Лекция 16.1. Континентальная правовая семья.

План лекции:

1. Источники и особенности континентального права.

2. Правовая система Франции XIX-нач.XX .вв.

3. Правовая система Германии нового времени.

Эпоха буржуазных революций XVII-XIX вв., движение народных масс, пушки революционных армий и реформы наиболее дальновидных правителей способствовали утверждению новых социальных отношений, что повлекло за собой становление буржуазного права. Сохраняя определенную преемственность с правовыми системами средневековья, право нового времени формировалось на совершенно иных принципах: юридического равенства, законности, свободы. На смену средневековому полиюридизму пришли унифицированные национальные правовые системы. Право приобрело светский характер, освободилось от влияния церкви. Закон стал главным источником права, а правоведение преобразовалось в юридическую науку. Право обратилось к человеку; признание и защита личных, а затем политических и социальных прав и свобод человека стало ядром всей системы правового регулирования; с этим связана и гуманизация юридических норм в ХIХ-нач.ХХ вв. Открытость буржуазного права для интенсивного взаимообмена с иными правовыми системами (мусульманского - в странах Востока, обычного права народов Африки, традиционного права Юго-Восточной Азии, Латинской Америки), заимствование не только отдельных норм, но институтов права привело к резкому ускорению темпов правового развития человечества в целом.

Буржуазное право нового времени впервые появилось в Европе, это плод европейской цивилизации. Оно сложилось в целостную систему на рубеже XVII-XIX вв. на территории Франции, Великобритании и США, а затем распространилось на все континенты. В эпоху нового времени буржуазное право существовало в двух основных разновидностях: романо-германская (континентальная) и англосаксонская (англо-американская) правовые семьи.

Романо-германская правовая система. Под романо-германской правовой семьей подразумевается группа национальных правовых систем, возникших в континентальной Европе на основе рецепции римского права (отсюда ее второе название – континентальная правовая система или семья). Заимствование методов и норм римского классического права, а также влияние канонического права католической церкви привело к тому, что еще в период средневековья в материковой части Западной Европы сложились сходные юридические традиции, принципы и учения. Под влиянием средневековых правоведов правовые нормы стали рассматриваться здесь как общие правила поведения, отвечающие требованиям справедливости и морали, а не только как средство для разрешения в суде узкой группы судебных дел.

В романо-германской правовой системе, начиная с XIX в., господствующая роль отведена закону (в самом широком смысле этого слова). Он играет роль основного, а в ряде отраслей – например, в уголовном праве - и единственного источника права. Другие источники права (обычное право) являются вспомогательными. Даже судебная практика в этой системе долгое время не признавалась полноценным источником права, поскольку считалось, что суд лишь находит право, но не создает его. Фактически решения судов, особенно высших, оказывают существенное воздействие на правотворчество и регулирование правоотношений.

Третья черта, характеризующая континентальное право – это довольно строгая последовательность (иерархия) его источников: конституция, законы, подзаконные акты. Однако не всегда очевидна четкая граница между законами и подзаконными актами, издаваемыми высшими органами государственного управления.

Наконец, четвертой особенностью континентальной правовой системы является наличие кодексов по различным отраслям права. Это вызвано стремлением к унификации норм и единообразному решению всех вопросов правового регулирования общественных отношений в сфере материального и процессуального права.

Во всех странах романо-германской семьи четко разграничено право материальное и процессуальное, публичное и частное. Это деление носит самый общий характер, но, тем не менее, остается важной характеристикой структуры континентального права. К публичному праву относятся те отрасли и институты, которые определяют статус и порядок деятельности органов государства и отношения индивида с государством, а к частному – отрасли и институты, регулирующие отношения индивидов между собой.

Континентальная правовая система подразделяется на несколько автономных сфер (подсистем) – латиноамериканскую, скандинавскую, германскую и т. д., из которых классическим образцом является право Франции, где, собственно, и родилась романо-германская правовая модель нового времени.

Правовая система Франции XIX –нач. XX вв. сложилась в основных чертах в эпоху Великой французской буржуазной революции кон. XVIII в. и правления Наполеона Бонапарта. Важнейшими правовыми памятниками, предопределившими направления дальнейшего развития права Франции, являются Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и пять кодексов, подготовленных под наблюдением и частично при личном участии Наполеона. Это – Гражданский кодекс 1804 г., которому император впоследствии дал свое имя - Кодекс Наполеона; Гражданский процессуальный кодекс 1806 г.; Торговый кодекс 1807 г.; Уголовно-процессуальный кодекс 1808 г. и Уголовный кодекс 1810 г.

Кодификационные работы, проведенные при Наполеоне, по своему историческому значению сопоставимы с кодификацией Юстиниана, а по уровню юридического совершенства превосходят ее, ибо французские юристы подытожили опыт предшественников и позаимствовали все лучшее как из средневекового, так и из древнего (римского) права.

О качестве наполеоновской кодификации свидетельствует ее международное признание, выраженное в трудах ученых и в заимствованиях (вплоть до полной рецепции Гражданского кодекса отдельными странами). Но главное то, что пять кодексов Наполеона (с поправками и изменениями) действовали во Франции в течение полутора веков. Уголовный кодекс заменен новым в 1994 г., а первенец кодификации нач. XIX в., о котором сам Бонапарт, уже находясь на острове Святой Елены, говорил, что слава его затмит память о сорока сражениях, выигранных императором – Гражданский кодекс действует доныне. Это обеспечило стабильность и преемственность правового развития Франции на протяжении XIX-XX вв.

Французский гражданский кодекс 1804 г. стал классическим памятником права нового времени. В августе 1804 г. для составления кодификации была создана комиссия, чей подход отличался консерватизмом и стремлением сохранить дух национально-правовых обычаев. После многочисленных дебатов 21 марта 1804 г. 36 законопроектов, посвященных отдельным подотраслям права, были собраны воедино и опубликованы под общим названием гражданского кодекса французов, тогда как все действовавшие прежде кутюмы, ордонансы и законы объявлялись утратившими силу. Главной особенностью ФГК 1804 г. стало переплетение кутюмов и римского права. В основу кодекса были положены королевские ордонансы XVIII в., сочинения известных правоведов Ф. Буржона, Ж.Потье, К.Оливье и отчасти революционное законодательство и догматика.

ФГК, построенный по институционной системе, состоял из трех книг: первая включала статьи о гражданстве, актах гражданского состояния, семейном и опекунском праве; вторая регулировала отношения собственности; третья – способы приобретения собственнических прав, включая наследственное право и различные виды обязательств.

Многие статьи носили не правовой, но скорее поучающий характер, объясняя, что такое договор и как его правильно заключить, движимое и недвижимое имущество. Ориентация кодекса на традиции французской цивилистики обусловила абсолютизацию частного права, ибо закон не мог вторгаться в сферу частных прав и соглашений.

Право собственности. Основным институтом гражданского права было право собственности. Его понимание отличалось принципиальной новизной, ибо развитие частной собственности создало экономическую и правовую базу для утверждения идеала прав человека, принадлежащих ему от рождения. Большинство депутатов 1789 г. знало одно право человека, достойное эпитета «священное» - право собственности. Понимание собственности во Французском гражданском кодексе, как и в Декларации прав человека и гражданина 1789 г., основанное на индивидуалистической концепции права, закреплено ст. 544 Кодекса: «Собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом, с тем, чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законами или регламентами». Таким образом, ФГК ликвидировал феодальное деление имущества на родовое и благоприобретенное, представление об условности и расщепленности вещных прав. Частная собственность провозглашалась неприкосновенной и неотчуждаемой.

Важным новшеством в вещном праве стало широкое понимание режима собственности, исходя из абсолютного права присоединения.

В зависимости от субъекта права кодекс сформулировал три вида собственности: индивидуальная, государственная и общинно-коммунальная, ввел деление вещей на движимые и недвижимые.

Кроме собственности к разряду имущественных прав был отнесен узуфрукт. Заимствованный из римского права, узуфрукт понимался как особое право, приближенное к наследственной аренде дореволюционной эпохи. Права узуфруктария (продать свой узуфрукт, передать по наследству или завещать) охранялись даже перед собственником. Пользование имуществом составило еще одну разновидность вещных прав, однако в отличие от узуфрукта это право не могло быть передано другому лицу. Владение как самостоятельный вид вещных прав, хотя и охранялось законом, однако в кодексе не фигурировало.

К кон. ХIХ в. понятие собственности социализируется: собственник не абсолютный хозяин своего имущества, он должен выполнять общественно полезную функцию. И если он ее игнорирует или выполняет ненадлежащим образом (не обрабатывает свою землю, не препятствует разрушению своего дома и прочее), государство считает себя вправе вмешаться и побудить собственника заботиться о надлежащем использовании богатств, обладателем которых он является. Череда законов вводила раз за разом ограничения права земельной собственности в интересах новых видов эксплуатации земельных богатств, использования новых средств транспорта, связи, обеспечения обороны и т. п. После первой мировой войны законодательство изъяло из права частной земельной собственности земельные недра, пользование водной энергией, разрешило безвозмездный и беспрепятственный пролет над любым земельным участком, упростило порядок изъятия земель, например, для нужд городского строительства и прочего. Собственника лишили возможности свободно распорядиться своей землей даже в завещательном порядке: законами 1938 г. и 1961 г. для предотвращения измельчания сельских хозяйств и ферм их разрешено передавать только одному из наследников.

ФГК 1804 г. предусматривал 8 типичных договоров: купли-продажи, мены, найма вещей, работ и услуг, товарищества, ссуды, хранения, залога и вероятной прибыли.

Регулировавшие обязательственные отношения нормы ФГК 1804 г. отличались индивидуалистическим характером и предоставляли обширные и практически неограниченные права частным лицам. Основное внимание в кодексе уделено обязательствам, вытекавшим из договоров. Принцип свободы договора, ставший основополагающим в системе частного права Франции, означал, что никто не может быть принуждаем к заключению договора, содержание которого определяется только по воле всех сторон. Никакое вмешательство в сделку не допускалось, если она не противоречила общественному порядку, закону и добрым нравам. Важным принципом договорного права стало положение об обязательной силе соглашения, означавшее, что законно заключенные соглашения не могут быть расторгнуты в одностороннем порядке.

Закон упоминал и причинение вреда (деликта) как источника возникновения обязательств, что влекло за собой ответственность как в случае прямого умысла против чужой собственности, так и в случае небрежности либо непредусмотрительности.

Семейное право. В области семейного права прослеживается преемственность с кутюмами Франции. ФГК воспринял институт семейного совета, решение которого требовалось при рассмотрении вопросов о заключении брака, воспитании, наказании жены и детей. Вместе с тем, сфера брачно-семейных отношений претерпела существенную либерализацию, отражая победу светских начал в политике, государственном строительстве. Закон закрепил гражданский брак, заключавшийся государственными органами по правилам регистрации актов гражданского состояния. Церковный брак не имел юридической силы, но мог быть проведен после светской церемонии. Брачный возраст был установлен с 18 лет для мужчин и 15 лет для женщин. До достижения женщинами 21 года, а мужчинами 25 лет браки заключались с согласия родителей либо попечительского совета. До достижения брачного возраста для вступления в брак было необходимо разрешение главы государства.

Право на развод, провозглашенное во время революции кон. XVIII в., было закреплено ФГК. Развод допускался в случае супружеской неверности, грубого обращения или взаимных оскорблений, приговора одного из супругов к позорящему наказанию, взаимного согласия супругов, проживших в браке от двух до двадцати лет.

Вместе с тем брак оставался патриархальным. Гражданский кодекс 1804 г. гарантировал власть мужа и отца в семье. Неравенство мужчины и женщины, родителя и ребенка было последовательно проведено в нормах ФГК. Причина в том, что разделы о семейном праве сохранившие римские традиции, восходившие к институту pater familia, создавались при непосредственном участии Наполеона Бонапарта, который, не стесняясь, заявлял на заседаниях Государственного совета: «Народы Востока умнее и правильнее решают дело: они объявили женщину настоящей собственностью мужчины. И действительно, природа сделала их нашими рабынями. Женщины должны трепетать. Женщина дана мужчине, чтобы производить детей». «Муж вправе сказать своей жене: «Мадам, вы не выйдете на улицу. Мадам, вы не пойдете в театр. Мадам, вы не увидитесь с таким-то лицом. Одним словом, мадам, вы мне принадлежите душой и телом!»

Глава семьи должен был оказывать покровительство всем членам семьи в обмен на их послушание. Он обладал правом распоряжения имуществом несовершеннолетних детей и супруги.

В результате ФГК рассматривал жену в одном ряду с детьми и умалишенными. Неудивительно, что столетие Кодекса Наполеона парижанки отметили торжественным сожжением ненавистного сборника законов на Вандомской площади.

Лишь в 1893 г. жене, живущей отдельно от мужа, закон даровал дееспособность, равную мужской. В нач. XX в. жены получили право самостоятельно распоряжаться свои заработком, а в 1920 г. им было позволено, без предварительного согласия мужа, вступать в профсоюз. Ряд других норм, сохранявших правовое неравенство супругов, оказался изъят законами 1975 и 1985 гг. В современной редакции ФГК статья 216 гласит: «Каждый супруг обладает полной дееспособностью».

Подобную эволюцию претерпели и те нормы, которые регламентируют родительскую власть. Гражданский кодекс соединил традиции обычного права Северной Франции с наследие римского права и создал отцовскую власть, практически неограниченную. Согласно статье 373 отец один осуществлял родительскую власть во время брака.

Вслед за законами феодальной Франции Кодекс Наполеона закрепил за отцом право требовать для несовершеннолетнего ребенка (а совершеннолетие наступало в возрасте 21 года) тюремного заключения. Эта мера рассматривалась как чисто дисциплинарная и посему не требовала никакого письменного судопроизводства. Если ребенку было меньше 16 лет, приказ об аресте выдавался судьей автоматически и не нуждался в мотивации. Только в том случае, когда отец желал арестовать детей в возрасте от 16 до 21 года, роль судьи повышалась, и он был вправе оценивать обоснованность родительской просьбы. Вдова, осуществляя родительскую власть, имела право действовать только в порядке жалобы (статья 377), подаваемой судье с согласия двух ближайших совершеннолетних родственников.

«Деспотические формулировки» статей ФГК благополучно просуществовали 130 лет, пока не были смягчены в 1935 году. А полностью родительское право применения дисциплинарного ареста оказалось отменено всего несколько десятилетий назад – в 1958 г.

Таким образом, взаимоотношения родителей и детей юридически строились на основе власти и подчинения. И если закон считал нормальным такое положение детей, рожденных в браке, то нетрудно представить себе, каким ущемлениям подвергались так называемые незаконнорожденные (внебрачные) дети: вплоть до 1912 г. им запрещалось отыскивать своего отца. Потребовалась еще серия законодательных актов, чтобы внебрачные дети в 1980-х гг. оказались уравнены с «законнорожденными».

В целом, брачно-семейное законодательство Франции претерпело впечатляющие изменения за два века. Нельзя не согласиться с метким наблюдением Альфонса Доде: «Семья – отражение государства. В настоящее время (последняя треть XIX в.) французская семья демократизировалась. Некогда она была деспотической в духе Людовика XIV, затем стала монархической и конституционной». Однако фундамент правовой конструкции сохранился в неизменности: ФГК по-прежнему подходит к браку как к разновидности имущественного и личного договора сторон – ныне равноправных.

Закон закрепил изменения и в наследственном праве. По-прежнему сохранялось признанное ранее деление на наследование по закону и по завещанию. В целях защиты интересов законных наследников, ФГК ограничивал права завещателя при распоряжении своим имуществом. В зависимости от состава семьи он мог распоряжаться от ½ до ¾ принадлежавшей ему собственности. Кодекс не устранил имущественное неравенство законных и внебрачных детей. Признанные при жизни отца получали лишь небольшую часть наследства, а не признанные полностью устранялись от прав наследования.

Несмотря на ряд несовершенств и противоречий ФГК 1804 г. имел исключительное значение, правоведы называют его гражданской конституцией нового правопорядка, закрепившей частную и экономическую свободу и действующую до сих пор.

Гражданско-процессуальный кодекс 1806 г. Появление ФГК 1804 г. обусловило необходимость привести в соответствие с нормами материального права гражданско-процессуальные нормы. В основу ГПК был положен Ордонанс о гражданском правосудии 1667 г., что предопределило характер кодификации. ГПК 1806 г. установил процесс, требующий выполнение сложных формальностей, составления множества процессуальных документов, в общих судах требовалось участие адвокатов, что обусловило медлительность судебного процесса. В последующие годы кодекс мало изменился.

Торговый кодекс 1907 г. Частное право Франции отличается дуализмом, ибо торговое право составляет самостоятельную отрасль гражданского права. Торговый кодекс был архаичным, ибо в его основу с минимальными изменениями были положены ордонансы Людовика XIV о сухопутной торговле 1673 г. и морской торговле 1681 г.

Торговый кодекс состоит из 4-х книг: первая содержит нормы о торговле (о лицах, о биржах, посредниках, векселе), во второй говорится о морской торговле, в третью включены положения о несостоятельности и банкротстве, четвертая посвящена торговой юрисдикции.

Поскольку торговый кодекс является лишь дополнением в ФГК, общие правила ФГК используются и в торговых сделках, когда отсутствуют специальные правовые нормы применительно к торговле.

Уголовное право. Франция первой из европейских держав кодифицировала свое уголовное право. Это произошло в 1791 г. УК 1810 г. стал последним из пяти французских кодексов, разработанных и принятых в нач. XIX в. Подготовительные работы по созданию УК были начаты одновременно с ФГК в 1804 г., однако законопроект, представленный на рассмотрение Государственного Совета комиссией, возглавленной Тарже, вызвал существенные разногласия Самыми спорными оказались вопросы существования суда присяжных и сохранении смертной казни. Несмотря на жесткое сопротивление части правоведов и политиков Франции, ссылавшихся на текст Декларации 1789 г., Тарже сумел отстоять смертную казнь в качестве одной из мер наказания. Лишь в 1808 г. было решено создать два кодекса: уголовного и уголовно-процессуального. Оба вступили в силу 1 января 1811 г.

Ни революционный Уголовный кодекс, ни сменивший его наполеоновский УК 1810 года, который с поправками и дополнениями просуществовал до 1994 г. не оказали на право других стран такого влияния, как Гражданский кодекс. Но если текст французских уголовных законов не был заимствован другими нациями, то генеральные принципы, положенные в их основу, оказали неизгладимое впечатление на правовые представления и законодательную практику мировой цивилизации.

Уголовное законодательство Франции, в период нового времени исходит из принципа формального равенства всех граждан перед законом: только характер самого преступного деяния, а не происхождение или социальное положение лица определяли меру ответственности. Субъектом преступления признавалось любое лицо, ссылки на ограничения возрастного, социального и полового характера отсутствовали. Для преступников моложе 16 лет предусматривалось смягчение меры наказания, если было доказано, что у него отсутствовало четкое представление о последствиях содеянного. В этим случае их выдавали родителям на исправление либо заключали в исправительный дом до достижения ими 20 лет. Смягчение наказания предусматривалось и для лиц, достигших преклонного возраста (старше 70 лет). Полное освобождение от ответственности применялось в случае невменяемости обвиняемого в момент совершения преступления и необходимой самообороны, доказанной в ходе судебного разбирательства.

Кодекс предусматривал строгое следование принципу формальной законности. Преступление, которое не предусматривалось законом на момент его совершения, не подлежало наказанию. Это правило стало одним из основополагающих в новой уголовной доктрине, направленной на максимальное ограничение судейского произвола. Уголовно-правовая концепция содержала представление о преступлении как проявлении вредной направленности человеческой воли. Поэтому соучастие наказывалось одинаково с самим преступлением, но без применения смертной казни.

Кодекс 1810 г. содержал принципиально иную классификацию преступлений, предполагавшую конкретные критерии наказуемости. Он поставил действующее уголовное право на уровень требований классической школы права, проповедовавшей идеал умеренного законодательства. В основу изложенной в кодексе систематизации была положена одна из идей Просвещения о том, что все преступления могут иметь своим объектом только интересы сообщества либо личности.

О приоритете социальных интересов над частными свидетельствует тот факт, что на первое место выдвигались проступки и преступления против общественных интересов, разделенных на три группы:

1. Против внешней безопасности государства (вооруженные антигосударственные выступления и отношения с враждебными Франции государствами, способные повлечь вооруженный конфликт). Преступления этой категории наказывались смертной казнью

2. Против конституции (посягательства на избирательные права граждан, должностные преступления, пренебрежение административными и судейскими обязанностями). Преступления карались в основном позорящими наказаниями, преследовавшими цель общественного обсуждения и порицания преступников.

3. Против публичного мира (фальшивомонетничество, подделка госпечати и знаков оплаты, частных бумаг и взяточничество).

Вторую основную группу уголовных преступлений составляли преступления против частных интересов, подразделявшиеся на преступления против собственности и против личности. Особое внимание уделялось кодификации различных видов краж. На степень наказуемости оказывали влияние стоимость похищенного и различные объективные обстоятельства. Особую группу составили экономические преступления, многие из которых стали впервые предметом правового регулирования: контрафакция чужих литературных произведений, предметов промышленного производства, раскрытие коммерческих секретов.

Наказания, предусмотренные УК 1810 г., подразделялись на две группы: уголовные (за преступления) и исправительные (за проступки). Уголовные наказания могли быть мучительными (смертная казнь, пожизненная и срочная каторга от 5 до 20 лет, депортация, тюремное заключение) и позорящими (поражение в правах, изгнание и выставление у позорного столба).

Одним из наиболее тяжелых наказаний считалась депортация в отдаленные колонии Франции: в Новой Каледонии, Гвиане, на Мадагаскаре. Это наказание было пожизненным, а самовольное возвращение осуждалось каторжными работами. Приговор к каторге либо депортации сопровождался полным поражением в правах избирательных, юридических и семейных. Назначение позорящих наказаний влекло временное ограничение политических и гражданских прав.

К исправительным наказаниям относилось временное заключение в исправительный дом на срок от 6 дней до 5 лет, штрафы, запрет пользоваться некоторыми гражданскими и политическими правами (быть присяжным и опекуном, носить оружие, участвовать в выборах). Конфискация имущества выступает дополнительным наказанием в случае совершения особо тяжкого преступления.

Хотя телесные и некоторые членовредительские наказания были отменены, в целом система наказаний, предусмотренная авторами УК 1810 г. вряд ли может быть названа гуманной, Тем не менее, в ней воплотился несомненный прогресс уголовного права. Так, Франция стала еще в 1789 г. первым государством нашей планеты, где смертную казнь стали рассматривать как способ лишения жизни преступника, а не повод к дополнительным мучениям его. Изобретение доктора Гильотена (жертвой которого он и пал во время якобинского террора) было в самом деле гуманным актом на фоне тех изуверских форм казни, которые сохранялись в количестве двух десятков даже в самой передовой стране тогдашнего мира - в Великобритании.

В последующем лучшие умы Франции десятилетиями боролись за полное изъятие этого вида наказания из арсенала юстиции. Их усилиями смертная казнь еще в XIX веке перестала быть зрелищем для толпы: ее прекратили проводить публично. Революционеры 1848 г. отменили применение смертной казни за политические преступления (этот запрет был опрокинут только накануне второй мировой войны). А в 1981 г. Франция присоединилась к клубу держав, в которых смертная казнь ликвидирована полностью: эту поправку в старый Уголовный кодекс провело левое большинство французского парламента - социалисты и коммунисты, а утвердил многолетний лидер соцпартии, президент Французской республики Франсуа Миттеран.

Закрепленная действующим Уголовным кодексом система наказаний для физических лиц (людей), конечно, несравненно гуманнее той, что содержалась в наполеоновском кодексе. Максимальное наказание, которое предусмотрено за особо тяжкое умышленное убийство, состоит в пожизненном лишении свободы или тридцатилетнем тюремном заключении. Основными же мерами наказания за преступления стало тюремное заключение на срок до десяти лет, штрафы и выполнение работ в общественных интересах. Ни каторга, ни ссылка, ни тем более гражданская смерть (изощренное наказание, которое заключалось в признании живого человека как бы умершим, исключенным начисто из сферы гражданско-правовых отношений с прекращением брака, родительских прав, лишением имущества и т.д.), конечно, не известны современному французскому праву, история которого, однако, доказывает, что никакой народ - даже самый цивилизованный - не способен в одночасье преодолеть юридическое наследие средневековья.

Процессуальное право. Через полтора месяца после штурма Бастилии французское Учредительное собрание произвело революцию в правосудии, когда в 9-й статье Декларации прав человека и гражданина провозгласило презумпцию невиновности – первым среди законодателей человечества: «Так как каждый человек предполагается невиновным до тех пор, пока его виновность не доказана, то в случае признанной необходимости его ареста, закон должен позаботиться о полном устранении строгостей, не вызываемых необходимостью обеспечить суду его личность».

Затем – под прямым влиянием английского примера – во Франции были организованы суды присяжных по уголовным делам. Правда, в отличие от Англии, революционное законодательство и пришедший ему на смену наполеоновский Уголовно-процессуальный кодекс 1808 года установили не состязательную, а смешанную состязательно-розыскную форму уголовного процесса. Ее основные черты таковы:

1)досудебное следствие и предание суду сохранили инквизиционный характер, исключающий какую-либо состязательность обвинения и защиты; отличающийся ограничением прав обвиняемого, отсутствием гласности, письменной процедурой;

2) судебное следствие в целом построено на началах формального равенства сторон, ведется устно и непосредственно.

Дословный перевод названия наполеоновского кодекса 1808 г.: Кодекс уголовного расследования, поэтому немудрено, что процессуальный акцент сделан именно на досудебном - инквизиционном - следствии. Оно потеряло большую часть своих средневековых атрибутов, но и без пыток положение обвиняемого было нелегким: вплоть до 1865 г. каждый обвиняемый, даже свершивший незначительное правонарушение, подвергался предварительному заключению, где, естественно, оказывался в зависимости от следственных властей. Недаром О. Бальзак как-то обмолвился: «Во Франции есть человек более могущественный, чем король, чем министр юстиции, более могущественный, чем парламент. Это следственный судья».

Но и в открытом судебном заседании, несмотря на его состязательный характер, права обвиняемого были ущемлены. Невзирая на провозглашенную в 1789 г. презумпцию невиновности, в суде ощущался явный обвинительный уклон. Прокуратура (обвинение) оставалась вплоть до 1958 г. главной стороной, а права защиты в процессуальном праве были значительно меньше.

Не в пользу обвиняемого также и наделение председателя суда огромными, практически неограниченными полномочиями, именуемыми дискреционной властью. В статье 268 УПК 1808 г. было сказано: «Председатель наделен дискреционной властью, на основании которой он может предпринимать все, что он сочтет полезным для раскрытия истины; и закон полагается на его честь и совесть в том, что он приложит все усилия в целях ее обнаружения».

В определенной части эти полномочия председатель суда сохраняет и после реформы процессуального права 1950-х гг.

Наряду со значительным укреплением процессуальных гарантий обвиняемому, УПК 1958 г. ликвидировал во Франции традиционный суд присяжных. Новое уголовно-процессуальное законодательство заменило его судом ассизов, который состоит из трех профессиональных судей и девяти судебных заседателей, составляющих жюри. Вместе эти 12 человек составляют единую судебную коллегию, которая и отвечает на вопрос о виновности подсудимого, и принимает решение о наказании большинством голосов. Иными словами, это тот же тип суда, что установили в нашей стране в советское время, когда 2 народных заседателя и 1 судья имели равные процессуальные права; основное отличие здесь количественное: французский суд ассизов вчетверо шире по составу.

Слияние в одной коллегии профессиональных судей и не всегда сведущих в праве присяжных в некоторых случаях приводит к негативному результату: мнение профессионалов подавляет присяжных, лишает их самостоятельности при оценке выявленных в судебном заседании фактов. Вторым «минусом» в деятельности суда ассизов оказывается традиционная для судов присяжных медлительность процесса.

Для Франции, как и для многих других стран континентальной правовой системы, характерна развитая система специализированных судов, например торговых, по урегулированию трудовых споров и прочих. В 1945-1951 гг. были учреждены особые суды по делам несовершеннолетних.

Создание отдельной системы судов для несовершеннолетних несомненно способствовало гуманизации правосудия. Ведь большинство из осуждаемых ими подростков не являются закоренелыми преступниками и, подвергнутые мерам воспитательного характера, вернутся в общество без прохождения «тюремных университетов».

Право Германии. В кон. XIX в. континентальная правовая семья пополнилась еще одной крупной кодификацией - Германским гражданским уложением 1896 г., оказавшим заметное влияние на законодательство ряда европейских стран. Впервые в истории Германии, столь долго сохранявшей пережитки феодальной децентрализации, была проведена общенациональная кодификация права. Первый вариант законопроекта, опубликованный в 1887 г., оказался неудачен, ибо основывался на старом общем праве, не соответствовавшем новым буржуазным социально-экономическим отношениям эпохи становления монополистического капитализма. В декабре 1890 г. в состав новой комиссии были включены адвокаты, промышленники, политики. После внесения некоторых изменений он обсуждался в рейхстаге и бундесрате, был утвержден 18 августа 1896 г., но вступил в законную силу лишь 1 января 1900 г., ибо отдельным немецким государствам было нужно время для приведения своего законодательства в соответствие с ГГУ.

Германское гражданское уложение 1896 г. Уложение, основанное на римском праве и содержащее положения германского права, построено по пандектной системе, согласно которой общие для всех институтов нормы содержатся в общей части (первой книге). Кроме того, ГГУ включает еще четыре Кинги: обязательственным отношениям посвящена вторая книга, третья – вещному праву, четвертая – семейному праву, пятая – наследственному. Одновременно ГГУ был издан Закон о введении его в действие, в котором содержались правила о времени вступления в силу ГГУ, нормы международного частного права, положения о взаимоотношении ГГУ с нормами старого имперского законодательства.

Отличительными чертами ГГУ является отсутствие общих юридических определений, описательный характер, наличие специальной терминологии, каучуковых параграфов, ссылавшихся на понятия «доброй совести», «добрых нравов», содержащих не правовые, но моральные императивы.

По своему содержанию ГГУ объективно отражало свое время и утверждало более высокий уровень развития капитализма, нежели ФГК.

Отличительной особенностью ГГУ является признание наряду с физическим и юридического лица в качестве субъекта гражданского права. Этот институт оказался удобен для оформления и концентрации капитала и получил широкое применение к Германии кон. XIX в. ГГУ называет два вида юридических лиц:

1. Ферейны – общества, союзы лиц, с которыми входящие в их состав лица связаны членскими правами и обязанностями. Эти союзы могут быть хозяйственными, т.е. преследующими цели извлечения прибыли либо нехозяйственными, т.е. преследующими культурные, научные и иные цели.

2. Учреждения, образующиеся в силу волеизъявления частных лиц, выделяющих для достижения определенной цели известное имущество.

Вместе с тем нормами ГГУ не регламентировались акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью – важнейшие формы концентрации крупного немецкого капитала. Для них были созданы самостоятельные законы, установившие явочный порядок возникновения этих юридических лиц, благоприятствовавший их распространению. В целом, ГГУ признает за юридическими лицами весьма широкую правоспособность, однако сохраняет право контроля за их деятельностью и лишения их правоспособности вследствие угрозы общественным отношениям.

ГГУ создал институт неправоспособного союза – объединения, обладавшие отдельными чертами юридических лиц, но не отвечавшие всем установленным правилам и не признававшиеся таковыми. Как правило, это были рабочие союзы, которые законодатель и не мог игнорировать, и не желал признавать наравне с буржуазными союзами.

Вещно<

Наши рекомендации