Отмена крепостного права и реформы 60—70-х гг. XIX в. Контрреформы
Отмена крепостного права. Император Николай I скончался разгар Крымской войны. 19 февраля 1855 г. на трон взошел его с Александр II. По своим воззрениям он был умеренным консер тором. Потребности экономического развития страны и поел ствия поражения в Крымской войне поставили царя перед не ходимостью проведения решительных реформ.
Главной из них была отмена крепостного права. В речи пс предводителями московского дворянства 30 марта 1856 г. Ал сандр II впервые публично заявил о том, что лучше дать своб крестьянам сверху, чем ждать, пока это произойдет снизу.
В конце 1856 —начале 1857 г. был создан Секретный коми для подготовки реформы, но входившие в его состав убежд ные крепостники делали все, чтобы затянуть работу комит Тогда Александр пошел обходным путем. По его просьбе в ко 1857 г. виленскому генерал-губернатору В.И.Назимову удал склонить дворян двух губерний согласиться на освобожде
крестьян.
Программа отмены крепостного права содержалась в пол санном 20 ноября 1857 г. рескрипте царя на имя Назимова, разработки всех условий реформы рескрипт предписывал соэ губернские дворянские комитеты. В течение 1858 г. такие комит были созданы в 47 губерниях.
В феврале 1858 г. Секретный комитет был переименован 1! / ный комитет по крестьянскому делу. Он принял новые требонл об обязательном наделении крестьян полевой и усадебной чем за выкуп. Позже Главный комитет был преобразован в Редакции комиссии во главе с либералом Я.И.Ростовцевым. В Редакциоп комиссии поступали проекты губернских комитетов, котор основном учитывали помещичьи интересы. В процессе работы были серьезно изменены.
По своему составу Редакционные комиссии были в основном либеральными. В их работе участвовали товарищ министра ипутренних дел Н.А.Милютин, славянофилы К).Ф.Самарин и I, А. Черкасский. По совету царя в комиссию были введены и крепостники Шувалов, Паскевич, Голицын. Но их участие было мена- заметно.
19 февраля 1861 г., в пятую годовщину своего вступления на Престол, Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права в России и ряд «Положений», которые разъясняли условия I побождения крестьян.
Условия освобождения крестьян. Бывшие помещичьи крестьяне ИI разряда пользователей землей перешли в разряд собственников и приобрели личную свободу. Крестьянин мог теперь свободно и.|пяться на работу, уйти в город или заняться промыслами.
()бщее положение о крестьянах, вышедших из крепостной записи мости, признавало право собственности помещика на все т. Исходя из этого, крестьяне наделялись усадебной и поле-Мон землей не безвозмездно, а за повинности и затем выкуп. Преимущество отдавалось «полюбовному» соглашению между крестьянами и помещиком. В случае невозможности достижения такого |(илишения в действие вступали нормы, предусмотренные реформы юрами.
15 течение первых двух лет должны были быть составлены уставные грамоты, определявшие конкретные условия освобождения ■рсетьян. Крестьяне переводились на положение временнообязанных. ■Ии оставались в этом состоянии до момента перехода на выкуп.
Размеры крестьянских наделов определялись местными поло-■пшями. Все губернии были поделены на три полосы (чернозем-РИн, нечерноземная и степная). В черноземной и нечерноземной (Илосах в каждой местности были определены высшая и низшая |ормы наделов. Крестьянам предполагалось передать те наделы, цюрыми они пользовались до реформы. Если отводимый кре-Иошину надел был больше высшей нормы, то помещик имел ■ино отрезать «излишек» до этой нормы. И наоборот, если фак-Мчсекий надел крестьянина был меньше низшей нормы, то попишку приходилось прирезать земли до этой нормы.
Помещики постарались установить нормы в таком размере, 1«мил можно было отрезать в свою пользу часть крестьянских зе-И1. Подача помещиками в Редакционные комиссии занижен-нч чанных о размерах крестьянских наделов привела к тому, что икс после увеличения комиссиями высших норм крестьяне в 1/И.1М и нстве губерний потеряли часть земель. В итоге крестьяне и |\ чили в среднем 3,4 десятины надушу. Между тем для обеспе-| прожиточного минимума крестьянин черноземной полосы и был иметь не менее 5,5 десятины на душу, а в остальных ■Тиостях — от 6 до 8 десятин.
Временнообязанные крестьяне должны были выполнять в пользу помещика временные повинности в виде денежного оброка или барщины. Период перехода от повинностей к выкупу растянулся на 20 лет (с 1863 по 1883 г.). Лишь в западных губерниях все крестьяне были сразу переведены в разряд крестьян-собственников. Основной повинностью признавался оброк. Размер барщины был ограничен 40 мужскими и 30 женскими днями в год. Через два года крестьяне могли перейти с барщины на оброк без согласия помещика.
Величину выкупа крестьянских повинностей определили следующим образом: была найдена величина капитала, которая, будучи положенной в банк, выплачивающий на вклады в год 6 % прибыли, приносила бы ежегодно сумму оброка, получаемою помещиком. Например, при размере оброка в 10 рублей величина выкупа составляла 166 рублей 66 копеек. Иначе говоря, положи 1$ в банк сумму в размере 166 рублей 66 копеек, уомещик получал м год 6 % от этой суммы, что как раз и составляло 10 рублей.
Разумеется, крестьяне не могли сразу выплатить помещику всю сумму выкупа. Но помещик был заинтересован в получении именно всей суммы единовременно. Поэтому была проведена выкупная операция с участием государства. Крестьяне получали государственный кредит в размере 80 % выкупной суммы. Помещики получали 80 % всего выкупа сразу после заключения выкупном сделки. Остальные 20 % крестьяне должны были уплатить помещику по договоренности. Затем в течение 49 лет крестьяне должны были возвращать государству кредит с процентами в форме выкупных платежей. Сумма этих платежей намного превышал;! затраты государства.
По крестьянской реформе 1861 г. община и ее выборные органы стали низшим звеном административного управления в деревне на всех категориях земель. Были определены функции общины, получившей наименование сельского общества, права и обязанности сельского схода как собрания глав крестьянских дворов, ^ также избираемого сельским сходом старосты.
Земства и городские думы.1 января 1864 г. указом было введено Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Земств! учреждались в уездах и губерниях как всесословные органы местно-го самоуправления. Избирательная система строилась по принципу имущественного ценза, по куриям. Курий было три: земледельческая, городская и курия сельских крестьянских обществ.
В земледельческую курию входили уездные землевладельцы и крупные владельцы недвижимости. В городской курии объедини лись собственники городских промышленных и торговых заведе ний. Третья курия состояла из представителей сельских крестьян ских обществ. Выборы по этой курии были многоступенчатые Сначала сельские общества выбирали представителей на волос I
пые сходы. Там избирали выборщиков, которые участвовали в уездном съезде. На уездных съездах трех перечисленных курий происходили выборы гласных в уездное земское собрание. На уездных земских собраниях избирались губернские гласные. Выборы в земства проводились каждые три года.
Земские органы делились на распорядительные — собрания гласных и исполнительные — земские управы. Собрания гласных заседали раз в год. Они решали хозяйственные вопросы, утверждали земские налоги, выбирали земские управы. Земства распределяли государственные сборы и назначали местные сборы, устраивали благотворительные заведения. В компетенцию земств входили также здравоохранение и народное образование.
Введение земств способствовало развитию хозяйственной активности на местах, активизации общественно-политической жязни и, что особенно важно, вовлечению в нее широких слоев населения, включая крестьянство. В то же время земская реформа содержала значительные ограничения.
Городовое положение было учреждено только 16 июля 1870 г. Создавались всесословные органы городского управления, избираемые на основе имущественного ценза. Избирательные права получали промышленники, купцы и владельцы недвижимого имущества. Все избиратели делились на три курии в зависимости от уплачиваемого налога: в первую входила небольшая группа наиболее крупных налогоплательщиков, уплачивающих треть городских сборов; вторую составляли более мелкие налогоплательщики, вносящие еще одну треть; третью — все остальные налогоплательщики.
Распорядительным органом самоуправления была городская дума, исполнительным — городская управа под председательством городского головы. Правительство, как и в случае с земствами, постаралось переложить на плечи городского самоуправления дела по ведению хозяйства. Самоуправление было обязано следить за олагоустройством городов, развитием промышленности, торговли, здравоохранения и народного образования. Кроме того, городская дума устанавливала налоги. Городской бюджет отягощали расходы на полицию, тюрьмы и воинский постой. Являясь по существу государственными, они съедали значительную часть и без того небогатых городских бюджетов.
Судебная реформа.В 1864 г. были обнародованы ука'з о судебной реформе и новые «Судебные уставы». Создавался суд присяжных. В основу суда были положены прогрессивные принципы: оессословности судопроизводства, гласности и публичности состязательного процесса. Судьи назначались сверху, министры юстиции жалованье получали из государственной казны. Но уволить их можно было только по собственному желанию или по решению суда. Для устранения прежней волокиты по причине
пробелов в законодательстве судьям предоставлялось право тон кования законов.
Одним из результатов проведения реформы стало упрощение структуры суда. Было установлено два вида судов: мировые и общие. Мировой суд был единоличным и осуществлялся мировым судьей. В компетенцию мирового суда входили уголовные и малозначительные гражданские дела, если ущерб не превышал 500 рублей. Мировой судья старался в первую очередь примирить стороны, но вместе с этим он обладал и правом вынесения приговора. Мировые судьи выбирались уездными земскими собраниями.
Общий суд устанавливался в трех инстанциях: окружные суды (обычно один на губернию), судебные палаты (одна на несколько судебных округов) и Сенат. В окружных судах рассматривали^, наиболее важные дела. Уголовные дела решались с участием, гражданские дела — без участия присяжных заседателей. Приговор, вынесенный присяжными заседателями, считался окончательным, и по нему не принимались апелляции. Судебные палаты принимали апелляции по делам окружных судов. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат, обязанностью которого были судебное управление и надзор за правильностью применения закона.
Предварительным расследованием занимались независимые судебные следователи. Они могли пользоваться помощью полиции. Была введена адвокатура. Присяжные поверенные и частные поверенные отныне защищали интересы обвиняемых.
Новая судебная система способствовала развитию в широких слоях общества гражданского самосознания.
Военная реформа.Необходимость преобразований в армии диктовалась не только социально-экономическим причинами, но и увеличением военного потенциала ведущих европейских держа и. Уже в конце 50-х гг. XIX в. в армии вводились новшества. Прекра тили существование военные поселения. Продолжительность дей ствительной службы нижних чинов сокращалась до 10 лет.
В 1861 г. на пост военного министра был назначен Д. А. Милютин — талантливый государственный деятель, сторонник преобразований. С 1862 г. началось введение новой системы военного управления, в основе которой лежало деление на военные округа. Этим была устранена чрезмерная централизация.
Устав о воинской повинности был утвержден 1 января 1874 г. Все мужское население, достигшее 21 года, подлежало призыву на военную службу. Для армии был установлен 6-летний срок действительной службы и 9-летнее пребывание в запасе. Моряки служили 7 лет и еще 3 года находились в запасе. От действительной службы были освобождены многие категории населения (единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье и т.д.). Срок службы уменьшался при наличии определенного образования.
Нмедение всеобщей воинской повинности позволило иметь неболь
шую, а следовательно, недорогую армию в мирное время и зна-
•ш тельные резервы на случай войны. ,
Перевооружение армии потребовало создания новых заводов и Новых производств. Немаловажное значение имели изобретения русских ученых. Так, выдающийся металлург П. М. Обухов сделал открытие, благодаря которому в России впервые в мире стали производиться стволы орудий из литой стали.
Реформы в области образования и печати.Развитие страны име-10 на своем пути серьезное препятствие — низкий образовательный уровень населения и отсутствие системы массовой подготов-| и специалистов.
«Положение о начальных училищах» ввело, кроме государственных и церковно-приходских, земские и воскресные училища. Средние учебные заведения — гимназии — были разделены на классические^ реальные с семилетним сроком обучения. В классических I пмназиях предпочтение отдавалось гуманитарным предметам, большое место занимали древние языки, велась подготовка к поступлению в университеты. Реальные гимназии готовили специалистов цля промышленности и торговли. Здесь усиленно преподавались I очные науки и естествознание. Выпускники реальных гимназий могли поступать только в технические высшие учебные заведения. В 1871 г. различие между классическими и реальными гимназиями еще более усилилось. В классических гимназиях ввели восьмилетний срок обучения. Реальные гимназии были переименованы в училища с шестилетним сроком обучения. В гимназии принимались дети всех сословий и вероисповедания. В 1865 г. насчитывалось 96 гимназий, в середине 90-х гг. XIX в. — уже около 600.
18 июня 1863 г. был утвержден новый устав университетов. Он шметно ослаблял бюрократическую опеку над университетами и провозглашал их внутреннюю автономию.
В 1858 г. появились женские гимназии. На рубеже 70 —80-х гг. XIX в. женщин стали допускать в университеты на правах вольных слушательниц. В 60 —70-е гг. XIX в. были организованы Высшие женские курсы с университетской программой в Москве и Петербурге.
12 мая 1862 г. утверждены «Временные правила о печати», носившие благожелательный характер по отношению к изданиям. Но критические материалы было разрешено печатать только в изданиях с подписной ценой не ниже 7 рублей в год, недоступных для простого народа. Подобный порядок был установлен и для книг. Министр внутренних дел и министр народного просвещения получили право приостанавливать любые издания на срок до 8 месяцев.
Контрреформы.Накануне своей гибели 1 марта 1881 г. Александр II утвердил проект М. Т. Лорис-Меликова о созыве комиссий
с участием представителей земств и городов для выработки новых законов. Однако вступивший на престол император Александр 111 29 апреля 1881 г. обнародовал Манифест «О незыблемости самодержавия», который означал переход от либерального к консервативному курсу во внутренней политике.
Общим направлением курса Александра III была идея о пер венствующей роли дворянства. Но лишь к середине 80-х гг. XIX и в основном складывается концепция контрреформ.
12 июля 1889 г. был издан закон о земских участковых начальна ках. Земские начальники должны были заменить институт мир вых посредников, уездные суды по крестьянским делам и мир вой суд. 12 июня 1890 г. вышло «Положение о губернских и уе~ ных земских учреждениях». Избирательная система земств бы изменена. Первая курия, число гласных от которой увеличилось, включала только дворян. Имущественный ценз для перво курии понижался, но повышался для второй,>городской, курии Выборные от третьей, крестьянской, курии должны были утверждаться губернатором. Утверждения губернатором или министром внутренних дел требовали и постановления земских собрании Городовое положение 1892 г. сокращало число избирателей в три раза путем повышения ценза. Городские головы и члены управы, объявленные государственными служащими, попали под кош-роль административных органов.
Контрреформы были проведены также в сфере просвещения в цензурной политике. Но полный возврат к дореформенным по рядкам был уже невозможен.