Традиции и новации в повседневной жизни российского общества в период раннеиндустриальной модернизации
Цели и задачи изучения темы
Цель самостоятельной работы – разобраться, как отразилась модернизация на социокультурных реалиях российского общества во второй половине ХIХ – начале ХХ в., как технический прогресс повлиял на повседневную жизнь городского и сельского населения.
Методические рекомендации
Для реализации поставленной цели следует проанализировать феномен российской урбанизации, оценить роль городов в процессе модернизации. Необходимо охарактеризовать изменения в облике российских городов в рассматриваемое время, проанализировать соотношение традиций и новаций в сфере их коммунального хозяйства, разобраться, что стоит за понятиями городской образ жизни, досуг горожан, городская мода применительно ко второй половине ХIХ – началу ХХ в. Сопоставьте изменения в городской и сельской инфраструктуре. Проанализируйте эволюцию материальной и духовной культуры российского общества значение европейских культурных заимствований в ходе российской модернизации.
Задания
1. Заполните таблицу.
Новации в повседневной жизни городского и сельского населения
России в период раннеиндустриальной модернизации
Новации | Быт городского населения | Быт сельского населения |
1) в материальной культуре | ||
2) в духовной культуре |
II. Тесты
1. Отметьте новые черты в жизни российского общества, которые стали следствием социокультурной модернизации:
а) рост городского населения;
б) внедрение электрического освещения;
в) ношение косовороток, армяков;
г) развитие средств трансляции информации.
2. В 60-х годах XIX в. в Петербурге:
а) пустили трамвай на электрической тяге;
б) появилась конка;
в) начал действовать телеграф;
г) был построен водопровод.
Контрольные вопросы
1. Как способствовали Великие реформы социокультурной модернизации российского общества?
2. Как бы Вы охарактеризовали специфику российской урбанизации?
3. Как изменились связь и транспорт во второй половине ХIХ – начале ХХ в.?
4. Как различался бытовой уклад различных категорий городского населения?
5. Как эволюционировал крестьянский быт в процессе модернизации? Объясните медленность этой эволюции.
Основные понятия
Модернизация, урбанизация, быт, материальная культура, духовная культура, традиция, новация, коммунальное хозяйство.
Литература
Иванова Н.А., Ж елтова В.П. Сословное общество российской империи (18 - начало 20 века). М., 2010.
Миненко Н.А., Апкаримова Е.Ю., Голикова С.В. Повседневная жизнь уральского города в XVIII – начале XX века. 2006. С. 12–87.
Отечественная история: учебное пособие для студентов, обучающихся по программам бакалавриата. Екатеринбург, изд-во УрГЭУ, 2010.
Радченко А.А. Славянофильство и украинофильство в общественной жизни пореформенной России. // От6ечественная история, 2008, №3.
Тертышный А.Т., Трофимов А.В. Российская история: модели измерения и объяснения. Екатеринбург, 2005. С. 320–329.
Фельдман М.А. Промышленный переворот на Урале: попытка переосмысления // Отечественная история, 2005, №4.
Тема 10. Культура России в XIX в.
Цели и задачи изучения темы
Изучить культуру российского общества XIX в.,
выделить этапы в ее развитии,
показать ее связь с внутренней политикой государства,
определить место и значение русской культуры в мировой культуре,
объяснить понятие «золотой век русской культуры»,
найти элементы европеизации в отечественной культуре.
Методические рекомендации
Изучая материал, в первую очередь обратите внимание на следующие моменты:
сохранялась ли в культуре России XIX в. преемственность с культурой XVIII в.?;
охарактеризуйте этапы в развитии культуры XIX в.: основные тенденции развития русской культуры в первой половине XIX в.; русская культура в эпоху великих перемен (1850 –1890-е годы);
изучите развитие различных сфер русской культуры в XIX в. (просвещение, наука, художественная литература, изобразительное искусство, архитектура, театр);
сохранила ли русская культура самобытный характер или стала европейской?
подведите итоги культурного развития страны;
оцените преобразования в культуре с точки зрения разных концептуальных подходов.
Задания
I. Тесты
1. Соотнесите между собой фамилии представителей культуры и науки XIX в. и область их деятельности
1. В.О. Ключевский, С.М. Соловьев; 2. Н.Н. Миклухо-Маклай, Н.М. Пржевальский; 3. Л.Н. Толстой, А.П. Чехов; 4. А.Г. Столетов, А.С. Попов; 5. И.И. Левитан, И.К. Айвазовский; 6. М.П. Мусоргский, А.П. Бородин | а) географические исследования; б) технические изобретения; в) литература; г) исторические исследования; д) изобразительное искусство; е) музыка |
2. Соотнесите между собой фамилии художников и название картины.
1. И.Е. Репин 2. В.И. Суриков 3. А.К. Саврасов 4. В.Г. Перов | а) «Грачи прилетели»; б) «Тройка»; в) «Бурлаки на Волге»; г) «Утро стрелецкой казни» |
3. Отметьте композиторов, входивших в «Могучую кучку»:
а) М.А. Балакирев,
б) М.П. Мусоргский,
в) Н.А. Римский-Корсаков,
г) М.И. Глинка,
д) А.П. Бородин,
е) А.А. Алябьев.
II. На основе изученного материала заполните таблицу, в которой обобщите основные достижения, связанные с деятельностью известных представителей культуры XIX в.
Исторический деятель | Род деятельности | Основные результаты деятельности |
П.Я. Чаадаев Н.М. Карамзин И.О. Бестужев А.И. Герцен В.Г. Белинский Ф.М. Достоевский М.П. Мусоргский И.И. Шишкин |
Основные понятия
Классицизм, «могучая кучка», «передвижники», ампир.
Контрольные вопросы
1. Объясните понятие «золотой век русской культуры».
2. Проанализируйте преобразования в области российского просвещения на протяжении XIX в.
3. Охарактеризуйте этапы развития отечественной культуры в XIX в.: основные тенденции развития русской культуры в первой половине XIX в.; русская культура в эпоху великих перемен (1850–1890-е годы).
4. Как реформы первой четверти XIX в. повлияли на культурное развитие России?
Литература
Отечественная история: учебное пособие для студентов, обучающихся по программам бакалавриата. Екатеринбург, изд-во УрГЭУ, 2010.
Шульгин В.С., Зезина М.Р., Кошман Л.В. Культура России IX–XIX вв. М, 2007.