья различных категорий населения, методы и критерии его оценки, ведущие факторы, влияющие на него, организацию здравоохранения и охрану здоровья, медико-социальные проблемы наиболее уязвимых слоев населения, социально-медицинская помощь гражданам в чрезвычайных ситуациях. Описаны механизмы, воздействующие на здоровье населения через государственные и негосударственные структуры.
8. Холостова, Е. И. Социальная геронтология: учебное пособие / Е. И. Холостова, В. В. Егоров, А. В. Рубцов. - М. : Дашков и К, 2005. – 296 с.
Учебное пособие содержит изложение основных проблем социальной геронтологии, а также профилактики старения и социальной работы с пожилыми людьми. Особое место уделяется социально-медицинским проблемам пожилого возраста, развитию технологий профилактики старения.
9. Черносвитов, Е. В. Социальная медицина: учебник / Е. В. Черносвитов. - М. : Академ. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 624 с.
В учебнике социальная медицина рассматривается как область медицинской науки и практики и социальной работы. Она занимает одно из главных мест в подготовке социального работника, являясь самостоятельной дисциплиной, как в структуре медицинского знания, так и в системе социальной практики. Социальный врач не занимается лечением больных, поэтому он имеет дело не с пациентами, а с клиентами.
Цель прикладной социальной медицины – обучить социального работника основам практической социальной медицины.
В приложениях - учебно-методические материалы по курсу "Социальная медицина", ключевые слова и понятия.
10. Яцемирская, Р. С. Социальная геронтология (лекции): учебное пособие / Р. С. Яцемирская. – М. : Академ. Проект, 2006. – 320 с.
Целью учебного пособия является ознакомление будущих специалистов с биосоциальной сущностью старения и старости; со своеобразием социальных, психологических и медицинских проблем пожилого и старческого возраста. Гл. 3 посвящена медицинским проблемам пожилого и старческого возраста.
Статьи из журналов
1. Большова, Т. Е. Социальное здоровье населения как цель функционирования института социальной работы / Т. Е. Большова //Отечественный журнал социальной работы. - 2007. - № 2. - С. 17-21
2. Гаврилова, Е. В. Деятельность специализированного отделения социально-медицинского обслуживания граждан пожи лого возраста и инвалидов / Е. В. Гаврилова, О. А. Митрофанова, А. И. Паскарь // Работник социальной службы. - 2007. - № 4. - С. 41-44
3. Горбачева, Л. М. Роль реабилитационного центра в комплексной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями / Л. М. Горбачева// Работник социальной службы. - 2007. - № 3. - С. 30-43
4. Испулова, С. Н. Опыт социально-медицинской реабилитации детей и подростков / С. Н. Испулова, Н. Р. Набиева // Социальное обслуживание. - 2007. - № 2. - С. 60-64
5. Калякина, Т. В. Хоспис на дому / Т. В. Калякина// Работник социальной службы. - 2005. - № 4. - С. 22-24
6. Кизилова, Л. В. Реабилитационные технологии как важная составляющая часть инновационной деятельности центра социального обслуживания / Л. В. Кизилова // Работник социальной службы. - 2008. - № 2. - С. 7-14 (Работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья)
7. Лобанов, С. Эффективная модель медико-реабилитационной помощи пострадавшим на производстве / С. Лобанов // Человек и труд. – 2005. - № 5. – С.31-34
8. Малыхин, В. П. Модернизация технологий социальной работы по проблемам профилактики преждевременного старения / В. П. Малыхин// Отечественный журнал социальной работы. - 2006. - № 3. - С. 52-57
9. Мартыненко, А. В. Исследование теоретических и организационно-методических основ медико-социальной работы / А. В. Мартыненко //Отечественный журнал социальной работы. - 2007. - № 1. - С. 15-29
10. Программа совместных действий муниципального учреждения "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Семья" и Гороховецкого районного отделения Владимирской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов по социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов "Окно в мир" / И. А. Станкевич [и др.] // Работник социальной службы. - 2006. - № 4. - С. 39-54
11. Садилова, О. А. Духовно-нравственное направление в работе реабилитационного центра / О. А. Садилова // Работник социальной службы. - 2007. - № 4. - С. 26-31 (Реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями)
12. Сафронов, А. А. Медико-социальные услуги в консультативно-диагностических центрах / А. А. Сафронов // Отечественный журнал социальной работы. - 2008. - № 1. - С. 59-64
13. Сафронов, А. А. Медико-социальные характеристики качества жизни, связанные со здоровьем пациентов / А. А. Сафронов //Отечественный журнал социальной работы. - 2008. - № 2. - С. 72-76
14. Туленкова, Т. Е. Комплексное медико-социальное сопровождение семьи в период подготовки к родительству / Т. Е. Туленкова //Отечественный журнал социальной работы. - 2007. - № 1. - С. 79-84
15. Туленкова, Т. Е. Организация раннего сопровождения семьи как форма профилактики детской инвалидности / Т. Е. Туленкова //Отечественный журнал социальной работы. - 2008. - № 2. - С. 64-68
16. Цыбульская, И. С. Социальные девиации и здоровье детей / И. С. Цыбульская, Е. В. Бахадова, В. Е. Азарко // Отечественный журнал социальной работы. - 2008. - № 1. - С. 14-23 (Приводятся статистические данные: физическое развитие подростков, наличие эндокринных расстройств, заболевание туберкулезом, темпы роста токсикомании и наркомании с 1993 по 2001 гг.)
17. Юдакова, С. В. Точка опоры: опыт работы с родителями в процессе реабилитации детей-инвалидов / С. В. Юдакова// Работник социальной службы. - 2005. - № 3. - С. 38-46
III. 2. Социальная работа как профессия (обучение, переподготовка). Кадровое обеспечение социальной работы
1. Зарецкий, А. Д. Менеджмент социальной работы: учебное пособие / А. Д. Зарецкий. - 2-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Дону: Феникс, 2008. – 187 с.
В книге освещается организационно-административная и управленческая система социальной работы в России. Рассматриваются организационное поведение в системе социальных служб, управление персоналом в системе социальной работы, исторические аспекты кадрового менеджмента, профессионализм и аттестация специалистов по социальной работе.
2. Золотарева, Т. Ф. Практика в системе подготовки специалистов социальной работы в ВУЗе: учебно-методическое пособие / Т. Ф. Золотарева. - 3-е изд. - М. : Дашков и К, 2004. – 128 с.
В работе обсуждаются основные проблемы подготовки специалистов социальной работы. Приводится авторская программа практики для вузов, рекомендации по ее проведению в процессе обучения студентов. В приложениях: основы профессионально-этической работы социального работника России; должностные обязанности специалиста по социальной работе; самоисследование психосоциальным работником реакций на перемены, потери и утраты; примерное положение о практике по специальности.
3. Клейберг, Ю. А. Девиантология: хрестоматия / Ю. А. Клейберг. - СПБ. : Речь, 2007. – 412 с.
Первое в России отечественное издание, в котором сосредоточены диссертационные исследования по проблемам девиантного поведения и ориентирована на использование содержащихся в ней материалов для практической профессиональной подготовки специалистов. В то же время материалы хрестоматии призваны способствовать более полному изучению курсов: "Технология социальной работы", "Психология девиантного поведения", "Профилактика и коррекция девиантного поведения", "Основы суицидологии" и др.
4. Клиническая психология в социальной работе: учебное пособие / под ред. Б. А. Маршинина. - М. : Академия, 2002. – 224 с.
Проблемы социальной работы напрямую связаны с проблемами клинической психологии, особенно в сфере оказания практической помощи населению. Изложены современные знания по отдельным областям клинической психологии, применимые в социальной практике. Глава 3 освещает частные клинико-психологические проблемы социальной практики. В этой главе рассмотрены также некоторые положения аналитического направления в психологии, которые могут помочь социальному работнику в общении с людьми, понимании их личностных проблем, в выборе адекватной стратегии оказания помощи и психологической поддержки.
5. Клушина, Н. П. Организация практики студентов по социальной работе: учебное пособие / Н. П. Клушина, В. С. Ткаченко. - М. : ВЛАДОС, 2004. – 127 с.
Учебное пособие разработано на основе опыта вузов при подготовке специалистов по социальной работе. Содержит методологическое обоснование и характеристику условий проведения практики студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа». Организационные принципы и документальное сопровождение изложены в приложениях.
6. Кравченко, А. И. Социальная работа: учебник / А. И. Кравченко. - М. : ТК Велби; Проспект, 2008. – 416 с.
В учебнике системно и полно излагается курс "Социальная работа": теория, технология, правовые основы и менеджмент социальной работы. 2-я глава рассматривает вопросы обучения и подготовки кадров – обучение социальных работников за рубежом, предметная и профессиональная специализация, научные основания и практические проблемы социальной работы.
7. Курбатов, В. И. Социальная работа: учебное пособие / В. И. Курбатов. - М.: Дашков и К; Ростов н /Дону: Наука-Пресс, 2006. – 480 с.
В 1-й части учебника освещаются исторический и теоретический аспекты социальной работы как профессиональной деятельности, науки и учебной дисциплины; как практической реализации философии прав человека. Исследуется система социальной работы, ее нравственно-гуманистический характер; социальная работа в поисках нового качества социальной политики.
8. Малофеев, В. И. Социальная экология: учебное пособие / В. И. Малофеев. - М. : Маркетинг, 2002. – 260 с.
Специалист по социальной работе должен оказывать консультативную помощь в решении задач по охране природы и природопользованию, уметь в экстремальных условиях найти правильное решение, касающееся социальной защиты населения. Ведь социальная работа – это профессиональная деятельность, направленная в первую очередь на профилактику и оказание самой различной помощи людям, пострадавшим от экологических взрывов, попавшим в чрезвычайные ситуации, катастрофу, в экстремальные условия.
Тема 10 рассматривает взаимодействие социальной экологии и социальной работы – последствия взаимодействия человека с окружающей средой как одно из направлений социальной работы, взаимосвязь социальной и экологической политики государства.
9. Манько, Ю. В. Теория и практика социальной работы / Ю. В. Манько, К. М. Оганян. - СПб. : Петрополис, 2008. – 276 с.
В пособии раскрываются основные проблемы теории и практики социальной работы как теории и профессиональной деятельности. Во 2-й главе рассматривается социальный работник как основной субъект профессиональной деятельности, профессиональные требования к специалисту по социальной работе. В Практикуме – субъекты и объекты социальной работы, межличностные отношения, этика социальной работы. В приложениях – план профессиограммы.
10. Медведева, Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы: учебное пособие / Г. П. Медведева. - М. : Академия, 2007. – 272 с.
Учебное пособие посвящено рассмотрению профессионально-значимых ценностей социальной работы - понятие, сущность, роль и место долга в социальной работе; профессионально-этические требования, этико-ценностное регулирование в системе социальной работы, этикет в социальной работе.
В приложении – тесты по дисциплине "Профессионально-этические основы социальной работы".
11. Медведева, Г. П. Этика социальной работы: учебное пособие / Г. П. Медведева. - М. : ВЛАДОС, 1999. – 208 с.
Книга является первым отечественным пособием, посвященным исследованию этических основ социальной работы как специфического вида профессиональной деятельности. В нем рассматриваются основные проблемы этики социальной работы, отечественный и зарубежный профессиональные этические кодексы; раскрыты как теоретические, так и практические аспекты деятельности социального работника с точки зрения профессиональной этики и морали, сущность и содержание его профессионального долга.
В приложении: этикет социального работника, принципы и стандарты этики социальной работы, профессионально-этический кодекс социального работника России.
12. Менеджмент социальной работы: учебное пособие / под ред. Е. И. Комарова, А. И. Войтенко. - М. : ВЛАДОС, 2001. – 288 с.
В учебном пособии рассматриваются функции, структура и методы управления социальной работой. Особое место уделено управлению персоналом – кадры и кадровый менеджмент, системный подход к развитию персонала и аттестация работников. Освещается проблема мотивации социальной работы – мотивация труда, методы исследования мотивации, система оценки и оплаты труда «полевых» социальных работников, примеры положений о премировании и о Почетной грамоте.
13. Никитин, В. А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов: учебно-методическое пособие / В. А. Никитин. – М., 2002. – 236 с.
2-я глава пособия раскрывает проблемы развития высшего профессионального образования в области социальной работы – взаимосвязь социального образования и социальной политики, содержание и критерии эффективности высшего профессионального образования, состояние и проблемы совершенствования государственного образовательного стандарта образования, проблемы учебно-методического обеспечения подготовки специалистов, разработка оценочных средств по аттестации выпускников по специальности «социальная работа», качество образования в области социальной работы. В приложениях – приказ Минобразования от 07.08. 1991г. № 376 об открытии специальности "социальная работа", государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования.
14. Никишина, В. Б. Психодиагностика в системе социальной работы: учебное пособие / В. Б. Никишина, Т. Д. Василенко. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 208 с.
Пособие содержит комплекс методик, позволяющих проводить работу с различными категориями населения, они ориентированы на решение многообразных психодиагностических и консультационных задач, встающих перед специалистами по социальной работе.
В V главе пособия представлены методы диагностики профессиональной адаптации социальных работников, позволяющие оценить уровень сформированности у них профессионально важных качеств, а также определить влияние деятельности этих специалистов на их индивидуальные особенности. Пособие будет способствовать повышению профессионального уровня специалистов, обеспечивая их деятельность необходимым психодиагностическим инструментарием.
15. Обучение практике социальной работы: международный опыт и перспективы / под ред. М. Доэла, С. Шардлоу; пер. с англ. Ю. Б. Шапиро. – М. : Аспект Пресс, 1997. – 223 с.
Помещенные в сборнике статьи позволяют получить достаточно полное представление о сложившихся в мире профессионально-образовательных программах подготовки социальных работников. Авторы делают вывод о необходимости ориентировать профессиональную подготовку специалиста на формирование его личности. В I разделе приводятся конкретные примеры практической подготовки социальных работников, во II разделе – учение и обучение, в III разделе – общие принципы практической подготовки социальных работников.
16. Обучение социальной работе: преемственность и инновации / под ред. Ш. Рамон, Р. Сари; пер. с англ. Ю. Б. Шапиро. - М. : Аспект Пресс, 1996. - 157 с.
Книга содержит десять статей, посвященных важной научной, теоретической и практической проблеме – обучению социальной работе. В сборник включены рекомендации по проведению практических занятий, а также освещен ряд теоретических аспектов социальной работы.
17. Основы социальной работы: учебное пособие / под ред. Н. Ф. Басова. - 3-е изд., испр. – М. : Академия, 2007. – 288 с.
В пособии рассматривается социальная работа как феномен современного мира и как профессиональная деятельность, специалист по социальной работе как субъект профессиональной деятельности, клиент как объект профессионального взаимодействия социального работника. Представлены ведущие направления социальной работы - помощь семье, молодежи, престарелым, безработным, мигрантам.
18. Основы социальной работы: учебник / отв. ред. П. Д. Павленок. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2006. – 560 с.
Раздел III учебника анализирует управление социальной работой и ее кадрами, подготовку социальных работников в России (становление системы и опыт подготовки социальных работников), профессиональный портрет и духовно-нравственные качества социального работника.
19. Павленок, П. Д. Введение в профессию "Социальная работа": курс лекций / П. Д. Павленок. - М. : ИНФРА-М, 1998. – 174 с.
Книга содержит 8 глав, в которых социальная работа рассматривается как наука, учебная дисциплина, вид практической деятельности, а также как система, анализируются теоретико-методологические аспекты истории социальной работы в России и за рубежом, показана взаимосвязь социальной политики современного российского государства и социальной работы. Отдельные главы посвящены технологиям и эффективности социальной работы. Раскрывается система подготовки социальных работников в стране. В заключительной главе приведены требования к профессиональным и духовным качествам социальных работников.
20. Павленок, П. Д. Теория, история и методика социальной работы: избранные работы 1991-2005 гг. : учебное пособие / П. Д. Павленок. - 5-е изд., доп. - М. : Дашков и К, 2006. – 476 с.
Раздел I представляет методологические основы социальной работы – социальную работу как профессиональный вид деятельности, как науку и учебную дисциплину.
Раздел III освещает управление социальной работой и ее кадры. Рассматриваются подготовка социальных работников в России, гуманитаризация образования и ее роль в подготовке социальных работников, профессиональные и духовно-нравственные качества социального работника.
В разделе IV – краткий словарь терминов по социальной работе, в приложениях методические материалы и рабочие программы дисциплин по социологическим методам и технике изучения проблем социальной работы.
21. Палехова, П. В. Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебное пособие / П. В. Палехова [и др.]. – М. : ИНФРА-М, 2008. – 128 с.
Раздел 3.2 рассматривает кадровое обеспечение социальной работы – организационные структуры управления персоналом, деятельность специалистов по социальной работе, квалификационные требования, права социальных работников.
22. Пантелеева, Т. С. Экономические основы социальной работы: учебное пособие / Т. С. Пантелеева, Г. А. Червякова. - М. : ВЛАДОС, 1999. – 160 с.
Важным требованием к социальным работникам, к их профессиональной подготовке, является овладение экономическими знаниями. Рассматриваются вопросы социального развития и социальной ориентации экономической политики государства, система социальной защиты населения, понятие и сущность экономического пространства социальной работы. Отдельная глава (гл. 4) включает темы по кадровому обеспечению, оплате труда социальных работников.
23. Социальная конфликтология: учебное пособие / Н. П. Дедов [и др.]; под ред. А. В. Морозова. - М. : Академия, 2002. – 336 с.
В учебном пособии предпринята попытка обобщить накопленные знания в области психологии конфликта и предложить наиболее интересную и значимую информацию студентам, преподавателям и специалистам.
Предлагаются теоретические и практические подходы к разрешению конфликтных ситуаций в социальной сфере: системы «специалист - клиент», «специалист-специалист», "специалист - руководитель". В конце книги – краткий словарь терминов.
24. Социальная психология: учебное пособие / под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. - 5-е изд. - М. : Академия, 2007. – 600 с.
В учебном пособии с современных позиций излагаются социально-психологическая теория и основные направления прикладной социальной психологии. Рассматриваются социально-психологические теории личности, система отношений и общения, социальная напряженность и конфликты, природа социальных влияний, дается характеристика социальных институтов и общностей, раскрываются основы социально-психологической диагностики, воздействия и консультирования.
25. Социальная работа: учебное пособие / под ред. Н. Ф. Басова. – М. : Дашков и К, 2008. – 364 с.
В учебном пособии раскрываются основы истории, теории и технологии социальной работы, содержание работы с различными категориями граждан. Особое внимание уделено профессионально-этическим основам социальной работы; организации, управлению и администрированию в социальной работе.
26. Теория социальной работы: учебник / под ред. Е. И. Холостовой. - М. : Юристъ, 2001. – 334 с.
Учебник содержит изложение основных проблем и вопросов теории и методики социальной работы. Рассматривает социальную работу как профессиональную и добровольческую деятельность, учебную дисциплину. Особое внимание уделяется личности социального работника, его профессиональным и духовно-нравственным качествам; формированию многоуровневой системы подготовки специалистов социальной работы; инновационным формам подготовки кадров.
27. Тетерский, С. В. Введение в социальную работу: учебное пособие / С. В. Тетерский. - М. : Академич. Проект, 2006. – 496 с.
Учебное пособие освещает основные проблемы теории социальной работы. Социальная работа рассматривается как профессия. Особое внимание уделено личности социального работника как субъекта социальной реальности, отечественному и зарубежному опыту подготовки специалистов в области социальной работы, приводится этический и профессиональный кодекс социального работника; взаимодействие социальной работы и педагогики, их профессиональное общение. Для лучшего усвоения учебного материала в учебном пособии содержатся вопросы для самостоятельной подготовки, упражнения, практические задания, ситуации, психологические тренинги, деловые игры, описание групповых и коллективных форм работы с обучающимися.
28. Фирсов, М. В. Теория социальной работы: учебное пособие / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. - 3-е изд. - М. : Академ. Проект, 2007. - 512 с.
Учебное пособие посвящено теории и методам социальной работы, которые имеют актуальное значение для подготовки профессионалов в этой области. В IV разделе социальный работник рассматривается как профессионал в области социальной работы. Освещаются проблемы профессионального воспитания и обучения специалиста, коммуникативная профессиограмма социального работника, профессионализм в социальной работе, профессиональный риск в этой сфере.
29. Холостова, Е. И. Практикум по социальной работе / Е. И. Холостова. - М. : Дашков и К, 2007. – 296 с.
В практикуме рассматриваются основные вопросы по теории, технологии, менеджменту социальной работы с различными категориями населения, приведены различные методики и модели, ситуационные задачи. Им можно пользоваться на практических и семинарских занятиях студентов.
30. Холостова, Е. И. Профессионализм в социальной работе: учебное пособие / Е. И. Холостова. - М. : Дашков и К, 2006. – 236 с.
В учебном пособии анализируются духовно-нравственный портрет специалиста социальной работы, его профессиональные качества, специфика навыков и умений работы с различными категориями населения, а также система подготовки данной категории специалистов как в России, так и за рубежом. В приложении – нормативные акты по подготовке и переподготовке специалистов в области социальной работы, советы начинающему специалисту.
31. Холостова, Е. И. Социальная работа: учебное пособие / Е. И. Холостова. - 4-е изд. - М. : Дашков и К, 2008. – 860 с.
В VII разделе пособия освещается управление социальной работой и подготовка кадров – менеджмент в социальной работе, проблемы формирования профессионализма, подготовка специалистов по социальной работе, личностные качества социального работника и духовно-нравственный портрет социального работника.
32. Шмелева, Н. Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала: учебное пособие / Н. Б. Шмелева. - 2-е изд. - М. : Дашков и К, 2006. – 196 с.
В учебном пособии раскрываются теоретико-методологические и методические основы формирования и развития личности социального работника в ракурсе его обучения в многоуровневой системе образования (довузовский, вузовский и послевузовский). Представленные методики и педагогические технологии этого процесса апробированы автором на протяжении 10 лет. Как показывает опыт и исследования, они результативны в личностном и профессиональном становлении и развитии специалиста.
В приложениях – учебно-тематический план спецкурса "Профессионально-личностное развитие социального работника", упражнения, анкеты и методики.
33. Ярская-Смирнова, Е. Профессиональная этика социальной работы: учебник / Е. Ярская-Смирнова. - М. : Ключ-С, 1998. – 96 с.
В учебном пособии рассматриваются социокультурные и этические стандарты социальной работы: профессиональная этика социального работника, моральные нормы и ценности, особенности отношений, долг, ответственность и этические дилеммы в социальной работе, профессиональные требования к социальному работнику. Для лучшего усвоения материала приводятся практические задания и рекомендуемая литература для самостоятельной подготовки. Учебник прошел апробацию на лекциях и практических занятиях по социальной работе.
Cтатьи из журналов
1. Албегова, И. Ф. Исследование мотивации социальных работников / И. Ф. Албегова // СОЦИС (Социологические исследования). - 2005. - № 1. - С. 78-81
2. Асеева, И. Н. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и стратегий преодоления стресса у работников социальных служб / И. Н. Асеева // Работник социальной службы. - 2008. - № 1. - С. 75-103
3. Байдарова, О. И. Система повышения квалификации социальных работников учреждений социального обслуживания населения Московской области / О. И. Байдарова // Работник социальной службы. - 2008. - № 4. - С. 109-112
4. Балаева, О. Е. Формирование сущностных характеристик у современного объекта социальной работы / О. Е. Балаева // Социальная политика и социология. - 2003. - № 4. - С. 16-17
5. Басарева, Т. А. Социальный приют как отделение Центра социальной помощи семье и детям / Т. А. Басарева // Работник социальной службы. – 2005. - № 4.- С.32-79; 2006. - № 1. - С. 38-56 (Планирование работы, должностные инструкции сотрудников приюта)
6. Бастрикова, Е. А. Мониторинг кадрового состава учреждений социального обслуживания семей и детей / Е. А. Бастрикова // Работник социальной службы. - 2007. - № 2. - С. 92-100
7. Бетурлакин, В. В. Высшее образование как фактор управления профессионализацией социальной работы / В. В. Бетурлакин // Вестник Поволжской Академии государственной службы. - 2007. - № 12. - С. 191-196
8. Бурцева, И. В. Становление управленческой культуры специалиста / И. В. Бурцева // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 6. - С. 51-52 (На примере профессиональной подготовки социальных работников)
9. Власова, Е. А. Подготовка будущих социальных педагогов к профессиональному саморазвитию / Е. А. Власова // Отечественный журнал социальной работы. - 2008. - № 2. - С. 77-85
10. Волкова, О. А. Социальная работа в сфере профессиональной идентификации: социологическая модель / О. А. Волкова // Работник социальной службы. - 2008. - № 4. - С. 63-70
11. Гаврилова, Е. В. Место и роль социальных работников в деятельности комплексного центра социального обслуживания / Е. В. Гаврилова, А. И. Паскарь// Работник социальной службы. - 2008. - № 4. - С. 71-91
12. Дубровская, Т. А. Особенности компетентного подхода к содержанию многоуровневого социального образования: история и современность / Т. А. Дубровская // Отечественный журнал социальной работы. - 2008. - № 1. - С.70-76
13. Дубровская, Т. А. Теоретико-методологические подходы к исследованию истории становления и развития системы социального образования / Т. А. Дубровская // Образование и социальное развитие региона. - 2006. - № 3-4. - С. 21-25
14. Зиятдинов, В. Х. Информационные технологии в международном и региональном образовании в сфере социальной работы / В. Х. Зиятдинов // Образование и социальное развитие региона. - 2006. - № 3-4. - С. 107-110
15. Использование методик психологического исследования при профессиональном отборе персонала / Е. И. Казаков [и др.] // Работник социальной службы. - 2007. - № 4. - С. 32-40
16. Искусство быть руководителем // Работник социальной службы. - 2003. - № 3. - С. 8-19
17. Камышникова, Л. Л. Деятельность участковой социальной службы / Л. Л. Камышникова // Работник социальной службы. - 2006. - № 3. - С. 35-51
18. Киршин, П. А. Опыт изучения и профилактики синдрома эмоционального сгорания работников социальной службы / П. А. Киршин //Работник социальной службы. - 2007. - № 4. - С. 101-105
19. Киршин, П. А. Требования к социальным работникам / П. А. Киршин // Работник социальной службы. - 2007. - № 3. - С. 110-115
20. Кодекс этики Национальной ассоциации социальных работников США // Работник социальной службы. - 2003. - № 4. - С. 84-112
21. Кудрявцева, Е. П. Оформление документации специалистов по социальной работе на селе / Е. П. Кудрявцева// Работник социальной службы. - 2008. - № 4. - С. 44-48
22. Лаврова, О. С. Синдром эмоционального выгорания и методы его предотвращения / О. С. Лаврова // Работник социальной службы. - 2007. - № 2. - С. 101-116 (Применительно к профессиям, где взаимодействие с людьми является основой деятельности. К данной категории отнесены и работники социальной защиты)
23. Леднева, С. А. Место просветительской деятельности в работе психолога социозащитного учреждения / С. А. Леднева// Работник социальной службы. - 2005. - № 1. - С. 37-44
24. Лоскан, Т. Е. С заботой о каждом человеке : из опыта работы Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов / Т. Е. Лоскан// Работник социальной службы. - 2004. - № 4. - С. 7-26
25. Макарова, Л. В. Консультант и клиент : трудности профессионального взаимодействия и возможности построения новых отношений / Л. В. Макарова // Работник социальной службы. - 2005. - № 3. - С. 61-81
26. Мардахаев, Л. В. Психология и этика профессиональной деятельности социального работника / Л. В. Мардахаев // Работник социальной службы. - 2003. - № 4. - С. 69-83
27. Маряшин, А. В. Профессиональная культура социальной работы с населением (социально-философский анализ) / А. В. Маряшин //Отечественный журнал социальной работы. - 2008. - № 1. - С. 24-35
28. Матвеева, Т. Н. Программа повышения уровня психологической компетентности социальных работников / Т. Н. Матвеева // Работник социальной службы. - 2004. - № 3. - С. 56-96
29. Мирсагатова, М. Н. Организация аттестации специалистов учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации / М. Н. Мирсагатова// Работник социальной службы. - 2003. - № 1. - С. 80-86
30. Мухамедзянова, Н. Р. Подготовка будущего специалиста социальной работы к гармоничному взаимодействию с клиентом / Н. Р. Мухамедзянова// Отечественный журнал социальной работы. - 2007. - № 3. - С. 83-91
31. Практическое руководство для психологов учреждений социального обслуживания. Методические рекомендации из практики деятельности социально-психологической службы в системе социальной защиты населения Республики Татарстан // Работник социальной службы. - 2007. - № 3. - С.70-89; № 4. - С. 45-100
32. Предотвращение конфликтов в работе с клиентами учреждений социального обслуживания и в трудовом коллективе социальной службы / М. Г. Клейн [и др.] // Работник социальной службы. - 2006. - № 1. - С. 28-37
33. Ребристова, Л. Б. Персонал социальной службы: обязанности, умения и мотивация труда / Л. Б. Ребристова // Работник социальной службы. - 2004. - № 2. - С. 23-28
34. Рушева, А. В. К вопросу о значении нематериального стимулирования персонала социальных учреждений / А. В. Рушева// Личность. Культура. Общество. - 2006. - № 1. - С. 196-201
35. Са