Период Московского царства
XVI и XVII вв. — время интенсивного проникновения античного наследия в культуру России. Тем не менее рассматривать этот период в качестве самостоятельного этапа «русской античности» оснований нет. Он представляется скорее промежутком между двумя этапами — исихастским (XIV—XV вв.) и петербургско-импера-торским (XVIII — первая половина XIX в.). В эти два столетия вырисовывается внутренняя связь античного наследия с магистральными культурными процессами: при формировании прото-славянофильской идеи исключительности исторического пути России, при возникновении своего рода протоинтеллигенции, при превращении риторики в один из ранних источников сложения национального литературного языка, — связь эта здесь лишь принципиально намечается, существует еще как бы «в себе», и подлинное свое воплощение все три указанных процесса обретают на последующих фазах исторического развития.
Значение XVI и XVII вв. для изучаемой проблемы в том и состоит, что здесь впервые намечаются культурно-исторические си-
туации и формы, которые впоследствии определяющим образом скажутся на взаимодействии античного наследия с судьбами России.
Во второй половине XV в. Россия становится крупнейшим централизованным государством, призванным оказывать в дальнейшем — на протяжении XVI и с конца XVII столетия — все более ошутимое влияние на международные отношения. В качестве таковой она должна была как в военно-политическом, так и в культурно-историческом отношении занять свое место в кругу мировых держав. Пути на восток, на юг и север были по многим причинам или перекрыты, или кончались тупиком. Реально указанный круг держав ограничивался странами Западной и Средней Европы, а в той мере, в какой сохранялись древние устои национально-религиозной жизни, — Византией. Она уже не существовала с середины XV в. как самостоятельное государство, но долго еще сохраняло значение исторического центра православия. Страны Западной и Средней Европы были ориентированы на традицию Рима — и как центра католицизма, и как истока европейской государственности; Византия в качестве духовной величины не могла быть изолирована от философской традиции древней Эллады. При выходе на мировую арену Россия с самого начала оказалась перед необходимостью освоения античного наследия в его актуальных проявлениях и определения своего отношения к обеим его разновидностям — западно-римской и восточно-византийской.
Для России, как, впрочем, и для стран Западной Европы, захваченных в ту же эпоху идеологией «подобия времен» — similitudo temporum (Макиавелли, Юст Липсий, Ботеро и др. государствове-ды этого направления), античность отнюдь не была далекой от современности, замкнутой на прошлом исторической эпохой, представлявшей лишь познавательно-академический интерес. Она была неотделима от актуальных государственно-политических и культурно-идеологических сил, с которыми стране надлежало считаться ради дальнейшего выживания и самоутверждения. С этой точки зрения, между эллинским наследием, издавна в какой-то мере России уже переданным через Византию, и наследием античного Рима, с которым Россия начала сталкиваться все чаще, теперь существовала коренная разница. Это отличало Россию от Западной Европы, где эти две формы античного наследия воспринимались как некое единство.
Воспринятое через Византию древнегреческое наследие уже не связывалось в эту эпоху ни теоретически, ни тем более практически с представлением о внешней враждебной силе, несущей с собой идеологическую опасность и военно-политическую угрозу духовной самостоятельности России и самобытности ее государственного развития. На протяжении XVI —XVII вв., а тем более
после установления в России в 1589 г. патриаршества, наследие Эллады рассматривалось, главным образом, в связи с внутренней проблематикой православия или как своеобразный противовес римско-католическому влиянию в официальной идеологии, государственной символике и жизни двора.
Наследие Древнего Рима, напротив, воспринималось в нераздельности с государственно-политической практикой западноевропейских стран и с римским католицизмом, сливаясь с ним в единое представление о «латинстве». Отношение к «латинству» было двойственным. Оно отождествлялось с экспансией католицизма, который уже распространился на западные славянские государства, а в рассматриваемую эпоху захватил и Литву, с военной мощью западных стран, препятствовавших продвижению России к Балтийскому и Северному морям и представлявших для нее потенциальную угрозу. С изменой византийцев православному единству на Феррарско-Флорентийском соборе римско-католическое начало воспринималось как чуждое и угрожающее, враждебное народным традиционным ценностям. В то же время опыт государственной централизации, поступательное экономическое развитие и — как это ни странно — энергия и успехи в борьбе с еретиками обладали для царской власти и для авторитарных сил внутри церкви определенной привлекательностью. Она усиливалась по мере осознания властью необходимости повышения культурной и профессиональной подготовки кадров, обслуживавших местное и центральное управление — государственное и церковное.
Последнее обстоятельство приводило, уже начиная с конца
XV в., к появлению в России учебных заведений, где преподава
лись классические языки, к приглашению из-за рубежа специа
листов в этой области, к появлению переводов с древних языков
и своеобразного ученого фольклора — сюжетов, образов и выра
жений, распространенных в текущей публицистике и эпистело-
графии, явно заимствованных из произведений древних авторов,
не только греческих, но и римских.
Противоположность в пределах русской культуры греческой и римской линии в освоении античного наследия имело еще одно проявление и следствие, также определившееся на протяжении
XVI и XVII вв. и окрасившее многие процессы в позднейшей ис
тории России.
Выступая как эталон государственной жизни Западной Европы, Рим и его наследие ассоциировались с военной и политической силой. Обеспечение военного и экономического прогресса было делом царя и правительства, однако подавляющая масса населения была к такому прогрессу мало подготовлена. Способом развития производительных сил было в то время все более широкое закрепощение крестьян, а неизбежной реакцией на него — бегство в города и деклассация. Росли бесправие, темнота и нищета
масс. В связи с этим нарастало противоречие между государством, открытым международному опыту и именно поэтому чуждым непосредственной реальности народной жизни, стремящимся ее изменить, и отсталым усталым народом, который в своей отсталости и усталости был воплощением национальной самоидентификации. Ориентация на антично-римское наследие, на римскую эмблематику и символику становилось как бы тональностью власти, ассоциировалось с государственным интересом, с насаждаемыми сверху новшествами, часто народу непонятными и непопулярными.
Антично-эллинское наследие, особенно интенсивно осваиваемое в России в XVI, а отчасти и в XVII в., находилось в иных, чем римское, но столь же противоречивых и сложных отношениях с народно-национальным началом и со становящейся централизованной государственностью. Освоение его было достоянием в первую очередь людей, получивших хорошую языковую подготовку, нередко побывавших в византийских землях и на Афоне, способных к комментированию древних текстов, к постановке и решению богословеко-философских проблем, — словом, достоянием своеобразной протоинтеллигенции, которая в качестве особого социокультурного слоя останется характерной для последующего духовного развития страны на протяжении трех—четырех с половиной столетий и сыграет первостепенную роль в русской античности. Греческое наследие воспринималось этими людьми как исток православия и святоотеческого христианства в его противостоянии христианству католическому, связанному с Римом. Это делало его близким и народной вере, с ее настороженно неприязненным отношением к западному католицизму, и церковному руководству, и царской власти, которая, учитывая римско-европейский опыт в сфере государственного строительства, в сфере идеологии всячески подчеркивала близость своему народу и национально-православный характер становящегося самодержавия. Но ни с одной из этих трех сил союз интеллигенции не мог быть полным, и эллинство составляло не только основу их близости, но и причину своеобразия интеллигенции, специфическое ее место в общественной структуре. Православие, воспринимаемое как греко-византийское наследие, приобретало экуменическое звучание и тем вносило элемент, от местных верований отличный. В богословской сфере византийско-афонская традиция была для России XVI в. прежде всего традицией исихастской, Сергиевской, заволжской, которая все менее подходила для общественно активной церкви абсолютистского государства: конфликт Иосифа Волоцкого с Нилом Сорским или двукратное соборное осуждение Максима Грека — убедительные тому примеры. Наконец, широкая образованность людей этого типа и связанная с ней духовная независимость делали их взгляды не всегда приемлемыми
и для двора, как то было, например, с Вассианом Патрикеевым — учеником и другом Нила Сорского.
Возведение православия на уровень такой государственной идеологии, которая должна была утвердить величие России, подтвердить святость, исконность и чистоту ее веры, требовало постоянного доказательства того, что норма его (православия) литургии, его церковный и монастырский обиход, догматические формулировки полностью соответствуют исходному непререкаемо авторитетному канону. Доказательство такого рода требовало в свою очередь кропотливой и квалифицированной филологической работы, переводов, комментариев и толкований — «Справы». Она стала делом интеллигенции, навсегда связав последнюю с наукой вообще и с классической филологией в частности как одним из важнейших направлений ее деятельности.
Связь эта, обозначившаяся уже с конца XV — начала XVI в., важна была по крайней мере в трех отношениях.
В Россию стали доставляться в большом количестве и вводиться в духовный обиход древние тексты — святоотеческие, а также неотделимые от них философские, литературные, исторические, причем не только в переводах, но и в подлинниках.
«Справа» закладывала исходные представления о соединении требований античной риторики с возможностями местной речи. На этой основе возникал (вернее, мог и должен был возникнуть) литературный язык, способный создать национальную форму для сколь угодно сложной проблематики мировой культуры вообще и античной в частности. Развернется и принесет свои главные плоды эта работа значительно позже, в эпоху от Ломоносова до Пушкина, но основы ее закладывались во времена от Максима Грека до Макария Ростовского.
Деятельность описанного рода предполагала анализ, критику и доказательство, т.е. создавала мировоззрение, выходившее за рамки веры и авторитета, и связывала его практически со знанием древних авторов и древних языков. Национальная культура и интеллигенция уже на этой стадии обнаруживают прямую и тесную связь с античным наследием.
Петербургско-императорский период (1650—1850 гг.)
На протяжении всего XVII в. Россия не могла оправиться от разорения и потрясений Смутного времени. Кризис охватил самые разные стороны жизни — от забот о хлебе насущном до общественной атмосферы. В 1636 г. нижегородские священники подали патриарху челобитную, где речь шла о положении в обществе. С ее страниц встает образ безбожной, пьяной, развратной, скоморошески беззаботной и беспардонной среды, а господствую-
шее в тексте чувство его авторов есть чувство невозможности дальнейшего в ней существования.
Причины кризиса были многообразны, но главная, по-видимому, состояла в неуклонном и все более массовом закрепощении крестьян: к концу XVII столетия вольными оставались чуть более 10 %. При этом правительство утрачивало возможность регулировать и совершенствовать аграрное производство, внутренний рынок не имел резервов роста, а значит, стимулов такого роста. Власть видела в населении только податную массу и без конца взыскивало налоги, тем самым окончательно подрывая производительные силы.
Характер кризиса проявлялся в его универсальности, во влиянии на массовую психологию и систему ценностей. Первое, что обращает на себя внимание при знакомстве с документами, — широкое распространение эсхатологических настроений. В отличие от прилива подобных же настроений на рубеже XV—XVI вв. наблюдалось повседневно-бытовое, экзистенциальное их переживание. Ожидание конца света получило распространение в самых широких слоях населения, среди «мужиков-простолюдинов» — именно так характеризовал социальную базу этого движения митрополит Ростовский Дмитрий. Как явствует из его отчета, эти настроения определялись убеждением, что антихрист уже явился и
конец света наступил.
Предпетровские годы ознаменованы не только всеобъемлющим хозяйственным и духовным кризисом, но и попытками найти из него выход за счет восстановления былых основ народной, религиозной и государственной жизни. Попытки эти были связаны с деятельностью ревнителей старины. Вопреки им общая черта данной эпохи — это прежде всего осознание человеком собственной исторической значимости и, соотвественно, исторической ответственности, лежащей на каждом и требующей от него подвига, жертвы, уравнивающей его со святыми, с Христом, с самим Богом. Таковы были упоминавшиеся выше «капитаны», таков был, по отзывам современников, патриарх Никон, но наиболее яркое и полное выражение этот тип получил у страстных ревнителей старины и «древнего благочестия». Для старообрядческого круга характерно уподобление себя апостолам. Переживание апостольских чудес встречается в жизнеописаниях боярыни Морозовой и Ивана Неронова. Старообрядцы, сосланные в Пустозерск, пишут собственные жития — вещь неслыханная ранее, когда о себе если и можно было говорить, то лишь каясь в своих в грехах и перед лицом пастыря, но не широкого
читателя.
Царь и его двор также очень много делали для преодоления существующего кризиса путем сохранения старинных порядков и нравов, но приходили к результатам, противоположным иско-
мым. Ряд моментов дворцового этикета подчеркивал старинное равенство царя (в относительно недалеком прошлом еще великого князя) и его феодальных партнеров по власти — бояр. Делами царь занимался почти исключительно в присутствии бояр и дьяков; в думе они рассаживались по родовитости, которая, таким образом, как бы оказывалась выше должности, т.е. царского назначения. В то же время и вопреки этому наиболее активными и влиятельными в окружении монарха в нарушение «старинного ве-лелепия» оказывались люди не самые родовитые, а энергичные и дельные, вроде начальника Посольского приказа А.Л.Ордина-Нащокина или его преемника А.С.Матвеева. В их кругу царили новые взгляды. Мы имеем в виду не только «западничество» этих людей, но и сам склад их мышления.
Таким образом, кризис XVII в. не мог быть преодолен на путях реставрации идей и ценностей предшествующего периода, поскольку с ним завершился весь грандиозный культурный цикл средневековой Руси и распалась сама система духовных представлений и верований, на которой он строился.
Царь и его советники в поисках выхода из кризиса все больше обращаются к промышленному, финансовому, административному и культурному опыту Западной Европы. С 1630 г. практикуется приглашение иностранных офицеров для перевода русских полков на регулярный строй. Регулярная армия требовала государственно поставляемого вооружения, а тем самым и заводов, способных его создавать. Для разведки полезных ископаемых и устройства заводов, как русских, так и концессионных, приглашаются англичане, шведы, немцы. Чтобы обеспечить финансирование всего этого, закладываются основы государственного кредита. Все это привело, в частности, к концентрации в Москве, в Немецкой слободе, значительного числа иностранцев — уже в 1630-е годы, по свидетельству немецкого путешественника Олеария (в его «Описании путешествия в Московию»), их было до тысячи человек. С 1652 г. слобода размещается на Яузе, за Покровкой — с прямыми улицами, тремя лютеранскими церквами и немецкой школой. Пастер Грегори открыл здесь неподалеку, в селе Преображенском, не только театр, но и театральное училище, где в 1673 г. училось 26 молодых людей.
Отношение боярства и самого царя к этому процессу было двойственным. Они охотно принимали инокультурное веяние и содействовали распространению его в обществе (главным образом — в высшем). С разрешения своего духовника царь Алексей Михайлович посещал спектакли в театре Немецкой слободы, появлялся на людях в немецком платье. Ему подражала знать, из Киева и Польши усиленно выписывали знатоков и преподавателей иностранных языков, зарубежной истории и литературы. Властям были заданы обе линии политического поведения: и содействие рас-
пространению западных начал и ценностей, и ограничспи^ г1Л влияния во имя сохранения связей власти с народом на почве совместной верности национальной традиции.
Одним из главных слагаемых этой политики было укрепление православия и придание ему новых сил за счет возрождения его исконных начал. Реализация этих консервативных, реставраторских целей предполагала использование достижений филологической критики, мыслилась, другими словами, только на путях
просвещения.
В 1649 г. для «справки Библии греческой на славянскую речь» в Москву был приглашен Епифаний Славинецкий. В том же году в столицу прибыл иерусалимский патриарх Паисий, сблизившийся вскоре с патриархом Никоном. На Соборе 1655 г. последний заявил, что хотя он русский и сын русского, но его вера и убеждения — греческие. Самое примечательное здесь в том, что в пределах грекоязычной культуры последовательное отделение православной ортодоксии от наследия античной эллинской культуры, несмотря на все усилия апологетов, оказалось невозможным. В библиотеке Епифания Славинецкого, призванного, казалось, быть главным блюстителем чистоты греческих истоков русского православия, находились сочинения Аристотеля и Плутарха, он делал выборки из Фукидида, в проповедях ссылался порой на Гомера, Геродота и Платона.
Аналогичная двойственность характеризовала и противостоявший грекофильству культурный комплекс, который современники именовали «латиной». То было широкое идеологическое движение, вызванное к жизни политикой правительства, направленной на преодоление кризиса путем привлечения в страну людей, опыта и идей из Западной Европы. Насаждавшаяся таким образом идеология реализовалась в ходе обучения латинскому языку и предполагала освоение произведений античной римской литературы. Рим и латинский язык обладали для московского общества тех лет знаковым смыслом, так же как Греция, эллинство и Византия. Но при этом по обоим руслам в русскую культуру вливался духовный опыт античности, которому предстояло так ярко проявиться в литературе, искусстве и политической мысли императорской эпохи.
Латинство насаждалось двором, усваивалось и пропагандировалось людьми, прямо или косвенно с ним связанными, и осуществлялось в основном специалистами, выписанными из Киева или Польши. В 1660-х годах в Москву был приглашен Симеон Полоцкий, ставший наставником царских детей и вскоре возглавивший «латинскую партию». Под его влиянием находились будущий царь Федор Алексеевич и царевна Софья.
Курс, взятый царем Алексеем Михайловичем на преодоление хозяйственного и духовного кризиса за счет дополнения нацио-
нально-традиционных начал передовым опытом Западной Европы, требовал социальной базы.
Просвещенный киевский митрополит Петр Могила предлагал еще царю Михаилу учредить в Москве монастырь, при котором можно было бы обучать «детей боярских и из иного чину грамоте греческой и славянской». Попытки учредить такого рода учебное заведение предпринимались в 1632, 1649, 1665 гг.; они не удались, но сведения о школах при монастырях и церквах, т.е. открытых «детям из простых», встречаются в конце века все чаще вплоть до 1687 г., когда была основана академия, вскоре получившая название Славяно-греко-латинской. Ранее, в 1685 г., в Москве появились братья Лихуды, выписанные специально, дабы учить русских юношей греческому языку в противовес латинскому. До этого, однако, они воспитывались в Венеции, учились в Риме и получили докторские дипломы в университете Падуи. В школе, ими основанной, само пригласившее их правительство повелело преподавать «все свободные науки на греческом и латинском языках», постоянно учиться же там — «синклицким и боярским детям... которых собрано бе больше сорока человек, кроме простых». Обучение в большинстве такого рода учебных заведений приводило людей, его прошедших, не только на государственную службу, не только создавало из них общественную силу, способную поддержать реформы, но и превращало этих людей в резерв вольномыслия. Возникший таким образом социальный слой находился в противоречивых отношениях и с народом, из которого он вышел, но с традициями которого неизбежно приходил в конфликт, и с властью, которая вызвала его к жизни, но которая и ограничивала или подавляла его подчас чрезмерное западничество и неумеренную самостоятельность мышления.
Выявившаяся необходимость освоения западноевропейского производственного, политического и культурного опыта делала царя, декретировавшего это освоение, с одной стороны, носителем прогресса, с другой — приводило его в противоречие с народной традицией, т.е. делало его положение, с национальной точки зрения, уязвимым. Теперь эта двусторонняя оппозиция преобразуется, и возникает как бы трехсторонняя конфигурация социокультурных сил: появляется слой, который впоследствии будет назван интеллигенцией; он порожден специфическими для России отношениями инокультурных форм прогресса, народа и власти и навсегда останется отличительным признаком общества и культуры России. Выйдя из народа и в то же время как бы отделившись от него, созданная для обеспечения предначертаний правительства и в то же время постоянно вступавшая в конфликт с ним, интеллигенция оказалась столь же двойственно ориентированной и столь же органично для страны, как и две другие вершины социокультурного треугольника — правительство и народ. Ин-
теллигенция эта — если можно ее так условно назвать, говоря о конце XV11 в., — обнаруживает, как мы видели, внутреннюю, определяющую связь с наследием античности.
В итоге вышеописанных процессов античное наследие оказало в предпетровскую эпоху решающее влияние на формирование двух важнейших особенностей русской социокультурной системы — феномена интеллигенции и «раскола» между государственно заданным характером национального развития и инерцией народного бытия.