Карасубазар во времена Крымского ханства
Среди историков нет единого мнения относительно времени возникновения города. Первые упоминания о нём относят к XIII веку.
Впервой половине XVI века в Крыму и за его пределами отстраиваются новые города, крепости. К этому времени можно отнести и возникновение Карасубазара.
Существует предание, что жители Старого Крыма (Солхат) ослушались Аллаха и не прекратили свои жизненные безобразия, тогда Творец подверг их испытанию, ниспослал землетрясение. Жители Старого Крыма от страха и гнева всевышнего, бежали и поселились на одной из лучших равнин полуострова, пересекаемого рекой Биюк – Карасу. Так возник город Карасубазар.
Первое упоминание о городе Карасубазаре относится к XIII веку. Слово Карасубазар означает (тюрск.) «Рынок на Черной воде». Название это не случайно: удобное расположение города на древнем Караванном пути, связывающем Восток и Запад, обеспечивало ему роль важного торгового пункта.
В Карасубазаре были очень хорошо развиты ремесленные промыслы: кожевенное, ювелирное, кузнечное и др. В. Х. Кондараки в своей работе «Универсальное описание Крыма пишет, что отсюда в Стамбул и на Кавказ вывозили выделанную кожу, сафьян, бурки и войлоки. Карасубазарские ремесленники изготовляли обувь, седла, детские игрушки превосходного качества. Также в больших количествах вывозили пшеницу, шерсть, мёд и солонину, а взамен из Константинополя привозили разные лекарственные травы, хлопок, сукно, зеркала и различные материи. Город был средоточием производства медной посуды, а также торговли виноградом, вином, оружием, одеждой, лошадьми и невольниками.
В Крымском ханстве Карасубазар был экономическим центром на полуострове. Как только первый хан Хаджи – Гирей перенёс столицу Крымского ханства из Солхата (Старый Крым) в Чуфут – Кале, а позднее его сын выстроил Бахчисарай, то Ширин – Бей тоже свою резиденцию перенес из Солхата, но в Карасубазар.
Бей – равносильно понятию князь, владеющий определённой территорией (бейликом).
Ещё в XIV веке, хан Золотой Орды Тохтомыш возвысил Ширин-бея Руктимира в первенство над всеми беями, подвластным хану. Он велел и своей родной сестре выйти за него замуж. Эти привилегии для Ширин – беев сохранялись и в Крымском ханстве.
Среди феодальных родов, раньше всех в Крыму осел наиболее могущественный род Ширинских беев. Их земли простирались от Перекопа до Керчи, они были самыми обширными, после земель Крымского хана.
Несмотря на то, что в 1443 году, с помощью Великого князя литовского Казимира IV, Хаджи – Девлет Гирей – внук Тохтомыша, - был возведён на ханский престол Крыма, Ширин – беи не только спасли его от неминуемой гибели, но и обеспечили ему прочную власть.
После захвата Оттоманской Портой полуострова, крымские ханы назначались по велению Турецкого султана, но только из рода Гиреев, не по заслугам, а за послушание. Это Ширин – беев не устраивало.
Происхождение их тоже шло от потомков Чингиз-хана. Более того, род Гиреев тесно переплетался с родом Ширин, т. к. все крымские ханы своих дочерей выдавали замуж за Ширин-беев, следовательно Ширины имели полное право претендовать на ханский престол. Роль Ширин – беев в Крымском ханстве была очень велика. По их настоянию смещались ханы, мурзы из этого рода, а их было 300, могли в бейлике (вотчине) собрать до 40 и более тысяч воинов и свергнуть династию Гиреев, но этот пыл удерживался лишь только силой турецких янычар. «А с Ширины государь, царь живёт не гладко», - так писал московский посолв1491 году.
«А с Ширины у него рознь велика пошла», - дополнили московские послы столетие спустя.
Турецкие султаны могли Ширинов физически уничтожить, но они этого не делали, им более подходил восточный метод, - разделяй и властвуй.
Историк В. Д. Смирнов писал: «Вся дальнейшая политическая история крымского ханства со времени утверждения над ним Оттоманской Порты, складывалась и протекала при постоянном действии двух начал – местного, национально-татарского, стремившегося к полной самостоятельности, и внешнего, постоянного турецко-османского, старавшегося с возможно меньшими для себя хлопотами и затруднениями сохранить за собой верховенство над Крымом в чисто политических видах международного свойства».
В те времена, когда волею исторических и политических соображений хана Хаджи – Гирея, столица Крымского ханства была перенесена, а древняя столица Солхат, блестящий, богатый город мечетей, дворцов, фонтанов и караван – сараев, стал приходить в упадок и постепенно превращался в город развалин, в Эски Крым, Старый Крым, тогда, т.е.с XVI века, стал расцветать Карасубазар.
Новая столица Бахчисарай по вине экономически неудачно выбранного места никогда не могла возвысится до значения государственного узла торговых сношений. Эту роль в ханстве выполнял Карасубазар. Если нервом жизни и благополучия Бахчисарая был ханский двор с его сундуком, пожиравшим выколачиваемые сборщиками податей из населения денежек, то нервом жизни Карасубазара являлись многочисленные караваны, свозившие сюда со всех сторон света товар и развозившие их отсюда.
Через Карасубазар проходила караванная дорога Великого шелкового пути. В ханах города караваны ночевали и дальше двигались мимо Белой скалы в сторону Перекопа, а с его стороны втягивались встречные караваны верблюдов. Они непременно отдыхали в Карасубазаре, а дальше следовали в Судак или Феодосию, чтобы китайские товары, через море, попали в Южную Европу.
Кипучими центрами торговой жизни были обширные «Ханы» - караван-сараи, укреплённые грозными стенами с бойницами на случай грабительских нападений.
Карасубазар был центром очень богатого аграрного района, поставляющего пшеницу, фрукты, мясо и т.д. Город являлся главной цитаделью феодального господства Ширинских беев. Вот как описывает Карасубазар турецкий историк Эвлия Челеби, побывавший в нём в 1667 году:
«Через город течет река Карасу, из-за чего сей город, лежащий по обеим её берегам, весьма оживлён и красив. В южной части, расположенной на пригорках, стоят преимущественно дома гяуров – армян. В западной части, которая на плоской равнине лежит, стоит пять тысяч пятьсот двухэтажных домов, покрытых черепицей с садами и огородами. Кое-где дома покрыты землёй.
Вокруг города в последнее время построены большие двухэтажные дома и город со дня на день красивее и лучше становится .
Народ тамошний – это по большей части люди, прибывшие из городов анатолийских Токкат, Сивас и Амасия, бежавшие от господствующих там притеснений, обретшие на полуострове Крымском спокойствие и справедливость. Поэтому – то города Крыма такие зажиточные и красивые.
Город расположен в самой середине Крыма, жилища тут в основном деревянные. Живётся здесь без малейшей боязни и страха, поэтому несколько сот домов не из камней построено, а из дерева. В каждой же усадьбе непременно находится бьющий проточной водой и источник.
На реке, через город плывущей, находится свыше ста мельниц водяных. Через город плывущей, находится свыше ста мельниц водяных. Через город течет также множество ручьев, обеспечивающих сады и огороды водой.
В городе на реке Карасу имеется восемь деревянных мостов. В Карасубазаре находится восемь больших и прекрасных ханов. Наибольший из них –это хан великого везиря Сефер – Гази – ага, возведённый на рынке,в самом центре города. Это как будто замок города Карасу, ибо замка в этом городе нет. Окружность этого огромного караван – сарая около четырехсот широких шагов составляет. Эта прекрасная, могучая и крепкая цитадель, построенная из камня и подобная строениям Шеддата, двумя воротами железными обладает.[8]
Внутри находится колодец с питьевой водой. Этот хан имеет сто двадцать комнат на двух этажах. В стенах его во всех четырёх сторон имеются бойницы, а на всех четырёх углах стоят дозорные вышки, огромные как башни. В случае осады хан этот надежнее многих замков. Рва вокруг, однако, нет и это потому, что возведен он вместе густо застроенном, посреди рынка. Если бы хан похожий на замок, рвом ещё обладал, то был бы он твердыней оборонительной могучей крепостью и замком, крепким как стена Александра.[9] Внутри хана возвышается небольшая, но красивая мечеть без минарета. Стражники на воротах внимательно следят как за входящими, так и за выходящими и не впускают в хан никого постороннего, если и впустят, то лишь после того, как его обо всём расспросят, узнают и убедятся, что он пришел по важному делу, и что благоденствию хана ничто не угрожает, лишь интерес имеет какой-то. Для наблюдения и охраны этого хана назначают стражников достойных, ибо проживают там наибогатейшие купцы со всех семи климатов.
Таш – Хан (Караван – Сарай или Каменный двор) построен в конце XV начала XVI вв. в 1891 году часть южной стены обрушилась, а в 1902 году её разобрали. В 1946 году разобрали восточную часть стены, а в 1966 году разобрали северную и часть западной. Руины его сохранились в центре города по улице Луначарского.
В городе этом находится сто сорок лавок. Весьма много там лавок с домашними туфлями, татарским луками, с татарским мёдом и бузой.Татары с особым внимание относятся к бузе, впоследствии чего лавок с бузой там сто пять. Однако каменных суконных рядов тут нет, ибо все дорогостоящие товары в ханах находятся. Проживает там также много людей других занятий.
Однако более чем в каком – либо ином городе имеется тут мастеров, в ремесле двуличия искусных.
Одни из них берут невольников казацких. Уже оглохших, возрастом в 40 или 50 лет, в баню их препровождают, делают им там массаж, а после выхода из бани их так лечат, что после лечения выпадают у них усы и борода. Таким образом, превращают они невольника в прекрасного юношу, с лицом ясным, как солнце, а потом этого крепкого невольника продают. И ухитряются при этом обмануть даже таких торговцев ясыром. Которые в своей жизни продали уже много сотен пленников. Однако. После месяца или двух, когда вывозят такого пленника в чужие страны, вырастает у него седая борода и усы, так что превращается он снова в старого невольника казацкого, не стоящего не одной акча.
Знают они ещё одну хитрость. Женщину, уже семь или восемь раз рожавшую, с грудями, как мешки, обвисшими, препровождают в баню, а после купания подвергают её лицо, глаза и нижнюю часть тела упомянутым процедурам с помощью румян, косточек айвы, квасцов и бритвы. Таким образом, преображают её в невинную девушку с лицом прекрасным, как рубины, и грудями, как апельсины, затем облекают в платье блестящее и красивое и сажают на скамью, где невольников продают. И такая старая утомленная женщина – молодой, красивой девушкой кажется. Если же случится, что купец какой-нибудь, увидевший такую девицу ослепительную, как планета Юпитер, купит её, то постыдно обманется. Ибо наступит время и у «девушки» этой снова наступят месячные, и тогда купец начнёт стонать: «Заберите эту девушку! О, позор, моей души! О, мои деньги!» Но что с того, рас уже купил её со всеми этими недостатками. Так ловки эти продавцы ясыра из Карасу! Однако, не татары, а приезжие из Анатолии, особенно же из эйалета Кайсерие.[10]
Есть там также очень ловкие старухи. Если говорят они, что какая-то девушка является девицей, то не стоит им верить, ибо известные они обманщицы и сводни, и следует быть начеку.
Городу не хватает мостовых. Зимой, когда тысячи конных татар в город съезжаются и гарцуют там, становится так грязно, что люди иногда в грязи тонут. Но торговая зала покрытая сверху досками, внутри выложена камнем. Дабы татары конно туда не въезжали, у входа на улицу от одного угла до второго, вбиты столбы. Между которыми ни один татарин верхом не проедет. На этих султанских улицах ни малейшей соринки нет и базар султанский также абсолютно чист. Суконных рядов там, правда, нет, но всяческие шелка, парчу и муар достать здесь можно.
Это весьма красивый торговый город. Проживают там две тысяче семей армянских, которые харач платят, пятьсот харачников – гяуров греческих, а также триста харачников иудейских. Все эти неверные носят колпаки, называемые шапартма, такие же самые, как колпаки татарские. Все, однако, гяуры греческие и армянеимеют на своих голубых или фиолетовых колпаках знак из кусочка голубого сукна, величиной с куруш, иудеи же пришивают к своим колпакам кусочек сукна желтого. Все тамошние иудеи – это караимы, или кызылбаши среди иудеев. Иудеям, армянам и грекам не разрешается в бане надевать обувь на деревянной подошве, должны они к лодыжкам привязывать звоночки и купаться в отдельной зале. По этим различиям можно распознать, что это гяуры и иудеи.
На обширной площади
[1] Белогорск: Краеведческий очерк / В.Г.Килесса. – Симферополь: Таврія, 1979. – 39 с.
[2] Дністрянський М.С. Етнополітична географія України, Львів. 2006.
[3] Храпунов И. Н. Древняя история Крыма. – Симферополь, 2003.
[4] Крис Х.И.Кизил-кобинская культура и тавры. – М., 1981.
[5] Храпунов И. Н. Древняя история Крыма. – Симферополь, 2003.
[6] Андреев А.Р. История Крыма. - М., Монолит-Евролинц-Традиция, Серия «История и страна», 2002 г.
[7] Очерки по истории Крыма, Павел Надинский. Крымиздат, 1951 г.
[8] Шеддат –легендарный южно-арабский правитель, построивший город Ирем.
[9] Стена Александра – согласно Корану, Александр Великий построил её для защиты некого народа от людоедских племен Гога и Магога.
[10] Кайсерийе – город в Турции, расположенный в 250 километрах к юго-востоку от Анкары.