Легитимность и легальность государственной власти. Особенности государственной идеологии
Легитимность и легальность (законность) власти – не совпадающие понятия. Легитимность означает признание власти населением как правомерной и справедливой, признание ее права на руководящую роль в обществе. Если правящая группа не пользуется общественным доверием и вынуждена прибегать к средствам принуждения, то власть такой группы принято считать нелегитимной. Следовательно, легитимность - это доверие власти со стороны населения, ее оправдание, что по сути, означает нравственную характеристику власти. Действительно, свойство легитимности выражает правильность оправданность, справедливость, другие стороны соответствия данной власти, ее деятельности, установкам, ожиданиям общества, народа, людей (Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001. С. 121,122.). Именно поэтому, властвующий или претендующий на власть субъект, стремится обосновать свою власть с целью ее социального признания и соответствующей поддержке населением.
В отличие от легитимности, легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам. Имеется в виду юридическая характеристика власти. Любая власть, сформированная на законных, конституционных основаниях, легальна. Речь идет о законности, праведности, обоснованности данной власти специальными документами, удостоверяющими властные полномочия.. В то же время государственная власть может быть нелегитимна, не приниматься населением, быть отчужденной от него.
Идеология – это относительно систематизированная совокупность понятий, идей, представлений, свойственных индивидам, социальным группам, нациям и др., в соответствии с которыми формируются определенные политические и иные позиции, и осуществляется практическая деятельность в определенной сфере отношений (политической и др.). По сути, идеология государства – это политическая идеология, представляющая собой систему идей, реализуемых посредством идеологической функции государства. Цели такой идеологии консолидация общества, снятие социальной напряженности, влияние на политическое и правовое сознание граждан и др.
Вопрос о таком понятии, как идеология государства, является дискуссионным. Это объясняется тем, что в ч. 2 ст. 13 Конституции РФ говорится: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Данную норму Конституции можно толковать различно. Можно усмотреть в ней конституционный запрет на поддерживаемую государством идеологию в принципе. Но тогда возможно образование определенного идеологического вакуума, что крайне нежелательно. По этому поводу можно присоединиться к следующему мнению: «норму, содержащуюся в ч. 2 ст. 13 Конституции РФ, следует понимать как запрет лишь на инициативное установление государством общеобязательной, жесткой, нетолерантной государственной идеологии».
Примечательно, что в комментарии к ч. 2 ст. 13 Конституции справедливо отмечается, что для любой идеологии, существующей в России, обязательным условием является лояльное отношение к Конституции и подчинение требованиям Конституции (См.: Клименко А.И. Идеологическая функция государства // Закон и право. 2006. № 7.).