Тема 1. Введение в курс «История государства и права зарубежных стран». Возникновение государства и права.
Содержание
Тема 1. Введение в курс «История государства и права зарубежных стран». Возникновение государства и права. Лекция 1.1. Введение в курс ИГПЗС …………………………………………….. Лекция 1.2. Возникновение государства и права ………………………………. | |
Раздел 1. Государство и право древнейших цивилизаций. Тема 2. Государство и право стран Древнего Востока Лекция 2.1. Особенности и закономерности возникновения и развития государств Древнего Востока. ……………………………………………… Лекция 2.2. Право в странах Древнего Востока ………………………………… | |
Тема 3. Государство и право Древней Греции Лекция 3.1. Древняя Спарта………………………………………………………. Лекция 3.2. Афинский полис. Афинское право…………………………………. | |
Тема 4. Древний Рим. Римское право. Лекция 4.1. Римское государство ………………………………………………... Лекция 4.2. Римское право ……………………………………………………….. | |
Раздел 2. Государство и право с эпоху средневековья. Тема 5. Раннесредневековые монархии Лекция 5. Раннесредневековые монархии……………………………………….. | |
Тема 6. Средневековая Франция Лекция 6.1. Образование и развитие французского королевства XI-XIV вв….. Лекция 6.2. Франция XIV-XVII вв. от сословной монархии к абсолютизму….. | |
Тема 7. Средневековая Англия. Лекция 7. Норманнское завоевание 1066 г. и образование английского королевства……………………………………………………………………….... | |
Тема 9. Средневековое право стран Западной Европы Лекция 9.1. Феодальное право стран Западной Европы X-XVII в …………….. Лекция 9.2. Каноническое право римской католической церкви. Городское право……………………………………………………………………………… | |
Тема 10. Византийская империя Лекция 10. Византийская империя……………………………………………….. | |
Тема 11. Государство и право в странах средневекового Востока Лекция 11. Арабский халифат. Османская империя……………………………. | |
Раздел 3. Государство и право нового времени Тема 12. Конституционная монархия Великобритании XVII-XIX вв. Лекция 12.1. Англия времен буржуазных революций XVII в. ……..………….. Лекция 12.2. Великобритания XIX вв.: становление буржуазного (индустриального) государства…………………………………………………... | |
Тема 13. Образование США и развитие американского государства к нач. XX в. Лекция 13.1. Образование Соединенных Штатов Америки …………………… Лекция 13.2. Развитие американской государственности в XIX в. ……………. | |
Тема 15. Объединение Германии. Кайзеровская Германия 1861-1918 гг. Лекция 15. Объединение Германии. Кайзеровская Германия 1861-1918 гг…... | |
Тема 16. Становление и кодификация национального права стран Западной Европы. Лекция 16.1. Континентальная правовая семья. ………………………………... Лекция 16.2. Возникновение англосаксонской правовой системы и ее развитие в XVII-XIX вв. ………………………………………………………….. | |
Раздел 4. Государство и право новейшего времени Тема 17. Эволюция государственно-правовых режимов Германии, Италии и Испании Лекция 17.Германия в новейшее время……………………………..…………... | |
Тема 18. Формирование либерально-демократических режимов США, Великобритании, Франции Лекция 18.1. США в новейшее время………………………………..…………... Лекция 18.2. Соединенное королевство Великобритании, Шотландии, Ирландии в XX-нач. XXI в. ……………………………………………………… Лекция 18.3. Франция в ХХ в………………….... ………………………………. | |
Тема 19. Образование и развитие Европейского Союза Лекция 19. Образование и развитие Европейского Союза……………………... | |
Тема 21. Государство и право стран Латинской Америки Лекция 21.Латинская Аменика ХХ в…………………………………………….. |
Тема 1. Введение в курс «История государства и права зарубежных стран». Возникновение государства и права.
Материалы учебного курса располагаются в хронологической последовательности в рамках четырех основных периодов Древнего мира (IV тыс. до н.э. – V в. н.э.); Средних веков (V в. – XVII в.); Нового времени (XVII в. – конец XIXв.); Новейшего времени (XX – XXI в.). Эта периодизация в значительной мере условна, каждая из эпох характеризуется неоднозначностью социально-экономических и государственно-правовых процессов. Не все страны прошли эти периоды общественного развития, а если и проходили, то не всегда синхронно и однозначно. В период Древнего мира в древневосточных государствах существовал иной способ производства, нежели в античной цивидизации, который получил в науке название «азиатский». Во многих регионах мира господствовал первобытнообщинный строй. В пределах этих эпох и цивилизаций рассматривается далее история государства и права отдельных стран.
Как самостоятельная наука история государства и права складывается в кон. XVIII нач. XIX вв. Большую роль в развитии историко-правовых знаний сыграла историческая школа права Германии (Р. Пухта, Ф. Савиньи и др.), которая изучала историю римского и германского права.
Всеобщая история права преподавалась в России под различными названиями: в начале – «права знатнейших древних и нынешних народов» (по Университетскому уставу 1805 г.), затем по отдельным правовым «семействам» (А.А. Неволин) – славянское право, мусульманское право.
Лекция 3.1. Древняя Спарта
План лекции:
1. Возникновение государства в Спарте.
2. Особенности общественного строя Спарты.
3. Военно-аристократический характер политической организации в Спарте.
Спартанский полис возник в IX в. до н. э. Лакедемон, или Спарта, имел территорию 8400 км2 (1/5 часть Московской области), а население – около 150 – 200 тыс. человек. Основной особенностью развития Спарты было вмешательство в образование государства внешнего насильственного фактора. Перемещение племен на Балканском полуострове сопровождалось военными столкновениями между ними. В результате завоевания дорийскими племенами местных ахейских в долине реки Эврот (которая называлась Лакеония) образовалась спартанская община. Побежденные племена были порабощены и превращены в государственных рабов – илотов. Жители менее плодородных горных территорий также были поставлены в зависимость от спартанцев и обложены разного рода повинностями. Они получили наименование периэков.
Завоевание привело к появлению четкой классовой дифференциации, а именно: спартиаты превратились в господствующий класс рабовладельцев, а покоренные жители в неполноправных граждан или рабов. При этом численность завоеванного населения примерно в 20 раз превышало численность завоевателей. Требовалось организовать политическую власть, обеспечивающую господство над массой порабощенных.
Длительное время общественное развитие Спарты носило застойный характер. Сохранялись элементы общинного строя; городская жизнь и ремесло развивались слабо. Расположенная на территории, благоприятной для занятия земледелием и скотоводством, Спарта представляла собой государство аграрное: земледелие составляло основное занятие населения. Необходимость поддерживать господство над огромной массой порабощенного населения обусловливала военный строй всей жизни государства, в результате чего Спарта приобрела черты государства военно-земледельческого.
Установление общественных порядков и государственного строя связывается с именем легендарного законодателя Ликурга, которому приписывается составление особого документа – ретры (ретра дословно означает «договор»), закреплявшего основы общественного и государственного строя Спарты. Ликург как историческая личность, скорее всего не существовал, и дата его реформ точно не установлена. Считается, что ретра относится к VIII-VII вв. до н.э. С её помощью Ликург пытался решить две основные задачи: организовать аппарат для господства над покоренным населением и сдержать имущественное расслоение среди спартиатов с целью обеспечения их единства.
Законодательство, приписываемое Ликургу, появляется в обстановке острой борьбы, развертывающейся в спартанском обществе, относительно которой имеются лишь крайне недостаточные глухие указания в источниках. Спартиаты не были заинтересованы в хозяйственном развитии порабощенного края. По закону Ликурга из обращения были изъяты золотые и серебренные монеты и заменены громоздкими железными оболами, которые не могли иметь обращения в других частях Греции. Изготовлялись они из железа, специально погружавшегося в раскаленном виде в уксус, чтобы сделать метал бесполезным. «Ценность» их была такова, что на перевозку небольшой суммы нужна была телега, а для хранения требовался обширный подвал.
Спарта сохраняет много остатков родоплеменного строя как в общественном устройстве, так и в государственном строе. Господствующим социальным слоем являлись спартиаты, они являлись полноправными гражданами. Земля являлась совместной собственностью граждан, но каждому спартиату предоставлялся в пользование земельный надел «клера», вместе с прикрепленными к нему рабами (илотами). Всего в Спарте насчитывалось приблизительно 9 тысяч клеров неделимых и неотчуждаемых.
Спарта напоминала военный лагерь, где жизнь была строго регламентирована. У спартанцев были семьи, но мужчины и их сыновья находились, если употреблять современное выражение, на казарменном положении. В целях поддержания единства обязательны были совместные трапезы воинов – сисситии, для которых их участники выделяли ежемесячно определенное количество продуктов. Ели блюда, установленные для этих трапез законом: приготовленное предельно простым способом мясо и знаменитую «спартанскую» черную похлебку (чечевица, сваренная в бычьей крови), которая остальным грекам казалась несъедобной. Поваров же, чьё искусство оказывалось более разносторонним, просто выгоняли из пределов Спарты. Во время сисситий часами распевали воинственные марши, прославляющие смерть в сражении и мужество. Недостойным считался любой труд – не только физический, как во всем античном мире, но и умственный.
Спартанское воспитание готовило беспощадных, жестоких, коварных воинов, невежественных и примитивных, умеющих лишь приказывать, подчиняться и убивать. Из всей программы греческого воспитания спартанцы сохранили только освоение элементарной грамоты, физическую подготовку и музыку, но лишь ту, под которую было сподручнее идти в бой.
С раннего детства спартанец приучался к суровому быту. Мальчики, отобранные с семи лет у родителей, жили небольшими отрядами с характерным названием агелы («стада») под руководством подростков. Спали они на подстилках из колючего тростника, который должны были сами же выламывать голыми руками на берегах протекающей через Лаконику реки Эврота. Пища их была неприхотливой и скудной. Ходили они босиком, на целый год получали один хитон, который в 12 лет заменялся одевавшимся на голое тело плащом, выдаваемым тоже раз в год. Волосы им полагалось стричь почти наголо. Особые должностные лица – педономы – вырабатывали у них дисциплинированность, выносливость и добивались беспрекословного выполнения указаний. Они внимательно следили за тем, чтобы дети чаще ссорились, полагая, что только в драках закаляется характер и появляется мужество, необходимое в бою.
Для испытания выносливости раз в год детей подвергали порке на алтаре Артемиды. Её следовало переносить без стонов, считавшихся величайшим позором, и случалось, что ребенок умирал на алтаре, не издав ни звука. С 14 лет дети уже принимали участие во взрослых походах внутри страны, в 18 лет они переходили в возрастную группу юношей, в 20 лет – они становились воинами спартиатами; но полноправными они становились только в 30 лет. Затем до 60 лет спартиаты несли военную службу.
Эти ограничения не могли предотвратить имущественного расслоения подрывавшего единство и формальное равенство спартиатов. По закону земельные наделы передавались по наследству только старшим сыновьям, младшие имели право получить выморочные наделы. Если таковых не было, то младшие сыновья становились гипомейонами (опустившимися) и не имели права участвовать в народном собрании и сисситиях.
К кон. IV в. до н.э. численность спартиатов сократилась с 9 до 4 тысяч, соответственно численность гипомейонов возросла. Другим слоем населения являлись периэки, жители соседних горных неплодородных районов Спарты. В правовом положении они занимали промежуточные положения между спартиатами и илотами, были лично свободны, имели имущественные права, но не пользовались политической правоспособностью и находились под надзором специальных должностных лиц – гармостов. Основными занятиями периэков были ремесло и торговля, на них распространялась военная обязанность.
Илоты, покоренные жители Мессении – были государственными рабами, они работали на земельных наделах спартиатов и отдавали им около 1/2 урожая. Илоты не были товаром и свободно распоряжались оставшимся у них урожаем, они участвовали в войнах в качестве легко вооруженных воинов.
Раз в год спартиаты проводили криптии – санкционированные государством массовые убийства илотов. Убийство илота допускалось и в любое другое время. Вместе с тем они могли выкупиться на свободу.
В Спарте, как и в Афинах, государственный строй воплощал в себе основные принципы полисного устройства, и носил ярко выраженный олигархический характер. Это не было случайным стечением обстоятельств, а происходило из особенностей социально-экономических отношений. Господство натурального производства, военный характер спартанского общества, слабое развитие ремесла и торговли обусловили повышенную роль органов военного управления и воспитания и малочисленность органов собственно гражданского управления.
Во главе Спартанского государства стояли два царя, принадлежавшие к двум династиям – Агиадов и Эврипонтидов, власть которых, несомненно, произошла из власти родоплеменных вождей гомеровской эпохи. Двойная царская власть возникла, вероятно, как результат объединения двух племен, из которых каждое сохранило своего вождя. Каждый царь пользовался одинаковой властью, но спартанские цари не являлись носителями верховной власти, а спартанский государственный строй не являлся монархией.
Целью господствующей верхушки спартанского общества было при этом обеспечить свое фактическое влияние на ход государственной жизни, не допуская образования сильной единоличной власти.
Фактическое руководство государством принадлежало не царям, а эфорам, в руки которых постепенно переходили полномочия, принадлежавшие когда-то царям. Постоянная вражда двух царских родов между собой заметно способствовала ослаблению роли и значения царской власти в Спарте. Прерогативами царей было верховное военное командование, руководство религиозным культом, цари были членами геруссии, принимали реальное участие в решении всех государственных дел.
Царю, выступавшему в поход, принадлежала в широком объеме власть военного вождя. От него исходили все распоряжения, и ему докладывали обо всех делах. Во время похода он приобретал право жизни и смерти в отношении граждан. Но в походе царь находился под наблюдением двух эфоров, которые сопровождали его для надзора за ним. На общественных трапезах царю предоставлялось почетное место, двойная порция, они получали определенное количество жертвенных животных и установленное количество муки и вина.
Судебная власть также принадлежала некогда царям в полном объеме. Позднее судебные функции царя ограничились рассмотрением дел о наследовании дочерей, об усыновлении и об общественных дорогах. Это были как раз дела, которые затрагивали интересы всей общины в целом или могли нарушить интересы рода или племени в целом. Естественно, что в этих делах царь сохранил свою судебную власть как преемник прежнего родоплеменного вождя.
Ежемесячно эфоры и цари приносили друг другу клятву, причем цари клялись, что будут царствовать по установленным законам, а эфоры клялись от имени государства, что при соблюдении царем своей клятвы государство будет незыблемо блюсти царскую власть. Независимо от этого, каждые 8 лет эфоры производили гадание по звездам, и, если гадание оказывалось неблагоприятным для царя, эфоры возбуждали против царя судебное преследование и вправе были лишить его власти.
Периэки платили им сборы от числившихся за царями участков земли, царям уделяли также часть жертвенных животных, давали им поросят от каждого приплода свиньи. Цари получали также значительную часть военной добычи.
Цари были окружены почетом. Им отводились почетные места в общественных играх. Все должны были вставать перед ними. Однако эфоры в присутствии царей продолжали сидеть в своих креслах. Хоронили царей весьма торжественно, с разными церемониями, причем устанавливался всеобщий траур в течение 10 дней после похорон.
Высшим органом государственной власти в Спарте было народное собрание всех полноправных граждан спартиатов – апелла. Однако в отличие от Афин народное собрание никогда не играло в Спарте сколько-нибудь значительной роли, прежде всего потому, что участники апеллы лишь принимали или отвергали законопроекты, но не обсуждали их.
В народном собрании участвовали все полноправные граждане, достигшие 30-летнего возраста, т. е. одни лишь спартанцы, и притом лишь сохранившие свои наделы и связанные с их обладанием политические права. Ни илоты, ни периэки в народном собрании не участвовали. Созывали народное собрание первоначально цари, позднее – эфоры. Председательствовали на собрании те же лица, которые его созывали. Выступали на народных собраниях с речами и предложениями лишь должностные лица и послы других стран. Однако в отдельных случаях могли получать слово на народном собрании и другие лица. Например, Алкивиад, который не был ни гражданином Спарты, ни послом Афин, получил возможность говорить на спартанском народном собрании.
Рядовые участники собрания вправе были участвовать в голосовании предложений, сделанных геронтами, эфорами или царями. В более позднее время практика, по-видимому, изменилась, и речи стали произносить также и отдельные члены собрания. Голосование производилось криком. Если результаты казались сомнительными, голосование проверялось расхождением членов собрания в разные стороны.
Апелла собиралась нерегулярно, не чаще одного раза в месяц. Когда чрезвычайные обстоятельства требовали немедленного принятия решения народным собранием, помимо очередного собрания созывались чрезвычайные, в которых принимали участие далеко не все граждане, а лишь те из них, которые были налицо в городе. Это так называемое малое народное собрание. Делается предположение, что малое народное собрание состояло из представителей наиболее знатных и влиятельных фамилий Спарты.
В компетенцию народного собрания входило, прежде всего, избрание должностных лиц – геронтов, эфоров, а также начальников армии и флота и др.
В случае войны народное собрание решало, кому из двух царей идти в поход. Оно выносило решение также в случае возникновения споров по вопросу о наследовании престола. Далее, народное собрание, как видно из сказанного выше, участвовало в законодательстве и управлении, санкционируя или отклоняя предложения высших должностных лиц. Апелла решала также вопросы войны и мира, союза с другими государствами, выбирала послов и т. п. Здесь же, в народном собрании, обсуждались дела Пелопоннесского союза. В этом случае другие города союза посылали в народное собрание Спарты своих послов. Наконец, народное собрание производило прием новых граждан, а также вправе было лишить отдельных спартанцев права гражданства.
Народное собрание выступало также в качестве судебного органа в том случае, когда возбуждался вопрос о низложении должностного лица за его преступления.
Решающую роль в государственном управлении Спарты играла геруссия (в лаконском диалекте – герохия) – совет старейшин. Несомненно, геруссия ведет свое начало от родоплеменной организации, от совета племенных старейшин, но в классовом обществе этот орган состоял уже не из вождей родоплеменной демократии, а из виднейших представителей господствующего класса. В её состав входили 30 членов, 28 из них старше 60 лет (по гречески геронты – старики). Оба царя также входили в состав герусии и имели право подавать голос в этом совете. Таким образом, вместе с царями число членов герусии достигало 30.
Избирались члены геруссии (геронты) обычно из числа представителей знатных родов. Могли быть избраны лишь граждане, достигшие 60-летнего возраста, уже свободные от обязанности нести военную службу. Избрание происходило в народном собрании, причем способ производства выборов был крайне примитивным. Избирали криком, и считался избранным тот кандидат, которому кричали сильнее, чем другим. Способ этот, несомненно, открывал самое широкое поле для злоупотреблений со стороны тех, кто руководил выборами. Геруссия не подчинялась и не контролировалась ни одним органом.
Компетенция геруссии состояла в следующем. Она подвергала предварительному обсуждению дела, которые должны были рассматриваться в народном собрании. При царях Полидоре и Феопомпе герусия получила право отклонять нежелательные ей решения народных собраний, налагать своего рода Veto на эти решения. Плутарх сообщает: «Цари Полидор и Феопомп к прежней ретре прибавили следующее: «Если народ будет сбиваться с прямого пути, пусть геронты и цари удалятся из собрания». Геронтам принадлежало право выступать с речами и предложениями на народном собрании, причем предложения, сделанные от имени герусии, предопределяли обычно постановления собрания. Геронты участвовали также в переговорах с другими государствами.
Геруссия была также судебным учреждением. Она разбирала уголовные дела, в том числе дела о государственных преступлениях, могла приговаривать к смертной казни, изгнанию из страны, лишению гражданских прав. Она была судебной инстанцией для процессов против царей. Дела по имущественным спорам геруссия не рассматривала, они были подсудны эфорам.
Значение геруссии неуклонно падало с усилением роли эфоров. Уже во время Пелопоннесской войны такие важные вопросы, как вопросы войны и мира, разрешались помимо геруссии.
Совершенно исключительное положение в Спартанском государстве занимали эфоры («надзиратели»). Первоначально это были заместители царей в гражданском суде. Впоследствии власть эфоров, постепенно расширяясь, приобрела весьма обширные размеры, так что даже царская власть склонилась перед нею.
Источники передают, что должность эфоров была учреждена не одновременно с другими органами власти, а позднее, при Феопомпе и Полидоре. Вероятно, эта должность возникла не как добровольный акт царей, а в результате борьбы, которая привела, между прочим, к убийству Полидора, одного из двух царей.
Усиление власти эфоров, которые из судей по гражданским делам превратились во всемогущих руководителей Спартанского государства, было делом рук спартанской знати, которая, опасаясь усиления царской власти и не полагаясь на готовность царей, наследственно занимавших трон, следовать всегда ее указаниям, предпочла передать власть своим прямым ставленникам, наделив их диктаторскими полномочиями.
Когда именно произошло усиление власти эфоров, установить невозможно по недостатку сведений в источниках. Предполагают, что первые перемены в их положении связаны с упразднением права царей назначать эфоров и с установлением их выборности, однако время этой реформы неизвестно. Во второй половине V в. эфоры, несомненно, уже достигли апогея своего могущества, и в V-IV вв. они, несомненно, представляют собой руководящий орган Спартанского государства.
Эфоров было пять. Их ежегодно избирали на народном собрании из числа всех граждан. Способ избрания Аристотель именует «детским». Небольшая коллегия специальных выборщиков закрывалась в темном помещении. Кандидаты на должность эфора проходили мимо этого помещения, а спартиаты пришедшие на народное собрание криком или молчанием голосовали за каждого. Выборщики, закрытые в помещении фиксировали «результаты голосования». При таком избрании возможны были самые произвольные решения, используемые олигархией в своих интересах.
Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения по большинству голосов. Во главе коллегии эфоров стоял первый эфор, именем которого назывался год.
Права эфоров были, как сказано, весьма обширны, а отсутствие в Спарте писаных законов могло лишь содействовать расширению объема их власти и открывало простор для произвола в ее осуществлении. Эфоры созывали как геруссию, так и народное собрание и руководили деятельностью этих органов. Созыв геруссии и народного собрания они производили помимо царей, а иногда и против их воли. Внешние сношения целиком находились в руках эфоров, они вели переговоры с иностранными послами и ставили вопрос о войне и мире перед народным собранием. В случае объявления войны они руководили мобилизацией войск, они же отдавали приказ о выступлении в поход. Двое из эфоров, как сказано выше, следовали за царями в поход и осуществляли там надзор за ними.
Эфоры контролировали всех должностных лиц и ежегодно проверяли их отчеты. Они могли устранять любых лиц от должности и предавать их суду. Частных лиц они могли сами судить и наказывать, а должностных лиц судила геруссия или народное собрание, но при непосредственном руководстве процессом со стороны эфоров. Царей эфоры также могли отрешить от должности и предать суду: от контроля эфоров не были свободны даже цари. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция, причем в гражданских делах эфоры выступали не как коллегия, а в качестве единоличных судей.
Внутреннее управление страной также находилось в руках эфоров. Им принадлежала обширная полицейская власть, которая была обусловлена системой строгого надзора за нравами и за соблюдением дисциплины, осуществлявшегося эфорами. Этот надзор простирался даже на царей. Всякое нарушение дисциплины и установившихся нравов каралось весьма сурово. При вступлении своем в должность эфоры обращались к гражданам с требованием брить усы и оказывать повиновение закону, т. е. следовать во всем той суровой дисциплине лагеря, которая была установлена в Спарте. Сами эфоры, однако, не считали эту дисциплину обязательной для себя. Характерно, что у эфоров была своя отдельная общая трапеза, так что скромный стол остальных спартанцев не был для них обязателен.
В своей деятельности эфоры отдавали отчет своим преемникам по истечении годичного срока, на который они избирались.
В VIII в. до н. э. Спарта расширяет свою территорию на запад, предпринимая завоевательную войну в отношении Мессении, целью которой являлись захват новой земли и подчинение жителей страны спартанцам на положении илотов. Война, закончилась успешно для спартанцев, но в середине VII в. до н. э. мессенцы подняли восстание, и спартанцам пришлось предпринимать новые походы в Мессению, известные под именем второй мессенской войны.
В течение нескольких столетий Спарта сохраняла своеобразные черты военно-земледельческого государства.
Перемены в ее общественном и политическом строе наметились лишь в IV-III вв. до н. э. Значительные сдвиги произошли уже в результате Пелопоннесской войны (431-404 гг. до н. э.), в которой столкнулись друг с другом два самых могущественных греческих полиса – Спарта и Афины и произошла борьба двух руководимых ими союзов греческих городов – Пелопоннесского, с одной стороны, и Афинского – с другой.
Спарта стремилась раздвинуть пределы Пелопоннесского союза и включить в него ряд других греческих городов. В этом своем стремлении Спарта столкнулась с агрессивными попытками другого могущественного греческого государства – Афин – осуществить экспансию в греческом мире и установить гегемонию, главенство во всем греческом мире. Борьба за гегемонию осложнилась конкуренцией, которую в морской торговле вели между собой Афины и некоторые города Пелопоннесского союза, в особенности города Коринф и Мегара.
Война продолжалась 27 лет и закончилась победой Спарты и возложением на побежденные Афины крупной контрибуции. Последствием этой войны для Спарты был огромный приток золота в страну, ускоривший то имущественное расслоение, которое происходило в спартанском обществе. Плутарх сообщает: «Одного золота и серебра во всей Элладе не найти столько, сколько его в одном Лакедемоне. В самом деле, много уже времени оно идет туда от греков, нередко от варваров». В спартанское общество проникает жажда наживы, происходит рост имущественного неравенства, разложение прежнего, простого образа жизни. Число полноправных спартанцев, обладавших земельными наделами, быстро падает. Спартанцы и раньше составляли небольшую кучку, господствовавшую над огромным числом порабощенного населения. Их было при самом образовании Спартанского государства не более 10 000. В начале V в. до н. э. число их падает до 8000, в конце IV в. до н. э. спартанцев насчитается едва тысяча человек, а еще позднее число их едва доходит до 700. Это означает, что значительная часть полноправных спартанцев разорилась и в силу этого попала в положение «опустившихся» - гипомейонов, т. е. людей, утративших политические права вследствие своей бедности.
Спартанский образ жизни уходит в прошлое, разрушается единство спартанской общины, в армии появляются наемники. В IV в. до н.э. македонские завоеватели захватывают Мессению, что подрывает экономическую основу Спарты, и в середине II в. до н.э. Спарта, окончательно ослабленная, раздираемая внутренними противоречиями подпадает под власть Рима.
Лекция 3.2. Афинский полис.
План лекции:
1. Образование Афинского государства. Реформы Солона и Клисфена и их значение для образования государства.
2. Правовое положение населения в Афинах в V-IV вв. до н.э. Античное рабство.
3. Политическая организация Афинской демократической рабовладельческой республики (V-IV вв. до н.э.).
4. Афинское право.
История Афинского государства делится на 3 периода:
1) Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.) – в котором господствовали родоплеменные отношения;
2) Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.) – идет процесс формирования государства;
3) Классический период (V-IV вв. до н.э.) – расцвет греческих государств.
По территории и количеству населения греческие полисы были разные. Например, Спарта имела территорию 8400 км2, (1/5 часть Московской области), население – около 150-200 тысяч человек. Афинский полис имел территорию около 2500 км2 с населением 120-150 тысяч человек; существовали также маленькие полиса с территорией 30-40 км2 и с населением в несколько сотен человек, например фокидский полис Пенопей (Кузищин В.И.).
В кон. 3 тыс. до н.э. в Элладу (название Греции в древности) пришли ахейские завоеватели. В процессе общения с Крито-Эгейским миром образовалось микенское царство, общественный строй которого был похож на восточные государства. Микенская цивилизация пала под натиском новых завоеваний.
Следующим за крито-микенской эпохой период греческой истории принято называть гомеровским – по имени великого поэта Гомера, поэмы которого «Илиада и Одиссея» являются важнейшим источником информации об этом времени.
На развалинах микенской цивилизации возникла достаточно примитивная сельская община. Политическим и экономическим центром общины был полис. В греческом языке классической эпохи это слово означает два тесно связанных между собой в сознании каждого грека понятия: город и государство. Однако, полис гомеровской эпохи сложно считать настоящим городом, так как основную массу населения составляют земледельцы и скотоводы, а не торговцы и ремесленники, которых в то время было еще мало. Полис окружали поля и горы, его территория составляла горную долину или маленький остров в Эгейском или Ионическом море. Горные хребты являлись «государственной» границей и отделяли одну общину от другой. В течении многих столетий сохранялась раздробленность греческих государств. На жителей соседнего полиса смотрели как на врагов, их можно было безнаказанно грабить, убивать, обращать в рабство.
Большую роль в общественной жизни полиса играют традиции родового строя. Основу политической организации составляют филы (племена) и фратрии – объединения родов. По филам и фратриям собирается народное собрание, строится общинное ополчение. Человек, который не состоит ни в какой фратрии, по мнению Гомера – стоит вне общества. У него нет очага, семьи, его не защищал закон, поэтому он мог легко стать жертвой насилия и произвола. Объединяла их необходимость в совместной защите от внешнего врага, в остальном филы и фратрии вели самостоятельное существование.
В обществе в это время уже происходит имущественное расслоение. Основным видом богатства считалась земля, которая являлась собственностью всей общины. Теоретически каждый общинник имел право на получение земельного надела, однако на практике богатства (скот, земля рабы, слитки металлов) скапливаются в руках знатной верхушки. Гомер утверждает, что рядом с богатыми многонадельными людьми в общине есть безземельные её члены, которые назывались батраки – феты.
Рабство уже существует, но носит патриархальный характер, вместе с рабами работают их хозяева. Основными источниками рабства являются войны и пиратство. Главным занятием рабов являются сельскохозяйственные и ремесленные работы.
Право еще не сложилось, термин «закон» в поэмах Гомера еще не употребляется. Роль регулятора играет обычай.
Внутри каждого племени существовал совет старейшин, куда входили представители родовой знати, наиболее влиятельные и авторитетные.
Самые важные дела племени решались на народном собрании, которое представляло собой сходку всех взрослых мужчин. Роль собрания сводилась к одобрению или отклонению подготовленного старейшинами решения.
Во главе племени стоял выборный вождь – базилевс (басилай). Постепенно должность базилевса становится наследственной, её наследовал старший сын. Базилевс осуществлял военное командование, руководил религиозным культом, был судьей. В целом, в методах осуществления власти раннегреческого базилевса могут быть обнаружены некоторые деспотические черты, сближающие его с монархическими правителями Древнего Востока (Кучма Н.Н.).
В гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.) общество и власть синкретичны, т.е. нерасчленены. К кон. IX в. постепенно созрели экономические и социально-политические предпосылки для подъема древнегреческой общественной организации на более высокий уровень развития.
Процесс образования Афинского государства начался в гомеровской Греции и завершился в VII-VI вв. до н.э. Государство возникло в результате появления и развития частной собственности, имущественной дифференциации, обострения классовых противоречий.
В VIII в. до н.э. на территории Древней Греции вырос город, названный в честь богини – покровительницы Афинами. Деятельность афинских реформаторов определялась потребностями экономического развития и состояла в приспособлении политических и правовых форм общественной жизни к данной объективной потребности. Первые реформы традиция приписывает легендарному герою Тезею, который провел реформу синойкизма – объединил четыре племени в один афинский народ. Тезей уничтожил прежние общинные советы и установил один общий совет. В ознаменование этого события и в честь богини Афины Тезей учредил общий аттический праздник – Панафинеи. Именно в этот период зародилось афинское право. Афинский народ был разделен на три группы, независимо от существовавшего деления на филы,