Тема 7. Средневековая Англия.
Лекция 7. Норманнское завоевание 1066 г. и образование английского королевства.
План лекции:
1. Норманнское завоевание 1066 г. Вильгельм Завоеватель.
2. Реформы Генриха II.
3. Принятие Великой хартии вольностей 1215 г. Создание парламента.
Раннефеодальная монархия в Англии. Много народов вторгались один за другим в эту маленькую страну. Сначала кельты, затем в течение четырех столетий Британию занимали римские легионы. В V в. их сменили англосаксонские отряды, вожди которых основали ряд небольших англосаксонских королевств. Германизацию страны продолжили, начиная с VIII в., скандинавские пираты, колонизовавшие север и восток Англии. В X в. одному из правителей – королю западных саксов – Уэссекса – удалось подчинить своей власти остальные королевства – Кент, Сессекс и пр. Наконец, в 1066 г. произошло последнее нашествие. Герцог Нормандии Вильгельм после победы в битве при Гастингсе разбил англосаксов и стал править Англией под именем Вильгельма Завоевателя.
Очень важно обстоятельством являлось то, что романизация, полная в Галлии, была поверхностной в Англии. Англосаксонское общество, начиная с VII в., имеет одну характерную устойчивую черту - кроме рабов существовал значительный слой свободных людей, землевладельцев и воинов одновременно. Они овладели старинными британскими деревнями, образовали свободные общины, которые не признавали над собой никакого сеньора. В эпоху Вильгельма Завоевателя, составителя книги Страшного суда, существовали общины такого рода. Города не имели значения, населенные в основном земледельцами. Именно деревня служит ячейкой прихода, когда Англия становится христианской, она является юридической и фискальной единицей, когда организуется государство. Именно к ней обращаются с требованием выслать своих представителей, когда нужно произвести расследование, она же посылает священника, старосту (бейлифа) и четырех уважаемых людей.
Когда германцы наводнили Галлию, они нашли там могущественных епископов. Но ничего подобного не было в Англии. Англосаксы были обращены в христианство очень поздно. В конце VII в. грек из Азии, архиепископ Федор получил поручение от папы организовать новую церковь. Этот человек создал духовное единство в Англии, разделенной на несколько враждующих королевств. Он предписал регулярный созыв соборов близ Лондона, на которые ежегодно съезжались все епископы. Церковь действительно стала национальной. В этой стране, где всякое латинское влияние исчезло, именно христианская церковь принесла римский дух, знакомство с отвлеченным правом, понятие национального единства и государства.
Лишь в IX в. осуществилось монархическое единство. Начиная с этого времени Англия делилась на шайры, управляемые военным вождем, сходным с каролингским графом, олдерменом и шерифом - чиновниками, которые отвечали за сбором королевских доходов. Самым существенным был поземельный налог - датские деньги - взимаемый по всей стране для защиты против датчан. Наконец, на населении лежала обязанность содержать в исправности мосты и дороги, браться за оружие в случае нашествия. Этой кое-как снаряженной толпы было недостаточно, взамен возникла система феодального ополчения, аналогичная той, которая была на материке.
Характер королевской власти, порожденной войной, был сложным. Король имел пышные титулы, считался священной особой. Короля короновали шлемом и помазывали на царство. Он приносил присягу, подобно той, которую приносили короли Франции. Он давал обет блюсти церковь и весь народ в мире, не допускать грабительства и несправедливости, быть правосудным и милосердным в своих приговорах. Законы предписывали послушание королю как религиозный долг.
Но этот король находился под присмотром церкви и считался с мнением Собрания мудрых - уитенагемота. Подобно капетингам и первым каролингам, англо-саксонский король был окружен постоянными советниками, которые подписывали акты исполнительной власти, приказы. Король призывал на совет прелатов, военных вождей, знатных воинов - тэнов, иногда юристов, горожан. В общем, это собрание аристократии. Но его национальный характер явно выступает в том, что одобренные им законы составлены на национальном языке - факт совершенно исключительный в законодательстве германских народов. Собирается уитенагемот по крайней мере трижды в год в дни великих праздников - пасхи, троицы и рождества. Это собрание приучало грубых тэнов слушать клириков и разбираться в вопросах права.
В 1066 г. основателю современной английской монархии Вильгельму Незаконнорожденному исполнилось 38 лет. Этот толстый лысый человек с руками атлета, суровым лицом, холодный гнев которого наводил страх, не любил ничего, кроме охоты, войны и политики. Он был воздержан, молчалив, рассудителен, способен долго выжидать удобного случая. В течение 20 лет он был бесспорным господином Нормандии.
Могущественная англо-датская династия, основанная Кнутом Великим была эфемерной, в течение 30 лет с 1013 по 1042 гг. Она пришла в упадок. Последний король этой династии Эдуард Исповедник был воспитан при нормандском дворе, очень благочестивый, почитаемый за святого, как король был совершенно ничтожен. Сражение, решившее судьбу Англии произошло 14 октября севернее Гастингса, армия Вильгельма Завоевателя от 5 до 10 тысяч человек одержала верх.
Нормандское завоевание резко форсировало процесс феодализации. Захватив Англию, Вильгельм произвел конфискацию владений и старая английская знать была сметена. Среди крупных вассалов короля не было ни одного англосакса.
Вильгельм оставил себе седьмую часть земель, приносящих 11 тыс. фунтов ежегодного дохода, более тысячи поместий, разбросанных по всей территории Англии, составили королевский домен. Он был увеличен за счет конфискаций после восстания баронов в 1076 г. ему также принадлежали почти все леса, а большинство из 80 городов (проживало 5% населения) были объявлены «коронными ленами». К доходам с домена присоединялись помощь, рельеф, опека, выдача наследниц замуж, доходы от суда, подати, уплачиваемые горожанами, евреями и старинный военный налог датские деньги.
В это время был учрежден дворец, казначейство и палата шахматной доски. Как и каролингские короли, англосаксонские монархи хранили свои драгоценности в спальне, к которой примыкала гардеробная комната. Чамбелланы были ближайшими слугами, сопровождавшими государя в его кочевой жизни, хранившими шкатулку, драгоценности и архив. Так возникла Дворцовая палата. Государственное казначейство отделилось от Дворцовой палаты и водворилось в Винчестере, старинном королевском городе. Контроль за сбором налогов и податей проводился при помощи жетонов на скатерти, разделенной на квадраты и называвшейся шахматной доской. Результаты вписывались в пергаментный свиток, который впоследствии будет называться казначейскими свитками. Так была учреждена палата шахматной доски.
Книга Страшного суда, объемистая кадастровая запись 1085 г. свидетельствует, Вильгельм Завоеватель хотел сохранить сбор датских денег, пожелал его справедливо разложить и иметь для этого опись своего королевства, в которой было бы указано число облагаемых единиц и размер доходов, знать от кого данная земля зависела, чтобы установить политическую и административную ответственность своих держателей. Итак, наиболее многочисленным слоем, составлявшим около 2\3 всего населения, были свободные земледельцы. Вергельд их высок - 200 солидов., многие из них имеют землю, которая им принадлежит. Но у большинства есть такие земли, за которые они обязаны сеньору платить умеренный оброк, подчиняться его юрисдикции. Т.О. сеньориальный режим развивался, слово виллан в Англии вскоре начнет применяться к крепостному земледельцу, а не к свободному, как во Франции. Над свободными крестьянами существовал менее многочисленный слой земледельцев более высокого ранга - сокмены, свободные люди. Если они обязаны повинностями сеньору, то это обычно незначительная барщина, несколько часов работы во время жатвы или обязанность присутствия в суде. Наконец, Книга перечисляет несколько тысяч духовных лиц, глав знатных семейств. Это земельная аристократия светская и духовная. Однако все крупные феодалы получили свои земли непосредственно от короля как его вассалы, при этом земли раздавались отдельными участками, расположенными среди других владений. Так в Англии не возникло сплошных земельных владений знати, которые могли стать опасными для королевской власти. Монарх обязал принести присягу на верность не только непосредственных вассалов – баронов, графов, шерифов, но и всех свободных, обязав их отбывать военную службу.
Завоеватель сохранил местное самоуправление - собрание графства и собрание сотни, придавшие государственному устройству Англии своеобразный характер. После нормандского завоевания в Англии образовалось централизованное государство с сильной королевской властью, которое характеризовалось: установлением верховного права короля на все земли страны, сосредоточением у короля законодательной, высшей судебной и военной власти, крупных военных и финансовых ресурсов.
Одной из важнейших опор Вильгельма Завоевателя стала церковь. Монарх сменил высшее духовенство Англии и назначил своих ставленников. Король предоставил католической церкви ряд привилегий: епископы и аббаты заседали в королевском суде, право церковного суда, в юрисдикцию которого вошли не только духовные, но и светские дела (браки, духовные завещания и пр.). при этом король установил контроль над церковью. Он запретил принесение аппеляций на приговоры церковных судов римскому папе без своего разрешения, все папские письма получали силу в Англии после одобрения их королем, который назначал епископов на должность и давал им инвеституру, вручая посох и кольцо.
Высшая законодательная власть в стране, принадлежащая королю, осуществлялась им в большинстве случаев совместно с королевской курией, являвшейся совещательным органом.
Королевская курия, как высший судебный орган, рассматривала: а) дела, в которых затрагивались интересы короны; 6) дела по спорам между вассалами короля; в) дела, решенные местными судами, на которые подана апелляция. Королевская курия, имевшая крайне неопределенный состав, выступала в качестве высшего органа государственного управления, высшего судебного органа и органа, ведавшего финансами страны. При решении наиболее важных вопросов курия увеличивалась за счет приглашения на ее заседания высших светских и духовных феодалов. В этих случаях она напоминала уитанагемот англосаксонских королей.
В связи с усложнением компетенции королевской курии из нее в начале века выделился орган, ведавший исключительно вопросами финансов государства - палата Шахматной доски. Этот орган был высшей счетной палатой и судебным органом по делам о преступлениях, совершенных чиновниками финансового ведомства на местах.
Высшими должностными, лицами в государстве в этот период были: маршал и констэбли, командовавший войском, камерарий, осуществлявший управление земельными владениями и имуществом короля, и др. Среди должностных лиц большое значение приобрел канцлер. Вначале, как и у франков, он считался личным секретарем короля, а затем стал руководителем государственной канцелярии.
Из вновь возникших должностей наиболее важной являлась должность верховного юстициария, который был первым помощником короля и замещал его во время отсутствия.
Местные органы власти и управления. Деление страны на графства, сотни (округа) и общины сохранилось и после завоевания Англии норманнами. Во главе графства продолжал оставаться олдермен, но он был лишен реальной власти, которая перешла к шерифу.
Шериф, формально подчиненный олдермену, назначался королем. Со второй половины XII в. на эту должность назначались обычно рыцари как более послушные королю, чем представители крупных феодалов.
Шерифы были наделены широкой компетенцией. Они обладали высшей финансовой, судебной, военной и полицейской властью на территории графства.
Генрих I (1100 - 1135) король был вынужден пойти на уступки баронам и даровать им Хартию вольностей, в которой было дано обещание не допускать злоупотреблений в отношении церкви, феодалов и свободного населения. В царствование Генриха I в Англии быстро развиваются торговля и ремесло, поднимаются города. При нем широкие полномочия получил Лондон в области самоуправления и беспошлинной торговли по всей стране. Однако эти привилегии распространялись только на тех жителей, которые платили указанные в хартии платежи.
После смерти Генриха I наступил период баронской смуты и анархии. Восстанавливать авторитет королевской власти выпало на долю внука, Генриха II Плантагенета 1154-1189 гг., известного как Генрих Анжуйский, могущественный пэр Франции, владелец Анжу, Пуату, Мэна, Турени и др. владений. Став королем Англии он подавил феодальную смуту прошлых лет, укрепляя королевскую власть, он сменил многих шерифов графств. Восстание крупных баронов против Генриха II в 1173 г.показало ту опасность, какую для единства страны таили в себе их дружины. Дальнейшее усиление королевской власти Генрих II мог осуществить, только реформировав вооруженные силы страны.
Войско, состоявшее из дружин феодалов, могло удовлетворить королей Англии лишь в первые годы после завоевания. В то время большая организованность и боеспособность дружин нормандских феодалов определялась в известной степени ненавистью к ним англосаксонского населения, готового в любой момент взяться за оружие. С течением времени, когда между нормандскими завоевателями и англосаксами противоречия стали сглаживаться, крупные феодалы начали часто обращать свои дружины против короля.
Ликвидация феодальных дружин была им достигнута предоставлением баронам права замены личной воинской повинности денежной повинностью-уплатой "щитовых денег", позволявших королю содержать наемные войска и успешно противостоять баронам. Мелкие и средние бароны с уплатой щитовых денег освобождались от военной службы, предпочитая разводить овец и вывозить шерсть за границу.
В 1181 г. Генрихом II была издана ассиза "О вооружении", предусматривавшая введение воинской повинности для всего свободного населения страны. В ассизе "О вооружении" каждому, кто владел земельным наделом рыцаря, предписывалось иметь панцирь и шлем, щит и копье. Крупные феодалы должны были иметь столько панцирей и шлемов, щитов и копни, сколько они имели рыцарских феодов в своем домене (ст. 1).
В ст. 8 устанавливалось, что каждый свободный человек, доходы которого превышали 16 марок или который располагал движимым имуществом, обязан иметь такое же вооружение, какое имел рыцарь. Если доходы свободного человека равнялись 10 маркам, то его снаряжение должно было (постоять из кольчуги, железного шишака и копья. Все горожане и свободные люди общин обязаны были иметь фуфайку, железный шишак и копье (ст. 3). Военное снаряжение нельзя было ни продать, ни передать. Оно переходило по наследству.
В результате проведения военных реформ Генрихом II была создана наемная армия, а в ополчение призывались только свободные граждане, господствующие классы Англии боялись доверить оружие крепостным крестьянам. "И повелел король - сказано в ассизе "О вооружении", - чтобы ни от кого не принималась присяга об оружии, кроме свободного человека" (ст. 12).
Генрих II провел очень важную судебную реформу, суть которой заключалась в расширении королевской юрисдикции за счет феодальных судов.
Судебная система, существовавшая в англосаксонском государстве, была оставлена норманнами почти в неприкосновенности. По-прежнему в стране действовали суды феодалов, суды в округах, графствах и королевский суд. Дела зависимых крестьян рассматривались в манориальной курии, председателем которой был представитель лорда, а членами - свободные крестьяне манора.
Первое существенное новшество в судебную систему страны ввел Вильгельм 1, отделивший церковные суды от светских. В ордонансе, изданном по этому поводу, предписывалось, чтобы "никакой епископ или архидиакон не разбирал больше в сотне дел на основании епископских законов и не представлял дело, которое относится к управлению душами, на суд мирян...". Это предписание поставило церковные суды в привилегированное положение.
С Вильгельма I начинается ограничение юрисдикции феодалов в разрешении споров между ними и их вассалами о свободных держаниях земли -фригольдах. Вассал мог обратиться с жалобой к королю и получить от него приказ о подтверждении права.
Другое важное нововведение в судебную систему страны было сделано реформой Генриха II, имевшей и большое политическое значение. Она обеспечила:
а) сосредоточение судебной власти в королевских судах, состоявших из профессиональных судей;
б) увеличение денежных поступлений в королевскую казну в виде судебных пошлин;
в) усиление централизации страны. Вместе с тем эта реформа заложила основы для создания в Англии суда присяжных, который получил окончательное оформление в последующий период.
Начало преобразованию судебной системы было положено ассизами Генриха II, предусматривавшими создание института разъездных судей. Кларендонской ассизой 1166 г. для разъездных судей и шерифов были установлены правила относительно порядка охраны мира и преследования его нарушителей. В 1176 г. Генрих II разделил страну на 6 округов. Для каждого округа он назначал по 3 разъездных судьи, на которых помимо судебных функций возложил обязанность наблюдать за детальностью чиновников на местах (исключая шерифа) и сбором налогов.
В Нортгемптонской ассизе 1176 г. было предусмотрено, что дела об умышленных убийствах, грабеже, разбое и укрывательстве этих преступлений, подделке монеты, поджоге подлежали юрисдикции судов под председательством разъездных судей. Кроме того, ассиза предоставила право разъездным судьям принимать от графов, баронов, рыцарей и других свободных держателей клятву верности королю. Если кто-либо из вышеуказанных лиц отказывался принести присягу, то он подлежал аресту как враг короля.
После создания института разъездных судей, в королевской курни для рассмотрения судебных дел было учреждено особое отделение, получившее впоследствии название суда королевской скамьи.
Деятельность разъездных судей содействовала образованию в Англии не только единой судебной системы, в основе которой лежал принцип, что король является единственным источником правосудия в стране, но и общего права.
Ассиза Генриха II, учредившая институт разъездных судей, обязывала судей при рассмотрении споров о праве собственности на землю и о владениях выслушивать показания 12 рыцарей или других свободных и полноправных граждан. Такой порядок разбирательства дел приводил к относительно более беспристрастному решению споров, и потому мелкие и средние землевладельцы предпочитали обращаться в королевский суд, а не в суд феодала.
По Кларендонской и Нортгемптонской ассизам присяжные как бы выполняли роль обвинителей. От них требовалось клятвенное подтверждение обвинения лиц в совершении ими преступлений.
Великая хартия вольностей 1215 г. и создание английского парламента. Сильная королевская власть н централизация управления создали благоприятные условия для произвола и деспотизма. В начале XIII века в Англии возникает мощное движение за ограничение королевской власти и полномочий королевских чиновников. Это движение возглавили крупные бароны и рыцари. К ним присоединились церковь, города и известная часть крестьянства.
Борьба за ограничение королевской власти получила широкий размах при приемниках Генриха II, чему в немалой степени способствовали их отрицательные личные качества: бездарность, вероломство, малодушие, а также их неудачи во внешней политике. В ходе этой борьбы в Англии в XIII в. складывается сословно-представительная монархия.
После смерти Генриха II престол перешел к его старшему сыну Ричарду Львиное Сердце, который все царствование провел либо на Востоке, участвуя в крестовых походах, либо в своих французских владениях, где он и умер в 1199 г. от раны, полученной при осаде одного из замков во Франции.
Королем стал его брат Иоанн Безземельный 1199 – 1216 гг., при котором происходит резкое ослабление королевской власти. К началу XIII века война за возвращение владений, захваченных французскими королями, потребовала от Англии огромных расходов. Хроника, относящаяся к этому времени, изобилует сообщениями о "предоставлении" магнатами вспомоществований королю, о сборах "щитовых денег" и т. п. Поборы и новые налоги для ведения войны, установленные королем Иоанном Безземельным, привели к резкому обострению его отношений с английскими светскими и духовными феодалами. Неудачные войны во Франции закончились потерей почти всех владений на континенте – Нормандия, Пуату, Анжу, Мэн, Турень, захваченных королем Франции Филиппом II Августом.
Вымогательства и произвольные поборы, проводившиеся Иоанном Безземельным, конфликт с папой Иннокентием III породили сильнейшую оппозицию не только со стороны баронов, но и духовенства, рыцарства, а также присоединившегося к ним городского населения и части крестьянства, завершившейся подписанием 15 июня 1215 года Великой хартии вольностей, которая была составлена прежде всего в интересах баронов, руководивших движением.
Статья 21 давала привилегию графам и баронам в том, что штрафы с них могли взыскиваться только с разрешения равных им по положению и сообразно роду проступка. Статья 34 ликвидировала право короля вмешиваться в споры крупных феодалов с их вассалами о свободных земельных держаниях посредством издания приказов о направлении этих дел в королевскую курию. Таким образом, узаконился произвол крупных феодалов в одном из основных вопросов - владений землей.
Бараны могли безнаказанно лишать своих вассалов земельных держаний. Наконец, ст. 61 предусматривала учреждение комитета из 25 баронов, которые должны были следить за соблюдением Хартии и были уполномочены в случае нарушения ее "вместе с общинами всей земли принуждать и теснить короля всеми способами, какими только могут". Эта статья узаконила войну баронов против короля, захват его земель и замков.
Ленные права короля, которые выражались в установлении опеки над наследниками вассалов, в разрешении им вступать в брак и в получении рельефа, позволяли английским королям получать с таких владений крупные суммы денег. Статья 2 Хартии ставила определение рельефа в зависимость от размера землевладения, переходившего по наследству. Ленный опекун должен был получать в свою пользу умеренные доходу и не наносить "ущерба и разорения ни людям, ни вещам" опекаемого владения (ст.4).
Большое значение для определения вассальных отношений имела ст. 16 Хартии, которая предусматривала, что "никто не должен быть принуждаем к несению большей службы за свой рыцарский лен или за другое свободное держание, чем та, какая следует за него".
В ст. ст. 12 и 14 содержалось требование, чтобы взимание щитовых денег и пособий происходило только с согласия общего совета королевства, состоящего из всех прямых вассалов короля, получивших держания непосредственно от него. Значительная уступка феодалам сделана в статьях, в которых говорится о заповедных королевских лесах и реках (ст. ст. 47, 48 и др.).
Все эти постановления имели целью оградить баронов от злоупотреблений короля правами верховного феодального сеньора.
Очень скромное место в Хартии занимают статьи, в которых говорится о правах купцов и ремесленников. Статья 13 только подтверждает сохранение за городом Лондоном, другими городами и местечками всех древних вольностей и обычаев. В ст. 41 разрешается всем купцам свободный и безопасный въезд и выезд из Англии и запрещается взимание с них незаконных пошлин. Важное значение для развития товарно-денежных отношений имела ст. 35 Хартии, в которой устанавливалось единство мер и весов. Однако запрещения взимать пособия и сборы без согласия общего совета королевства, о котором говорится в ст. 12, относятся только к феодалам. В городах же запрещалось взимать только пособия.
Существенное значение имеют статьи, направленные на отделение судебной власти от административной и вносящие некоторый порядок в судопроизводство.
Так, в ст. 45 король обещал не назначать на должность судей, констеблей, шерифов и бейлифов лиц, не знающих законов страны и не желающих их добровольно исполнять. Хартия также запрещала в ст. 40 взыскивать произвольные и непропорциональные судебные пошлины.
Согласно ст. 38 чиновникам нельзя было привлекать кого-либо к ответственности только по устному заявлению без свидетелей, заслуживающих доверия. Статья 39 запрещала арест, заключение в тюрьму, лишение владения, объявление вне закона, изгнание свободных людей иначе как по законному приговору равных и по закону страны.
Эту статью нельзя рассматривать как прообраз гарантии неприкосновенности личности. Ведь в ней говорится только о свободных людях. Следовательно, на большинство населения она не распространялась. Тем на менее эта статья имела прогрессивное значение. В ст. 40 была запрещена - продажа "права и справедливости", а ст. 42 установила свободу выезда из королевства под условием сохранения верности королю, что содействовало расширению торговли с другими странами.
Содержание Великой хартии вольностей неоспоримо свидетельствует о ее феодальном характере. Но считать ее реакционным документом, поскольку Хартия отражала попытку баронов произвести переворот с целью ликвидации сильной королевской власти и узаконения раздробленности, нельзя.
Во-первых, в самой Хартии нет ни одной статьи, провозглашающей ликвидацию централизации власти и узаконение раздробленности в том виде, в каком, например, она существовала во Франции. Хартия не ликвидировала вассальную зависимость всех феодалов от короля, установленную Вильгельмом Завоевателем.
Во-вторых, хартия не ликвидировала центрального аппарата короля, а только содержала ряд статей, ограничивающих произвол королевской администрации.
Статьи 18 и 19 оставили в силе вмешательство королевской курии в дела, порядок разбора которых был определен ассизами Генриха II.
В-третьих, в Хартии есть статьи, прямо направленные против феодальной раздробленности. Это ст. 35 и 39. Первая требует установления единства мер и весов по всей стране, вторая - соблюдения закона страны при арестах, задержаниях и пр.
В-четвертых, в Хартии (ст. ст. 12 и 14) предусматривается создание совета королевства, ограничивающего власть короля по одному из самых важных вопросов - взысканию поборов и налогов. Наконец, статьи 12 и 14 послужили впоследствии юридической базой для образования сословно-представительного учреждения в Англии - парламента.
Следует отметить, что Иоанн не собирался выполнять условия Великой хартии вольностей и, опираясь на поддержку римского папы, отказался ее соблюдать.
При наследнике Иоанна, малолетнем короле Генрихе III 11216-1212 гг. (который вышел из-под опеки в 1227 г.) борьба за ограничение королевской власти разгорелась с новой силой. Его дружба с римским папой поставила Англию ввязаться в дорогостоящую войну в Италии. При королевском дворе находилось множество его французских родственников, которым монарх щедро раздавал земли и должности, что вызывало крайнее раздражение английских баронов. Сбор непомерных налогов и другие злоупотребления короля в середине XIII в. вызвали новое столкновение между королем и баронами, которые вновь привлек на свою сторону рыцарей и горожан. Требование короля собрать треть доходов от всего движимого и недвижимого имущества страны привело к тому, что вооруженные бароны, собравшись в 1258 году на совет в Оксфорде, потребовали изгнать всех иностранцев и заставили короля принять так называемые Оксфордские провизии.
Оксфордские провизии предусматривали передачу всей власти в стране в руки кучки баронов. Для постоянного контроля над деятельностью всех должностных лиц создавался совет 15 баронов, без согласия которого король не мог принимать ни одного важного решения. Провизиями предусматривалось, что совет баронов должен собираться три раза в год, а если "окажется надобность", то и чаще. Стал действовать Тайный Совет из 12 лиц, избираемых баронами. Все важнейшие должности в государстве занялм сторонники баронской партии. Таким образом, устанавливался режим баронской олигархии.
Своекорыстная политика баронов привела к выходу из оппозиции королю рыцарей и горожан, а также свободных крестьян - фригольдеров. Воспользовавшись расколом в лагере своих противников, король отказался соблюдать Оксфордские провизии. В 1263 году началась гражданская война между сторонниками короля и его противниками, которых возглавил Симон де Монфор. В лагере Симона де Монфора наряду с частью баронов были рыцари, горожане и свободные крестьяне. В 1264 году королевская армия была разгромлена, а сам он вместе с наследником престола Эдуардом попал в плен. Вся полнота государственной власти оказалась в руках Симона де Монфора. Он принялся за переустройство государства. Одним из важнейших моментов в его деятельности был созыв в 1265 г. первого в истории Англии парламента в который наряду с баронами, епископами и аббатами были приглашены по два рыцаря от графства и по два представителя от городов.
Развернувшееся в стране движение широких крестьянских масс, имевшее антифеодальный характер, вынудило баронов, напуганных этим движением, перейти на сторону короля. Армия Монфора была разгромлена, а сам он убит. Главным результатом было то, что королевская власть осознала необходимость компромисса между нею, баронами, рыцарями и богатыми горожанами для обуздания феодально-зависимого крестьянства. Следствием этого явилось создание органа сословного представительства - парламента. В 1295 году был созван общесословный т.н. "образцовый" парламент, в состав которого помимо лично приглашенных королем крупных светских и духовных феодалов вошли по 2 представителя от 37 графств и по 2 представителя от городов. С тех пор парламент созывался систематически с правом решения вопросов налогообложения.
Вначале парламент определял лишь размеры налогов. Созывался он по воле короля, и король имел право абсолютного вето на законопроекты, им принимаемые.
Со второй половины XIV в. растет влияние парламента и расширяется его компетенция. В это время произошло разделение парламента на две палаты: верхнюю палату лордов и нижнюю (палату общин). Особенность английского сословного учреждения (парламента) состояла в том, что в нем после разделения на две палаты рыцари от графств и представители от городов оказались в одной палате и отделились от светских и духовных магнатов, образовавших верхнюю палату – баронов, архиепископов и аббатов крупных монастырей.
Парламент в средневековой Англии в период сословной монархии приобрел: а) исключительное право на издание законов; 6) право решать вопросы о размере сборов в пользу королевской казны; в) право осуществлять контроль за высшими должностными лицами и г) право выступать в некоторых случаях в качестве судебного органа.
Исключительное право на издание законов возникло из права парламента подавать королю петиции. Чаще всего такие петиции содержали требования о запрещении нарушений должностными лицами старых законов или издании новых законов по тем или иным вопросам. Король мог отвергнуть домогательства парламента или согласиться с ними. Однако при Эдуарде II (1307-1327 гг.) было признано, что ни один закон не должен быть принят без согласия короля, палаты лордов и палаты общин.
В период правления Эдуарда III (1327-1377 гг.) законодательные полномочия парламента окончательно оформились. Было установлено, что королевский ордонанс может быть зажнем только тогда, когда он принят и одобрен парламентом. В 1414 году при Генрихе IV палата общин в своей петиции королю прямо указала на то, что издание новых законов без ее согласия является нарушением исконных прав палаты.
Формирование и созыв парламента длительное время зависели от короля, избирательное право, регулировавшее выборы в палату общин, с самого начала приняло резко выраженный классовый характер.
Законов, точно определявших избирательное право как пассивное, так и активное, не было. Избрание представителей от графств и городов, как правило, проводилось согласно местным обычаям и поэтому было крайне разнообразно. Пока парламент играл незначительную роль в делах государства, ни членство, ни участие в выборах не было привлекательным. История Англии XIV века знает много примеров отказа городов и графств посылать своих представителей в парламент.
С увеличением значения парламента участие в нем и выборы в парламент становятся привилегией. Были изданы законы, определявшие пассивное и активное избирательное право.
Одним из первых законов, посвященных избирательному праву в Англии, был акт 1413 г. В графствах активным избирательным правом согласно этому закону могли пользоваться только те лица, которые проживали в графстве и имели земельную собственность. Закон, изданный в 1429 г. и по существу отстранивший от участия в выборах свободных крестьян - фрименов, предусматривал, что избирательное право в графствах предоставляется только лицам, имеющим свободные держания которые дают не менее 40 шиллингов годового дохода.
Пассивное избирательное право стало регулироваться законом, устанавливающим, что избранными могут быть только лица дворянского происхождения.
Местные органы управления. Возникновение парламента и проведение выборов в палату общин приобщили к политической жизни многочисленные слои мелких и средних рыцарей в графствах. В период сословно-представительной монархии управление на местах сосредоточивается в графстве, где создаются новые учреждения, отвечающие интересам местных феодалов.
Основные измерения в системе местного управления состояли в том, что роль старых судов и собраний графства в управлении резко упала, а их функции перешли к новым должностным лицам и разъездным судьям, компетенция которых продолжала расширяться.
Со второй половины XVI в. высшее должностное лицо в графстве - шериф утрачивает значительную часть своих полномочий. Его судебные полномочия переходят к мировым судьям.
В течение XIV века шерифы утратили право командовать вооруженными силами графств и производить сбор налогов в пользу королевской казны. С 1340 г. шерифы назначались королем сроком на один год по предложению, высших должностных лиц, ведавших финансами.
Собрания графств и церковные приходы. Собрания графств собирались главным образом для избрания представителей в парламент.
Манориальная система, имевшая большое значение в местном управлений в предшествующий период, с усилением центральных органов власти и возникновением должности мировых судей приходит в упадок. Низшей административной единицей становится церковный приход. Он включал в свой состав тех граждан, которые посещали церковь. Поэтому в одних случаях приход совпадал с деревней, а в других один приход охватывал жителей нескольких деревень или в одной деревне было столько приходов, сколько в ней насчитывайтесь церквей.
Вначале в обязанность прихожан входила уплата сборов на поддержание церкви, устанавливаемых собранием прихода. Впоследствии компетенция приходов резко расширилась.
Вся территория королевства была разделена на 35 графств. В них периодически собирались собрания из священнослужителей и землевладельцев, получавших доход с земли не менее 40 шиллингов в год. Такое же самоуправление было создался ив городах, во главе которых стояли выборные мэры.
Судоустройство. Ордонанс 1278 года запретил королевским судам рассматривать споры о движимостях, если стоимость их была меньше 40 шиллингов. Этому положению королевские суды дали свое толкование, сводившееся к тому, что собрания графств могли решать споры по искам, суммы которых не превышали 40 шиллингов. С падением значения