Порядок пересмотра и конституционные реформы

Французская Конституция принадлежит к числу так называ­емых жестких конституций, т. е. для осуществления конституци­онных реформ установлен особый усложненный порядок. Согласно действующей Конституции, предусмотрены две различные про­цедуры внесения изменений в текст основного закона. Первая пре­дусматривает вотирование конституционного закона посредством референдума, вторая — возможность принятия поправок на основе решения специально созываемого Конституционного конгресса.

Субъектами права конституционного пересмотра являются: Президент Республики, действующий по предложению Премьер-министра, а равно члены Парламента. Законопроект, внесенный Президентом, или предложение закона, внесенное членами Пар­ламента, должны быть вотированы большинством голосов каждой из палат Парламента. После этого одобренный в Парламенте акт передается на референдум и становится конституционным зако­ном, если он получит поддержку абсолютного большинства изби­рателей, участвующих в голосовании.

В то же время Президент вправе прибегнуть и к другой про­цедуре: он может созвать совместное заседание палат Парламен­та в качестве Конституционного конгресса и передать решение вопроса о конституционном пересмотре на его усмотрение. В этом случае, для того, чтобы проект или предложение были одобрены, необходимо, чтобы за него проголосовало квалифицированное большинство парламентариев, составляющее 3/5 от общего чис­ла поданных голосов.

Практика конституционно-правового развития Франции под­тверждает, что в зависимости от конкретных обстоятельств, от общеполитической ситуации, складывавшейся в стране, исполь­зовались различные процедуры пересмотра, предусмотренные основным законом. Специфика ситуации, складывающейся в этой области, состоит в возникновении своеобразного института отло­женного пересмотра. Суть его состоит в том, что проект или пред­ложение закона о пересмотре Конституции могут быть одобрены большинством каждой из палат Парламента, что является необ­ходимым условием для применения последующей процедуры пе­ресмотра. Однако это не обязывает Президента Республики при­бегнуть к последующей процедуре. В результате целый ряд про­ектов конституционного пересмотра прошли стадию одобрения в палатах (в их числе, например, такой важный, как изменение срока полномочий Президента Республики), но не были в после­дующем представлены на одобрение ни на референдум, ни в Кон­гресс. Соответственно, возникают отложенные решения, причем никакого срока давности в этом случае не устанавливается.

За годы существования Пятой республики основной закон го­сударства не раз подвергался конституционному пересмотру. Пер­вые поправки были внесены в Конституцию Французской Респуб­лики в 1960 г. Речь шла об изменении постановлений, определяв­ших характер и структуру так называемого "франко-африканского сообщества". Образованное с созданием Пятой республики сооб­щество должно было объединить вокруг Франции-метрополии ее бывшие заморские владения, входившие ранее во Французский союз и получившие статус государств — членов сообщества. Пер­воначальная редакция Конституции 1958 г. устанавливала несов­местимость пребывания в сообществе со статусом независимого суверенного государства. По справедливому замечанию француз­ского конституционалиста профессора Франсуа Люшера, един­ственным государством, не имевшим права юридически входить в состав сообщества, оказалась сама Франция. Но ревизия была обус­ловлена другими причинами. В 1960 г. большинство бывших фран­цузских колоний в Африке провозгласили себя суверенными госу­дарствами. Франция вынуждена была признать независимость этих государств и, соответственно, внести во французскую Конститу­цию поправки, которые изменяли положения, относившиеся к структуре сообщества. В последующем раздел XIII Конституции "О Сообществе" был отменен Конституционным законом от 4 авгу­ста 1995 г.

Весьма значимые для государственного строя страны изме­нения были внесены во французскую Конституцию в 1962 г. Они касались порядка выборов Президента Республики. Первоначаль­но Конституция 1958 г. предусматривала, что Президент Респуб­лики будет избираться коллегией выборщиков. Эта коллегия фор­мировалась на основе довольно сложной процедуры и включала в себя парламентариев, членов генеральных советов департаментов и представителей от муниципальных советов коммун. Практичес­ки в коллегии численно преобладали представители мелких, глав­ным образом сельских, коммун. Данная процедура была примене­на на первых президентских выборах, проходивших в 1958 г., и пост главы государства занял Ш. де Голль. Он же предложил в 1962 г. внести в Конституцию поправку, согласно которой система косвенных выборов избрания Президента заменялась прямым все­общим голосованием.

Предложенная поправка вызвала решительное возражение со стороны представителей почти всех политических партий, кро­ме голлистской, созданной в целях поддержки политического курса главы государства. Главный довод противников конституционной реформы заключался в том, что предложенная поправка умолит значение национального Парламента и усилит роль и влияние единоличного главы государства. Обосновывалось это тем, что в случае реформы депутатам Парламента, избиравшимся по ок­ругам, будет противостоять единоличный Президент, получаю­щий отныне свои полномочия непосредственно от всего населе­ния страны.

Возник острый политический кризис. Депутаты Национально­го собрания подавляющим большинством голосов одобрили резо­люцию порицания Правительству, которая явно была направлена против Президента. В ответ на это решение нижней палаты Пар­ламента Президент распустил Национальное собрание, назначил досрочные выборы и воспользовался сложившейся ситуацией, чтобы вынести на референдум предложенный им проект, вопреки требованиям конституционной процедуры. Формальным основани­ем для проведения референдума явилась ст. 11 Конституции, пре­дусматривающая, в частности, возможность реформы системы государственной власти. И хотя, по мнению большинства специа­листов в области конституционного права, подобное решение было неправомерным, воспротивиться ему распущенный Парламент был не в состоянии. Референдум был проведен, и проект реформы был одобрен большинством голосов избирателей. Начиная с выборов 1965 г. Президент стал избираться прямым всеобщим голосованием.

Последующие конституционные пересмотры касались менее важных, хотя и существенных вопросов конституционно-правового развития Французской Республики. Так, путем конституционных поправок были изменены даты и сроки парламентских сессий. Изме­нен круг субъектов, пользующихся правом обращения с запросом в орган конституционного контроля, несколько изменен порядок замещения поста Президента Республики в случае досрочной ва­кансии. Четырежды изменения в Конституцию вносились в 90-е гг.

Пожалуй, один из наиболее значительных конституционных пересмотров был осуществлен в связи с введением в действие Маастрихтского договора о создании Европейского Союза. Орган конституционного контроля, куда был направлен запрос Прези­дента Республики, констатировал невозможность ратификации без внесения изменений во французскую Конституцию в силу несов­местимости текста Маастрихтского договора и основного закона Республики. Ситуацию урегулировали путем внесения изменений в Конституцию, использовав для этого процедуру Конгресса.

Однако, исходя из ситуации, сложившейся в стране, и при­нимая во внимание некоторые события за пределами Франции, Президент Республики, несмотря на положительное заключение Конгресса, принял решение о вынесении проекта Договора о создании Европейского Союза на референдум, используя постанов­ление ст. 11 Конституции. В результате всеобщего голосования, прошедшего 20 сентября 1992 г., Договор был одобрен незначи­тельным большинством голосов (51,05%). Соответственно в Кон­ституции Франции появился новый раздел XIV, посвященный Европейским Сообществам и Союзу. Центральное положение это­го раздела гласит, что "Республика, участвуя в Европейских Со­обществах и Европейском Союзе, образованным государствами на основе добровольного выбора и в силу договоров, которые их уч­реждают, осуществляет определенные принадлежащие им пол­номочия совместно". Показательно, что в отличие от ФРГ, где также имел место пересмотр основного закона в связи с вхожде­нием в Европейский Союз, в соответствии с которым эта страна предусматривает возможность передачи Союзу части суверените­та на основе закона, во Франции была принята иная формула: здесь речь идет не о передаче части суверенитета, а лишь о со­вместной компетенции.

Осуществленные за годы существования Пятой республики конституционные пересмотры внесли определенные изменения и в структуру государственных органов, и в порядок их функциони­рования, и даже в определенной степени в международно-право­вой статус Французской Республики. Однако основные принципы демократии, построения и функционирования системы государ­ственных институтов не претерпели радикальных изменений. Речь идет, скорее, о том, что в условиях Пятой республики намети­лась тенденция к некоторому повышению роли Парламента и ав­торитета Правительства как коллегиального органа.

Конституционный контроль

Французская Пятая республика использует систему квазису­дебного конституционного контроля. На протяжении довольно дли­тельного периода в стране шла острая полемика по вопросу о легитимности введения конституционного контроля.

По мнению многих специалистов конституционного права, создание органов конституционного надзора или контроля проти­воречит концепции национального суверенитета, признанию на­рода в качестве единственного источника власти, осуществляю­щего эту власть как непосредственно, путем референдума и вы­боров, так и опосредованно — через своих представителей. Концепция, которая восходит еще к трудам Жан Жака Руссо, длительное время считалась незыблемой, а следовательно, ис­ключала возможность осуществления ревизии каким бы то ни было органом решения, принятого представителями, избранными на­селением страны путем всеобщего голосования. Однако по мере развития концепции прав и свобод как главной системообразую­щей части конституционного права, по мере того как признава­лось, что не исключается возможность нарушения основных прав и свобод путем принятия неправомерного закона, подход к про­блеме конституционного контроля начал изменяться. И уже в 1958 г. появляется сравнительно эффективный орган конституционного надзора в лице Конституционного совета. Аналогичный по назва­нию орган существовал и во Франции Четвертой республики. Но он оказался неэффективен и практически не функционировал. Со­вершенно иное положение занимает Конституционный совет, со­зданный в соответствии с основным законом Пятой республики. Он наделен реальными и достаточно эффективными полномочиями, позволяющими ему активно влиять на законотворческий процесс в стране. Он приобрел также и некоторые другие, весьма важные функции, выступая, в частности, в качестве судьи по выборам.

Конституционный совет представляет собой независимый государственный орган, который осуществляет свою деятельность на коллегиальной основе. Он состоит из девяти членов, назначае­мых сроком на 9 лет. Три члена Конституционного совета назнача­ются Президентом Республики, три — Председателем Националь­ного собрания, три — Председателем Сената. Помимо назначае­мых членов Конституционного совета в состав Конституционного совета входят также ex officio все бывшие президенты Француз­ской Республики. (Из ныне живущих экс-президентов Франции только Валери Жискар д'Эстен мог бы войти в состав Конститу­ционного совета. Однако согласно органическому закону о Кон­ституционном совете всем его членам запрещено заниматься по­литической деятельностью. Поскольку бывший Президент Фран­ции предпочел активную политическую деятельность пребыванию в Конституционном совете, он официально объявил о неучастии в работе этого органа.)

На сегодняшний день Конституционный совет состоит только из назначаемых членов. Обновление состава Совета производится по третям каждые три года. Мандат члена Конституционного со­вета по истечении срока полномочий не возобновляется. Член Кон­ституционного совета вправе подать в отставку до истечения сро­ка своих полномочий. Он может быть освобожден Конституцион­ным советом от своего мандата в случае, если он не исполняет должным образом своих обязанностей или если его физическое состояние не позволяет продолжать работу в Совете.

Председатель Конституционного совета назначается Прези­дентом Республики. Он руководит работой Конституционного со­вета и представляет его на официальных церемониях, назначает докладчиков по делам, рассматриваемым в Конституционном со­вете, определяет дату и порядок дня заседаний. В случае разде­ления голосов поровну голос председателя дает перевес. Предсе­датель Конституционного совета занимает пятое место в офици­альной иерархии должностных лиц Республики после Президента, Премьер-министра и председателей палат. Действующий органи­ческий закон не только запрещает политическую активность чле­нам Конституционного совета, но и предусматривает целый ряд ограничений в отношении занятия адвокатской и иной профессио­нальной деятельностью.

Конституционный совет Франции осуществляет только пре­вентивный контроль за соответствием законопроектов и законопредложений Конституции. В случае получения соответствующе­го обращения от официальных лиц, наделенных правом принесе­ния протеста в Конституционный совет, последний должен вынести свое решение в течение одного месяца. Правительство может объя­вить о необходимости экстренного вынесения решения, и тогда срок рассмотрения сокращается до 8 дней. Если законопроекты или законопредложения признаны противоречащими Конституции, они не могут быть вотированы в качестве закона, обнародованы и введены в действие. Решение, вынесенное в этом случае Консти­туционным советом, является окончательным и обжалованию не подлежит. Оно обязательно для всех государственных властей, административных и судебных органов. Если запрос направлен Президентом Республики относительно закона, вотированного Парламентом, то течение срока промульгации закона приоста­навливается вплоть до вынесения решения Конституционным со­ветом. Автоматически передаются на рассмотрение Конституци­онного совета, независимо от того, имеет место обжалование или нет, такие акты, как регламенты палат и все органические зако­ны, то есть такие законы, которые принимаются на основе пря­мого уполномочия Конституции и в развитие конституционных постановлений.

Практика работы Конституционного совета показала, что он проявляет определенную активность и в связи с такой специфи­ческой деятельностью, как ратификация международных дого­воров и соглашений. В частности, в этот орган может поступить запрос о том, соответствует ли международный договор или международное соглашение Конституции. В том случае, если Кон­ституционный совет признает наличие расхождения или несовме­стимости, закон, уполномочивающий ратифицировать междуна­родный договор, может быть принят только после внесения изме­нения в Конституцию. В связи с рассмотрением таких вопросов Конституционный совет вправе высказать также определенные соображения по поводу условий принятия и осуществления меж­дународных обязательств. Ни Конституция, ни законодательство прямо подобное полномочие не оговаривают. Больше того, из тек­ста Конституции видно, что при принятии закона о ратификации Парламентом, внесение каких-либо оговорок запрещено. Однако Конституционный совет правомочен снабжать свое решение о кон­ституционности или неконституционности международного дого­вора определенными разъяснениями и комментариями, приобре­тающими иногда характер оговорки.

Конституционный совет не имеет права принимать к своему рассмотрению вопрос о конституционности того или иного зако­на, уже вступившего в законную силу. Однако поскольку Конституция 1958 г. ввела ограничение сферы применения закона, Пра­вительство может просить Конституционный совет определить, является ли действующий закон, принятый до вступления в силу Конституции 1958 г. подпадающим под ограничительное постанов­ление или нет. Если Конституционный совет признает, что дей­ствующий закон относится к регламентарной сфере, он может быть изменен и заменен актом исполнительной власти.

Конституционный совет во Франции наделен и некоторыми другими полномочиями, непосредственно не связанными с осу­ществлением функций конституционного надзора. Этот орган яв­ляется судьей по выборам. Он осуществляет надзор за правильно­стью проведения президентских выборов, производит официаль­ную регистрацию кандидатов, подтверждая тем самым законность их выдвижения, определяет результаты голосования и проклами­рует избрание Президента Республики. Он же рассматривает жа­лобы, подаваемые относительно правильности проведения выбо­ров Президента Республики.

Те же надзорные функции осуществляются Конституцион­ным советом и при проведении референдума.

Конституционный совет рассматривает также жалобы, при­носимые на правильность выборов депутатов и сенаторов. В Пятой республике, в отличие от Четвертой, сами палаты не решают вопрос о правильности избрания своих членов. Эта функция пере­дана Конституционному совету. Именно он и решает окончательно вопрос о правомерности предоставления парламентского мандата. В случае, если Конституционный совет констатирует грубое на­рушение, допущенное в ходе выборов, он может отменить ре­зультаты голосования. Опыт Пятой республики показывает, что если в первые годы после принятия Конституции 1958 г. актив­ность Конституционного совета была сравнительно невысока, то в настоящее время он прочно утвердился в качестве высшей го­сударственной инстанции, которой принадлежит решающее сло­во в сфере конституционной законности.

Наши рекомендации