Лекция 6.2. Французский абсолютизм.
План лекции:
1. Реформы Ришелье и укрепление королевской власти.
2. Государственный аппарат абсолютистской Франции XVII в.
Окончательное укрепление королевской власти, завершение административной централизации и создание новой в политическом отношении монархии связано с правлением первого министра и кардинала Франции Армана дю Плесси, Ришелье (1624 — 1642) в царствование Людовика XIII.
Ришелье обратил на себя внимание еще в 1614 г., участвуя как представитель духовенства в последних Генеральных штатах. С 1624 г. он занял место в Совете короля, а несколько позднее и созданный для него пост первого министра. Под руководством Ришелье были завершены важнейшие государственно-политические мероприятия: разгромлены войска гугенотов, ликвидирована их политическая самостоятельность, разрешены сложные внешнеполитические кризисы. Руководствуясь идеей создания могущественного королевства («Моей первой целью, — писал Ришелье, — было величие короля, моей второй целью было могущество королевства»), министр провел целый ряд правовых и административных реформ. Дворянству было запрещено иметь укрепленные замки и вооруженные свиты, под угрозой смертной казни запрещались дуэли, нарушения правил дворцовой и воинской службы. Орудием государственной карательной политики стали суды, которым предписывалось сначала карать, а затем уже искать законные обоснования («Если во время разбора обыкновенных дел суд требует бесспорных доказательств, совсем иначе в делах государства: здесь то, что вытекает из основательных догадок, должно почитаться за явные свидетельства»). Главной из административных реформ Ришелье было введение в местном управлении постоянных интендантов взамен всех прежних властей. Они становились основными представителями власти в провинциях, получив практически неограниченные полномочия. В центральной администрации при Ришелье особенно расцвела чиновная (потому противостоящая знати) бюрократия: число государственных служащих достигло 40 тысяч. Правовая политика Ришелье была враждебна интересам нарождающейся буржуазии, ибо подконтрольное королевской власти дворянство составляло цвет идеального общества. Другой чертой нового государственного порядка должна быть регламентированность. «Все политики согласны в том, — писал он в своем «Политическом завещании», — что если народ будет излишне своеволен, будет невозможно держать его в правилах его долга». Королевские ордонансы издавались по самым разным вопросам, касавшимся даже домашней хозяйственной жизни.
В десятилетия правления Ришелье государство начало вмешиваться в новые социальные сферы и стремиться к их регламентации. На основе меркантилизма устанавливался контроль за торговлей и промышленностью; главной целью этого контроля было увеличение поступлений от них в казну. В 1629 г. была установлена монополия внешнеторговой перевозки товаров для французских кораблей. Наиболее жестко регламентировались производство и торговля продовольствием и зерном. Буквально на каждый продукт была создана своя «полиция». Ремесленное производство разрешалось только в составе корпораций-цехов. Основание мануфактур, начавшееся в стране, разрешалось только на основе королевской привилегии. Чтобы воспрепятствовать рабочим уходить с предприятий, они освобождались от налогов.
Впервые государство стало активно и регулярно вмешиваться в вопросы культуры, устанавливая не только административный, но и правовой контроль. В политической доктрине монархии Ришелье значение наук и искусств признавалось полезным для процветания государства. Для объединения и поощрения литературных сил наций была создана Французская академия. Но считалось необходимым держать их под неусыпным надзором: «Если бы знания профанировались среди всевозможных умников, в государстве стало бы более людей, могущих высказывать сомнения, нежели способных их разрешить, и многие оказались бы более склонны противостоять истинам, нежели их защищать». С 1631 г. начала выходить, под правительственным контролем, первая французская газета. Жестким стал цензурный контроль за книгами и другими изданиями. Только с разрешения канцлера и самого короля можно было основывать новые типографии, число их было резко сокращено. Печатники были подчинены многочисленным полицейским правилам. Надзору полиции и духовенства подвергались театральные представления. Нередки стали судебные процессы, связанные с литературой или событиями культурной жизни.
С завершением государственной и административной централизации в начале XVII в. во Франции завершилось перерастание сословной монархии в новую — абсолютную монархию, которая именно здесь приобрела свой классический вид.
Абсолютная монархия во Франции. “Между Римской империей, туманной федерацией городов и современным территориальным государством, в основании которого покоятся единство денежной системы и чиновничество, различие столь велико, что даже сравнивать их бессмысленно” - это категоричное утверждение французского исследователя Шоню обращает внимание на изменчивость государства в европейской истории.
Институт отчужденной от общества власти существовал и в Древнем Риме, и во франкском государстве Меровингов и в более поздние времена - это не вызывает сомнения. Но какие стадии в своем развитии прошло государство? В какой степени история королевской власти совпадает с историей государства?
С какого времени можно говорить об абсолютистском государстве Франции? С 1439 г. когда Генеральные штаты разрешили Карлу VIII взимать налоги по своему усмотрению. Французский абсолютизм характеризуется:
1. установлением полного контроля короны над провинциями;
2. неограниченным правом короны издания законов обязательных для всего государства;
3. прекращением сеньориальной юстиции;
4. уничтожением автономии городов.
Итак, в середине XVII в. территориальное становление французского государства еще было от завершения. Существовал лишь национальный центр, к которому в большей или меньшей степени тяготели различные провинции и исторические области, при этом часть из них находилась под суверенитетом германского императора или испанского короля. Понятие “государственная граница” в XVII в. еще не сложилось.
Франция сплачивалась воедино благодаря институту королевской власти, французскому языку, и существовавшей на его основе национальной культуре. Не было такого человека во Франции, который не знал бы имени и не представлял себе облик короля. Его профиль был отчеканен на монетах, его имя произносили во время церковных месс. Люди, приобщенные к письменной культуре, видели во Франции духовное единство, главой которого выступал король.
Французский язык, сформировавшийся на базе французского диалекта исторической области Иль-де-Франс в XIII в. получил повсеместное распространение среди грамотных людей. Королевским ордонансом еще в 1539 г. французский язык был объявлен обязательным для употребления во всех официальных актах. Повсеместно на нем велось судопроизводство, составлялись финансовые документы, гугеноты сделали его и языком религии, тем самым способствуя его проникновению в народную среду на юге Франции.
Король, нация, страна - в одно целое эти три реалии объединялись французским государством. Что же представляло собой французское государство XVII в.?
Королевская власть, эманацией которой как и в средние века во многом являлось государство, в сознании людей покоилась на трех основах: религиозной, феодальной и римско-правовой. Так как за редчайшим исключением все подданные французского короля были верующими, богоизбранность французского монарха, сакраментальный характер его власти и личности обеспечивали ему огромный духовный авторитет (исцеление от оспы). Феодальные по своему происхождению представления о личной верности сюзерену привязывали множество дворян к королю. Хотя к XVII в. вассальные отношения во многом трансформировались в клиентельные, генетическую связь первых и вторых трудно отрицать. В повышении значимости королевской власти сыграло свою роль и право: еще в XIII в. королевские легисты ввели формулу “король является императором в своем королевстве”. Тем самым подчеркивалась полная независимость французского короля от императора Священной Римской империи.
Королевская власть во Франции того времени не поддается точному социологическому описанию, исследованию, ибо в самой ее сути много мистического, ускользающего от рационального современного мышления. Например, мистика присутствовала в самом официальном титуле короля: государь Франции, причем под словом Франция подразумевалось не политическая или географическая реальность, а некая духовная сверхреальность. Мистика, религия экономика, политика сливались в единое целое. Рациональное расчленение сфер общественной жизни еще только начиналось.
Обладая правом законотворчества, высшей судебной юрисдикцией, являясь верховным главнокомандующим наемной королевской армии и дворянского ополчения французский король, казалось бы, представлял собой ничем не ограниченного самодержца. Но именно самодержцем в российском значении этого слова король никогда не был. Его власть имела институциональные и правовые ограничения. Наряду с королевской публичной властью продолжала существовать частная власть сеньоров землевладельцев. Поземельные, личные, имущественные отношения на севере Франции регулировались обычным правом или кутюмами, на юге Франции действовало римское право. Отменять кутюмы и даже решительно их изменять король не мог. К тому же он должен был соблюдать естественные права подданных: лишить личность свободы или имущества он мог только в случае чрезвычайной государственной необходимости.
В самом общем виде французское государство XVII в. можно охарактеризовать как дворянское государство эпохи раннего развития капитализма.
Что собой представляло французское дворянство? Оно делилось на:
дворянство “шпаги”, т.е. старая феодальная знать - боковые ветви королевской династии, потомки крупных независимых сеньоров, занимавшие руководящее положение, как в столице, так и на местах;
дворянство “мантии” - новое дворянство владельцы земельной собственности, занимавшие государственные посты, чиновничество.
XVII в. отмечен борьбой между королевской властью и старой феодальной знатью. Ярким проявлением ее является борьба кардинала Ришелье с заговорами знати. Например, в первые года правления Ришелье Анна Австрийская и брат короля Гастон Орлеанский с целью похищения Людовика XIII и Ришелье организовали заговор. В случае провала заговора планировалось поднять восстание с помощью Испании и Австрии. Лучший разведчик Франции и Ришелье Рашфор переодетый монахом добрался до Брюсселя, вошел в доверие участников заговора и взялся доставить корреспонденцию. В результате письма заговорщиков попали к Ришелье и были расшифрованы. За участниками заговора организовали слежку, сообщники были выданы Гастоном Орлеанским и казнены.
Второй и наиболее известный заговор возглавила мать короля Мария Медичи. Воспользовавшись болезнью короля она и Анна Австрийская попытались удалить Ришелье. Королева-мать грубо выставила пришедшего на аудиенцию пришедшего кардинала. Однако король поправился и этот день 10 ноября 1630 г. вошел в историю французского государства как “день одураченных”. Мария Медичи бежала и умерла в изгнании. С помощью Испании в Лотарингии было поднято восстание. Однако восставшие были разбиты, а их предводитель Монморанси казнен.
Борясь с заговорами знати Ришелье разрушал замки, запретил дуэли, действуя в интересах дворянства как правящего класса.
Подавляющее большинство чиновников центрального аппарата и значительная часть традиционного, местного чиновничества относилась к числу “благородных”, лишь часть из них самых низших служащих преобладали люди третьего сословия.
Вся полнота государственной власти принадлежала королю, все государственные институты действовали от имени короля, они как бы не являлись носителями власти сами по себе, а лишь исполнителями монаршей воли. Неслучайно Людовик XIV во второй половине XVII в. заявил “Государство - это я!”. Единство государства, согласованность и равновесие его органов достигалось благодаря сосредоточению власти в руках монарха. Верховный законодатель, он в то же время, согласно неписаной конституции, должен был уважать основные законы королевства, прежде всего правила престолонаследия! Главное же, хотя король и считался абсолютно суверенным государем, он не мог без крайней необходимости нарушать веками складывавшуюся систему привилегий, обычаев и свобод. Вместе с тем в XVII существовала практика “леттр де каше”. Страх перед королевским судом был так велик, что современник XVII в писал: «Если бы меня обвинили в краже башен собора Парижской богоматери, я счел бы правильным поскорее скрыться».
Традиционное правовое ограничение власти служило важной предпосылкой для развития буржуазных общественных отношений. Не де-юре, но де-факто королевская власть была абсолютна в пределах, предписанных ею правом. С этой точки зрения она несла в себе потенциал будущей буржуазной государственности.
Государственный аппарат французской монархии был чрезвычайно разнороден. Основную его часть составляли чиновники - владельцы должностей. Должность можно было купить, продать, передать по наследству, с 1604 г. это право гарантировалось уплатой в казну небольшого ежегодного взноса - полетты. Правда король мог выкупить любую должность и тем самым сместить чиновника, но хроническая нехватка денег делала подобные операции чрезвычайно затруднительными. Происходило негласное отчуждение власти в пользу завоевывавшего все большую независимость аппарата. Неизменно политически лояльное чиновничество могло, исходя из своих личных и корпоративных интересов саботировать государственную политику.
Именно на такого рода оппозицию и натолкнулось королевское правительство в период участия Франции в 302-летней войне. Финансовые чиновники, отвечавшие за сбор и раскладку налогов, - казначеи Франции - в большей степени зависели от местного окружения, чем от центральной власти. Слишком укоренившиеся в своих провинциях, они не подходили для проведения жестких налоговых мер.
Если казначеи Франции и элю втихую противодействовали налоговой политике, то судебно-административные органы, прежде всего парламенты, а также сохранившиеся в ряде провинций сословно-представительные ассамблеи, провинциальные штаты, противились усилению налогового гнета гласно, опираясь на букву закона. Этот внутригосударственный кризис начался еще при Ришелье и Людовике XIII, усилился в период регентства, в 1648 г. принял форму открытой политической конфронтации.
Вызванная войной экстраординарная финансовая политика проводилась монархом при прямом содействии центрального органа государственного управления - королевского совета. С 1643 г. он переименован в Верховный совет. В него входили: канцлер, первый министр, сюринтендант финансов, статс-секретари войны и иностранных дел. При Анне Австрийской его членами являлись генеральный наместник королевства дядя короля герцог Гастон Орлеанский, первый принц крови де Конде. Формально совет имел лишь консультативные функции, подготовка всех важнейших общеполитических решений осуществлялась именно в совете, совет же и следил за их воплощением на практике. Наиболее последовательными проводниками государственного интереса, помимо самого короля, являлись члены Верховного совета из числа чиновников: канцлер, первый министр, сюринтендант финансов, статс-секретари. Верховный совет в лице первого министра и сюринтенданта финансов боролся против оппозиционной бездеятельности традиционного чиновничества.
Сложились два связанных друг с другом метода борьбы. Во-первых, с середины 30-х гг. расширилась практика посылки в провинции чрезвычайных комиссаров, подчинявшихся непосредственно Верховному совету. Эти комиссары, “интенданты юстиции, полиции и финансов” так они назывались с конца 30-х гг., являлись владельцами должностей докладчиков королевского совета, в провинциях выступали в качестве чиновников, имеющих очень широкие, но временные полномочия. В любой момент интендант мог быть отозван. Подобное сочетание временности и большой личной ответственности способствовало повышению административного рвения интендантов.
Именно они, интенданты, контролировали деятельность местного чиновничества, на правах королевских делегатов участвовали в заседаниях провинциальных штатов, а с августа 1642 г. вместо казначеев стали исполнять важнейшую финансовую функцию - облагать “неблагородных” подданных прямым налогом - тальей. Интенданты обеспечивали регулярное поступление налогов в казну.
Второй способ борьбы заключался в финансировании государства путем постоянных крупномасштабных займов у частных финансистов. Займы заключались сюринтендантом финансов в обход традиционных форм утверждения правительственных актов: они не регистрировались ни одним из высших судов. Благодаря займам правительство получало двойной выигрыш: в его распоряжении оказывались столь необходимые в период войны крупные суммы денег, которые поступали в сжатые сроки и оно освобождалось от настойчивой опеки традиционного чиновничества.
Проблема свободы государства конституировалась одновременно с проблемой свободы личности, но, как это часто бывает, проблемы уже существовали, а понимание их запаздывало. Современное представление о государстве как о бюрократической машине, отчужденной от общества и во многих отношениях противостоящей обществу, в XVII в. было еще неизвестно. Вообразить себе конфликт с государством еще никто не мог. Дело здесь не в отсутствие смелости, а в том, что политическая структура общества одновременно являлись политической структурой государства.
По своим лозунгам, программам, осознанным целям во Франции середины XVII в. ни одно социальное движение не имело антимонархического, антигосударственного характера. И в тоже время в стране очень часто происходили выступления, объективно направленные на изменение самой системы государства и механизма его функционирования. Бунт в рамках закона или стремление остаться в этих рамках - такова была Фронда.
Парижский парламент - это специфический судебно-административный орган, в его юрисдикции находилась почти треть территории страны, важнейшие судебные дела рассматривались в его стенах. Магистраты осуществляли контроль над издательской деятельностью, отправляли функции полиции нравов, наблюдали за театральными представлениями, имели право вмешиваться в дела Парижского университета, даже - церкви. Совместно с другими суверенными судами и муниципалитетом парламент нес ответственность за поддержание порядка в городе, а также за регулярность выплаты т.н. муниципальной ренты. Главное же, парламент регистрировал, тем самым как бы объявляя законными королевские эдикты и ордонансы.
Предварительно они обсуждались, и нередко парламент выступал с ремонстрациями, т.е. в устной и письменной форме требовал, чтобы в предлагаемые законы были внесены изменения в соответствие с духом и буквой прежних законов королевства.
Парижский парламент нередко препятствовал проведению централизаторской политики Людовика XIII и его первого министра кардинала Ришелье. Стремясь сломить оппозицию магистратов, Людовик XIII запретил ремонстрации и предварительное обсуждение в парламенте королевских указов без специального на то разрешения. Анна Австрийская, обратилась к парламенту по вопросу о кассации королевского завещания, что вернуло магистратам политический вес и значение.