России в середине — второй половине XVIII в.
Россия после Петра I.Петр I не успел назначить себе преемника. Часть знати, мечтавшей вернуть прежние порядки, хотела посадить на престол малолетнего Петра, сына казненного за участие в заговоре против отца царевича Алексея Петровича. Вельможи, выдвинувшиеся при Петре I, выступали за передачу короны Екатерине, вдове императора. Спор о преемнике решили гвардейские полки. Усиление роли гвардии в государственных делах, а также указ Петра I (1724 г.), по которому правящий монарх сам назначал своего наследника, стали причиной частых переворотов.
Время с 1725 по 1762 г. историк В. О. Ключевский назвал эпохой дворцовых переворотов.
Опираясь на гвардейские полки, А. Д.Меншиков и другие представители новой знати возвели на престол Екатерину I. Императрица была не в состоянии самолично управлять огромной страной. В 1726 г. ей в «помощь» был создан Верховный тайный совет; до 1730 г. он был высшим учреждением в стране. В его состав вошли представители новой знати во главе с Меншиковым, интересы родовитой аристократии представлял князь Д.М.Голицын.
В 1727 г. Екатерина I умерла. По ее завещанию новым императором стал внук Петра I Петр II Алексеевич. Вскоре
усилиями члена Верховного тайного совета ловкого интригана А.И.Остермана в опалу попал всесильный Меншиков. Решающую роль в управлении теперь играли Остерман, Голицын и представители рода Долгоруких, вошедшие в Совет.
Зимой 1730 г. император Петр II заболел и скоропостижно умер. Выбор верховников (членов Верховного тайного совета) пал на Анну Ивановну, племянницу Петра I. Она была выдана замуж за герцога Курляндии (прибалтийского государства, находившегося в формальной зависимости от Речи Пос-политой, а фактически — зависимого от России), но вскоре овдовела. Верховники убедили Анну подписать кондиции — условия вступления на престол.
Кондиции ограничивали самодержавную власть императрицы и являлись, по существу, шагом к конституционной монархии.
После прибытия в Москву Анна Ивановна обнаружила, что верховники не пользуются поддержкой ни основной массы дворян, ни гвардейцев. Сами верховники, раздираемые ссорами, не проявили настойчивости. Они и не думали допускать широкие слои дворян до участия в управлении государством. Это и стало решающим фактором краха их «затейки». Императрица разорвала подписанные ею кондиции и восстановила самодержавие.
Бироновщина.При Анне Ивановне тон при дворе задавал любимец императрицы — курляндский немец Э.И.Бирон. Не занимая официальных постов, он пользовался безграничным доверием правительницы. Под покровительством Биро-на некоторые иноземные проходимцы легко занимали хорошо оплачиваемые должности. Время его правления вошло в историю под названием бироновщина, хотя видную роль в управлении страной играл также А. И. Остерман, руководивший внешней политикой. Этот период характеризовался беззастенчивым разграблением казны, ростом коррупции.
Следует отметить, что в 1732 г. правительство учредило Сухопутный шляхетский корпус — учебное заведение для дворянских детей. В него дворян записывали еще маленькими детьми, а после окончания учебы они сразу получали офицерские чины.
После смерти императрицы Анны герцог Бирон стал регентом (правителем) при императоре Иване Антоновиче — грудном младенце, сыне Анны Леопольдовны, племянницы
Анны Ивановны. Но уже через три недели Бирон был смещен фельдмаршалом Б.Х.Минихом и регентшей стала мать императора. 25 ноября 1741 г. произошел очередной переворот. На трон взошла дочь Петра I— Елизавета. Миних, Остер-ман и многие другие иноземцы оказались в ссылке.
Походи Крым. Вправление Анны Ивановны Россия вела активную внешнюю политику. В 1735 г. вспыхнула очередная русско-турецкая война. В1736 г. русская армия*под командованием Б. X. Миниха заняла Крым, но из-за эпидемий, недостатка воды и продовольствия была вынуждена оставить полуостров. Тогда же был взят Азов. В 1737—1738 гг. русские войска вновь вторгались в Крым, но закрепить успехи не смогли. Летом 1739 г. армия Миниха овладела крепостью Хотин и Яссами. Однако союзница России Австрия, потерпевшая очередное поражение от турок, заключила с ними мир. России также пришлось начать мирные переговоры.
По Белградскому договору 1739 г. Россия получала Азов, но без права его укрепления. На редкость невыгодные условия этого «срамного мира» (так называл его Миних) объяснялись тем, что переговоры от имени российской стороны поручили вести французскому послу в России. Этот факт был ярким проявлением «бироновщины».
Правление Елизаветы Петровны. Участие России в Семи-Дочь Петра I Елизавета, придя к власти, провозгласила возврат к порядкам, существовавшим при ее отце. В ее правление (1741 — 1761) были достигнуты определенные успехи в развитии экономики и культуры, проведены некоторые важные преобразования. Так, большую пользу для торговли имела отмена в 1754 г. внутренних таможенных пошлин. В том же году открылся Дворянский банк, предоставлявший кредиты для развития помещичьих хозяйств. Видную роль при императрице играли ее фавориты — А.Г.Разумовский, П.И.Шувалов, И.И.Шувалов.
Еще до начала правления Елизаветы вспыхнула русско-шведская война. Она закончилась в 1743 г. победой России и присоединением к ней небольшой части Финляндии. Важнейшим событием конца царствования Елизаветы стало участие России в Семилетней войне 1756 —1763гг.
Вступление России в войну было вызвано безудержной захватнической политикой прусского короля Фридриха II Великого. В мае 1757 г. русская армия под командованием С.Ф.Апраксина вошла в Восточную Пруссию. 19 августа под деревней Грос-Егерсдорф пруссаки внезапно атаковали русские войска на марше. Однако благодаря мужеству солдат и ини-
циативе командиров все атаки были отбиты. Сражение закончилось бегством прусских войск. Но Апраксин не закрепил победы: из-за слухов о близкой кончине Елизаветы Петровны и вступлении на престол ее племянника Петра Федоровича, известного своими симпатиями к Фридриху, он отступил.
В 1758 г. был занят Кенигсберг и Восточная Пруссия вошла в состав России. В том же году битва при Цорндорфе окончилась фактически безрезультатно. 1759 г. в битве у деревни Кунерсдорф русско-австрийская армия под командованием П.С.Салтыкова наголову разбила войска Фридриха II.28 сентября 1760 г. русские отряды на короткое время заняли Берлин. В декабре 1761г. П.А.Румянцев взял важную прусскую крепость Кольберг. Пруссия находилась в безвыходном положении, Фридрих II был готов заключить мир на любых условиях. Но в ночь на 25 декабря 1761 г. Елизавета Петровна скончалась. Вступивший на трон Петр III, ярый поклонник Фридриха II,немедленно прекратил войну.
Правление Петра III ипереворот 1762 г. В короткое правление Петра IIIбыло издано несколько значимых указов. Монастырские земли и крестьяне отошли к государству {секуляризация монастырских земель). Важнейшие последствия имел указ «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству». Отныне дворянин мог в любой момент не только уволиться в отставку, но и вовсе не служить в мирное время.
Несмотря на этот указ престиж Петра III среди дворян был невысок. Особенное недовольство вызывало его преклонение перед Пруссией, стремление встроить Россию в фарватер политики Фридриха II, армия которого готовилась к войне с Данией. Одновременно все более популярной становилась супруга императора, немецкая принцесса Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская, принявшая после крещения имя Екатерина Алексеевна. Она проявляла уважение к русским обычаям и традициям, к русскому дворянству и гвардии.
В ночь на 28 июня 1762 г. Екатерина свергла мужа и была провозглашена правительницей России. Петр III подписал отречение и через неделю был убит.
Внутренняяполитика ЕкатериныП. В правление Екатерины II ярко проявились черты просвещенного абсолютизма.
Политика просвещенного абсолютизма в России имела целью проведение реформ, направленных на устранение наиболее устаревших порядков при сохранении привилегий дворянства.
Одним из проявлений просвещенного абсолютизма явилась Комиссия по составлению нового Уложения (взамен Соборного уложения 1649 г.). Екатерина II подготовила «Наказ» для Комиссии, основанный на идеях просветителей. В состав Комиссии вошли выборные от дворян, горожан, казаков, государственных крестьян, «инородцев», а также служащих государственных учреждений.
Комиссия начала свою деятельность летом 1767 г. Помещики жаловались на бегство и непослушание крепостных и требовали принятия решительных мер. Депутаты от городов хотели закрепить и расширить права купечества, оградив купцов от конкуренции со стороны крестьян и дворян. Депутаты от государственных крестьян и казачества просили облегчить налоги и повинности, прекратить произвол властей. Екатерина убедилась в том, что самодержавие устойчиво и депутаты не собираются «потрясать основы». Через год она прекратила общие собрания Комиссии, воспользовавшись начавшейся в 1768 г.войной с Турцией.
В целом политика правительства Екатерины II носила ярко выраженный дворянский характер.
Были изданы указы о разрешении помещикам ссылать крестьян на каторгу (1765), о запрещении крестьянам жаловаться на своих господ, что также угрожало им каторгой (1767). Правда, императрица пыталась ограничить помещичьи злоупотребления. В 1766 г. началось генеральное межевание — точнее определение границ владений собственников земли.
После восстания под предводительством Е.И.Пугачева, во время которого проявилась слабость местных органов управления, в 1775 г. была проведена губернская реформа. Россия была разделена на 50 губерний. Население губернии в среднем составляло 300 — 400 тыс., а уезда — 20 — 30 тыс. жителей. Власти губернатора не подчинялись губернские казенные и судебные палаты. Целью губернской реформы было укрепление аппарата управления на местах, в котором ведущую роль играло дворянство.
Венцом политики усиления государственной власти стала Жалованная грамота дворянству (1785). По этой грамоте дворяне получали монопольное право на владение крестьянами, землями и их недрами в пределах своих имений. Они моги заниматься торговлей, освобождались от налогов и телесных наказаний. В России появились дворянские собрания, со-
зываемые раз в три года. На собраниях выбирали губернских и уездных предводителей дворянства. Собрания могли обращаться со своими пожеланиями к самому монарху. Таким образом губернаторы попадали в определенную зависимость от дворян.
Одновременно была дана Жалованная грамота городам. Население городов делилось на шесть разрядов по своему имуществу. Раз в три года горожане избирали городскую думу, которая утверждала «шестигласную» думу. Под председательством городского головы она занималась городским хозяйством и следила за торговлей и порядком.
Внутренняя политика Павла I. После смерти Екатерины II на престол вступил ее сын Павел (1796 —1801). Идеалом для него были прусские порядки времен Фридриха II. В моду вошли парады, на них ежедневно раздавались награды.
Были, однако, и наказания. Считая российское дворянство слишком разболтанным, Павел I принял меры, возвращавшие к порядкам времен Петра I, когда все были слугами Отечества, а за уклонение от службы следовало жестокое взыскание. Теперь дворянин, признанный виновным в тяжком преступлении, мог быть подвергнут битью кнутом и клеймению. Дворянство лишилось права подавать коллективные просьбы.
Указ 1797 г. запретил заставлять крестьян работать на барщине по воскресеньям и более трех дней в неделю. В том же году вышел указ, запрещавший продажу дворовых людей «с молотка».
Недовольство Павлом I в среде высшего дворянства привело к формированию заговора, нацеленного на отстранение его от власти, которую предполагалось передать его сыну Александру. Активную роль в заговоре играл посол Англии, недовольной сближением России с Францией. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. Павел I был убит заговорщиками.
Внешняя политика Екатерины II. Во второй половине XVIII в. границы Российской империи значительно раздвинулись. Русская армия в тот период не знала поражений. Во главе ее стояли полководцы и флотоводцы, увековечившие победами свои имена.
Большой вклад в дело укрепления армии внесла деятельность Г.А.Потемкина, фаворита Екатерины II, вице-президента Военной коллегии. По его инициативе была введена более удобная военная форма. Потемкин претворил в жизнь свою мысль: «Солдат должен быть таков, чтоб встал и готов».
В истории русского военного искусства XVIII в. особое место принадлежит генерал-фельдмаршалу П. А. Румянцеву -Задунайскому. Слава пришла к нему в годы Семилетней войны. Он был первым военачальником, отказавшимся от линейного построения войск и применившим на поле боя батальонные колонны. Румянцев создал и новый вид пехоты, действовавшей в рассыпном строю (егеря).
Главные свои победы генерал-фельдмаршал одержал во время русско-турецкой войны 1768—1774 гг.Эту войну начала Турция, стремясь восстановить свои позиции в Северном Причерноморье. Однако летом 1770 г. русские войска под командованием Румянцева, действовавшие в Молдавии, разгромили противника при Рябой Могиле и на реке Ларга. Решающее сражение произошло 21 июля 1770 г. у реки Кагул, здесь было разбито 150-тысячное турецко-татарское войско. В 1772 г. русские войска под командованием генерала В.М.Долгорукого заняли Крым. В конце войны русская армия перешла Дунай и нанесла там несколько поражений врагу.
В годы войны русский флот совершил экспедицию из Балтийского моря к берегам Греции. Руководили флотом граф А.Г.Орлов и адмирал Г.А.Спиридов. 24 — 26 июня 1770 г. произошло Чесменское сражение. Силы турецкого флота укрылись в Чесменской бухте, по берегам которой располагались турецкие батареи. Русские корабли применили брандеры — небольшие деревянные суда, наполненные горящей жидкостью. Брандер «Гром» под командованием лейтенанта Д.С.Ильина, достигнув линейного корабля турок, зажег его. Огонь перекинулся на другие суда турецкого флота. Весь турецкий флот был уничтожен.
В результате войны 1768 —1774 гг. Россия получила ряд пунктов на Черном море и выгодный для нее режим прохождения Черноморских проливов. Крымское ханство было объявлено независимым от Турции.
После войны под руководством Г.А.Потемкина началось интенсивное освоение огромных просторов Северного Причерноморья, получивших название Новороссия. Здесь строились города (Херсон, Николаев), развивалось сельское хозяйство, ремесло. В 1783 г. в результате действий Екатерины II и Потемкина крымский хан передал свое ханство России. Вскоре на полуострове стали создавать главную базу русского Черноморского флота — Севастополь.
Османская империя не желала мириться с произошедшими переменами. В 1787 г. она начала новую войну против России.
В ходе русско-турецкой войны 1787 —1791 гг.заблистал талант адмирала Ф.Ф.Ушакова, который возглавил только что созданный Черноморский флот. Флотоводец решительно отбросил линейную тактику ведения морского боя. Корабли Ушакова быстро сходились с противником на короткие дистанции для выведения из боя главных судов врага.
Русско-турецкую войну 1787—1791гг. историки с полным правом называют суворовской, так как наиболее яркие победы в ней связаны с именем великого русского полководца. Боевой путь генералиссимуса Александра Васильевича Суворова (1729 —1800)начался на полях Семилетней войны. В конце русско-турецкой войны 1768 —1774 гг. Суворов разгромил противника в боях под Туртукаем, Козлуд-жей.
В войне 1787 —1791 гг. он разбил турок при Кинбурне, Фокшанах, Рымнике. Исход сражений решали русские штыки и суворовские «быстрота, глазомер и натиск». Вершиной военного искусства Суворова стало взятие 11 декабря 1790 г. неприступной крепости Измаил, возведенной французскими инженерами и защищаемой 35-тысячным гарнизоном. Проведя тщательную подготовку к штурму, Суворов взял крепость в течение суток.
В основе суворовской «науки побеждать» лежало четкое понимание всеми — от генерала до рядового — своей задачи.
В истории русского военного искусства XVIII в. особое место принадлежит генерал-фельдмаршалу П. А. Румянцеву -Задунайскому. Слава пришла к нему в годы Семилетней войны. Он был первым военачальником, отказавшимся от линейного построения войск и применившим на поле боя батальонные колонны. Румянцев создал и новый вид пехоты, действовавшей в рассыпном строю (егеря).
Главные свои победы генерал-фельдмаршал одержал во время русско-турецкой войны 1768—1774 гг.Эту войну начала Турция, стремясь восстановить свои позиции в Северном Причерноморье. Однако летом 1770 г. русские войска под командованием Румянцева, действовавшие в Молдавии, разгромили противника при Рябой Могиле и на реке Ларга. Решающее сражение произошло 21 июля 1770 г. у реки Кагул, здесь было разбито 150-тысячное турецко-татарское войско. В 1772 г. русские войска под командованием генерала В.М.Долгорукого заняли Крым. В конце войны русская армия перешла Дунай и нанесла там несколько поражений врагу.
В годы войны русский флот совершил экспедицию из Балтийского моря к берегам Греции. Руководили флотом граф А.Г.Орлов и адмирал Г.А.Спиридов. 24 — 26 июня 1770 г. произошло Чесменское сражение. Силы турецкого флота укрылись в Чесменской бухте, по берегам которой располагались турецкие батареи. Русские корабли применили брандеры — небольшие деревянные суда, наполненные горящей жидкостью. Брандер «Гром» под командованием лейтенанта Д.С.Ильина, достигнув линейного корабля турок, зажег его. Огонь перекинулся на другие суда турецкого флота. Весь турецкий флот был уничтожен.
В результате войны 1768 —1774 гг. Россия получила ряд пунктов на Черном море и выгодный для нее режим прохождения Черноморских проливов. Крымское ханство было объявлено независимым от Турции.
После войны под руководством Г.А.Потемкина началось интенсивное освоение огромных просторов Северного Причерноморья, получивших название Новороссия. Здесь строились города (Херсон, Николаев), развивалось сельское хозяйство, ремесло. В 1783 г. в результате действий Екатерины II и Потемкина крымский хан передал свое ханство России. Вскоре на полуострове стали создавать главную базу русского Черноморского флота — Севастополь.
Османская империя не желала мириться с произошедшими переменами. В 1787 г. она начала новую войну против России.
В ходе русско-турецкой войны 1787 —1791 гг.заблистал талант адмирала Ф.Ф.Ушакова, который возглавил только что созданный Черноморский флот. Флотоводец решительно отбросил линейную тактику ведения морского боя. Корабли Ушакова быстро сходились с противником на короткие дистанции для выведения из боя главных судов врага.
Русско-турецкую войну 1787—1791гг. историки с полным правом называют суворовской, так как наиболее яркие победы в ней связаны с именем великого русского полководца. Боевой путь генералиссимуса Александра Васильевича Суворова (1729 —1800)начался на полях Семилетней войны. В конце русско-турецкой войны 1768 —1774 гг. Суворов разгромил противника в боях под Туртукаем, Козлуд-жей.
В войне 1787 —1791 гг. он разбил турок при Кинбурне, Фокшанах, Рымнике. Исход сражений решали русские штыки и суворовские «быстрота, глазомер и натиск». Вершиной военного искусства Суворова стало взятие 11 декабря 1790 г. неприступной крепости Измаил, возведенной французскими инженерами и защищаемой 35-тысячным гарнизоном. Проведя тщательную подготовку к штурму, Суворов взял крепость в течение суток.
В основе суворовской «науки побеждать» лежало четкое понимание всеми — от генерала до рядового — своей задачи.
Полководец всегда был врагом шаблона — ни одно из его сражений не было похоже на другое.
Русско-турецкая война 1787 —1791 гг. осложнилась для России нападением на нее Швеции. Хотя русско-шведская война 1788—1790 гг. завершилась победой России, она способствовала уменьшению успехов на юге. По Ясскому миру 1791 г. России получила лишь небольшую территорию по берегу Черного моря от Южного Буга до Днестра. Здесь был основан город Одесса.
Разделы Речи Посполитой. Помимо получения выхода к Черному морю, при Екатерине II Россия решила еще одну свою давнюю внешнеполитическую задачу: в ее состав возвратились почти все земли бывшей Киевской Руси.
В зависимой от России со времен Петра I Речи Посполитой к середине XVIII в. католицизм еще более усилился. Главный удар римско-католическая церковь обрушила на православных украинцев и белорусов. Екатерина II и прусский король Фридрих II требовали уравнять православных и протестантов с католиками. Под их нажимом полякам пришлось пойти на уступки. Однако недовольная этим шляхта подняла в 1768 г. мятеж. На помощь полякам пришли Турция и Франция. Первая объявила войну России, вторая прислала в Польшу своих офицеров. Лишь после взятия А.В.Суворовым в 1772 г. Кракова восстание прекратилось. По инициативе короля Фридриха II был осуществлен первый раздел Речи Посполитой между Россией, Пруссией и Австрией. К России отошла часть Белоруссии.
Под влиянием Великой Французской революции в начале 90-х гг. XVIII в. в Речи Посполитой были предприняты попытки укрепления центральной власти. Однако это встретило сопротивление части знати, которая обратилась за помощью к России и Пруссии. В 1792 г. в Польшу вступили русские войска. В мае 1793 г. был проведен второй раздел Польши между Россией и Пруссией. В ответ в Польше в 1794 г. вспыхнуло восстание. Прибывший туда Суворов быстро разгромил польские отряды. После кровопролитного штурма он взял в 1794 г. предместье Варшавы — Прагу. В 1795 г. был проведен третий раздел Польши, которая после этого надолго прекратила свое существование как государство. К России отошли белорусские и большая часть украинских земель, а также Литва и Курляндское герцогство.
Внешняя политика Павла 1. Экспансия Франции после революции конца XVIII в. вызвала сопротивление европейских держав во главе с Англией. Павел I решил вступить во вто-
рую антифранцузскую коалицию. В 1798 г. в Средиземное море вошел Черноморский флот под командованием Ф. Ф. Ушакова. В феврале 1799 г. Павел I объявил А.В.Суворову, находившемуся в опале, что Австрия желает видеть его главнокомандующим объединенных сил коалиции. К тому времени эскадра Ушакова овладела островами Ионического архипелага и взяла остров Видо, который служил передовым укреплением к острову Корфу — главному опорному пункту французов. 19 февраля 1799 г. начался штурм крепости Корфу, которая капитулировала.
Прибыв к армии в Италию, Суворов в сражениях при Адде, Треббии и Нови разбил французов и к августу 1799 г. очистил от них почти весь север страны (Итальянский поход Суворова). Одновременно флот Ушакова освободил юг Италии и Рим.
Австрийцы решили избавиться от своих слишком удачливых союзников. Они направили русские войска в Швейцарию против французского генерала А.Массены. Свои силы австрийцы, напротив, вывели из Швейцарии. Начался Швейцарский поход Суворова. Опыта горной войны суворовские войска не имели. Тем не менее в течение двух дней они взяли Сен-Готардский перевал и, перейдя разрушенный Чертов мост, спустились в Муттенскую долину. Здесь Суворов узнал о поражении брошенного австрийцами русского корпуса в Швейцарии. Муттенская долина превращалась в ловушку, вход и выход из которой были заперты французами. Оставалось одно — прорываться по направлению к Гларису, где, как ожидалось, были сосредоточены главные силы австрийцев. Но в Гларисе никого не оказалось. Тогда Суворов решил идти на Иланц через хребет Панике (переход Суворова через Альпы).
В октябре 1799 г. разгневанный предательским поведением союзников Павел I отдал приказ Суворову и Ушакову возвращаться в Россию. Павел вступил в союз с Францией, где власть захватил Наполеон Бонапарт. По совету Бонапарта русские войска начали поход на владения англичан в Индии, но остановились, когда пришло известие о смерти русского императора.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что такое эпоха дворцовых переворотов? Перечислите правив
ших в России в этот период монархов.
2. Дайте характеристику внутренней и внешней политики Анны
Ивановны.
3. Составьте план ответа на тему «Участие России в Семилетней
войне».
4. Почему был свергнут император Петр III?
5. Какие реформы были проведены в царствование Екатерины II?
Почему ее правление связывают с просвещенным абсолютиз
мом?
6. Почему высшее дворянство было недовольно правлением Пав
ла I? К чему это привело?
7. Опишите ход русско-турецких войн 1768—1774 и 1787—1791 гг.
Каковы были их результаты? Что позволило России одержи
вать в них победы?
8. Какое значение для России имели разделы Речи Посполитой?
9. Что изменилось во внешней политике России при Павле I?
10. Используя дополнительную литературу, напишите историче
ское эссе об одном из сражений периода русско-турецких войн
XVIII в.
Русская культура XVIII в.
Новшества в культуре петровских времен. Мощный толчок в развитии русской культуры связан с именем Петра I.
Отношение первого императора России к культуре носило подчеркнуто прагматический характер. Ему нужны были специалисты для армии и флота, государственных органов, мануфактур, строек. Все это обусловило быстрое развитие сферы образования.
С конца XVII в. молодых (да и не только молодых) дворян стали посылать в учебные заведения Европы. В начале XVIIIв. появляются свои учебные заведения: Навигацкая (математических и навигацких наук) и Пушкарская школы в 1701 г., Медицинская — в 1707 г., Инженерная — в 1712 г. В школы учеников приходилось рекрутировать насильно, как солдат в армию.
В 1714г. по указу Петра во все губернии были посланы выпускники Навигацкой школы для организации цифирных школ, дававших начальное образование (грамота, арифметика). К 1725 г. таких школ было около 50.
Большое значение для развития просвещения имело введение гражданской азбуки. Реформа шрифта 1708— 1710 гг. упростила кириллицу. Открывались новые типографии, где в основном печатали книги прикладного характера: словари, руководства по механике, технике, архитектуре, военному
делу, учебники. Среди учебников по своему уровню выделялась «Арифметика» Л.Ф.Магницкого (1703).
Видное место в истории русской культуры заняла первая печатная газета «Ведомости» (1702), в которой публиковались сведения о военных, хозяйственных и культурных событиях, иностранная хроника.
Петр I внес огромный вклад в становление русской науки. В 1714г. в Петербурге была основана первая в России библиотека (с 1728 г. ее открыли для всеобщего посещения), в 1719г. — первый музей — Кунсткамера. При Петре стали организовывать научные экспедиции для изучения России, составление географических карт. Серьезным успехом новорожденной русской картографии стало нанесение на карту и описание побережья Каспийского моря, сделанное в 1720 г. Ф.И.Соймоновым и К.Верденом.
В1725 г. в Петербурге по указу Петра, но уже после его смерти, состоялось открытие Академии наук. Академия должна была концентрировать все научные силы страны, оказывать поддержку разнообразным научным начинаниям. Помимо библиотеки и Кунсткамеры, приписанных к Академии, при ней создавались обсерватория, физическая и химическая лаборатории, ботанический сад, мастерские. При Академии
были типография, университет — первое в России светское высшее учебное заведение (существовало до 1766 г.) и гимназия.
Самым ярким представителем общественной мысли Петровской эпохи стал ученый монах Феофан Прокопович. В своих проповедях и других сочинениях он отражал идеи Петра о величии российского государства, о стремлении императора к достижению народного блага. Особенно важна роль Прокоповича в обосновании права монарха на неограниченную власть («Духовный регламент», 1721;«Правда воли монаршей», 1722).Еще одним известным публицистическим произведением того времени была «Книга о скудости и богатстве» И.Т.Посошкова (1724). В ней автор излагал свои соображения о состоянии дел в России, прежде всего в хозяйственной сфере. Посошков считал самодержавие идеальным государственным строем для России, вмешательство власти в экономику представлялось ему не только допустимым, но и весьма желательным — лишь бы это делалось разумно. В то же время автор с большим пониманием ибеспокойством писал о тяготах населения. Он доказывал, что бедность крестьян неизбежно подрывает благосостояние всей страны.
В искусстве проявилась та же тенденция, что и во всей деятельности Петра I, — стремление как можно скорее вывести Россию на европейский путь развития. Так, Петербург строился по заранее разработанному плану; дома воздвигались строго по прямой линии; фасады должны были выходить на улицу, придавая ей нарядный и торжественный вид. В строительстве новой столицы принимали участие русские архитекторы — Иван Устинов, Михаил Земцов и др., но наиболее значительные здания Петербурга этого времени — Петропавловский собор и здания Двенадцати коллегий были возведены итальянцем Доменико Трезини.
Первыми мастерами новой для России масляной живописи стали Иван Никитин и Андрей Матвеев, учившиеся за рубежом. Никитин известен как глубоким интересом к внутреннему миру человека, так и умением воспроизводить этот мир на своих полотнах. Наиболее интересной работой Матвеева является его «Автопортрет с женой».
В литературе, как и прежде, господствовала повесть. Однако в ней появился новый герой — инициативный, смелый, разумный, способный достигать поставленные перед собой цели. Характерна в этом отношении «Гистория о российском матросе Василии Кариотском», герой которой
благодаря своим качествам прошел путь от низов до верхов общества.
В целом преобразования Петра I в сфере культуры захватывали, как правило, лишь привилегированные слои. Разрыв между большинством народа и европейски образованным дворянством впоследствии становился все значительней.
Развитие образованияв середине— второй половине XVIII в.При приемниках Петра I образование в России приняло подчеркнуто сословный характер, превратившись в основном в привилегию дворянства. Анна Ивановна учредила Сухопутный шляхетский корпус (1731). При Елизавете Петровне создаются Морской шляхетский корпус (1751)и Пажеский корпус (1759).Сословно-дворянский характер носило и первое (не только в России, но и вЕвропе) светское учебное заведение для девиц — Воспитательное общество благородных девиц при Воскресенском Смольном монастыре {Смольный институт), основанное в 1764 г.
С середины XVIIIв. начинается создание общеобразовательной системы. Ее строили сверху. Важнейшим шагом, сделанным в этом направлении, стало основание в 1755 г. Московского университета. Созданный по инициативе и проекту М.В.Ломоносова, он был многим обязан поддержке И.И.Шувалова, фаворита императрицы Елизаветы Петровны. Важнейшим достижением создателей Московского университета была его бессословность (не принимали только крепостных). Сначала в университете было три факультета: философский, юридический и медицинский. Обучение было бесплатным и продолжалось семь лет. При университете учредили две гимназии для подготовки будущих студентов — в одной учились дворяне, в другой — разночинцы. В 1758 г. гимназия открывается в Казани.
В 1782 г. в Петербурге появилось Главное народное училище, готовившее учителей для народных училищ. В 1786 г. был принят Устав народных училищ. В уездных городах открывались малые училища (двухклассные): здесь учили чтению, письму, арифметике и грамматике. В губернских городах открывались главные училища, которые приближались уже к средней школе, там изучали основы геометрии, механики, физики, истории, географии. Однако на просвещение никогда не хватало средств. В конце XVIII в. в училищах обучалось чуть более 20 тыс. учащихся.
Издание книг.В допетровские времена книга была предметом роскоши, при Петре I она стала учебным пособием.
Позже книга все больше воспринималась как источник знания и удовольствия, обращение к которому среди дворян становится общепринятым.
Важнейшую роль в привитии русскому обществу привычки к чтению книг сыграл Н.И.Новиков. С конца 60-хгг. XVIIIв. он начал издавать сатирические журналы — «Трутень», «Живописец» и др. Они сразу стали популярными, люди охотно их читали. В 1779г. Новиков возглавил типографию Московского университета ив течение десяти лет с огромным размахом публиковал самую разнообразную литературу: сочинения русских и зарубежных писателей, сборники исторических документов, учебники, справочники. Примерно треть всех книг, издававшихся в эти годы вРоссии, выходит из типографии Новикова. Открывая книжные лавки не только в Москве и Петербурге, но и в провинции, просветитель способствовал все более широкому распространению книги.
Развитию книгопечатания способствовал указ Екатерины II1783 г. «О вольных типографиях»,позволявший открывать их всем желающим.
Развитие науки в середине — второй половине XVIII в.Крупнейшим русским ученым XVIII в.был М.В.Ломоносов. Он оставил свой след в физике, химии, астрономии, геологии, минералогии. Одним из важнейших его достижений стало открытие и обоснование закона сохранения материи и движения. Ломоносов доказал существование атмосферы на планете Венера. Он ярко проявил себя и как ученый-практик, был новатором во многих областях техники и технологии. Ломоносов создал первую в России химическую лабораторию. Он разработал технологию изготовления смальты из стекла и собрал несколько картин, прежде всего «Полтавскую баталию». Сразу же по вступлении в Академию наук ученый начал обработку коллекции минералов, купленных Петром Великим за границей и собранных в Сибири, и позднее опубликовал каталог этой коллекции. Ломоносов известен и как реформатор русского литературного языка, талантливый поэт.
Став первым русским академиком, Ломоносов много сделал для усовершенствования деятельности Академии наук, избавления ее от засилья чиновников и ученых-немцев, нередко равнодушных к судьбам науки.
Видную роль Ломоносов сыграл также в развитии исторической науки. Большой вклад в эту науку внесли труды В.Н. Татищева. Его «История Российская с самых древней-
ших времен» стала первым систематическим научным изложением русской истории. Свои концепции исторического развития России разработали М.М.Щербатов и И.Н.Болтин.
Важ