Отмена крепостного права и реформы 60—70-х гг. XIX в. Контрреформы

Отмена крепостного права. Император Николай I скончался разгар Крымской войны. 19 февраля 1855 г. на трон взошел его с Александр II. По своим воззрениям он был умеренным консер тором. Потребности экономического развития страны и поел ствия поражения в Крымской войне поставили царя перед не ходимостью проведения решительных реформ.

Главной из них была отмена крепостного права. В речи пс предводителями московского дворянства 30 марта 1856 г. Ал сандр II впервые публично заявил о том, что лучше дать своб крестьянам сверху, чем ждать, пока это произойдет снизу.

В конце 1856 —начале 1857 г. был создан Секретный коми для подготовки реформы, но входившие в его состав убежд ные крепостники делали все, чтобы затянуть работу комит Тогда Александр пошел обходным путем. По его просьбе в ко 1857 г. виленскому генерал-губернатору В.И.Назимову удал склонить дворян двух губерний согласиться на освобожде

крестьян.

Программа отмены крепостного права содержалась в пол санном 20 ноября 1857 г. рескрипте царя на имя Назимова, разработки всех условий реформы рескрипт предписывал соэ губернские дворянские комитеты. В течение 1858 г. такие комит были созданы в 47 губерниях.

В феврале 1858 г. Секретный комитет был переименован 1! / ный комитет по крестьянскому делу. Он принял новые требонл об обязательном наделении крестьян полевой и усадебной чем за выкуп. Позже Главный комитет был преобразован в Редакции комиссии во главе с либералом Я.И.Ростовцевым. В Редакциоп комиссии поступали проекты губернских комитетов, котор основном учитывали помещичьи интересы. В процессе работы были серьезно изменены.

По своему составу Редакционные комиссии были в основ­ном либеральными. В их работе участвовали товарищ министра ипутренних дел Н.А.Милютин, славянофилы К).Ф.Самарин и I, А. Черкасский. По совету царя в комиссию были введены и кре­постники Шувалов, Паскевич, Голицын. Но их участие было ме­на- заметно.

19 февраля 1861 г., в пятую годовщину своего вступления на Престол, Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права в России и ряд «Положений», которые разъясняли условия I побождения крестьян.

Условия освобождения крестьян. Бывшие помещичьи крестьяне ИI разряда пользователей землей перешли в разряд собственников и приобрели личную свободу. Крестьянин мог теперь свободно и.|пяться на работу, уйти в город или заняться промыслами.

()бщее положение о крестьянах, вышедших из крепостной за­писи мости, признавало право собственности помещика на все т. Исходя из этого, крестьяне наделялись усадебной и поле-Мон землей не безвозмездно, а за повинности и затем выкуп. Пре­имущество отдавалось «полюбовному» соглашению между крестья­нами и помещиком. В случае невозможности достижения такого |(илишения в действие вступали нормы, предусмотренные рефор­мы юрами.

15 течение первых двух лет должны были быть составлены устав­ные грамоты, определявшие конкретные условия освобождения ■рсетьян. Крестьяне переводились на положение временнообязанных. ■Ии оставались в этом состоянии до момента перехода на выкуп.

Размеры крестьянских наделов определялись местными поло-■пшями. Все губернии были поделены на три полосы (чернозем-РИн, нечерноземная и степная). В черноземной и нечерноземной (Илосах в каждой местности были определены высшая и низшая |ормы наделов. Крестьянам предполагалось передать те наделы, цюрыми они пользовались до реформы. Если отводимый кре-Иошину надел был больше высшей нормы, то помещик имел ■ино отрезать «излишек» до этой нормы. И наоборот, если фак-Мчсекий надел крестьянина был меньше низшей нормы, то по­пишку приходилось прирезать земли до этой нормы.

Помещики постарались установить нормы в таком размере, 1«мил можно было отрезать в свою пользу часть крестьянских зе-И1. Подача помещиками в Редакционные комиссии занижен-нч чанных о размерах крестьянских наделов привела к тому, что икс после увеличения комиссиями высших норм крестьяне в 1/И.1М и нстве губерний потеряли часть земель. В итоге крестьяне и |\ чили в среднем 3,4 десятины надушу. Между тем для обеспе-| прожиточного минимума крестьянин черноземной полосы и был иметь не менее 5,5 десятины на душу, а в остальных ■Тиостях — от 6 до 8 десятин.

Отмена крепостного права и реформы 60—70-х гг. XIX в. Контрреформы - student2.ru Отмена крепостного права и реформы 60—70-х гг. XIX в. Контрреформы - student2.ru Отмена крепостного права и реформы 60—70-х гг. XIX в. Контрреформы - student2.ru Отмена крепостного права и реформы 60—70-х гг. XIX в. Контрреформы - student2.ru Временнообязанные крестьяне должны были выполнять в пользу помещика временные повинности в виде денежного оброка или барщины. Период перехода от повинностей к выкупу растянулся на 20 лет (с 1863 по 1883 г.). Лишь в западных губерниях все кре­стьяне были сразу переведены в разряд крестьян-собственников. Основной повинностью признавался оброк. Размер барщины был ограничен 40 мужскими и 30 женскими днями в год. Через два года крестьяне могли перейти с барщины на оброк без согласия помещика.

Величину выкупа крестьянских повинностей определили сле­дующим образом: была найдена величина капитала, которая, бу­дучи положенной в банк, выплачивающий на вклады в год 6 % прибыли, приносила бы ежегодно сумму оброка, получаемою помещиком. Например, при размере оброка в 10 рублей величина выкупа составляла 166 рублей 66 копеек. Иначе говоря, положи 1$ в банк сумму в размере 166 рублей 66 копеек, уомещик получал м год 6 % от этой суммы, что как раз и составляло 10 рублей.

Разумеется, крестьяне не могли сразу выплатить помещику всю сумму выкупа. Но помещик был заинтересован в получении именно всей суммы единовременно. Поэтому была проведена выкупная операция с участием государства. Крестьяне получали государ­ственный кредит в размере 80 % выкупной суммы. Помещики получали 80 % всего выкупа сразу после заключения выкупном сделки. Остальные 20 % крестьяне должны были уплатить поме­щику по договоренности. Затем в течение 49 лет крестьяне долж­ны были возвращать государству кредит с процентами в форме выкупных платежей. Сумма этих платежей намного превышал;! затраты государства.

По крестьянской реформе 1861 г. община и ее выборные органы стали низшим звеном административного управления в деревне на всех категориях земель. Были определены функции общины, получившей наименование сельского общества, права и обязан­ности сельского схода как собрания глав крестьянских дворов, ^ также избираемого сельским сходом старосты.

Земства и городские думы.1 января 1864 г. указом было введено Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Земств! учреждались в уездах и губерниях как всесословные органы местно-го самоуправления. Избирательная система строилась по принципу имущественного ценза, по куриям. Курий было три: земледель­ческая, городская и курия сельских крестьянских обществ.

В земледельческую курию входили уездные землевладельцы и крупные владельцы недвижимости. В городской курии объедини лись собственники городских промышленных и торговых заведе ний. Третья курия состояла из представителей сельских крестьян ских обществ. Выборы по этой курии были многоступенчатые Сначала сельские общества выбирали представителей на волос I

пые сходы. Там избирали выборщиков, которые участвовали в уезд­ном съезде. На уездных съездах трех перечисленных курий проис­ходили выборы гласных в уездное земское собрание. На уездных земских собраниях избирались губернские гласные. Выборы в зем­ства проводились каждые три года.

Земские органы делились на распорядительные — собрания глас­ных и исполнительные — земские управы. Собрания гласных засе­дали раз в год. Они решали хозяйственные вопросы, утверждали земские налоги, выбирали земские управы. Земства распределяли государственные сборы и назначали местные сборы, устраивали благотворительные заведения. В компетенцию земств входили так­же здравоохранение и народное образование.

Введение земств способствовало развитию хозяйственной ак­тивности на местах, активизации общественно-политической жязни и, что особенно важно, вовлечению в нее широких слоев населения, включая крестьянство. В то же время земская реформа содержала значительные ограничения.

Городовое положение было учреждено только 16 июля 1870 г. Создавались всесословные органы городского управления, изби­раемые на основе имущественного ценза. Избирательные права получали промышленники, купцы и владельцы недвижимого имущества. Все избиратели делились на три курии в зависимости от уплачиваемого налога: в первую входила небольшая группа наиболее крупных налогоплательщиков, уплачивающих треть го­родских сборов; вторую составляли более мелкие налогоплатель­щики, вносящие еще одну треть; третью — все остальные налого­плательщики.

Распорядительным органом самоуправления была городская дума, исполнительным — городская управа под председательством городского головы. Правительство, как и в случае с земствами, постаралось переложить на плечи городского самоуправления дела по ведению хозяйства. Самоуправление было обязано следить за олагоустройством городов, развитием промышленности, торгов­ли, здравоохранения и народного образования. Кроме того, го­родская дума устанавливала налоги. Городской бюджет отягощали расходы на полицию, тюрьмы и воинский постой. Являясь по су­ществу государственными, они съедали значительную часть и без того небогатых городских бюджетов.

Судебная реформа.В 1864 г. были обнародованы ука'з о судеб­ной реформе и новые «Судебные уставы». Создавался суд при­сяжных. В основу суда были положены прогрессивные принципы: оессословности судопроизводства, гласности и публичности со­стязательного процесса. Судьи назначались сверху, министры юстиции жалованье получали из государственной казны. Но уво­лить их можно было только по собственному желанию или по решению суда. Для устранения прежней волокиты по причине

Отмена крепостного права и реформы 60—70-х гг. XIX в. Контрреформы - student2.ru Отмена крепостного права и реформы 60—70-х гг. XIX в. Контрреформы - student2.ru Отмена крепостного права и реформы 60—70-х гг. XIX в. Контрреформы - student2.ru пробелов в законодательстве судьям предоставлялось право тон кования законов.

Одним из результатов проведения реформы стало упрощение структуры суда. Было установлено два вида судов: мировые и об­щие. Мировой суд был единоличным и осуществлялся мировым су­дьей. В компетенцию мирового суда входили уголовные и малозна­чительные гражданские дела, если ущерб не превышал 500 рублей. Мировой судья старался в первую очередь примирить стороны, но вместе с этим он обладал и правом вынесения приговора. Ми­ровые судьи выбирались уездными земскими собраниями.

Общий суд устанавливался в трех инстанциях: окружные суды (обычно один на губернию), судебные палаты (одна на несколь­ко судебных округов) и Сенат. В окружных судах рассматривали^, наиболее важные дела. Уголовные дела решались с участием, граж­данские дела — без участия присяжных заседателей. Приговор, вынесенный присяжными заседателями, считался окончатель­ным, и по нему не принимались апелляции. Судебные палаты принимали апелляции по делам окружных судов. Высшей судеб­ной инстанцией являлся Сенат, обязанностью которого были судебное управление и надзор за правильностью применения закона.

Предварительным расследованием занимались независимые судебные следователи. Они могли пользоваться помощью поли­ции. Была введена адвокатура. Присяжные поверенные и частные поверенные отныне защищали интересы обвиняемых.

Новая судебная система способствовала развитию в широких слоях общества гражданского самосознания.

Военная реформа.Необходимость преобразований в армии дик­товалась не только социально-экономическим причинами, но и увеличением военного потенциала ведущих европейских держа и. Уже в конце 50-х гг. XIX в. в армии вводились новшества. Прекра тили существование военные поселения. Продолжительность дей ствительной службы нижних чинов сокращалась до 10 лет.

В 1861 г. на пост военного министра был назначен Д. А. Милю­тин — талантливый государственный деятель, сторонник преоб­разований. С 1862 г. началось введение новой системы военного управления, в основе которой лежало деление на военные округа. Этим была устранена чрезмерная централизация.

Устав о воинской повинности был утвержден 1 января 1874 г. Все мужское население, достигшее 21 года, подлежало призыву на военную службу. Для армии был установлен 6-летний срок дей­ствительной службы и 9-летнее пребывание в запасе. Моряки слу­жили 7 лет и еще 3 года находились в запасе. От действительной службы были освобождены многие категории населения (единствен­ный сын у родителей, единственный кормилец в семье и т.д.). Срок службы уменьшался при наличии определенного образования.

Нмедение всеобщей воинской повинности позволило иметь неболь­
шую, а следовательно, недорогую армию в мирное время и зна-
•ш тельные резервы на случай войны. ,

Перевооружение армии потребовало создания новых заводов и Новых производств. Немаловажное значение имели изобретения русских ученых. Так, выдающийся металлург П. М. Обухов сделал открытие, благодаря которому в России впервые в мире стали производиться стволы орудий из литой стали.

Реформы в области образования и печати.Развитие страны име-10 на своем пути серьезное препятствие — низкий образователь­ный уровень населения и отсутствие системы массовой подготов-| и специалистов.

«Положение о начальных училищах» ввело, кроме государствен­ных и церковно-приходских, земские и воскресные училища. Сред­ние учебные заведения — гимназии — были разделены на клас­сические^ реальные с семилетним сроком обучения. В классических I пмназиях предпочтение отдавалось гуманитарным предметам, боль­шое место занимали древние языки, велась подготовка к поступле­нию в университеты. Реальные гимназии готовили специалистов цля промышленности и торговли. Здесь усиленно преподавались I очные науки и естествознание. Выпускники реальных гимназий могли поступать только в технические высшие учебные заведения. В 1871 г. различие между классическими и реальными гимназиями еще более усилилось. В классических гимназиях ввели восьмилет­ний срок обучения. Реальные гимназии были переименованы в училища с шестилетним сроком обучения. В гимназии принима­лись дети всех сословий и вероисповедания. В 1865 г. насчитывалось 96 гимназий, в середине 90-х гг. XIX в. — уже около 600.

18 июня 1863 г. был утвержден новый устав университетов. Он шметно ослаблял бюрократическую опеку над университетами и провозглашал их внутреннюю автономию.

В 1858 г. появились женские гимназии. На рубеже 70 —80-х гг. XIX в. женщин стали допускать в университеты на правах воль­ных слушательниц. В 60 —70-е гг. XIX в. были организованы Выс­шие женские курсы с университетской программой в Москве и Петербурге.

12 мая 1862 г. утверждены «Временные правила о печати», но­сившие благожелательный характер по отношению к изданиям. Но критические материалы было разрешено печатать только в изданиях с подписной ценой не ниже 7 рублей в год, недоступ­ных для простого народа. Подобный порядок был установлен и для книг. Министр внутренних дел и министр народного просве­щения получили право приостанавливать любые издания на срок до 8 месяцев.

Контрреформы.Накануне своей гибели 1 марта 1881 г. Алек­сандр II утвердил проект М. Т. Лорис-Меликова о созыве комиссий

Отмена крепостного права и реформы 60—70-х гг. XIX в. Контрреформы - student2.ru Отмена крепостного права и реформы 60—70-х гг. XIX в. Контрреформы - student2.ru Отмена крепостного права и реформы 60—70-х гг. XIX в. Контрреформы - student2.ru Отмена крепостного права и реформы 60—70-х гг. XIX в. Контрреформы - student2.ru Отмена крепостного права и реформы 60—70-х гг. XIX в. Контрреформы - student2.ru Отмена крепостного права и реформы 60—70-х гг. XIX в. Контрреформы - student2.ru Отмена крепостного права и реформы 60—70-х гг. XIX в. Контрреформы - student2.ru Отмена крепостного права и реформы 60—70-х гг. XIX в. Контрреформы - student2.ru с участием представителей земств и городов для выработки новых законов. Однако вступивший на престол император Александр 111 29 апреля 1881 г. обнародовал Манифест «О незыблемости само­державия», который означал переход от либерального к консер­вативному курсу во внутренней политике.

Общим направлением курса Александра III была идея о пер венствующей роли дворянства. Но лишь к середине 80-х гг. XIX и в основном складывается концепция контрреформ.

12 июля 1889 г. был издан закон о земских участковых начальна ках. Земские начальники должны были заменить институт мир вых посредников, уездные суды по крестьянским делам и мир вой суд. 12 июня 1890 г. вышло «Положение о губернских и уе~ ных земских учреждениях». Избирательная система земств бы изменена. Первая курия, число гласных от которой увеличи­лось, включала только дворян. Имущественный ценз для перво курии понижался, но повышался для второй,>городской, курии Выборные от третьей, крестьянской, курии должны были утверж­даться губернатором. Утверждения губернатором или министром внутренних дел требовали и постановления земских собрании Городовое положение 1892 г. сокращало число избирателей в три раза путем повышения ценза. Городские головы и члены управы, объявленные государственными служащими, попали под кош-роль административных органов.

Контрреформы были проведены также в сфере просвещения в цензурной политике. Но полный возврат к дореформенным по рядкам был уже невозможен.

Наши рекомендации