Структура и черты политической власти.
Понятие власти.
Власть - это существующее во всяком обществе волевое отношение между людьми. Власть – фундаментальное начало как общества, так и политики. Она так или иначе присутствует во всех сферах жизнедеятельности человека. Можно говорить о власти экономической, культурно-информационной, идеологической, политической, государственной, духовной, семейной и т. п.
На протяжении истории человечества понятие «власть» изучается самыми различными науками: философией, социологией, психологией и другими. Она является важнейшей категорией политологии. Власть и политика – тесно взаимосвязанные явления. Без политики нет власти, без власти нет политики. Многие мыслители указывали на различные источники происхождения власти, в том числе и власти политической. При внимательном анализе легко заметить, что многие концепции происхождения власти и политики совпадают, поскольку эти понятия неразделимы: а) телеологические (целеполагающие) концепции характеризуют власть как способность реализовать намеченные цели (Б. Рассел); б) системная трактовка власти исходит из производности ее от социальной системы, рассматривает власть как способность системы обеспечить исполнение ее элементами принятых обязательств. При этом подчеркивается свойство власти как средства социального общения, позволяющее регулировать конфликты и обеспечивать стабильность общества; в) структурно-функциональные определения власти рассматривают ее как способ социальной самоорганизации общества, основанный на целесообразности функций управления и исполнения; г) реляционистские (от французского – отношения) концепции рассматривают власть как отношение между двумя партнерами, взаимодействие субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.
Влияние - Целенаправленное изменение представлений мнений, поведения личности или группы путем воздействия; одна из форм реализации власти.
ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ– степень, уровень, способность политического действующего лица, субъекта политики желательным для него образом воздействовать на поведение других. Политическое влияние может основываться на силе и авторитете. Успешное употребление влияния может вызвать изменения (или воспрепятствовать нежелательным изменениям) в склонностях, мнениях, установках и убеждениях, а также непосредственно в поведении и деятельности субъектов политики.
Способность действующих лиц влиять на других зависит от многих факторов; от политических возможностей, имеющихся в их распоряжении; от характера и степени искомого влияния; от того, в какой области функционируют те, кто может стать объектом усилий по оказанию влияния; от конкурир
ующих попыток других действующих лиц влиять на тех же субъектов; от степени повиновения, какой хотят добиться
Суверените́т (фр. souveraineté[1] — верховная власть, верховенство, господство[2]) — свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство[3]. Понятие суверенитета выражает общее свойство любого государства. Также в русской научной терминологии существуют понятия национального и народного суверенитета[4]. В современной политологии, кроме этого, используется такой термин как суверенитет личности или гражданина[5]. Понятие государственного суверенитета было введено французским политиком и учёным XVI в. Жаном Боденом и первоначально сохраняло связь с европейским феодально-ленным правом, обозначая прежде всего неограниченность власти верховного сюзерена в противоположность власти вассальных правителей. Согласно определению Бодена суверенитет — это неограниченная и бессрочная верховная власть монарха в государстве, принадлежащая ему в силу его естественного права[7]. Однако в то время регулирующее межгосударственные отношения в Западной Европе каноническое право признавало верховную власть только за римским папой. И только в 1648 году в документах Вестфальского мира был сделан первый шаг в сторону признания светских суверенных прав за всеми европейскими государствами (включая вассалов Священной Римской империи)[8], таким образом положив начало современной системе, в которой суверенитет предполагается необходимым атрибутом любого государства.
Воля — это способность лица руководить своими действиями. Является частью правосознания. Наличие воли является обязательным аспектом дееспособности человека в гражданском праве и вменяемости — в уголовном.
С точки зрения юриспруденции любой человек должен обладать волевым и интеллектуальным критерием личности. Отсутствие хотя бы одного из них является основанием для признания человека недееспособным или невменяемым.
Теория власти.
Ресурсы власти.
Власть, т.е. способность и возможность субъекта власти реализовывать свою волю, в том числе и преодолевая сопротивление других сил, базируется на использовании разнообразных средств и методов, в том числе – влиянии, авторитете, законе, прямом насилии и т.д. Совокупность этих средств и методов, которые позволяют субъекту власти влиять на ее объект, есть ресурсы власти. Другими словами, это реальные и потенциальные средства, которые могут быть использованы для обеспечения влияния субъекта на объект власти. По определению Р.Даля (р.1915), к ресурсам власти относится “все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других”.
По мере развития общества и самой структуры власти изменялись и средства ее осуществления. В древности власть опиралась главным образом на авторитет правителя, с ростом расслоения в обществе главными ресурсами власти стали богатство и сила, причем на этом этапе власть практически отождествлялась с господством. В индустриальном обществе главным ресурсом власти становится организация, а на современном этапе развития, в условиях постиндустриального общества, при сохранении роли других ресурсов, на первое место выходит информация, которая становится важнейшим средством властвования.
Существует несколько критериев для классификации ресурсов власти. По одной из наиболее распространенных систем типологий - антропологической, типы властвования различаются устойчивыми мотивами, лежащими в основе поведения субъекта и объекта власти. Конфуций считал ресурсами власти правителя - его личный пример и следование моральным принципам, справедливости, гуманности, мудрости и т.д. Н.Макиавелли выделил два главных мотива поведения человека - любовь и страх. Человек, которого боятся, способен управлять так же эффективно, как и тот, которого любят. Помимо страха и любви Макиавелли считал ресурсами власти также человеческие страсти и пороки.
Более поздние классификации, также основанные на антропологическом принципе, добавили к страху как ресурсу властвования убеждение и интерес. Убеждение может использоваться в качестве источника власти как в демократическом (в виде свободного выбора индивидом предпочтений и ценностей в политике), так и в тоталитарном обществе (с помощью всеобъемлющего контроля над информацией). Ресурс интереса является основой властных отношений преимущественно в условиях развитого демократического, гражданского общества, где политика выступает предметом своеобразной купли-продажи – обещания в обмен на избирательные голоса. Ресурсы власти отличаются циклом действия и эффективностью. Использование определенных ресурсов связано с существующим политическим режимом и некоторыми другими факторами, в том числе и традициями.
Одна из современных типологий, которая использует смешанные критерии, была разработана американским социологом О.Тоффлером (р.1928). По его мнению, в современном обществе наблюдается определенное “смещение” власти, так как в нем произошли серьезные изменения в самой системе ресурсов власти. На протяжении веков власть опиралась на три основных властных ресурса – силу, богатство и знания, причем все эти факторы действовали взаимосвязанно. В зависимости от того, какой ресурс выходил на первый план, устанавливались различные виды властвования. По Тоффлеру, власть, основанная на силе, представляет собой низший тип властвования и практически изжила себя, несмотря на ее использование в прошлом и настоящем. Власть среднего качества связана с богатством, а власть высшего порядка основывается на знаниях, которые становятся в настоящее время решающим ресурсом власти. Определяющей тенденцией мирового развития является постепенный переход от власти “низшего” качества к власти “высшего” порядка. Таким образом, по мнению Тоффлера, современное общество развивается в направлении “антибюрократических форм власти”.
Структура и черты политической власти.
Легитимность власти.
Сила власти зависит от целого комплекса факторов, основным из которых является степень ее социальной организованности. Наиболее высокой степенью организованности среди субъектов политики обладает государство, так как его влияние базируется на существующем мощном аппарате, разветвленной системе органов и широком спектре ресурсов. Нормальное функционирование политической власти осуществляется на базе двух основных принципов – суверенитета и легитимности. Эти понятия характеризуют политическую власть по двум основным аспектам: во-первых, с точки зрения выделения внутри нее главной составляющей - государства, и во-вторых, в плане определения правомерности использования тех или иных средств и ресурсов власти для достижения политических целей.
Принцип суверенитета означает верховенство и независимость государственной власти. Исключительным правом государства является установление в обществе единого правопорядка, определение статуса государственных органов, наделение граждан правами и обязанностями, использование насилия. Государство занимает также высшее положение по сравнению с политическими партиями, организациями и движениями, так как именно государство сосредоточивает в своих руках политическую власть. Независимость государственной власти выражена в ее самостоятельности и в равноправных отношениях с другими государствами.
Принцип легитимности связан с обоснованием правомерности тех решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения со стороны граждан страны. В демократическом обществе власть соглашается учитывать интересы граждан и действовать в рамках закона, а население - добровольно подчиняться ее решениям. Таким образом, легитимность власти - это признание обществом законности и правомерности официальной власти и ее права управлять им.
Термин “легитимность” возник в начале XIX в. во Франции и вначале означал законно установленную власть в отличие от насильственно захваченной. При этом термин “легитимность” не является строго юридическим и не фиксируется в основных законах государств, в отличие от легальности, которая является юридическим обоснованием власти. Легитимность отражает убежденность людей в том, что власть имеет право управлять обществом и ее решения обязательны для выполнения. Легитимность власти вовсе не подразумевает того, что все граждане однозначно поддерживают ее. В любом государстве существуют определенные круги, не разделяющие политический курс властей, тем не менее, опираясь на предпочтения большинства, власть признается наилучшей и общество ей подчиняется.
Легальность - политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы.
Исходя из того, что в разных обществах власти используют разные ресурсы власти для управления, М.Вебер (1864-1920) выделил три основных типа легитимности власти: традиционный, харизматический и рационально-легальный.
С исторической точки зрения, первым типом была традиционная легитимность, основанная на вере в необходимость издревле существующих порядков, на традициях и обычаях, устанавливающих, кто имеет право на власть, а кто ей должен повиноваться. На этой привычке повиноваться и вере в ее высший характер и священность прав престолонаследия основан авторитет наследственных монархов и племенных вождей. До сих пор в обществах, где власть принадлежит именно таким правителям, власть которых не ограничена другими институтами, сохраняется этот тип легитимности.
С развитием общества и его институтов, и прежде всего избирательной системы и участия граждан в выборе тех, кто будет ими управлять, право на единоличное правление постепенно заменялось все более разветвленной бюрократической системой. По мнению Вебера, сдержать рост бюрократизации мог только харизматический лидер. В основе этого типа легитимности лежит “авторитет внеобыденного личного дара (харизмы), полная личная преданность и доверие, вызываемые наличием у какого-либо человека качеств вождя”. Харизматическая легитимность (от греч. harisme - божественный дар) основана на вере в личные, исключительные качества политического лидера, в его способность должным образом осуществлять власть. Этот тип легитимности можно также назвать абсолютным, так как он базируется на вере населения в исключительные качества политического деятеля. М.Вебер считал, что данный тип легитимности относится преимущественно к власти религиозных вождей и пророков (Моисея, Магомета и т.д.), в настоящее время он приписывается в той же мере и светским деятелям. Преобладает же он в обществах, находящихся на переломе, в периоды революционных потрясений, ибо не может опереться на авторитет традиций или демократически выраженную волю большинства.
Третий тип, наиболее распространенный и современный, получил у Вебера название рационально-легальной легитимности. Он основывается на вере участников политического процесса в справедливость существующих правил формирования власти. Рационально-правовая (конституционная) легитимность основана на рационально понятом интересе, который и побуждает людей подчиняться решениям власти, сформированной по общепризнанным правилам, т.е. на основе демократических процедур. В основе данного типа легитимности лежит, по Веберу, вера в “обязательность легального установления”.
В дополнение следует заметить, что на практике вышеприведенные типы легитимности не всегда присутствуют в чистом виде, они взаимно дополняют друг друга, создавая новые смешанные типы.
В современной политической науке получила известность концепция легитимности политической власти французского политолога Ж.Шабо. Легитимность он определяет как адекватность реальных или предполагаемых качеств управителей (а также тех, кто намеревается ими стать) подразумеваемому или ясно выраженному согласию управляемых.
Ж.Шабо выделяет четыре типа легитимности: демократическую, идеологическую, технократическую и онтологическую. Демократическая легитимность присуща политическим системам, функционирующим на основе базовых демократических принципов: коллегиальное принятие решений, учет воли большинства, соблюдение прав и свобод человека. Демократическая легитимность относительна и должна дополняться другими типами легитимности. Прежде всего, это технократическая легитимность, понимаемая Шабо как степень профессионализма и компетентности тех, кто находится у власти и принимает решения. Лидеру недостаточно только завоевать поддержку избирателей, необходимо оправдать оказанное доверие эффективной управленческой деятельностью. Идеологическую легитимность Шабо понимает практически также, как и Истон, связывая ее с функционированием советского и других тоталитарных режимов.
Наиболее трудна для восприятия концепция онтологической легитимности Ж.Шабо. Политолог указывал, что в данном случае «речь идет о выявлении соответствия политической власти объективному порядку, вписанному в человеческую и социальную действительность, продолжении порядка, установленного в космической внечеловеческой действительности». Здесь выражена мысль о том, что существование любой политической системы оправдано до тех пор, пока она не вступает в противоречие с наиболее универсальными законами развития природы и общества.
Виды политической власти.
Особенности различных элементов власти (субъекта, объекта, ресурсов и оснований) могут использоваться в качестве оснований ее типологии. Наиболее плодотворна классификация власти в обществе в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, культурно-информационную, принудительную.
Экономическая власть - это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку “экономический контроль - это контроль над средствами достижения всех наших целей”.
С экономической властью тесно связана социальная, которая выражается в распределении позиций на социальной лестнице - статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства обладают большой социальной властью, с помощью социальной политики они могут влиять на социальное положение больших групп населения, завоевывая или теряя их поддержку.
Культурно-информационная власть - это прежде всего власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распространения. Кроме того, это моральная, религиозная и некоторые другие виды власти, связанные с подчинением на основе авторитета.
Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы. Принудительную власть не следует путать с политической, хотя легальное использование силы - важнейшая особенность политической власти. Насилие и физическое принуждение могут широко применяться во внеполитической сфере и ради достижения неполитических целей (криминальных, экономических и др.).
Политическая власть как одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью, правом и возможностью субъекта политики (класса, группы или индивида) проводить свою волю, выраженную в политике и правовых актах.
Политическая власть является сложным общественным образованием, охватывающим все сферы общественной жизни. Она выступает как система трех определенных видов отношений:
- социально-политических, которые регулируют отношения социальных слоев и организаций с политической властью;
- политико-управленческих, которые регулируют экономические, социальные и духовные взаимоотношения политических кругов с социальными образованиями и общественными организациями;
- политико-идеологические, оказывающие постоянное и всестороннее влияние на массовое сознание.
С развитием общества происходит постепенная институциализация власти, т.е. она начинает опираться в своей деятельности на специальные институты, осуществляющие такие функции, как выражение общих интересов, управление, обеспечение социального порядка и мира. Таким образом, власть приобрела политический характер.