Русская культура XVI—XVIII вв.
Развитие культуры в XVI в. После образования единого Русско-юсударства в конце XV—XVI в. появилось немало произведений о путях дальнейшего развития страны. Недаром XVI век называют веком публицистики. Дворянин Иван Пересветов в сочинении, предназначенном для Ивана Грозного, выдвинул идею создания государства с безграничной властью правителя над его подданными. Однако управлять он должен был, держа в узде крупных землевладельцев, в интересах «простых воинников», т. е. дворян. С иными предложениями выступил Андрей Курбский, написавший после бегства в Литву несколько произведений и посланий Ивану Грозному. Он считал, что царь, если он хочет блага своей стране, должен править в согласии не только с боярами, но выборными от всех свободных сословий («всенародными человеками»). Иван Грозный в ответных посланиях Курбскому разоблачал крамолы бояр и доказывал, что именно их измены и становятся причиной гибели государства. Поэтому царь по своей
воле. в которой выражается воля Бога, должен «казнить и миловать любых своих подданных.
В XVI в. в русской архитектуре возник национальный шатровый стиль, Наиболее выдающимися памятниками этого стиля стали церковь Вознесения в селе Коломенском и находящаяся недалеко церковь Иоанна Предтечи в селе Дьякове. Символом России стал Покровский собор «на рву» (храм Василия Блаженного) на Красной площади. Он был возведен зодчими Постником Яковлевым и
Бармой в 1554—1561 гг. в честь взятия Казани.
В XVI в. вокруг многих городов были построены каменные стены. Наиболее известным создателем укреплений в России был
Ф.С. Конь. Им построены стены Белого города в Москве, стены Смоленска и т.д.
Начало книгопечатания. Важнейшим событием XVI в. стало распространение книгопечатания. Первая печатная книга на славянском языке с кириллическим шрифтом была отпечатана в Кракове в конце XV в. В начале следующего столетия такие книги издавал западнорусский просветитель Франциск Скорина.
В Москве первые книги напечатали в 50-е гг. XVI в. Однако точ ная дата их издания, как и имена печатников, неизвестны. В 1564 священник Иван Федоров издал знаменитый «Апостол». Этот год считается годом начала русского книгопечатания. В «Апостоле» не было ни одной опечатки. После отъезда Ивана Федорова в Великое княжество Литовское, где он продолжал издавать книги, в том числе напечатал первую русскую азбуку и первую полную печатную Библию, типография в Москве продолжала действовать.
Культура России XVII в. Почти весь XVII век прошел в непрерывных военных столкновениях. Борьба с западными соседями заставила пристальнее приглядеться к их быту. Необходимо был понять преимущества Запада и попытаться, усвоив их, обратить в свою пользу.
Сближение с Западом вносило в сознание русских людей целый ряд новых понятий. Заимствование военной и промышленной техники, приемов ведения хозяйства открывало перед русскими людьми новую перспективу деятельности, непривычную по форме и содержанию, и тем самым приучало даже к иному образу мыслей.
Под Москвой на месте нынешнего Лефортова возникла немецкая слобода — целый уголок западноевропейского быта. Появившиеся новая мебель, статуэтки, зеркала, хитро украшения часы, столы и стулья «немецкой» и «польской» работы вносили заметные изменения в интерьер царского дворца и боярских дворов. Выходили многочисленные переводы с латинского, немецкого, польского языков.
По царскому почину возникли в Москве «комедийные действа». Они устраивались пастором Грегори с помощью московской молодежи из иноземцев. Пастор стал затем обучать «коме дийному делу» и русских. Среди них были и первые на Руси «крепостные актеры» — дворовые люди боярина А. С. Матвеева. Он же играли на музыкальных инструментах и танцевали на западно-европейский манер.
Процесс обмирщения культуры шел в России на протяжении всего XVII в. Культура постепенно выходила из-под церковного влияния.
Расцвет русской общественной мысли первой четверти XVII в связан с появлением ряда повествований о Смутном времени, «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Словеса» князя IIчипа Хворостинина.
Ярким представителем официальной публицистики был монах Симеон Полоцкий. Переехав в 1661 г. в Москву, он стал учителем мирских детей. Симеон был первым придворным Поэтом, сочинявшим оды в честь царской семьи. Идеи древнего благочестия ярко отражены в «Житии» протопопа Аввакума, автобиографии вдохновителя движения старообрядцев. На протяжении столетия Появляются разнообразные бытовые повести, рисующие повседневную жизнь простых людей — «Повесть о Ерше Ершовиче», Повесть о Шемякином суде», «Калязинская челобитная».
В XVII в. существенным изменениям подверглось зодчество. Хотя
основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево
(вершиной деревянного зодчества XVII в. был роскошный царский дворец в Коломенском, не сохранившийся до наших дней).;все больший размах приобретает кирпичное строительство
Мастера начали использовать многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали, что придавало постройкам торжественный праздничный вид. Расцвета достигло традиционное храмовое искусство. В XVII в. был построен величественный Ростовский кремль.
Изобразительное искусство было представлено, прежде всего, Иконописью. Старая иконописная традиция постепенно утрачивала свои позиции, не выдерживая натиска новых веяний.
Самым выдающимся живописцем был Симон Ушаков. Он был руководителем иконописной мастерской, писал иконы и парсуны, миниатюры и фрески. Под его руководством были расписаны Архангельский и Успенский соборы, Грановитая палата в Московском Кремле. Больше всего Ушаков интересовался изображением человеческого лица. Используя традиционные иконографи-ческие приемы, он стремился к мягкости переходов, с помощью игры света и тени добивался объемности и реальности изображенных ликов.
Признаки обмирщения культуры обнаруживаются и в про-
свещении. Были открыты первые светские школы для детей. Пер
вый печатный букварь, составленный Василием Бурцевым, был
опубликован еще в 1634 г. В 1666 г. при Заиконоспасском монас
тыре открылась школа, готовившая подьячих для приказов. В 1680 г.
появилась школа при Печатном дворе, основным предметом в
которой был греческий язык. В 1687 г. в России открылось первое
высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия.
Развитие культуры в XVIII в. Мощный толчок в развитии культуры связан с именем Петра I. Изменения коснулись всех областей 'культуры. Так, большие перемены ощущались в изобрази-
тельном искусстве. Именно тогда в России появились первые ху- дожники, полностью отошедшие от традиций церковной живописи (А.Матвеев, И.Никитин). Тогда же происходит становление русской науки. По указу Петра, уже после его смерти в 1725г. была открыта Академия наук, ставшая со временем мощным научным центром.
Крупнейшим русским ученым XVIII в., научная деятельность которого была связана с Академией наук, был Михаил Васильевич Ломоносов. По некоторым отраслям науки, таким, как физика, химия, минералогия и др., его можно назвать первым русским спе циалистом. Ломоносовым была создана первая русская химическая лаборатория. Он разработал технологию изготовления специальной художественной смальты из стекла, из которой он собрал несколь ко картин, прежде всего «Полтавскую баталию». Ломоносов зани мался и вопросами минералогии. Сразу же по вступлении в акадс мию он начал обработку коллекции минералов, купленных Пет ром Великим за границей и собранных путешественниками Сибири, и позднее опубликовал своеобразными каталог этой коллекции. Ломоносов был и реформатором русского литературного языка, талантливым поэтом своего времени.
Величайшей заслугой Ломоносова стало основание им первого русского университета в Москве в 1755 г.
Во второй половине XVIII в. русская наука достигла зримых успехов. Русские профессора постепенно всюду заменяли иностранных, лучшие представители которых также многое сделали развития науки и просвещения в России. Так, ботаник Паллас дал подробное описание флоры России. Появился в России и пер профессиональный минералог — В. М. Севергин. Целый ряд географов работали над исследованиями Российской империи. Нача лись работы на побережье Ледовитого океана, продолжились на чатые при Петре I гидрографические работы на Черном и Азовском морях.
Еще Петр намеревался создать систему школ, училищ для начального и среднего образования. Но только при Екатерине II были сделаны некоторые шаги по этому пути. В 1786 г. утвержден «Устав о народных училищах», согласно которому предполагалось учре дить в губернских городах главные училища, а в уездных малые. Но, приняв «Устав», правительство не отпустило на содержание училищ никаких средств.
При Смольном монастыре в 1764 г. было основано закрытое женское учебное заведение с двумя отделениями — одно для девочек из благородных семей, другое — для мещанок. Учрежде нием Смольного института было положено начало женскому обра зованию в России.
В русском искусстве XVIII в. получили развитие такие направления, как барокко, классицизм, просветительский реализм. сентиментализм.
Архитекторы, работавшие в стиле барокко, стремились удивить, поразить зрителя вычурностью форм, грандиозностью и пышностью зданий. Наивысшего подъема стиль барокко достиг в первой половине XVIII в. в творчестве известного архитектора В. В. Растрелли, построившего Зимний дворец в Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе. Для русского барокко характерна многоцветная раскраска фасадов, придававшая зданиям особую праздничность и жизнерадостность.
Но второй половине XVIII в. на смену барокко приходит классицизм, представленный такими выдающимися архитекторами, как В.И.Баженов, М.Ф.Казаков, И.Е. Старов. Своеобразие рус-ского классицизма было во многом обусловлено особенностями национального просветительского движения XVIII в. Для классицизма характерны строгость и цельность мировоззрения, стремление выдать реальное за идеальное.
Вместе с тем в русском искусстве, и особенно в литературе, Классицизм соседствует с сентиментализмом и реализмом. Сплетение различных художественных течений обнаруживается в литературных образах, созданных Д.И. Фонвизиным и М.В.Ломоносовым, Сумароковым и Г.Р.Державиным, А.Н.Радищевым и И.А.Крыловым. Наиболее отчетливо просветительский реализм прослеживается в сатирических литературных жанрах, в живописном и скульптурном портрете, в комедийном жанре.
В последней четверти XVIII в. возникает сентиментализм. Важнейшим представителем русского литературного сентиментализма является Н. М. Карамзин — автор «Писем русского путешественника», «Бедной Лизы». Карамзин был одним из первых авторов, показавших жизнь и чувства простых людей. Ведущее место в формировании просветительской идеологии в. 18в. занимали Н. И. Новиков и А. Н. Радищев. Н.И.Новиков вошел в историю как один из первых русских реал истов, он издавал журналы «Трутень», «Живописец», «Кошелек», «Пустомеля», где обличал помещиков-крепостников. В 1790 г. вышло знаменитое произведение Н.А.Радищева — \ «Путешествие из Петербурга в Москву». В нем автор прямо поставил вопрос об уничтожении в России крепостного права, посколь.ку считал, что от рождения все люди равны. Радищев отказывал дворянам в праве называться сынами Отечества, поскольку считал угнетателей своего народа недостойными этого имени, Прочитав книгу «Путешествие из Петербурга в Москву»,- ЕкатеринаII назвала ее автора «бунтовщиком хуже Пугачева». Автор был арестован и приговорен судом к смертной казни, замененной-сеылкой.
ТЕМА 9 СТРАНЫ ВОСТОКА В XVI —XVIII вв.
Османская империя. Китай
Османские завоевания. Османское государство к концу XV м превратилось в обширную империю. XVI век в истории Османской ской империи характеризуется новыми непрерывными войнами на Западе и на Востоке. В начале XVI в. главными объектами завое вательной политики турок были Иран, Армения, Курдистан и арабские страны. В 1514 г. турецкое войско нанесло поражение Ирану. В ходе последующих войн турки захватили Восточную Армению. Курдистан, Северную Месопотамию и Египет.
Своего наибольшего могущества Османская империя достигла к середине XVI в. при султане Сулеймане II Законодателе. Европейцы дали ему прозвище Великолепный за многочисленные по беды и роскошь двора. Сулейман стремился расширить территорию империи не только на Востоке, но и в Европе. В 1521 г. турки захватили Белград, а затем предприняли 5 походов против Венгрии. Правда, в 1529 г. турецкие войска потерпели серьезное поражение под Веной, но Южная Венгрия осталась под их господством. Вскоре и Центральная Венгрия была завоевана турк|амии. Сулейман Великолепный захватил также остров Родос, совершил опустошительное нашествие на Кавказ.
Однако уже в XVI в. османы потерпели первые поражения от европейцев. В 1569 г. неудачей закончился поход против России на Астрахань. В 1571 г. испано-венецианский флот разгромил турецкий флот при Лепанто у берегов Греции. Но османская экспансия продолжалась. В XVII в. османы воевали с венецианцами, захватили Крит.
В конце XVII в. основным объектом османской угрозы стала Украина. Польский король уступил туркам часть Правобережной Украины. Но затем турки встретили решительный отпор со сто роны русских войск. В 1681 г. был заключен Бахчисарайский договор, согласно которому границей между Османской импсрией и Россией был признан Днепр, а Киев и прилегающие к нему территории остались за Россией. После этого Турция начала военные действия против Австрии. В 1683 г. турецкая армия осадила Вену, но вскоре была разгромлена польским королем Яном Собеским.
В 1684 г. была создана Священная лига — антиосманская коалиция, в которую вошли Австрия, Польша, Венгрия и позже Р|оссия. Действия союзников оказались успешны: турецкие войска были вынуждены оставить Белград и почти всю Южную Грецию. В 1696 г. Петр I взял крепость Азов, а в следующем году австрийский полководец Евгений Савойский разгромил турецкую армию при Зенте. Н 1699 г. были заключены Карловицкие мирные договоры, по которым Австрия получила почти всю Венгрию, Трансильванию; Польша вернула себе Правобережную Украину; Венеция приобрела ряд островов в Эгейском море.
В XVIII в. в ходе ряда русско-турецких, австро-турецких войн
Турция потеряла ряд территорий в Европе.
Устройство Османской империи. Народы под властью Турции.
Нашествия турков сопровождались жестоким разорением городов и сел, разграблением материальных и культурных ценностей, об-ращением в рабство мирных жителей. В империи существовало несколько форм собственности на землю. До конца XVI в. большая часть земли являлась собственностью государства, а ее верховным распорядителем был султан. Однако в непосредственном управле-нии султана находилась лишь часть этих земель, доходы с которых поступали в его распоряжение и на содержание двора.
Султан также раздавал земли в наследственное владение на условиях несения военной службы. Другой формой собственности на землю являлись вакуфные владения, находившиеся в полной собственности мечетей и других религиозных учреждений. Частной собственностью были земли знатных людей, получивших за какие-нибудь заслуги султанские грамоты на неограниченное право распоряжаться предоставленными имениями. Вся территория Османской империи была разделена на провинции или наместничества. В случае войны наместники обязаны были лично принять командование войсками. Основную военную силу империи представляло ополчение, поставляемое каждой областью. Главным представителем гражданской администрации в п|ровинции был кадий, ведавший всеми гражданскими и судебными делами. Кадии назначались султаном. Важной военной силой в Османском войске являлись янычары. Войско получало жалованье от государства и комплектовалось из христианских юношей, которых в раннем возрасте отбирали от родителей, а затем воспитывали в турецких семьях и военных училищах.
Упадок Османской империи.Со второй половины XVIII в. явственно обозначилось отставание Османской империи от стран Западной Европы. Господство турецких султанов над подвластным
| |
населением по-прежнему поддерживалось благодаря военной силе. Внутренние связи между отдельными областями оставались непрочными из-за различий в социально-экономической и этнорелигиозной жизни. В очень трудных условиях находились христиане. Правительство повышало «чрезвычайные» налоги.
Широкое развитие получила откупная система. Откупщик собирал подати с населения в свою пользу, что сопровождалось вымогательством и открытым грабежом.
Во внешней политике проявлением упадка Османской империи стал так называемый режим капитуляций. Капитуляции представляли собой договоры Турции с европейскими странами, по которым европейцы получали односторонние льготы в Осман ской империи, в частности в торговле.
Маньчжурское завоевание Китая.Племена маньчжуров, жив
ших у северо-восточных границ Китая в конце XVI в., объедин
лись в государство Цин («Чистое»), устроенное по китайскому
образцу. Маньчжурское государство опиралось на мощное войско.
большую часть которого составляла конница. В начале 40-х гг. XVII
маньчжуры постоянно совершали набеги на территорию Китая
Весной 1644 г. они заключили договор с начальником войск, охранявших подступы к Великой Китайской стене, и вместе с ним
начали завоевание Китая. ^
В решающей битве сказалось превосходство маньчжурской конницы. Весной 1645 г. основные силы сопротивления были разгром лены. К 1683 г. Китай был полностью захвачен маньчжурами.
Китай под властью маньчжуров.Население Китая в правление Цинской династии делилось на сословия маньчжуров, земледельцев, образованных землевладельцев (шэньши), ремесленников. торговцев. Привилегированную часть населения составляли завоеватели-маньчжуры. Они практически не имели отношений с Китайцами, браки между ними были запрещены. Шэньши обладали учеными званиями, а в некоторых случаях и чиновничьими ран гами. Их численность была невелика, так как ученое звание можно было получить, только сдав сложные экзамены.
Проникновение европейцев в Китай.Проникновение европейце Китай началось до маньчжурского завоевания. В XVI в. в установлении контактов с Китаем первенствовали португальцы. В 1537 г. они: получили разрешение на строительство складов для хранения товаров. Так возникло португальское колониальное владение Макао. которое играло роль важного пункта иностранной торговли. В XVII португальцев потеснили голландцы, обосновавшиеся на Тайвани обложили население острова тяжелыми налогами, что вызвало их сопротивление. Голландские купцы были изгнаны с Тайваня. Тем не менее они имели хорошие отношения с Китаем, так как помогали маньчжурам. Позже голландцев потеснили англичане. Однако в XVII в. для европейских коммерсантов создались благоприятные условия: цинское правительство решило «закрыть Китай. В Китай был запрещен въезд иностранцам, не разрешалось строить суда для дальнего плавания. Кроме того, жителям бы запрещено покидать страну под страхом смерти. С «закрытием» Китая европейцы имели доступ только в порт Гуанчжоу.
Цинские правители считали, что политика изоляции укрепит их господство. Они имели смутное представление об уровне разития европейских государств. Политика самоизоляции отсрочила вторжение колонизаторов, но она в то же время ухудшила положениенарода, особенно тех групп населения, кто занимался ремеслом и торговлей.
По пути «закрытия» пошла в XVII в. и Япония, где установилась власть сегунов из рода Токугавы.