Традиции и новации в повседневной жизни российского общества в период раннеиндустриальной модернизации

Цели и задачи изучения темы

Цель самостоятельной работы – разобраться, как отразилась модернизация на социокультурных реалиях российского общества во второй половине ХIХ – начале ХХ в., как технический прогресс повлиял на повседневную жизнь городского и сельского населения.

Методические рекомендации

Для реализации поставленной цели следует проанализировать феномен российской урбанизации, оценить роль городов в процессе модернизации. Необходимо охарактеризовать изменения в облике российских городов в рассматриваемое время, проанализировать соотношение традиций и новаций в сфере их коммунального хозяйства, разобраться, что стоит за понятиями городской образ жизни, досуг горожан, городская мода применительно ко второй половине ХIХ – началу ХХ в. Сопоставьте изменения в городской и сельской инфраструктуре. Проанализируйте эволюцию материальной и духовной культуры российского общества значение европейских культурных заимствований в ходе российской модернизации.

Задания

1. Заполните таблицу.

Новации в повседневной жизни городского и сельского населения

России в период раннеиндустриальной модернизации

Новации Быт городского населения Быт сельского населения
1) в материальной культуре    
2) в духовной культуре    

II. Тесты

1. Отметьте новые черты в жизни российского общества, которые стали следствием социокультурной модернизации:

а) рост городского населения;

б) внедрение электрического освещения;

в) ношение косовороток, армяков;

г) развитие средств трансляции информации.

2. В 60-х годах XIX в. в Петербурге:

а) пустили трамвай на электрической тяге;

б) появилась конка;

в) начал действовать телеграф;

г) был построен водопровод.

Контрольные вопросы

1. Как способствовали Великие реформы социокультурной модернизации российского общества?

2. Как бы Вы охарактеризовали специфику российской урбанизации?

3. Как изменились связь и транспорт во второй половине ХIХ – начале ХХ в.?

4. Как различался бытовой уклад различных категорий городского населения?

5. Как эволюционировал крестьянский быт в процессе модернизации? Объясните медленность этой эволюции.

Основные понятия

Модернизация, урбанизация, быт, материальная культура, духовная культура, традиция, новация, коммунальное хозяйство.

Литература

Иванова Н.А., Ж елтова В.П. Сословное общество российской империи (18 - начало 20 века). М., 2010.

Миненко Н.А., Апкаримова Е.Ю., Голикова С.В. Повседневная жизнь уральского города в XVIII – начале XX века. 2006. С. 12–87.

Отечественная история: учебное пособие для студентов, обучающихся по программам бакалавриата. Екатеринбург, изд-во УрГЭУ, 2010.

Радченко А.А. Славянофильство и украинофильство в общественной жизни пореформенной России. // От6ечественная история, 2008, №3.

Тертышный А.Т., Трофимов А.В. Российская история: модели измерения и объяснения. Екатеринбург, 2005. С. 320–329.

Фельдман М.А. Промышленный переворот на Урале: попытка переосмысления // Отечественная история, 2005, №4.

Тема 10. Культура России в XIX в.

Цели и задачи изучения темы

Изучить культуру российского общества XIX в.,

выделить этапы в ее развитии,

показать ее связь с внутренней политикой государства,

определить место и значение русской культуры в мировой культуре,

объяснить понятие «золотой век русской культуры»,

найти элементы европеизации в отечественной культуре.

Методические рекомендации

Изучая материал, в первую очередь обратите внимание на следующие моменты:

сохранялась ли в культуре России XIX в. преемственность с культурой XVIII в.?;

охарактеризуйте этапы в развитии культуры XIX в.: основные тенденции развития русской культуры в первой половине XIX в.; русская культура в эпоху великих перемен (1850 –1890-е годы);

изучите развитие различных сфер русской культуры в XIX в. (просвещение, наука, художественная литература, изобразительное искусство, архитектура, театр);

сохранила ли русская культура самобытный характер или стала европейской?

подведите итоги культурного развития страны;

оцените преобразования в культуре с точки зрения разных концептуальных подходов.

Задания

I. Тесты

1. Соотнесите между собой фамилии представителей культуры и науки XIX в. и область их деятельности

1. В.О. Ключевский, С.М. Соловьев; 2. Н.Н. Миклухо-Маклай, Н.М. Пржевальский; 3. Л.Н. Толстой, А.П. Чехов; 4. А.Г. Столетов, А.С. Попов; 5. И.И. Левитан, И.К. Айвазовский; 6. М.П. Мусоргский, А.П. Бородин а) географические исследования; б) технические изобретения; в) литература; г) исторические исследования; д) изобразительное искусство; е) музыка

2. Соотнесите между собой фамилии художников и название картины.

1. И.Е. Репин 2. В.И. Суриков 3. А.К. Саврасов 4. В.Г. Перов а) «Грачи прилетели»; б) «Тройка»; в) «Бурлаки на Волге»; г) «Утро стрелецкой казни»

3. Отметьте композиторов, входивших в «Могучую кучку»:

а) М.А. Балакирев,

б) М.П. Мусоргский,

в) Н.А. Римский-Корсаков,

г) М.И. Глинка,

д) А.П. Бородин,

е) А.А. Алябьев.

II. На основе изученного материала заполните таблицу, в которой обобщите основные достижения, связанные с деятельностью известных представителей культуры XIX в.

Исторический деятель Род деятельности Основные результаты деятельности
П.Я. Чаадаев Н.М. Карамзин И.О. Бестужев А.И. Герцен В.Г. Белинский Ф.М. Достоевский М.П. Мусоргский И.И. Шишкин    

Основные понятия

Классицизм, «могучая кучка», «передвижники», ампир.

Контрольные вопросы

1. Объясните понятие «золотой век русской культуры».

2. Проанализируйте преобразования в области российского просвещения на протяжении XIX в.

3. Охарактеризуйте этапы развития отечественной культуры в XIX в.: основные тенденции развития русской культуры в первой половине XIX в.; русская культура в эпоху великих перемен (1850–1890-е годы).

4. Как реформы первой четверти XIX в. повлияли на культурное развитие России?

Литература

Отечественная история: учебное пособие для студентов, обучающихся по программам бакалавриата. Екатеринбург, изд-во УрГЭУ, 2010.

Шульгин В.С., Зезина М.Р., Кошман Л.В. Культура России IX–XIX вв. М, 2007.

Наши рекомендации