Либеральные политико-правовые учения в западной европе первой половины xix в.
18.1. Политико-правовое учение Иеремии Бентама
Бентам Иеремия(1748-1832) — английский философ и правовед.
Эпоха. В середине XIX в. господствующим в западном обществе мировоззрением становится либерализм. Либералы считали, что свободная деятельность индивидов при невмешательстве в нее государства способна привести к социальной гармонии.
Биография. И. Бентам родился в семье лондонского адвоката. Уже в раннем возрасте обнаружил тягу к чтению (начал заниматься латынью, будучи четырехлетним ребенком). Поступив в 13-летнем возрасте в Оксфордский университет, он уже через два года получил диплом бакалавра права, а в 18 лет стал магистром. По окончании университета посвятил себя научной деятельности. Первая написанная Бентамом книга увидела свет в 1776 г. («A Fragment on Government»). В 1785 г. Бентам приехал в Россию, где написал свою первую работу по экономике в форме писем. Бентам посетил Париж, где был избран членом Института нравственных и политических наук.
Сочинения Бентама были известны не только в Англии, — широкое распространение они получили в России, Франции, Германии, Испании, а также на американском континенте. В 1814 г. Бентам предложил Александру I
268 Глава 18. Либеральные политико-правовые учения...________________
свои услуги по составлению нового кодекса для России. Под влиянием идей Бентама формировалось законодательство некоторых штатов в Северной Америке: Нью-Йорка (с 1821 г.), Южной Каролины (с 1826 г.), Луизианы (с 1830 г.). Умер 6 июня 1832 г. Умирая, Бентам завещал свое тело науке; его тело было вскрыто в присутствии друзей; голова мумифицирована; реконструированный скелет и восковая маска, облаченные в его собственную одежду, помещены в вертикальный футляр со стеклянной лицевой крышкой; и то, и другое хранится нынче в колледже Лондонского университета.
Логическое основание политика-правового учения. Бентам — теоретик утилитаризма. Он предложил «арифметику удовольствий»: из суммы удовольствия человеческий разум должен вычесть сумму неудовольствия и страданий, т.е. вычислить меру человеческого счастья.
Утилитаризм — доктрина или моральная установка, считающая, что то, «что полезно или может скорее всего привести к счастью», должно быть высшим принципом всех наших поступков.
Основные работы: «Фрагмент о государственном правлении» (1776); «Введение в основания нравственности и законодательства» (1789); «План всеобщего и вечного мира» (1789).
Содержание политике-правового учения. Бентам — представитель доктрины либерализма, поэтому в центре его внимания находится проблема обеспечения свободы индивидов от какого либо произвола со стороны государства. Однако свободу индивидов Бентам обосновывает исходя не из положений школы естественного права, а из разработанной им самим доктрины утилитаризма.
В ранних произведениях Бентам критиковал теорию естественного права, которая легла в основу французской Декларации прав человека и гражданина (1789). В работе «Анархические софизмы, являющиеся исследованием Декларации прав, изданной во времена Французской революции» (1795), Бентам отрицает реальность естественных и неотчуждаемых прав человека — прав, предшествующих государству и законодательству, создаваемому государством. Эти права он называл «анархическими софизмами», а всеобщее признание такого рода прав должно будет привести к обоснованию допустимости сопротивления госу-
18.1.Политико-правовое учение Иеремии Бентама
дарственной власти. Естественное и неотчуждаемое право человека, противопоставленное закону государства, является для Бентама «величайшим врагом разума и самым страшным разрушителем правительства».
Бентам признает существование прав человека, но только тех, которые можно обосновать принципом полезности, четко определить и сформулировать в тексте закона.
Бентам исходил из убеждения, что каждый человек стремится к наибольшему счастью, а государство не должно мешать этим универсальным стремлениям: «Забота о доставлении себе наслаждений должна быть почти всецело предоставлена самому индивидууму; главное же назначение правительства должно состоять в ограждении индивидуума от страданий».
Государство способно оградить индивидов от страданий, законодательно закрепив за индивидами фундаментальные права и гарантируя их соблюдение: «Таковы права личной безопасности, чести, собственности, право на получение помощи в случае нужды».
Только таким образом, считал Бентам, правительство может выполнить свое предназначение: «Наибольшее счастье возможно большего числа членов общества: вот единственная цель, которую должно иметь правительство».
Законодатель должен посредством сочетания наказаний и поощредий- направлять поведение человека к достижению собственной пользы; тем самым в обществе достигалось бы «наибольшее счастье наибольшего количества людей».
Пределы законодательного регулирования. Бентам считал, что право частной собственности — одно из фундаментальных прав индивида, а сама частная собственность — благо для всего общества. Законодатель должен избегать неправомерного посягательства на частную собственность, стремясь установить имущественное равенство. В противном случае действия законодателя могут привести кнарушению другого фундаментального права индивида — безопасности. Бентам исходил из того, что «неравенство есть естественное условие человеческой жизни. Абсолютное равенство есть абсолютная невозможность». Однако он допускал законодательное ограничение свободы завещаний и антимонопольное законодательство как способы достижения более равномерного распределения собственности в обществе.
Бентам считал, что законодатель не должен посягать на такой принцип гражданского права, как свобода договоров:
270 Глава 18. Либеральные политико-правовые учения...____
«Да будет общим правилом, что свобода в договорах должна быть неограничена».
Закон как форма права. Вслед за Т. Гоббсом Бентам считал, что право — это всегда выражение воли государства, поэтому формой права является закон: «Следовательно, под правом вообще мы понимаем все законы, которые существуют, либо какой-то один закон, либо несколько законов, как кому будет угодно».
Бентам предложил следующее определение закона: «Закон можно определить как собрание знаков, выражающих воление, установленное или санкционированное сувереном в государстве относительно желаемого в определенной ситуации поведения лица или группы лиц, подчиненных (или считающихся подчиненными) его власти».
Признавая в качестве совершенной формы права только закон, Бентам критиковал систему прецедентного права Англии. Недостаток прецедентного права он видел в том, что оно создается без какого-либо участия народа и народу неизвестно. Это право Бентам называл «собачьим правом», сравнивая судей с хозяевами собак: «Когда ваша собака делает что-либо, от чего вы хотите ее отучить, вы ждете, пока она это сделает, а затем бьете ее за это. Таким способом вы создаете законы для своей собаки, — и таким же способом судьи создают право для нас. Они не скажут человеку заранее, чего он не должен делать, они не позволят, чтобы ему об этом было сказано, они лгут, пока он не сделает чего-либо, что, по их словам, он не должен был делать, а затем повесят его за это. Каким же образом тогда каждый человек может познать это собачье право?».
Бентам выступал сторонником кодификации права, видя в ней средство преодоления недостатков системы прецедентного права.
Идеальная форма правления государства. Вначале Бентам выступал сторонником конституционной монархии. Он обращался к европейским монархам с предложением провести реформу права, в основе которой лежали бы принципы утилитаризма. Однако его предложения не получили поддержки. Затем он стал отдавать предпочтение республике как форме правления, способной достигнуть «наибольшего счастья наибольшего числа лиц».
В республике учредительная власть должна принадлежать народу. Она состоит, прежде всего в праве народа избирать депутатов парламента на основе всеобщего, равного и тайного голосования.
18.2. Политико-правовое учение Бенжамена Констана 271
Законодательная власть должна принадлежать парламенту — однопалатному органу. Депутаты парламента несут ответственность перед своими избирателями, которые наделяются правом отзыва депутатов и правом возбуждения в отношении них уголовных дел.
Исполнительная власть принадлежит должностным лицам, часто сменяемым и ответственным перед парламентом.
Политико-правовые взгляды И. Бентама оказали большое влияние на западную политико-правовую мысль и юридическую практику. В частности, его идеи легли в основу ряда реформ права в Англии, под влиянием правовых взглядов Бентама формировалась школа юридического позитивизма (Дж. Остин). В России его идеи были знакомы М.М. Сперанскому и декабристам.
18.2. Политико-правовое учение Бенжамена Констана
Констанде Ребек Бенжамен Анри(1767—1830) —
французский политический деятель. Представитель идейного течения либерализма.
Эпбха. Якобинский террор времен Великой французской революции (1789—1799) и военный деспотизм Наполеона I подтолкнули мыслящих людей к осознанию значимости гарантий индивидуальной свободы от произвола государства с любой формой правления. Именно в это время формируется учение политического либерализма Б. Констана, в рамках которого он стремится обосновать принципы конституционного государства, где свобода индивидов ограждена от произвола государства.
Биография. Родился в Лозанне, куда семьи его будущих родителей эмигрировали из Франции по религиозным причинам, получил домашнее образование. Окончил Эдинбургский университет (Шотландия), в котором сформировались основы его представлений о свободе. После возвращения во Францию тема свободы будет занимать особое место во многих его работах. В годы Французской революции был сторонником республиканцев.
После государственного переворота, совершенного Наполеоном 18 брюмера (9 ноября) 1799 г., был назначен чле-
272Глава 18. Либеральные политико-правовые учения..._____
ном Трибуната — одного из органов, участвующего в законодательном процессе. Увидев в действиях Наполеона стремление к деспотизму, Констан перешел в оппозицию. В 1802 г. был изгнан из Трибуната и получил приказ покинуть Францию. На двенадцать лет он был исключен из политической жизни Франции, живя в Женеве и в Веймаре. С 1814 г. он вновь во Франции. Выступал в защиту легитимной монархии Людовика XVIII, даровавшего Хартию (1814). Когда же на «сто» дней вернулся Наполеон, Констан содействовал ему в издании Дополнительного Акта (1815). В 1819 г. Констан был избран в Палату депутатов и оставался ее членом до конца своей жизни.
Логическое основание политико-правового учения сформировалось под воздействием доктрины британского конституционализма и идей французских просветителей.
Основные работы: «О действиях террора» (1797); «О политических реакциях» (1797); «Принципы политики, пригодные для всякого правления» (1815); «О свободе древних сравнительно со свободой новых народов» (1819); «Курс конституционной политики» (1816-1820).
Содержание политико-правового учения. В работах «Об узурпации» и «О свободе древних сравнительно со свободой новых народов» Б. Констан вырабатывает новое понятие свободы, которое соответствует запросам современного ему индустриального общества XIX в. До Констана многие публицисты, пишущие на тему свободы, ориентировались на опыт античности. Констан же не идеализирует античную свободу, которая сводилась к политической свободе, выражавшейся в том, что граждане древних полисов могли гордиться своей личной причастностью к принятию важных государственных решений. Вместе с тем фундаментом античной политической свободы было рабство и она была обусловлена небольшими размерами античных государств-полисов: «В античных республиках благодаря малости занимаемой ими территории каждый гражданин обретал в политическом отношении огромную личную значимость. Осуществление гражданами своих прав составляло всеобщее занятие и, так сказать, развлечение. Люди состязались друг с другом в сочинении законов, они выступали в роли судей, решали вопросы войны и мира».
Если говорить о личной свободе античных греков, то она была существенно ограничена. Государство-полис (за исключением Афин) жестко регламентировало семейную и
18.2. Политико-правовое учение Бенжамена Констана 273
религиозную жизнь греков: «Возможность избирать свою перу, возможность, которую мы рассматриваем как одно из наших драгоценных прав, показалась бы в древности преступлением и святотатством».
Современные народы потеряли интерес к политической свободе. «Подлинная современная свобода» связана уже с личной свободой — независимостью от произвола государства. Политическая же свобода рассматривается Конста-ном лишь как гарантия личной свободы.
Быть свободным в понимании современных ему англичан, французов или жителей Соединенных Штатов Америки, означает следующее:
• «право каждого подчиняться одним только законам, не
быть подвергнутым ни дурному обращению, ни аресту, ни
заключению, ни смертной казни вследствие произвола од
ного или нескольких индивидов»;
• «право каждого высказывать свое мнение, выбирать
себе дело и заниматься им; распоряжаться своей собствен
ностью, даже злоупотребляя ею; не испрашивать разреше
ния для своих передвижений и не отчитываться ни перед
кем в мотивах своих поступков»;
• «право каждого объединяться с другими индивидами
либо для обсуждения своих интересов, либо для отправле
ния культа, избранного им и его единомышленниками,
либо просто для того, чтобы заполнить свои часы соответ
ственно своим наклонностям и фантазиям»;
• «право каждого влиять на осуществление правления
либо путем назначения всех или некоторых чиновников,
либо посредством представительства, петиций, запросов, ко
торые власть в той или иной мере принуждена учитывать».
Свое понимание свободы Констан противопоставляет пониманию свободы Монтескье. Если Монтескье понимал свободу как «право делать все, что дозволено законом», то Констан считал, что эти самые законы могут включать в себя столько запретов, что совсем не будет свободы (пример этого — деспотизм Конвента, который был установлен при помощи законов). Для Констана закон — это гарантия личной свободы, но в отличие от Монтескье он не представлял закон абсолютной ценностью.
Требования к закону, который гарантирует личную свободу:
• закон должен исходить из легитимного источника;
• закон должен иметь справедливые границы.
274 Глава 18. Либеральные политико-правовые учения..._____
Констан утверждал: «Подчинение закону — это обязанность, но как и всякая другая обязанность, она не является абсолютной, — она относительна; она основывается на предположении, что закон исходит из легитимного источника и имеет справедливые границы».
К числу законов, содержание которых выходит за справедливые границы, Констан относил законы, которые устанавливают обратную силу, и законы, которые противоречат морали (побуждают граждан доносить друг на друга; запрещают «укрывать изгнанников»; делают граждан ответственными не за собственные действия, привлекая к ответственности отцов детей-дезертиров или родителей детей-эмигрантов).
В отличие от Руссо, который вменял заботу о свободе индивида в обязанность коллективной воле, Констан полагал: «Есть то, что не может быть санкционировано ничем. И если какая-либо власть все же санкционирует это... то будь она хоть всей нацией за вычетом одного подавляемого ею, власть эта не станет оттого менее беззаконной. Руссо этого не понял».
«Свобода есть только то, что индивиды имеют право делать, и то, чему общество не имеет право помешать» — таково определение общего понятия свободы, предложенное Констаном.
Гарантиями индивидуальной свободы для Констана выступают ограничение государственной власти через ее разделение и сила общественного мнения.
В своем «Курсе конституционной политики» он обосновал необходимость создания шести конституционных властей:
1) королевской;
2) исполнительной;
3) постоянной представительной (палата пэров);
4) выборной представительной (нижняя палата);
5)судебной;
6) муниципальной.
Королевская власть рассматривается Констаном как власть нейтральная и уравнивающая, способная разрешать конфликты между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти: «Королевская власть есть, в некотором роде, судебная власть над другими властями».
Компетенция королевской власти:
S смещение и назначение министров;
18.2. Политико-правовое учение Бенжамена Констана 275
S право абсолютного вето (для обеспечения достоинства монарха);
S роспуск нижней палаты и назначение новых выборов;
S назначение членов наследственной палаты;
S назначение судей;
S право помилования.
Отсутствие королевской власти Констан считал пороком почти всех существующих конституций.
Исполнительная власть осуществляется министрами, ответственными перед парламентом. Министры от своего имени предлагают проекты законов. Судом для министров служит палата пэров.
Постоянная представительная власть рассматривается Констаном по образцу английской палаты лордов.
Выборная представительная власть формируется на основе высокого имущественного ценза: «Одна лишь собственность обеспечивает досуг; только собственность делает человека способным к пользованию политическими правами». Деятельность депутатов не должна оплачиваться. Когда заработная плата связана с функциями представительства, тогда она становится главным объектом внимания этого представительства.
Судебная власть — это власть, независимая от других властей. Независимость судебной власти обеспечивается реализацией двух принципов: пожизненным назначением на должность и несменяемостью. По утверждению Констана, народу, у которого нет независимой судебной власти, живется хуже, чем бедуину в пустыне^
Констан был сторонником суда присяжных и противником создания каких-либо чрезвычайных судов.
Муниципальная власть призвана решать вопросы местного управления. Каждая община, город, департамент должны иметь полную самостоятельность в вопросах местного бюджета, торговли, обеспечения безопасности граждан.
Б. Констан предложил определение свободы нового типа. Различение личной свободы и свободы политической, предложенное им, лежит в основе современных классификаций прав и свобод человека.
Большой вклад внес Констан в теорию конституционализма. Его концепция разделения властей нашла отражение в конституциях некоторых западных государств.
Глава 18. Либеральные политико-правовые учения.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем смысл критики Бентамом естественных и неотчуж
даемых прав человека?
2. В чем видел Бентам задачу законодателя?
3. Как Бентам определял закон?
4. Какая форма правления государства была для Бентама
идеальной?
5. Что такое, по мнению Констана, свобода?
6. Каким требованиям должен соответствовать закон, гаран
тирующий личную свободу?
7. Какой версии теории разделения властей придерживался
Констан?
Литература
Бентам И, Введение в основания нравственности и законодательства. М., 1998.
Избранные сочинения Иеремии Бентама: В 3 т. СПб., 1867.
Констан Б. Об узурпации. О свободе: Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М., 1995.
Констан Б. Принципы политики // Классический французский либерализм. М., 2000.
Остроух АН. Учение Бентама о праве. Краснодар, 2002.
Покровский П. Бентам и его время // Записки юридического факультета Императорского Петроградского университета. Вып. III. Петроград, 1916.
Глава 19