Либеральные политико-правовые учения в западной европе первой половины xix в.


либеральные политико-правовые учения в западной европе первой половины xix в. - student2.ru 18.1. Политико-правовое учение Иеремии Бентама

Бентам Иеремия(1748-1832) — английский философ и правовед.

Эпоха. В середине XIX в. господствующим в западном обществе мировоззрением становится либерализм. Либе­ралы считали, что свободная деятельность индивидов при невмешательстве в нее государства способна привести к со­циальной гармонии.

Биография. И. Бентам родился в семье лондонского ад­воката. Уже в раннем возрасте обнаружил тягу к чтению (начал заниматься латынью, будучи четырехлетним ребен­ком). Поступив в 13-летнем возрасте в Оксфордский уни­верситет, он уже через два года получил диплом бакалавра права, а в 18 лет стал магистром. По окончании универси­тета посвятил себя научной деятельности. Первая написан­ная Бентамом книга увидела свет в 1776 г. («A Fragment on Government»). В 1785 г. Бентам приехал в Россию, где на­писал свою первую работу по экономике в форме писем. Бентам посетил Париж, где был избран членом Института нравственных и политических наук.

Сочинения Бентама были известны не только в Анг­лии, — широкое распространение они получили в России, Франции, Германии, Испании, а также на американском континенте. В 1814 г. Бентам предложил Александру I

либеральные политико-правовые учения в западной европе первой половины xix в. - student2.ru либеральные политико-правовые учения в западной европе первой половины xix в. - student2.ru 268 Глава 18. Либеральные политико-правовые учения...________________

свои услуги по составлению нового кодекса для России. Под влиянием идей Бентама формировалось законодатель­ство некоторых штатов в Северной Америке: Нью-Йорка (с 1821 г.), Южной Каролины (с 1826 г.), Луизианы (с 1830 г.). Умер 6 июня 1832 г. Умирая, Бентам завещал свое тело науке; его тело было вскрыто в присутствии друзей; голова мумифицирована; реконструированный скелет и восковая маска, облаченные в его собственную одежду, помещены в вертикальный футляр со стеклянной лицевой крышкой; и то, и другое хранится нынче в колледже Лондонского уни­верситета.

Логическое основание политика-правового учения. Бентам — теоретик утилитаризма. Он предложил «арифме­тику удовольствий»: из суммы удовольствия человеческий разум должен вычесть сумму неудовольствия и страданий, т.е. вычислить меру человеческого счастья.

Утилитаризм — доктрина или моральная установка, счи­тающая, что то, «что полезно или может скорее всего приве­сти к счастью», должно быть высшим принципом всех наших поступков.

Основные работы: «Фрагмент о государственном правлении» (1776); «Введение в основания нравственнос­ти и законодательства» (1789); «План всеобщего и вечного мира» (1789).

Содержание политике-правового учения. Бентам — представитель доктрины либерализма, поэтому в центре его внимания находится проблема обеспечения свободы инди­видов от какого либо произвола со стороны государства. Однако свободу индивидов Бентам обосновывает исходя не из положений школы естественного права, а из разрабо­танной им самим доктрины утилитаризма.

В ранних произведениях Бентам критиковал теорию ес­тественного права, которая легла в основу французской Декларации прав человека и гражданина (1789). В работе «Анархические софизмы, являющиеся исследованием Дек­ларации прав, изданной во времена Французской револю­ции» (1795), Бентам отрицает реальность естественных и неотчуждаемых прав человека — прав, предшествующих государству и законодательству, создаваемому государ­ством. Эти права он называл «анархическими софизмами», а всеобщее признание такого рода прав должно будет при­вести к обоснованию допустимости сопротивления госу-


18.1.Политико-правовое учение Иеремии Бентама

либеральные политико-правовые учения в западной европе первой половины xix в. - student2.ru дарственной власти. Естественное и неотчуждаемое право человека, противопоставленное закону государства, явля­ется для Бентама «величайшим врагом разума и самым страшным разрушителем правительства».

Бентам признает существование прав человека, но толь­ко тех, которые можно обосновать принципом полезности, четко определить и сформулировать в тексте закона.

Бентам исходил из убеждения, что каждый человек стремится к наибольшему счастью, а государство не долж­но мешать этим универсальным стремлениям: «Забота о доставлении себе наслаждений должна быть почти всецело предоставлена самому индивидууму; главное же назначе­ние правительства должно состоять в ограждении инди­видуума от страданий».

Государство способно оградить индивидов от страда­ний, законодательно закрепив за индивидами фундамен­тальные права и гарантируя их соблюдение: «Таковы права личной безопасности, чести, собственности, право на полу­чение помощи в случае нужды».

Только таким образом, считал Бентам, правительство может выполнить свое предназначение: «Наибольшее счас­тье возможно большего числа членов общества: вот един­ственная цель, которую должно иметь правительство».

Законодатель должен посредством сочетания наказаний и поощредий- направлять поведение человека к достижению собственной пользы; тем самым в обществе достигалось бы «наибольшее счастье наибольшего количества людей».

Пределы законодательного регулирования. Бентам считал, что право частной собственности — одно из фундаменталь­ных прав индивида, а сама частная собственность — благо для всего общества. Законодатель должен избегать неправо­мерного посягательства на частную собственность, стремясь установить имущественное равенство. В противном случае действия законодателя могут привести кнарушению друго­го фундаментального права индивида — безопасности. Бен­там исходил из того, что «неравенство есть естественное ус­ловие человеческой жизни. Абсолютное равенство есть абсолютная невозможность». Однако он допускал законода­тельное ограничение свободы завещаний и антимонополь­ное законодательство как способы достижения более равно­мерного распределения собственности в обществе.

Бентам считал, что законодатель не должен посягать на такой принцип гражданского права, как свобода договоров:

либеральные политико-правовые учения в западной европе первой половины xix в. - student2.ru либеральные политико-правовые учения в западной европе первой половины xix в. - student2.ru либеральные политико-правовые учения в западной европе первой половины xix в. - student2.ru 270 Глава 18. Либеральные политико-правовые учения...____

«Да будет общим правилом, что свобода в договорах долж­на быть неограничена».

Закон как форма права. Вслед за Т. Гоббсом Бентам счи­тал, что право — это всегда выражение воли государства, поэтому формой права является закон: «Следовательно, под правом вообще мы понимаем все законы, которые су­ществуют, либо какой-то один закон, либо несколько зако­нов, как кому будет угодно».

Бентам предложил следующее определение закона: «За­кон можно определить как собрание знаков, выражающих воление, установленное или санкционированное сувереном в государстве относительно желаемого в определенной си­туации поведения лица или группы лиц, подчиненных (или считающихся подчиненными) его власти».

Признавая в качестве совершенной формы права только закон, Бентам критиковал систему прецедентного права Англии. Недостаток прецедентного права он видел в том, что оно создается без какого-либо участия народа и народу неизвестно. Это право Бентам называл «собачьим правом», сравнивая судей с хозяевами собак: «Когда ваша собака де­лает что-либо, от чего вы хотите ее отучить, вы ждете, пока она это сделает, а затем бьете ее за это. Таким способом вы создаете законы для своей собаки, — и таким же способом судьи создают право для нас. Они не скажут человеку зара­нее, чего он не должен делать, они не позволят, чтобы ему об этом было сказано, они лгут, пока он не сделает чего-либо, что, по их словам, он не должен был делать, а затем повесят его за это. Каким же образом тогда каждый чело­век может познать это собачье право?».

Бентам выступал сторонником кодификации права, видя в ней средство преодоления недостатков системы пре­цедентного права.

Идеальная форма правления государства. Вначале Бен­там выступал сторонником конституционной монархии. Он обращался к европейским монархам с предложением провести реформу права, в основе которой лежали бы принципы утилитаризма. Однако его предложения не по­лучили поддержки. Затем он стал отдавать предпочтение республике как форме правления, способной достигнуть «наибольшего счастья наибольшего числа лиц».

В республике учредительная власть должна принадле­жать народу. Она состоит, прежде всего в праве народа из­бирать депутатов парламента на основе всеобщего, равного и тайного голосования.

18.2. Политико-правовое учение Бенжамена Констана 271

либеральные политико-правовые учения в западной европе первой половины xix в. - student2.ru Законодательная власть должна принадлежать парла­менту — однопалатному органу. Депутаты парламента не­сут ответственность перед своими избирателями, которые наделяются правом отзыва депутатов и правом возбужде­ния в отношении них уголовных дел.

Исполнительная власть принадлежит должностным ли­цам, часто сменяемым и ответственным перед парламентом.

Политико-правовые взгляды И. Бентама оказали боль­шое влияние на западную политико-правовую мысль и юридическую практику. В частности, его идеи легли в ос­нову ряда реформ права в Англии, под влиянием правовых взглядов Бентама формировалась школа юридического по­зитивизма (Дж. Остин). В России его идеи были знакомы М.М. Сперанскому и декабристам.

18.2. Политико-правовое учение Бенжамена Констана

Констанде Ребек Бенжамен Анри(1767—1830) —

французский политический деятель. Представитель идей­ного течения либерализма.

Эпбха. Якобинский террор времен Великой француз­ской революции (1789—1799) и военный деспотизм Напо­леона I подтолкнули мыслящих людей к осознанию значи­мости гарантий индивидуальной свободы от произвола государства с любой формой правления. Именно в это вре­мя формируется учение политического либерализма Б. Кон­стана, в рамках которого он стремится обосновать принци­пы конституционного государства, где свобода индивидов ограждена от произвола государства.

Биография. Родился в Лозанне, куда семьи его буду­щих родителей эмигрировали из Франции по религиозным причинам, получил домашнее образование. Окончил Эдин­бургский университет (Шотландия), в котором сформиро­вались основы его представлений о свободе. После возвра­щения во Францию тема свободы будет занимать особое место во многих его работах. В годы Французской револю­ции был сторонником республиканцев.

После государственного переворота, совершенного На­полеоном 18 брюмера (9 ноября) 1799 г., был назначен чле-

либеральные политико-правовые учения в западной европе первой половины xix в. - student2.ru либеральные политико-правовые учения в западной европе первой половины xix в. - student2.ru либеральные политико-правовые учения в западной европе первой половины xix в. - student2.ru 272Глава 18. Либеральные политико-правовые учения..._____

ном Трибуната — одного из органов, участвующего в зако­нодательном процессе. Увидев в действиях Наполеона стремление к деспотизму, Констан перешел в оппозицию. В 1802 г. был изгнан из Трибуната и получил приказ поки­нуть Францию. На двенадцать лет он был исключен из по­литической жизни Франции, живя в Женеве и в Веймаре. С 1814 г. он вновь во Франции. Выступал в защиту леги­тимной монархии Людовика XVIII, даровавшего Хартию (1814). Когда же на «сто» дней вернулся Наполеон, Кон­стан содействовал ему в издании Дополнительного Акта (1815). В 1819 г. Констан был избран в Палату депутатов и оставался ее членом до конца своей жизни.

Логическое основание политико-правового учения сформировалось под воздействием доктрины британского конституционализма и идей французских просветителей.

Основные работы: «О действиях террора» (1797); «О политических реакциях» (1797); «Принципы политики, пригодные для всякого правления» (1815); «О свободе древних сравнительно со свободой новых народов» (1819); «Курс конституционной политики» (1816-1820).

Содержание политико-правового учения. В работах «Об узурпации» и «О свободе древних сравнительно со сво­бодой новых народов» Б. Констан вырабатывает новое поня­тие свободы, которое соответствует запросам современного ему индустриального общества XIX в. До Констана многие публицисты, пишущие на тему свободы, ориентировались на опыт античности. Констан же не идеализирует антич­ную свободу, которая сводилась к политической свободе, выражавшейся в том, что граждане древних полисов могли гордиться своей личной причастностью к принятию важ­ных государственных решений. Вместе с тем фундаментом античной политической свободы было рабство и она была обусловлена небольшими размерами античных государств-полисов: «В античных республиках благодаря малости за­нимаемой ими территории каждый гражданин обретал в политическом отношении огромную личную значимость. Осуществление гражданами своих прав составляло всеоб­щее занятие и, так сказать, развлечение. Люди состязались друг с другом в сочинении законов, они выступали в роли судей, решали вопросы войны и мира».

Если говорить о личной свободе античных греков, то она была существенно ограничена. Государство-полис (за ис­ключением Афин) жестко регламентировало семейную и

18.2. Политико-правовое учение Бенжамена Констана 273

религиозную жизнь греков: «Возможность избирать свою перу, возможность, которую мы рассматриваем как одно из наших драгоценных прав, показалась бы в древности пре­ступлением и святотатством».

Современные народы потеряли интерес к политической свободе. «Подлинная современная свобода» связана уже с личной свободой — независимостью от произвола государ­ства. Политическая же свобода рассматривается Конста-ном лишь как гарантия личной свободы.

Быть свободным в понимании современных ему англи­чан, французов или жителей Соединенных Штатов Амери­ки, означает следующее:

• «право каждого подчиняться одним только законам, не
быть подвергнутым ни дурному обращению, ни аресту, ни
заключению, ни смертной казни вследствие произвола од­
ного или нескольких индивидов»;

• «право каждого высказывать свое мнение, выбирать
себе дело и заниматься им; распоряжаться своей собствен­
ностью, даже злоупотребляя ею; не испрашивать разреше­
ния для своих передвижений и не отчитываться ни перед
кем в мотивах своих поступков»;

• «право каждого объединяться с другими индивидами
либо для обсуждения своих интересов, либо для отправле­
ния культа, избранного им и его единомышленниками,
либо просто для того, чтобы заполнить свои часы соответ­
ственно своим наклонностям и фантазиям»;

• «право каждого влиять на осуществление правления
либо путем назначения всех или некоторых чиновников,
либо посредством представительства, петиций, запросов, ко­
торые власть в той или иной мере принуждена учитывать».

Свое понимание свободы Констан противопоставляет пониманию свободы Монтескье. Если Монтескье понимал свободу как «право делать все, что дозволено законом», то Констан считал, что эти самые законы могут включать в себя столько запретов, что совсем не будет свободы (при­мер этого — деспотизм Конвента, который был установлен при помощи законов). Для Констана закон — это гарантия личной свободы, но в отличие от Монтескье он не пред­ставлял закон абсолютной ценностью.

Требования к закону, который гарантирует личную сво­боду:

• закон должен исходить из легитимного источника;

• закон должен иметь справедливые границы.

либеральные политико-правовые учения в западной европе первой половины xix в. - student2.ru либеральные политико-правовые учения в западной европе первой половины xix в. - student2.ru либеральные политико-правовые учения в западной европе первой половины xix в. - student2.ru либеральные политико-правовые учения в западной европе первой половины xix в. - student2.ru либеральные политико-правовые учения в западной европе первой половины xix в. - student2.ru либеральные политико-правовые учения в западной европе первой половины xix в. - student2.ru либеральные политико-правовые учения в западной европе первой половины xix в. - student2.ru 274 Глава 18. Либеральные политико-правовые учения..._____

Констан утверждал: «Подчинение закону — это обязан­ность, но как и всякая другая обязанность, она не является абсолютной, — она относительна; она основывается на предположении, что закон исходит из легитимного источ­ника и имеет справедливые границы».

К числу законов, содержание которых выходит за спра­ведливые границы, Констан относил законы, которые уста­навливают обратную силу, и законы, которые противоре­чат морали (побуждают граждан доносить друг на друга; запрещают «укрывать изгнанников»; делают граждан от­ветственными не за собственные действия, привлекая к от­ветственности отцов детей-дезертиров или родителей де­тей-эмигрантов).

В отличие от Руссо, который вменял заботу о свободе индивида в обязанность коллективной воле, Констан пола­гал: «Есть то, что не может быть санкционировано ничем. И если какая-либо власть все же санкционирует это... то будь она хоть всей нацией за вычетом одного подавляемого ею, власть эта не станет оттого менее беззаконной. Руссо этого не понял».

«Свобода есть только то, что индивиды имеют право де­лать, и то, чему общество не имеет право помешать» — та­ково определение общего понятия свободы, предложенное Констаном.

Гарантиями индивидуальной свободы для Констана вы­ступают ограничение государственной власти через ее раз­деление и сила общественного мнения.

В своем «Курсе конституционной политики» он обосно­вал необходимость создания шести конституционных вла­стей:

1) королевской;

2) исполнительной;

3) постоянной представительной (палата пэров);

4) выборной представительной (нижняя палата);
5)судебной;

6) муниципальной.

Королевская власть рассматривается Констаном как власть нейтральная и уравнивающая, способная разрешать конфликты между законодательной, исполнительной и су­дебной ветвями власти: «Королевская власть есть, в неко­тором роде, судебная власть над другими властями».

Компетенция королевской власти:

S смещение и назначение министров;

18.2. Политико-правовое учение Бенжамена Констана 275

либеральные политико-правовые учения в западной европе первой половины xix в. - student2.ru S право абсолютного вето (для обеспечения достоин­ства монарха);

S роспуск нижней палаты и назначение новых выборов;

S назначение членов наследственной палаты;

S назначение судей;

S право помилования.

Отсутствие королевской власти Констан считал поро­ком почти всех существующих конституций.

Исполнительная власть осуществляется министрами, ответственными перед парламентом. Министры от своего имени предлагают проекты законов. Судом для министров служит палата пэров.

Постоянная представительная власть рассматривается Констаном по образцу английской палаты лордов.

Выборная представительная власть формируется на ос­нове высокого имущественного ценза: «Одна лишь соб­ственность обеспечивает досуг; только собственность де­лает человека способным к пользованию политическими правами». Деятельность депутатов не должна оплачивать­ся. Когда заработная плата связана с функциями предста­вительства, тогда она становится главным объектом внима­ния этого представительства.

Судебная власть — это власть, независимая от других властей. Независимость судебной власти обеспечивается реализацией двух принципов: пожизненным назначением на должность и несменяемостью. По утверждению Конста­на, народу, у которого нет независимой судебной власти, живется хуже, чем бедуину в пустыне^

Констан был сторонником суда присяжных и противни­ком создания каких-либо чрезвычайных судов.

Муниципальная власть призвана решать вопросы мест­ного управления. Каждая община, город, департамент дол­жны иметь полную самостоятельность в вопросах местного бюджета, торговли, обеспечения безопасности граждан.

Б. Констан предложил определение свободы нового типа. Различение личной свободы и свободы политичес­кой, предложенное им, лежит в основе современных клас­сификаций прав и свобод человека.

Большой вклад внес Констан в теорию конституциона­лизма. Его концепция разделения властей нашла отраже­ние в конституциях некоторых западных государств.



Глава 18. Либеральные политико-правовые учения.



либеральные политико-правовые учения в западной европе первой половины xix в. - student2.ru либеральные политико-правовые учения в западной европе первой половины xix в. - student2.ru Вопросы для самоконтроля

1. В чем смысл критики Бентамом естественных и неотчуж­
даемых прав человека?

2. В чем видел Бентам задачу законодателя?

3. Как Бентам определял закон?

4. Какая форма правления государства была для Бентама
идеальной?

5. Что такое, по мнению Констана, свобода?

6. Каким требованиям должен соответствовать закон, гаран­
тирующий личную свободу?

7. Какой версии теории разделения властей придерживался
Констан?

Литература

Бентам И, Введение в основания нравственности и законо­дательства. М., 1998.

Избранные сочинения Иеремии Бентама: В 3 т. СПб., 1867.

Констан Б. Об узурпации. О свободе: Антология западноев­ропейской классической либеральной мысли. М., 1995.

Констан Б. Принципы политики // Классический француз­ский либерализм. М., 2000.

Остроух АН. Учение Бентама о праве. Краснодар, 2002.

Покровский П. Бентам и его время // Записки юридического факультета Императорского Петроградского университета. Вып. III. Петроград, 1916.

Глава 19

Наши рекомендации