Правовое положение самураев и других категорий средневекового японского населения.
Сословно-классовая структура японского общества приобрела завершенных форм в период первых сьогунатів и выражалась формулой "Си-но-ко-се": самураи (си), крестьяне (но), ремесленники (ко), торговцы (се). На самом низу общества находилась группа японских париев - эта.
Наверху всей феодальной иерархии находился император - тено. Предполагалось, что он является потомком богини Аматерасу. В Китае, как уже отмечалось, "мандат Неба" мог получить и простой крестьянин (Лю Бан - основатель империи Хань). В Японии трон мог принадлежать только потомку богини Аматерасу, поэтому самые могущественные феодалы Минамото, Фудзивара, Тоетоми Хидэеси, Токугава не могли претендовать на трон, довольствуясь титулом сегуна. Дворец был государством в государстве с многочисленной аристократией (кованную), двірцевим правительством. Раз в два года восьмого января проводилась церемония жалование рангов женщинам.
Глава Дворца - император после установления сегуната выполнял сугубо церемониальные функции (за исключением короткого правления Го-Дайго): послушно наделял могущественных дайме титулом сегуна, осуществлял функции жреца, как "священноцар" открывал начало полевых работ, уборки урожая. Основу феодального строя составляли сильные "дома" -синьории - дайме и подвластные им вассалы, ниже поверх которых составляли самураи. Основой могущества дайме были земельные владения и собственные военные формирования. Средневековая история Японии представляла собой войну "всех против всех". Это был звездный час самурайства, каждый дайме имел отряды преданных ему воинов. Дайме также были поделены на ранги, самым высоким из которых был "сегун".
В широком смысле самураями считались светские феодалы, начиная от крупных влиятельных князей (дайме) и заканчивая мелкими дворянами; в узком и наиболее часто употребляемом значении - военно-феодальное сословие мелких дворян. Слово "самурай" происходит от глагола "самурау", что означает "служить вышестоящему лицу"; то есть самурай - служилая человек. Самураи не просто воины-рыцари, они были телохранителями своего дайме, и в то же время его слугами в повседневной жизни. Самая почетная должность - смотритель меча своего господина, но были и такие должности, как "смотритель зонтика", "подаватель воды утром, после сна".
Самурайство зародилось в VIII веке на востоке, северо-востоке и крайнем юге Японии, где издревле осевшие здесь племена айну отчаянно защищали свои земли от императорских войск. Крестьяне-беглецы и охотники ("люди длинной воли"), которые также оседали здесь, подобно донских и запорожских казаков, проводили жизнь в бесконечных походах и стычках с воинственными айну, защищая государственные границы. Опасным была жизнь и в других провинциях тогдашней Японии. Уже несколько столетий в прибрежных водах розбійничали пираты. Во внутренних районах, лесах и горах бесчинствовали разбойничьи банды. По всей стране периодически вспыхивали восстания крестьян. Губернаторы и знать провинций, особенно приграничных, не хотели, да и не могли полагаться на императорское правительство и войска, а предпочитали своими силами наводить порядок. Для этого они из боеспособных мужчин создавали небольшие военные формирования, находившиеся под их непосредственным командованием.
Военными отрядами командовали представители знати, владельцы крупных поместий, которыми их наделяло императорское правительство. В Х-ХІІ веках во время феодальных междоусобиц окончательно оформились влиятельные роды, которые возглавляли значительные военные силы, которые лишь номинально числились на императорской службе. К тому времени сформировались и принципы неписаного морального кодекса самурая "Путь лука и скакуна" (Кюба-но мити), который позже превратился в собрание заповедей "Путь Воина" (Бусидо). Положение самураев получило четкое оформление во время правления в Японии сегунов из феодального дома Токугавы (1603-1867 годы). Найпривілейованіший слой самураев составляли так называемые хатамото (буквально - "под флагом"), которые были непосредственными вассалами сегуна. Основная масса самураев являлась вассалами князей (дайме); чаще всего они не имели земли, а получали от князя жалование рисом. Часть самураев превращалась в ронинов - деклассированных самураев. Роніни часто переходили на положение горожан, занимались ремеслом, торговлей и другой деятельностью. Иные самураи пополняли ряды ниндзя - наемных убийц. Многие самураи, даже не переходя на положение ронинов, занимались торговлей, ремеслами. Рядовые самураи сыграли значительную роль в незавершенной буржуазной революции Мэйдзи 1867-1868 годов. После нее сословие самураев и другие феодальные сословия, было упразднено. Значительная часть бывших самураев после аграрных законов 1872-1873 годов стала юридическими собственниками земли, войдя в состав так называемых "новых помещиков". Из среды бывших самураев пополнялись кадры чиновников, из них формировался в основном офицерский состав армии и флота. Кодекс "Бусидо", прославление самурайской доблести и традиций, культ войны - все это стало составной частью идеологии милитаристской Японии до начала Второй мировой войны.