Экономическая политика большевиков.
Экономическая политика определялась рядом факторов. С одной стороны, война в значительной степени разрушила экономику страны: остро ощущалась нехватка самых необходимых товаров; были разорваны хозяйственные связи между регионами. С другой стороны, возросла активность масс, они ощущали себя хозяевами на производстве. Наиболее популярным лозунгом было установление рабочего контроля над производством. Рабочий контроль был организован на каждом предприятии. Решения органов рабочего контроля были обязательны для предпринимателей. Однако часто рабочий контроль приводил к столкновениям с предпринимателями. Рабочие не имели специальных знаний, и их вмешательство приводило к остановке производства. Известны случаи, когда рабочие, взяв предприятия под свой контроль, просто-напросто продали их оборудование.
К весне 1918 г. идея рабочего контроля полностью себя дискредитировала. Необходимо было найти другой инструмент управления экономикой. Таковым стало создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ). Целью ВСНХ стала организация народного хозяйства и государственных финансов. ВСНХ имел полномочия конфисковывать, приобретать или в принудительном порядке объединять все отрасли производства и коммерческой деятельности.
В течение зимы 1917 г. ВСНХ взял под контроль текстильную и металлургическую промышленность. Эта мера напоминала политику Временного правительства по управлению экономикой, которая была, по существу, государственно-капиталистической.
В декабре 1917 г. вышел первый декрет о национализации ряда промышленных предприятий. Национализация первых предприятий проводилась по инициативе с мест и была своеобразной мерой наказания неуступчивых владельцев. Национализация коснулась банковской сферы, К лету 1918 г. была национализирована вся крупная промышленность. Управление национализированными предприятиями передавалось главкой дирекции (главку)ВСНХ.
«Красногвардейская атака на капитал» не способствовала налаживанию хозяйства. Экономические проблемы нарастали, разрушались старые связи, падала материальная заинтересованность и производстве, вышли из равновесия рыночные отношения.
Революционными были преобразования большевиков в социальной сфере. Они издали декрет об установлении 8-часового рабочего дня. Было ликвидировано сословное деление общества, уравнены гражданские права мужчин и женщин, церковь отделена от государства и школа от церкви.
Военный коммунизм.
В условиях складывания единого антибольшевистского фронта советский режим мог выжить лишь при осуществлении чрезвычайных мер, которые позволили бы мобилизовать все материальные и людские ресурсы. Комплекс социально-экономических и политических мер, проводимых большевистским режимом летом 1918-в начале 1921 г., получил название политики военного коммунизма. В самом названии отразилась вера части членов РКП (б) в возможность в кратчайший срок построить коммунистическое общество. Политика военного коммунизма включала национализацию всех средств производства, внедрение
централизованного управления, уравнительного распределения продуктов, принудительного труда и политической диктатуры большевистской партии. Национализация охватила как крупные и средние, так и мелкие предприятия, что привело к ликвидации частной собственности в промышленности. Одновременно формировалась жесткая система управления экономикой. Весной 1918 г. была установлена государственная монополия на внешнюю торговлю.
Жизненно важным для большевиков был вопрос о снабжении городов продовольствием. Решить этот вопрос можно было, либо, восстановив какое-то подобие рынка, либо прибегнув к насильственным мерам. Избрали второй путь. 11 июня 1918 г. были созданы комитеты крестьянской бедноты (комбеды), которые занимались изъятием излишков сельскохозяйственной продукции у зажиточных крестьян. Комбеды предполагалось поддерживать частями «продовольственной армии» (продармия), состоящими
111 рабочих и членов РКП(б), численность которой к концу Гражданской войны достигла 80 тын, человек. Деятельность комбедов и продармии вызвала сопротивление крестьянства. Осознавая, что это могло причинить серьезный урон власти большевиков, они в конце 1918 г. распустили комбеды. С 1 января 1919 г. вместо изъятия излишков продуктов вводилась система продразверстки. Каждая область, уездная волость, село обязывались сдать государству заранее установленное количество зерна и других сельскохозяйственных продуктов. Декретом от 21 ноября 1918 г. устанавливалась монополия государства на внутреннюю торговлю; частная торговая деятельность запрещалась.
Продразверстка была неэффективной. Крестьяне сокращали 11 посевные площади, во многих районах возрождалось натуральное хозяйство. План продразверстки удалось выполнить в 1919 г. лишь па 38 %. Нехватка продуктов питания в городах заставила власти ввести карточную систему их распределения; государство ограничивало продажу продовольствия и промышленных товаров; вводилась уравнительная оплата труда.
В социальной политике проводился классовый принцип: «Кто не работает, тот не ест». В 1920 г. была введена всеобщая трудовая повинность. Широко практиковалась принудительная мобилизация населения при помощи трудовых армий, работавших на восстановлении разрушенного народного хозяйства. Гражданская война 1918-1920 гг.. явилась страшным бедствием для России. Потери в войне составляли 8 млн. человек (погибшие в боях, от голода, болезней, террора). 2 млн. человек эмигрировали из России, большей частью это были представители интеллектуальной элиты общества. Гражданская война привела к разрушению экономики, подорванной еще в годы Первой мировой войны.
Новая экономическая политика. Образование СССР
Причины новой экономической политики (нэпа).
Завершавшаяся Гражданская война упрочила советскую власть. Политические противники были повреждены, но страну охватил глубокий кризис, затронувший все стороны жизни: экономику, социальные отношения административное управление государством.
Хозяйственная жизнь находилась в глубоком упадке. Объем промышленного производства в 1921 г. составлял 12% от довоенного. Государственные органы ВСНХ оказались неспособными эффективно управлять национализированными предприятиями.
Еще более тяжело политика военного коммунизма сказалась на сельском хозяйстве, на положении крестьянства. Крестьянину было невыгодно производить товар для нужд города, который не мог обеспечить потребностей села. Продразверстка и связанная с ней политика уравниловки лишали крестьян экономических стимулов производства, ибо любые излишки товара тут же изымались.
Кризисные явления не только охватили экономику, но и сказались на положении в правящей партии; в ней все в большей мере проявлялись разногласия, наметился раскол. В годы Гражданской войны в партию вступили люди, которые были далеки от революционных идеалов: мелкие чиновники, служащие, лица «непролетарского» происхождения. Заметной стала бюрократизация партии, отрыв партийной элиты от масс.
Недовольство политикой большевиков вызывало восстания. На Украине во главе крестьянского движения стал Н. И. Махно, создавший многочисленную крестьянскую армию. После победы над белыми Махно был объявлен вне закона, а его армия разбита. В январе 1921 г. началось крупное крестьянское восстание в Тамбовской губернии. Крестьянская армия, возглавляемая эсером А. С. Антоновым, захватила всю губернию. Среди требований восставших были созыв Учредительного собрания на основе всеобщих выборов; передача земли тем, кто ее обрабатывает; отмена продразверстки. Понадобилось несколько месяцев для подавления восстания.
Наиболее опасным для советской власти стало Кронштадтское восстание, вспыхнувшее в феврале 1921 г. на кораблях Балтийского флота в самом сердце русской революции - Кронштадте. Матросы, выходцы из крестьянской среды, приняли резолюцию, в которой требовали переизбрания советов на основе свободных выборов, политических свобод, освобождения всех политзаключенных, прекращения насильственных конфискаций, полной свободы крестьянам в распоряжении «своей землей». Призыв моряков к новой революции показал всю серьезность положения, в котором оказалась партия большевиков. Военные действия против восставших длились 10 дней.
Продолжение террора, политики военного коммунизма грозило обернуться новой войной против большевиков, в которую были бы втянуты значительные массы населения, и, прежде всего крестьянство. Необходимо было отказаться от изжившей себя политики военного коммунизма.
8 марта 1921 г. начал свою работу Х съезд РКП (б). В центре его внимания стояли два вопроса: первый - о запрещении фракции внутри партии и второй - о замене продразверстки продналогом. С введения продналога началась новая экономическая политика (нэп).
Сущность нэпа.
Новая экономическая политика состояла в воссоздании многоукладной экономики, в использовании организационно-технического опыта капитализма. Гарантией от реставрации капиталистических порядков являлось полновластие РКП (б), государственный сектор в экономике, монополия внешней торговли. Нэп был призван укрепить союз рабочих и крестьян, вывести страну из разрухи, восстановив промышленность.
Продразверстка заменялась продналогом с фиксированной ставкой, что позволяло крестьянину, выполнив свои обязательства перед государством, свободно распоряжаться излишками своей продукции, реализовывать их на рынке. Крестьянское хозяйство получило серьезные экономические стимулы для дальнейшего развития, тем более что размер продналога был в два раза меньше, чем продразверстки. Государство допускало аренду земли и наем рабочей силы, что позволяло укрепиться в деревне частному мелкотоварному сектору.
В производстве частным лицам разрешалось открывать мелкие и брать в аренду средние предприятия. Всеобщая национализация была остановлена. Государство переуступило частным лицам ряд предприятий. Создавались предприятия с участием иностранного капитала - концессии.Отменялись жесткое регулирование и централизация в снабжении предприятий сырьем и распределение готовой продукции. Деятельность предприятий нацеливалась па достижение большей самостоятельности, самофинансирования и хозрасчета. Взамен отраслевого принципа управления промышленностью вводился более гибкий территориально-отраслевой. В 1922 г. была проведена денежная реформа, позволившая сократить эмиссию излишней денежной массы и ввести в оборот червонец. Реформа укрепила национальную валюту, покончила с инфляцией.
В 1922 г. была отменена всеобщая трудовая повинность, вводился свободный наем рабочей силы. Для стимулирования материальной заинтересованности рабочих в повышении производительности труда была проведена реформа системы оплаты труда.
Если в социальной и экономической политике нововведения были существенными, то в политической системе они были незаметны.
Все важнейшие вопросы государственной жизни решала партия, и, прежде всего ее аппарат. На Х съезде РКП (б) были осуждены «антимарксистские» взгляды «рабочей оппозиции», запрещено создание фракций и групп в партии. После Х съезда последовала «чистка» партии. В 1922 г. полностью сворачивается деятельность социалистических партий. В 1922 г. ГПУ (которое заменило ВЧК) обвинило 47 арестованных руководителей эсеровской партии в контрреволюционной деятельности. Состоялся первый крупный политический процесс. Осенью 1922 г. из России было выслано 160 ученых и деятелей культуры.
Господство большевистской идеологии утверждалось в воинствующей антицерковной пропаганде, разрушении храмов и соборов. В 1922 г. под предлогом сбора средств для борьбы с голодом были и конфискованы многочисленные церковные ценности. Патриарх Тихон, избранный в ноябре 1917 г. Поместным собором,
был арестован.
Укрепление единства партии, разгром политических противников усиливали однопартийную политическую диктатуру.
Итоги нэпа.
В целом нэп имел относительный успех. Проведение новой экономической политики позволило достигнуть в 1926 г. довоенного уровня промышленного развития, преодолеть разруху в стране. Быстро поднялось сельское хозяйство. С 1921-1924 гг. посевные площади достигли довоенного уровня. Подъем крестьянского хозяйства способствовал оживлению розничной торговли.
Наряду с безусловными достижениями нэп имел и ряд негативных черт. Экономический прогресс в деревне, развитие частнокапиталистических элементов в городах неизбежно вели к росту социального неравенства. Нэп вызвал постоянно растущую безработицу.
Перед партийным и государственным руководством встала серьезная проблема совершенствования методов экономической политики.
Образование СССР.
После окончания Гражданской войны на территории бывшей Российской империи в составе РСФСР существовало большое количество автономных образований с неопределенным государственным статусом, а также 6 социалистических, 2 народные советские республики и дальневосточная республика. Между всеми народами существовали прочно сложившиеся связи.
К началу 1922 г. ряд советских республик заключил договоры, по которым в ведение Советской России передавались их вооруженные силы, промышленность, финансы, связь, транспорт и международные отношения. Причиной такого решения явилось не только признание ведущего вклада РСФСР в победу в Гражданской войне, но и слабость правительств советских республик, и их зависимость от руководства Советской России, фактически поставившего их у власти.
В августе 1922 г. в ЦК РКП (б) была создана комиссия по изучению предложений советских республик об "усовершенствовании" их отношений между собой. Народный комиссар по делам национальностей (наркомнац) И. В. Сталин (Джугашвили), ставший в 1922 г. генеральным секретарем РКП (б), выступил с идеей придания советским и народным республикам прав автономий в рамках РСФСР. Когда республики Закавказья образовали Закавказскую
Федерацию, в состав которой вошли Грузия, Армения и Азербайджан, Сталин надеялся, что вновь созданное государственное образование станет в будущем частью РСФСР. Это вызвало протест грузинского руководства.
3аместитель председателя Совнаркома Л. Б. Каменев по поручению Ленина составил новый проект, предусматривавший вхождение республик в состав нового государства на основе договоров. Проект этот был поддержан пленумом ЦК.
Несмотря на то что в Договоре и декларации об образовании Союза Советских Социалистических республик, принятых на I съезде Советов СССР 30 декабря 1922 г., указывалось, что он образован по свободному волеизъявлению народов с правом свободного вступления и выхода, путей выхода из союза указано не было. В ведение Союза передавались объединенные вооруженные силы, международные дела и торговля, финансы, сообщение и связь. Промышленность, культура и внутренние дела оставались в ведении республик.
Высшим органом нового государства стал Всесоюзный съезд Советов, избиравший на время между своими заседаниями Центральный исполнительный комитет (ЦИК) СССР из двух палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Председателем ЦИК СССР стал М. И. Калинин.