Правовое регулирование воинской обязанности и прохождения военной службы граждан Российской Федерации по Закону РФ «О воинской обязанности и военной службе».
Основу правового регулирования реализации воинской обязанности российских граждан и государственной организации прохождения ими военной службы составляют Конституция РФ, ряд основополагающих Федеральных законов: от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»; от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», а также многочисленные президентские и правительственные нормативные правовые акты по различным вопросам обороны и организации военной службы, в частности, многочисленные воинские уставы.
Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту). При этом все граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют установленный федеральным законом статус. Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.
Воинский учет осуществляется постоянно и охватывает все категории граждан, подлежащих воинскому учету.
Воинский учет подразделяется на общий и специальный. На общем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за органами государственной власти, местного самоуправления или организациями на период мобилизации и на военное время. Граждане же, забронированные на этот период в установленном порядке за органами государственной власти, местного самоуправления или организациями, состоят на специальном воинском учете. Воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами районов, городов без районного деления и иных муниципальных (административно-территориальных) образований по месту их жительства. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет граждан осуществляется органами местного самоуправления. Военные комиссариаты совместно с ответственными за военно-учетную работу должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления осуществляют плановые проверки организаций по вопросам ведения воинского учета.
В соответствии со ст. 23.11 КоАП РФ военные комиссары субъектов Российской Федерации, городов (без районного деления), административных округов и равных им административных образований, а также военные комиссары объединенных военных комиссариатов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.25, 21.1-21.7 КоАП РФ.
Обязательная подготовка к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ, и предусмотрена ст. 11-15, 17-21 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Призыв на военную службу в основе своей регулируется ст. 22-30 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и более детально — в специальном Положении о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, которое определяет порядок призыва на военную службу российских граждан мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящих или обязанных состоять на воинском учете и не пребывающих в запасе (призывники).
Призыв на военную службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром района, города без районного деления, иного муниципального (административно-территориального) образования. Нормы призыва на военную службу устанавливаются Министерством обороны РФ для каждого субъекта Российской Федерации и доводятся до них через штабы соответствующих военных округов (флотов), а до главы органа местного самоуправления и военного комиссара — через военного комиссара соответствующего субъекта Федерации.
Решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими возраста 18 лет. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с законом освобождены от исполнения воинской обязанности, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
От призыва на военную службу освобождаются граждане: а) признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации, в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу, г) прошедшие военную службу в другом государстве.
Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане: а) имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень кандидата наук или доктора наук, б) являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, погибших в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, либо граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы.
Не подлежат призыву на военную службу граждане: а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершенные преступления, в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.
Определенным категориям граждан предоставляется отсрочка от призыва на военную службу.
Прохождение военной службы по призыву и по контракту в основе своей регулируется ст. 31, 36-38, 49-51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а также специальным Положением о порядке прохождения военной службы, которое определяет порядок прохождения российскими гражданами военной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту). Прохождение военной службы включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию, увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства (события), которыми в соответствии с законодательством определяется служебно-правовое положение военнослужащих. Особенности прохождения военной службы в период проведения мобилизации, при введении чрезвычайного положения, военного положения и в военное время определяются федеральными конституционными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
Контракт заключается гражданином (военнослужащим) с Министерством обороны РФ (федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) письменно по установленной типовой форме.
Пребывание в запасе военнообязанных граждан регулируется ст. 52, 53 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан: уволенных с военной службы с зачислением в запас; прошедших обучение по программе подготовки офицеров на военных кафедрах при высших учебных заведениях; не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу; не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек по достижении ими возраста 27 лет; не призванных на военную службу по каким-либо другим причинам; прошедших альтернативную гражданскую службу; женского пола, имеющих военно-учетную специальность. Запас Службы внешней разведки и Федеральной службы безопасности создается в порядке, определяемом другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пребывающие в запасе военнообязанные граждане могут призываться на военные сборы, продолжительность которых, место и время их проведения определяются Министерством обороны РФ или федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. При этом продолжительность военного сбора не может превышать 2 месяцев, а общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев. Периодичность призыва граждан на военные сборы не может быть чаще одного раза в три года.
83. Понятие и содержание защиты и охраны государственной границы Российской Федерации по Закону РФ «О государственной границе РФ».
В соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. Защита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане. Защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории.
Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы, осуществляемой органами и войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых федеральным законодательством. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режимa в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охране Государственной границы рассматриваются в федеральном законодательстве как пограничные меры, которые входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Режим Государственной границы устанавливается федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.
Режим Государственной границы включает в себя правила: содержания Государственной границы; пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами; перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных; пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных; ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности; разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.
Полномочия различных органов
1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области иностранных дел:
на основе решений органов государственной власти Российской Федерации ведет переговоры по установлению и закреплению Государственной границы, установлению режима Государственной границы, готовит необходимые документы и материалы;
осуществляет внешнеполитическое, международно-правовое обеспечение защиты Государственной границы;
оформляет в пределах своей компетенции документы на право въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства;
разрешает вопросы соблюдения режима Государственной границы, инциденты на Государственной границе, не урегулированные пограничными представителями Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обороны.
1.1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области безопасности:
совместно с федеральными органами исполнительной власти организует и обеспечивает в пределах своих полномочий защиту и охрану Государственной границы на суше, море, реках, озерах и иных водных объектах, в пунктах пропуска через Государственную границу, разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную деятельность, а также пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих на Государственной границе все виды контроля за соблюдением режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;
обеспечивает совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обороны, координацию пограничными органами деятельности Войск противовоздушной обороны и Военно-Морского Флота по защите и охране Государственной границы, совместно с другими компетентными федеральными органами исполнительной власти координацию мероприятий органов правоохранительной системы и органов специальных служб Российской Федерации на местах в интересах защиты и охраны Государственной границы;
участвует в подготовке органами государственной власти нормативных правовых актов, касающихся деятельности физических и юридических лиц, затрагивающей интересы защиты и охраны Государственной границы;
участвует в делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы, разработке нормативных правовых актов, устанавливающих режим Государственной границы;
осуществляет по поручению Правительства Российской Федерации непосредственное руководство деятельностью пограничных представителей Российской Федерации;
осуществляет добывание и обработку информации об угрозах безопасности Российской Федерации в интересах защиты и охраны Государственной границы, представление ее Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, информирование заинтересованных федеральных органов исполнительной власти;
обеспечивает собственную безопасность органов федеральной службы безопасности;
совместно с органами государственной охраны участвует в обеспечении безопасности объектов государственной охраны на Государственной границе в пределах приграничной территории;
во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области таможенного дела, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, разрабатывает и осуществляет меры по борьбе с контрабандой;
осуществляет контрразведывательное обеспечение въезда на территорию Российской Федерации и выезда за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации;
взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти и общественными объединениями, а также с соответствующими органами иностранных государств, международными организациями в интересах защиты и охраны Государственной границы.
3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны:
обеспечивает защиту Государственной границы в воздушном пространстве и подводной среде;
обеспечивает участие Вооруженных Сил Российской Федерации в защите Государственной границы на суше, море, пограничных реках, озерах и иных водных объектах в случаях и порядке, определенных настоящим Законом, другими федеральными законами;
разрешает в пределах своей компетенции инциденты, связанные с нарушением режима Государственной границы;
оказывает содействие пограничным органам в ресурсном, разведывательном и ином обеспечении защиты Государственной границы на основе законодательства Российской Федерации и межведомственных соглашений.
4. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на Государственной границе таможенный контроль, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иные виды контроля:
организуют и проводят мероприятия по защите на Государственной границе экономических, экологических и иных интересов личности, общества и государства;
издают в пределах своей компетенции нормативные акты, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами на территории Российской Федерации;
контролируют соблюдение предприятиями, организациями, учреждениями, общественными объединениями, гражданами требований международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию;
создают контрольные органы (пункты) и организуют их работу;
взаимодействуют друг с другом и оказывают содействие пограничным органам в защите Государственной границы;
сотрудничают в защите Государственной границы с соответствующими органами иностранных государств.
5. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внутренних дел:
оказывает содействие пограничным органам в проведении мероприятий по защите Государственной границы, борьбе с нелегальной деятельностью через нее, розыске лиц, нарушивших режим Государственной границы, в выяснении и проверке обстоятельств правонарушений граждан, задержанных в административном или уголовно-процессуальном порядке;
информирует пограничные органы о состоянии правопорядка в приграничных районах Российской Федерации, выявленных противоправных действиях, преступных группах и лицах, имеющих противоправные устремления в отношении Государственной границы и пограничных органов;
обеспечивает участие внутренних войск федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внутренних дел, в защите Государственной границы в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом;
обеспечивает участие органов внутренних дел в контроле за соблюдением пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;
обеспечивает по представлениям пограничных органов временное ограничение или воспрещение доступа граждан на отдельные участки местности или объекты вблизи Государственной границы во время проведения пограничных поисков и операций, при отражении вооруженных вторжений на территорию Российской Федерации или воспрепятствовании незаконным массовым пересечениям Государственной границы;
обеспечивает общественный порядок при проведении на Государственной границе и в пограничных районах Российской Федерации массовых мероприятий федерального или международного характера;
обеспечивает правопорядок в приграничных районах при возникновении чрезвычайных ситуаций, введении режима чрезвычайного положения;
участвует в правовом воспитании населения приграничных районов Российской Федерации, профилактике совместно с пограничными органами правонарушений на Государственной границе и в пунктах пропуска через нее.
7. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области безопасности, осуществляет разведывательную деятельность в интересах защиты Государственной границы.
8. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
создают условия для защиты Государственной границы уполномоченным на то законом войскам и органам, принимают в этих целях законы и иные нормативные правовые акты;
информируют пограничные органы по вопросам, касающимся обстановки в приграничных районах Российской федерации;
создают условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы;
контролируют на своих территориях выполнение всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, а также должностными лицами и гражданами законодательства Российской Федерации о Государственной границе.
Обеспечение защиты Государственной границы является расходным обязательством Российской Федерации.
Материально-техническое обеспечение защиты Государственной границы осуществляется из государственных материально-технических и других фондов Российской Федерации.