Древнейшие сведения о славянах.
Проблема этногенеза славян (этнос (греч.) - народ; генезис (греч.) - в ши- роком смысле - зарождение и развитие) относится к одной из самых сложных в науке. Для ее решения необходим синтез различных наук. Так, языкознание ус- тановило, что славянский язык в семье индоевропейских принадлежит к числу молодых. Данные сравнительного исторического языкознания свидетельству- ют, что в тот период, когда праславянский язык выделился из индоевропейско-
го и стал развиваться самостоятельно, наиболее существенные связи он имел с балтским. Что касается влияния иранского языкового мира, то оно затронуло только часть славян. Славяне жили в Центральной Европе и находились в кон- такте, прежде всего, с протогерманцами и проиталиками. Ко всем этим наблю- дениям лингвисты добавляют и анализ лексики, обозначающей географические объекты, животных, растения. В целом языкознание локализует первоначаль- ную территорию обитания славян где-то в бассейне реки Вислы. Правда, есть среди лингвистов и сторонники другой концепции. Центром будущей славян- ской миграции они считают район среднего Дуная, полагая, что именно отсюда славяне передвинулись в другие места, в том числе и к северу, в район Вислы. Такой подход существует давно, но в последние годы особенно активно его от- стаивает О.Н. Трубачев.
К сожалению, очень мало может дать такая наука, как антропология, так как единый антропологический тип, характерный для всего ареала обитания славян, не сформировался. Зато археология может оказать неоценимую по- мощь. Для нее наиболее важно установить генетическую преемственность при смене одной археологической культуры другой. Вот почему ведущая роль в эт- ногенетических построениях отводится ретроспективному методу. От культур достоверно славянских надлежит продвигаться в глубь столетий к тем древно- стям, которые с ними связаны, а от них еще глубже и т.д. Одно из наиболее спорных звеньев в цепочке, выстраиваемой археологами, - черняховская куль- тура, которую некоторые исследователи относят к славянской. Существует точка зрения и о полиэтничном характере этой культуры. Черняховская культу- ра была разрушена в ходе Великого переселения народов, которое приходится на IV-V вв. С северо-запада в Приднепровье пришли готы (некоторые исследо- ватели считают черняховскую культуру готской). Волна за волной из просторов Центральной Азии набегали орды кочевников, которые по мере своего продви- жения, вовлекали в поток народы, населявшие Восточную Европу, и вся эта ла- вина двигалась, снося все на своем пути. На смену гуннам пришли авары, на смену аварам - хазары и болгары.
В это время особенное значение для восстановления этногенеза славян приобретают письменные источники. Древнегреческие и римские авторы упо- минают венедов, которые живут севернее Карпат, по Висле и соседствуют с феннами (финно-уграми) на севере, певкинами и сарматами - на юге. Обшир- ные сведения содержатся в произведениях византийских писателей, которые сообщают довольно подробные сведения о славянском освоении Балканского полуострова. Еще более важны сведения готского историка VI в. Иордана. Он подразделяет славян на три крупнейшие группировки - венедов, антов и скла- венов.
В последние годы археологи установили, что этим сведениям можно до- верять. Ими выделено три основных ареала распространения славянских архео- логических культур; в основу этого выделения положена, прежде всего,
керамика. Первая - так называемая культура пражско-корчакского типа, один из коренных регионов распространения которой - Средняя и Южная Польша, а также Припятское Полесье. По всей видимости, это территория склавен. Другая культура - пражско-пеньковского типа, коренной регион которой междуречье Днестра и Днепра. Судя по данным письменных источников (и не только Иор- дана), здесь обитали анты. Наконец, на западе существовал ряд культур, среди которых наиболее известны фельдбергская, суковская и некоторые другие. По данным источников, на территории польского Поморья и низовьев Вислы из- давна жили венеды. Данная схема В.В. Седова в последнее время принимается очень многими специалистами. Следует подчеркнуть, что речь идет не о трех ветвях славян - восточных, южных и западных; все названные районы расселе- ния славянства - праславянские группировки. Как считают исследователи, со- временные ветви славянства возникают в результате распада этих славянских группировок в VI-VII вв. Части этих рассыпавшихся праславянских группиро- вок расселялись по территории Восточной Европы в VII-VIII вв. Некоторые ос- торожные исследователи, например И.И. Ляпушкин, полагают, что именно с этого времени славяне совершенно ясно различимы в истории. Тех славян, ко- торые расселились по территории Русской равнины, дореволюционные истори- ки называли "русскими славянами". В современной историографии закрепилось наименование "восточных славян".