Международные отношения в конце ХХ начале XXI В.
Перестройка, начавшаяся в СССР в 1985 г., очень скоро стала оказывать все более существенное влияние на развитие международных отношении. Обострение напряженности в отношениях между Востоком и Западом на рубеже 70 - 80-х гг. ХХ в. сменилось их нормализацией. В середине 80-х гг. ХХ в. глава Советского Союза М.С.Горбачев выдвинул идею нового политического мышления в международных отношениях. Он заявлял, что главной проблемой является проблема выживания человечества, решению которой должна быть подчинена вся внешнеполитическая деятельность. Решающую роль сыграли встречи и переговоры на высшем уровне между М. С. Горбачевым и президентами США Р. Рейганом, а затем Дж. Бушем. Они привели к подписанию двусторонних договоров о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (1987 г.) и об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-l) в 1991 г.
Благоприятно сказал ось на нормализации международных отношений завершение вывода советских войск из Афганистана в 1989 г.
После распада СССР Россия продолжила политику поддержания нормальных отношений с США и другими ведущими западными государствами. Был заключен ряд важных договоров по дальнейшему разоружению и сотрудничеству (например, СНВ-2). Резко снизилась угроза новой войны с использованием оружия массового поражения. Однако к концу 90-х п. хх в. осталась только одна сверхдержава - США, которая предъявляет претензии на особую роль в мире.
Серьезные перемены произошли на рубеже 80 - 90-х гг. ХХ в. В Европе. В 1991 г. были ликвидированы СЭВ и ОВД. В сентябре 1990 г. представителями ГДР, ФРГ, Великобритании, СССР, США и Франции был подписан договор по урегулированию германского вопроса и объединении Германии. СССР выводил из Германии свои войска и согласился на вхождение объединенного германского государства в НАТО. В 1999 г. в НАТО вступили Польша, Венгрия и Чехия. В 2004 г. в НАТО вступили Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Литва, Латвия и Эстония.
В начале 90-х гг. хх в. изменилась политическая карта Европы.
Возникла единая Германия. На шесть государств распалась Югославия, появились самостоятельные Чехия и Словакия. Распался СССР.
В условиях сокращения угрозы глобальной войны усилились локальные конфликты в Европе и на постсоветском пространстве. Вспыхнули вооруженные конфликты между Арменией и Азербайджаном, в Приднестровье, Таджикистане, Грузии, на Северном Кавказе, в Югославии. Особенно кровопролитными оказались события в бывшей Югославии. Войны, массовые этнические чистки, потоки беженцев сопровождали процессы становления самостоятельных государств в Хорватии, Боснии и Герцеговине, Сербии. НАТО активно вмешивался в дела этих государств на стороне антисербских сил. В Боснии. И Герцеговине, а затем в Косове (автономном крае в составе Сербии) они оказали этим силам военную и дипломатическую поддержку. В 1999 г. НАТО во главе с США без санкции ООН совершил открытую агрессию против Югославии, начав бомбардировки этой страны. В результате, несмотря на военные победы, сербы в Боснии и Косово были вынуждены согласиться на урегулирование на условиях противника.
Современная Россия
терапию». Идеологом и основным проводником этой политики стал Е. Т. Гайдар, получивший пост вице-премьера в новом правительстве.
Идеологи реформ полагали, что сам рынок без помощи государства создаст оптимальную структуру экономического развития. В общественном сознании присутствовало ложное представление о недопустимости государственного вмешательства в экономическую жизнь. Однако серьезным специалистам в области экономики было очевидно, что в условиях системных преобразований роль государства как организатора преобразований должна была бы, напротив, неуклонно возрастать. Факторами, осложнявшими реформы, была дезинтеграция народно-хозяйственного комплекса бывшего СССР.
Уверенность команде реформаторов придавала и позиция Запада. Правительство рассчитывало на получение крупных кредитов от международных финансовых институтов - Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР).
Программа стабилизации экономики состояла во введении свободной торговли, отпуске цен, приватизации государственной собственности. С начала января 1992 г. цены на большинство товаров были отпущены. С целью сбалансировать бюджет правительство пошло на резкое сокращение важнейших государственных программ. Резко упало государственное финансирование армии, снизился до опасной черты государственный оборонный заказ, что поставило на грань краха наиболее наукоемкие производства. До крайне низкого уровня упали социальные расходы.
Безудержный рост цен и последовавшее за ним обнищание значительной части населения заставило весной 1992 г. пойти на повышение зарплаты в государственном секторе. Начался безудержный рост инфляции.
Приватизация и ее особенности в России.
Важным направлением в структурной политике правительства стала приватизация (разгосударствление) промышленности, розничной торговли ~ сферы обслуживания. В результате приватизации уже в первый год в руки частных предпринимателей перешло более 110тыс. промышленных предприятий, что привело к утрате государством ведущей роли в экономике страны. Однако приватизация сама по себе, без продуманной структурной и инвестиционной политики, не могла привести к эффективности производства. Во-первых, в приватизации политические цели доминировали над экономической целесообразностью. Власть стремилась к форсированному созданию класса собственников, который бы укрепил политический режим. Именно поэтому за бесценок приватизировались предприятия и целые отрасли. Новый хозяин, не вложивший в приобретаемую собственность значительных средств, не был заинтересован в об-
Еще один очаг напряженности продолжал существовать в конце ХХ - начале ХХI в. на Ближнем Востоке. Обстановка на оккупированных Израилем палестинских территориях резко обострилась в 2000 г. Результатом террора палестинцев и действий израильской армии является гибель множества мирных жителей. Усилия мирового сообщества по урегулированию палестинской проблемы остаются безрезультатными.
Другим неспокойным регионом Ближнего Востока стал Ирак.
В 1990 г. он захватил небольшое, но богатое нефтью государство Кувейт. В ответ США в коалиции с рядом государств направили войска в зону Персидского залива. В 1991 г. иракские войска были изгнаны из Кувейта. В 2003 г. США и Великобритания под предлогом борьбы с терроризмом без решения ООН захватили Ирак и свергли его правительство. Однако в стране развернулась борьба против оккупантов.
Сложными остаются отношения между Индией и Пакистаном.
В Африке периодически вспыхивают локальные войны между некоторыми странами, нередки гражданские войны, сопровождающиеся массовым истреблением населения.
С 2001 г. США провозгласили своей главной целью борьбу с международным терроризмом. Помимо Ирака американские войска вторглись в Афганистан, свергнув там при помощи местных сил режим талибов. США угрожают также применить военную силу против Северной Кореи, Ирана, Сирии, других стран. Все это стало возможным из-за складывания монополярного мира,где господствуют США. Уменьшились роль и авторитет ООН. Однако совершенно очевидно, что даже такое могущественное государство не сможет решить глобальные мировые проблемы. К тому же подобным положением недовольны другие постоянно растущие центры силы - Европейский союз, Китай, Индия. Они, как и Россия, выступают за создание многополярного мира.
«Шоковая терапия».
К 1992 г. в России, ставшей самостоятельным государством после распада СССР, необходимость перехода к рыночной экономике казалась неизбежной. Частичные меры по «вживлению» элементов рынка в плановую экономику лишь усугубляли кризис. Повседневными явлениями стали пустые прилавки магазинов, бесконечные очереди. Социальная напряженность нарастала.
Руководство России во главе с Б. Н. Ельциным единственным выходом из критического положения считало макроэкономическую стабилизацию- достижение баланса между платежеспособным спросом и предложением товаров. Был взят курс на «шоковую новлении производства. Таким образом, приватизация не привлекла необходимых финансовых ресурсов для оздоровления экономики и экономического роста.
Во-вторых, приватизация не получила всенародной поддержки. Символом равных возможностей в создании своего бизнеса по замыслу реформаторов, должен был стать приватизационный чек - ваучер,который каждый гражданин получал бесплатно и мог свободно им распорядиться. Но в условиях обнищания и экономической безграмотности многие граждане либо продавали ваучеры, либо поместили их в инвестиционные фонды, выдававшие в обмен на ваучер акции и обещавшие соответствующий доход. Государство практически не контролировало деятельность инвестиционных компаний и фондов, а те перераспределяли национальное богатство.
Результаты приватизации.
Спад производства и технологическое отставание приняли опасные размеры. Отечественные товаропроизводители утратили контроль над 50 % национального рынка, который был занят дешевыми импортными товарами.
Вместо задуманной социальной модернизации общества, в результате которой было бы снято отчуждение личности от собственности, приватизация привелак глубокому расколу общества.Лишь 5 % населения страны получили экономическую власть. Ведущее место среди них заняли представители бюрократического аппарата, распоряжавшиеся приватизацией. По бросовым ценам скупили богатства страны и представители «теневой» экономики И криминала.
Снижение социальной защищенности граждан России привело к серьезным демографическим последствиям в обществе. Убыль населения России достигает ныне около 1 млн. человек каждый год.
К 1996 г. объем промышленности сократился по сравнению с 1991 г. в два раза. Лишь продажа за рубеж сырья позволяла поддерживать экономику и социальную устойчивость в стране. Однако правительству удалось несколько стабилизировать финансовую ситуацию, остановить падение курса рубля. В 1997 - 1998 гг. спад производства замедлился, в некоторых отраслях наметилось оживление.
Однако 17 августа 1998 г. произошел финансовый кризис, вызвавший многократное падение курса рубля. Результатом кризиса стало дальнейшее ухудшение жизни. Тем не менее, кризис имел и положительные последствия. Сократился ввоз из-за рубежа промышленных и продовольственных товаров, что способствовало росту отечественного производства. Дополнительным благоприятным фактором стали установившиеся в этот период на мировом рынке высокие цены на нефть. Поэтому в 1999 - 2004 гг. наблюдался подъем в промышленности и сельском хозяйстве. Однако рост экономики остается неустойчивым и весьма противоречивым..: во многом зависит от мировых цен на нефть, доходы подавляющеи части населения продолжают оставаться крайне низкими.