Похвалы Ярославу Мудрому в «Повести временных лет»
Заложил Ярослав город большой, у которого сейчас Золотые ворота, заложил и церковь, Святой Софии митрополию, а затем церковь Святой Богородицы Благовещения на Золотых воротах, затем монастырь Святого Георгия и Святой Ирины. При нем начала вера христианская плодиться и распространяться, и черноризцы стали множиться, а монастыри появляться. Любил Ярослав церковные уставы, попов очень жаловал, особенно же черноризцев, и к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью, и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением божественным. Как бывает, что один землю распашет, другой же засеет, а третьи пожинают и едят пищу неоскуде-
вающую, так и здесь. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая книжное.
ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТУ
1. За какие заслуги хвалит Ярослава Мудрого летописец? Почему
внимание летописца сосредоточенно именно на этих деяниях
князя?
2. С какой целью Ярослав Мудрый способствовал развитию книж
ного дела?
Раздробленность на Руси
Причины и последствия раздробленности.Период раздробленности является закономерным этапом в развитии всех средневековых государств. По мере развития отдельных частей Руси их жители постепенно переставали ощущать потребность в центральной власти. Всюду росло население, строились города, создавались материальные условия для содержания собственного войска. Поэтому казалась излишней отправка в Киев в виде дани значительной части произведенного на местах.
Значение Киева в XII в. уменьшается. Нападения половцев вынуждали часть населения уходить из Приднепровья. Перемещение главных торговых путей на Средиземное море лишило Киев статуса важного центра торговли.
Киевские князья раздавали земли своим сыновьям, и именно они, став удельными князьями, часто возглавляли сепаратистские выступления. Однако главными носителями тенденций распада единой Руси выступали не столько князья, сколько местные бояре и городские общины.
После 1132 г. Русь окончательно распалась на отдельные княжества.
Однако видимость единства сохранялась. Главным среди князей по-прежнему считался великий князь киевский. Сохранялись общность языка и культуры, единая церковная организация.
Последствия распада были противоречивы. В самостоятельных княжествах происходило освоение новых земель,
возникали и росли города, развивались ремесла и торговля. Однако в военном плане силы Руси значительно ослабли. К тому же междоусобные войны разоряли страну. Отрицательные последствия раздробленности были обычны для любой средневековой страны и существенно не влияли на общие темпы развития общества. Но для Руси они оказались роковыми. В XIII в. Русь не смогла дать отпор монгольскому нашествию и была отброшена далеко назад в своем развитии.
Галицко-Волынское княжество.На юго-западе Руси располагалось Галицко-Волынское княжество. Здесь были плодородные, относительно защищенные от набегов кочевников земли, проходили важные торговые пути, имелись залежи полезных ископаемых (так, город Галич стал общерусским центром добычи соли). Однако серьезную угрозу княжеству представляли нападения венгров и поляков. Для их отражения требовалось сильное войско, основу которого составляло боярство.
К середине XII в. на юго-западе Руси сложилось несколько княжеств. Князья их по существу являлись исполнителями воли местных бояр и городских общин. Их призывали и изгоняли, натравливали одних на других. Некоторые князья пытались укрепить свою власть и подавить своеволие бояр и городских общин.
К концу XIIв. самым могущественным князем на юго-западе стал праправнук Владимира Мономаха Роман Мстпи-славич, княживший во Владимире-Волынском. В 1199 г. ему удалось стать также князем Галицким. Он вел успешную борьбу с боярством за укрепление княжеской власти и в результате стал одним из самых сильных князей Руси. Однако после гибели Романа Мстиславовича в 1205 г. его владения распались. Боярство снова стало набирать силу. По призыву бояр во главе княжества не раз становились правители из Венгрии и Польши.
Упорную борьбу с боярами вел сын Романа Даниил, прозванный позже Галицким (1211— 1264).Он сумел примириться с боярами, раздавая им небольшие наделы земли с крестьянами при условии службы в его войске. Основная заслуга Даниила — объединение Юго-Западной Руси. Однако при его наследниках земли Галицко-Волынского княжества вошли в состав Венгрии, Польши и Великого княжества Литовского. Новгородское княжество. Новгород был центром обширнейших земель на севере Руси. Сам город, где высокого уровня развития достигли ремесла и торговля, имел прочные связи со странами Западной Европы и Востока. Сельское хозяй-
ство не могло обеспечить потребности населения, поэтому Новгород ввозил хлеб.
Господствующую роль в Новгороде играли бояре. Они владели крупными вотчинами и участвовали в торговле и промыслах. Князь в Новгороде полностью зависел от бояр и городского вече (на котором также верховодили бояре).
Управление городом и подвластными ему землями осуществляли выбираемые на вече должностные лица — посадник, тысяцкий, а также владыка (архиепископ). Князь был лишь военачальником и высшей судебной инстанцией. Князья в Новгороде менялись гораздо чаще, чем в других землях, поэтому его называют боярской республикой. Подобные порядки установились и в Пскове, отделившемся в XIII в. отНовгорода.
Владимиро-Суздальское княжество. Вмеждуречье Оки и Волги на северо-востоке Руси находился центр Владимиро-Суздальского княжества. Земли здесь были менее плодородными, чем на юге, но все же имелись места с хорошей почвой (ополья), которые позволяли получать богатые урожаи. Постепенно северо-восток стал одним из наиболее развитых регионов.
Взаимоотношения князей, боярства и городов в княжестве к середине XII в. напоминали порядки в других землях. Бояре и городские общины призывали и свергали князей по своей воле. Однако княжеская власть здесь была несравненно более сильной, вследствие того что освоение северовосточных земель происходило по указанию и непосредственном участии князей. В городах, основанных князьями (в частности, Владимир Мономах основал город Владимир), традиции самоуправления первоначально были не слишком сильными, бояре получали вотчины от князей и также во многом зависели от них.
Владимир Мономах поручил княжение в северо-восточных землях своему младшему сыну Юрию. С его деятельностью связано рождение многих городов, включая Москву (первое упоминание в летописи — 1147 г.). Юрий получил прозвище Долгорукий за то, что протягивал свои «долгие руки» к другим землям. Он совершал походы против Новгорода, Волжской Булгарии и других земель. Всю жизнь князь боролся за власть над Киевом. В 1155 г. ему удалось утвердиться в «городе городов», где он и умер, отравленный на пиру в 1157 г.
Основные интересы сыновей Юрия были сосредоточены на северо-востоке Руси. Его старший сын Андрей Боголюбский бежал туда еще во время пребывания отца в Киеве. Позже,
захватив Киев, Андрей не остался в нем, а передал своему брату. В деятельности Андрея Боголюбского можно увидеть явное стремление к укреплению власти внутри принадлежащих ему земель. Столицей он сделал не старые города Ростов или Суздаль, где были сильны традиции самоуправления и влиятельное боярство, а молодой город Владимир. Но жил он не в нем, а в основанном невдалеке городке Боголюбове. Андрей стремился в меньшей степени зависеть от городских общин. В летописи он назван «самовластцем». Князь раздавал мелкие земельные владения своим приближенным с целью обеспечить себе надежную опору. Однако бояре не собирались сдавать свои позиции. В конце концов Андрей был убит в 1174 г. заговорщиками.
К тому времени город Владимир уже окреп и по примеру иных крупных городов стал призывать и изгонять князей. Усобица во Владимиро-Суздальскои земле длилась в течение двух лет. Наконец владимирцы призвали на престол млад-
шего брата Андрея — Всеволода Большое Гнездо (1176— 1212).Он проявил себя как заботливый правитель и много сделал для укрепления княжества. Всеволод продолжал политику брата по усилению княжеской власти, но действовал более мягкими способами.
Однако после смерти Всеволода Северо-Восточная Русь распалась. Этот князь имел восемь сыновей, между братьями разгорелась междоусобная борьба. В результате Владимиро-Суздальское княжество фактически распалось на уделы. В них сидели сыновья Всеволода и их потомки. Старшим среди них считался великий князь владимирский.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. В чем состояли причины раздробленности на Руси? Можно ли
говорить, что причины раздробленности на Руси и в странах
Западной Европы были одни и те же? Свой ответ аргументи
руйте.
2. Назовите положительные и отрицательные последствия раздроб
ленности. Какие из них, на ваш взгляд, преобладали?
3. Дайте характеристику Галицко-Волынского княжества.
4. В чем состояли особенности развития Новгородской земли в пе
риод раздробленности?
5. Расскажите о князьях Владимиро-Суздальской земли. Какую
политику проводили князья Андрей Боголюбский и Всеволод
Большое Гнездо?
6. Сравните развитие Новгородской, Галицко-Волынской и Влади-
миро-Суздальских земель. Укажите общие черты и различия.
Древнерусская культура
Условия развития культуры.Долгое время определяющим в духовной жизни славян являлось язычество. После крещения на смену ему пришло иное, во многом противоположное мировоззрение. Язычество было основано на культе природы и ее явлений, любви к земной жизни. В христианстве земное называлось бренным и преходящим, а настоящей жизнью считалась жизнь после смерти.
В результате взаимодействия язычества и христианства на Руси сложилась своеобразная культура. Она развивалась в рамках христианства, но вобрала в себя многие языческие
мотивы и обряды, сохранившиеся и поныне, например такие, как празднование Масленицы.
Через христианство были восприняты многие достижения античной, особенно древнегреческой культуры. Велико было влияние и культуры южных славян, прежде всего болгар. Немалое значение имело также влияние кочевых народов, как древних (скифы, сарматы), так и современных Руси (хазары, половцы). Наконец, Русь имела широкие связи с Западной Европой и воспринимала ее культуру.
Письменность и литература.Для Руси было характерно широкое распространение грамотности. Для Европы того времени это было необычно. Неслучайно дочь князя Ярослава Мудрого королева Франции Анна в письме отцу высказывала свое удивление низким уровнем образованности жителей королевства по сравнению с Русью. Католичество считало важной письменность лишь на латинском языке, недоступном большинству населения. Православие же допускало чтение Библии на национальных языках. Это делало грамотность гораздо более доступной и распространенной.
Письменность существовала на Руси еще до принятия христианства. Свидетельство тому — сообщение летописи о тексте договоров Олега и Игоря с Византией. Вместе с христианством на Русь попала письменность, создана славянскими просветителями Кириллом и Мефодием.
Об уровне образованности в Русских землях свидетельствуют берестяные грамоты — письма людей самого разного со-
циального статуса, пола и возраста. О грамотности горожан говорят и надписи на гончарных и других изделиях.
Важнейшим произведением древнерусской литературы является «Повесть временных лет». Традиционно ее автором считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Однако это устоявшееся в российском национальном сознании мнение не соответствует научным данным. Монах Нестор является автором двух произведений древнерусской литературы — «Чтение о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия Пе-черского». Описание жизни и гибели русских святых в «Чтении о Борисе и Глебе» кардинальным образом расходится с изложением этих же событий в «Повести временных лет». В действительности «Повесть временных лет» — сложное произведение, вобравшее в себя фрагменты разных летописей и литературные труды многих авторов.
К числу выдающихся русских писателей относится митрополит Иларион. В своем философско-публицистическом труде «Слово о Законе и Благодати» он обосновывает полноправное место Руси среди других христианских стран, раскрывает смысл Крещения Руси.
Литературными памятниками являются произведения Владимира Мономаха, автора многих писем-посланий и «Поучения» детям. «Поучение» наполнено глубокими философскими размышлениями о смысле жизни, об обязанностях правителя, о соотношении нравственности и политики. Одновременно это первая автобиография на русском языке.
Философско-религиозные искания отразились в таких произведениях, как «Слово» и «Моление» Даниила Заточника, и др.
Все эти произведения написаны в русле христианской традиции, но были и труды, где языческие черты преобладали над христианскими. Это прежде всего самый известный памятник древнерусской литературы — «Слово о полку Иго-реве». В нем рассказывается о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. В поэтической форме дается широкая панорама жизни Руси того времени. Неизвестный автор «Слова» призывал князей объединиться для борьбы с общим врагом.
Архитектура и изобразительное искусство.Первые каменные христианские храмы строили на Руси мастера из Византии. Но уже в них проявились самобытные черты русской архитектуры. Первой такой постройкой стала возведенная по приказу крестителя Руси Владимира церковь Успения Богородицы в Киеве. На ее содержание князь повелел отдавать
десятую часть своих доходов, поэтому этот храм стали называть Десятинной церковью. До наших дней она не сохранилась. Древнейшая из сохранившихся построек — Софийский собор XI в. в Киеве, но позже он был значительно перестроен. Совсем немного уступает ему по древности Софийский собор в Новгороде, сохранившийся почти в первозданном виде. Это величественное и суровое сооружение, характерное для Северной Руси.
В XII в. вырабатывается особый русский тип однокуполъ-ных храмов. Больше всего их сохранилось во Владимире-Суздальской земле. Самый известный храм — церковь Покрова на Нерли, возведенная при Андрее Боголюбском. Правда, ныне она также несколько изменила свой вид по сравнению с первоначальным. Храм поражает красотой и гармонией. Не менее прекрасны Успенский и Дмитриевский соборы Владимира, церкви Суздаля, Переяславля-Залесского и др. Самостоятельные архитектурные школы сложились в Новгороде, других землях.
Многие соборы были украшены каменной резьбой и рельефами. В них проявилось не всегда совпадающее с аскетическими идеалами церкви стремление древнерусских мастеров к прекрасному. Изображения животных, растений, людей говорят о сохранении языческих мотивов в изобразительном искусстве.
Художественное творчество Древней Руси представлено также фресками, иконами, мозаиками.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. В чем состояли особенности развития древнерусской культуры?
2. Почему общий уровень грамотности в Древней Руси превышал
уровень грамотности в Западной Европе?
3. Дайте краткую характеристику известным памятникам древ
нерусской литературы.
4. Какие архитектурные памятники Древней Руси вам известны?
Если вам приходилось видеть какие-либо из таких памятников,
опишите свои впечатления от них.
5. Заполните таблицу.
Произведение литературы, время его создания | Содержание произведения |
Монгольское завоевание