Монархия как цепь политико-правовых следствий
Исторически доказано, что объективно могут существовать две формы правления - монархия и республика, поскольку лишь в них сложились такие особенности, которые могут быть только в этой форме правления. Это означает, что как монархия, так и республика заслуживают тщательного научного исследования. К сожалению, сегодня отечественная наука следует точке зрения советских ученых, признавая, что «институт монархии утратил свое значение».
Эта точка зрения является выводом о том, что в буржуазных странах глава государства как таковой «оказывает очень небольшое влияние на ход государственных дел». Как вчера, так и сегодня авторы говорят о крайне негативном влиянии монархии на общественное развитие, фактически сводят ее к республиканской, анализируют лишь конституционные акты, порой содержащие "непонятные" нормы.
Однако сами монархические государства, опыт их развития, современное положение дел доказывают обратное. Там монархи, не принимая заметного участия в политической жизни общества, играют существенную роль в принятии государственных решений. Впрочем, ни одно решение не принимается без участия или упоминания монарха, какое бы «куцее» ни было упоминание о монархии в конституции. Значит, монархия - это нечто большее, чем просто упоминание формы правления в конституции, значит, анализировать необходимо и фактические обстоятельства, вытекающие из закрепляемой в основном законе формы правления. К сожалению, этого в современной отечественной науке практически не делается, что и составляет проблему исследования монархии, ибо оно представляется однобоким. В условиях демократизации и начала дискуссии о замене формы правления в России необходимо показать все черты монархии, изучая в совокупности с идеями монархизма. Тогда исследование приобретает совершенно новый вид, где заметны рычаги влияния монарха на общество и государство, даже при отсутствии конституционных полномочий в основном законе.
Идеи монархии и монархизма позволяют утверждать, что анализируемая форма правления представляет собой цепь политико-правовых следствий. Установления формы правления, которая должна быть регламентирована в первую очередь основным законом, поскольку он конституирует государство, достаточно, чтобы утверждать о существовании всех ее следствий в полном объеме. Поэтому вовсе не обязательно их закреплять, но часто так делается. Анализ ст. 56 Конституции Испании позволяет установить, что ч. 1 статьи провозглашает Корону символом единства народа: «Король - глава государства, СИМВОЛ ЕГО ЕДИНСТВА И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ». «Арбитр и гарант согласия в повседневной деятельности государственных органов» - частичное выражение монарха как главы государства, конкретно, как символа существования аппарата управления и принуждения. Следующее положение нормы ч. 1 ст. 56 - это уже политические прерогативы королевской власти.
Это нужно, чтобы подчеркнуть их важность, но не является основанием, чтобы рассуждать об упразднении какого-либо следствия, его части. Представим их.
Монархия закрепляется в основном и особом законе путем определения формы правления, ее вида. Например, в Конституции Испании в ч. 3 ст. 1 говорится:«...формой Испанского государства является парламентарная монархия»[2].
Форма правления всегда закрепляется в основном законе (может закрепляться и в особом) в названии и (или) тексте, прямо или простым упоминанием и даже может входить в различные словосочетания, чего явно достаточно, словами «корона», «престол», «королевство» («империя», «княжество» и т.п., что зависит от упомянутого в основном и особом законе главного звания монарха; в английском языке это можно охватить одним словом - realm). Все эти термины (один из них или несколько), включая само понятие «монархия», могут закрепляться либо как-то упоминаться как в официальном названии государства, которое должно содержаться в основном и особом законе, так и отдельно в тексте основного и особого закона. Кроме того, основной закон может закреплять и вид монархии. Уникален в этом отношении пример Дании, который к тому же дает определение конституционной монархии (п. 2 и 3)[3]. Когда вид монархии не закрепляется, его можно определить по способам осуществления государственной власти. Рассмотрим это на примере Конституции Норвегии.
Параграф 1 устанавливает для Норвегии ограниченную монархию. Параграф 3 декларирует, что исполнительная власть принадлежит монарху, из параграфа 30 (право короля принимать решения по своему усмотрению) следует, что он осуществляет ее единолично. Раздел «C» говорит о том, что законодательная власть осуществляется стортингом. Отсюда следует, что Норвегия - конституционная монархия. Соответственно этому виду пропорционально формируются прерогативы Норвежской королевской власти, часть из которых установлена Конституцией, в том числе и необычной нормой параграфа 19 о том, чтобы король следил за тем, чтобы «использование знаков королевской власти осуществлялось согласно предписаниям стортинга и с наибольшей пользой для общества».
Монархическая форма правления устанавливает и охватывает все государство, включая его государственные образования, в том числе автономии, зависимые и заморские территории, субъекты федерации. Поскольку форма правления характерна для всего государства, то она и ее следствия едины для всего государства. Не могут признаваться таковыми фактически существующие (в большинстве случаев - самопровозглашенные монархии, так называемое вождество - англ. chiefdom) в данной форме правления другие монархии. Соответственно, не может быть и отдельных следствий монархии, они едины.
Не стоит к самопровозглашенным приписывать монархии Малайзии, поскольку этот пример существует в силу документов, имеющих юридическую силу. В этом государстве форма правления едина, а султаны получают административное право управления в своих штатах в порядке наследования и особый статус (право нахождения в высших органах власти, особый статус и т.д.). Фактически монархами они перестали являться, когда заключили договор об объединении султанатов в федерацию, поскольку обязаны подчиняться этим органам. Данная ситуация является исключением, возникшим в силу исторических причин стремления к сохранению частичной независимости.
При присоединении республиканского или монархического государства или части их территории на ней прекращается существующая форма правления вместе с ее следствиями и распространяется монархическая форма правления со своими следствиями. При присоединении части территории монархического государства монарх, отчуждающий территорию, сохраняет монархию и ее следствия на оставшуюся часть государства. При присоединении всего монархического государства, которое становится частью присоединяющего, оно может получить статус государственного образования. В этом случае монарх присоединяемого государства утрачивает монархию, которая прекращает свое существование со своими следствиями, а на ее место распространяется монархия и следствия присоединяющего государства. Когда часть территории монархического государства получает независимость, т.е. само становится государством, то возможны следующие ситуации. Если создается монархия: а) уничтожение монархической формы правления бывшей метрополии на данной территории, создание там новой монархической формы правления и, соответственно, новых следствий; б) возможно оставить монархическую форму правления и создать новые следствия, в том числе и первичное - монарха (государя). Если создается республика, то на данной территории уничтожается монархия и ее следствия, образуя республиканскую форму правления со своими собственными следствиями.
Монарх (равнозначно ему государь, иногда используют термин «правящий» с добавлением главного звания монарха (английский вариант - queen in her own right), соответственно, если речь идет о супруге с таким же титулом, используется выражение queen consort). Человек, который имеет право стать монархом независимо от колена, но пока не является таковым, называется наследником Короны, наследником престола, действие выражается глаголами «наследовать Корону», «наследовать престол», момент становления монархом - восшествием на престол или принятием Короны. Порядок перехода Короны называется престолонаследием или наследованием Короны. Отметим, что правоспособность монарха возникает с момента восшествия на престол автоматически после смерти или отречения предшественника. Его дееспособность - с момента принесения присяги перед народом (т.е. парламентом, представляющим народ, в Соединенном Королевстве - особым органом). Процедура получения дееспособности монархом называется провозглашением монарха или вступлением на престол, по окончании которой монарх считается провозглашенным таковым и вступившим на престол. Обычно эта церемония, которая устанавливается монархом на основании положения основного и (или) особого закона о присяге. На этой церемонии определенное должностное лицо объявляет монарха таковым. Одновременно с этой церемонией, имеющей вполне понятные юридические последствия, во всех уголках страны соответствующие должностные лица объявляют о смерти или отречении старого монарха и о новом монархе. Одна из них - в столице у главной резиденции монарха (например, в Лондоне о королеве Елизавете II объявили на балконе Букингемского дворца). Сказанное позволяет утверждать, что заявление о том, что «король наделяется правами как бы в результате принятия законодательным органом его присяги, ставится под сомнение.
Первичные и вторичные следствия монархии
Монарх - это первичное следствие монархии, обладатель монархии и ее следствий, их реализатор. Поскольку монархическая форма правления охватывает все государство, то следующее ему понятие «монарх» также создается единым для всего государства, олицетворяется в одном лице (примеры существования совместного царствования доказывают это правило). Здесь необходимо различать понятия «монарх» и «монарший титул». Последний является частью вторичного следствия монархии. Монарх может обладать несколькими титулами, в том числе и такими, которые наука традиционно относит к нему. Наоборот, традиционное отнесение титулов к монарху еще не может свидетельствовать о монархии, точно так же и традиционно республиканские названия глав государств не могут свидетельствовать о наличии республики[4]. Если монарх всегда является обладателем титулов как частей вторичного следствия, то обладатель титулов не всегда является монархом.
Вторичные следствия монархии. Их условно можно объединить в несколько групп.
А. Монарх является символом государства, т.е. его олицетворением, воплощением и обладателем (в его особе закрепляется принадлежность на совокупность государства и его частей). Поскольку государство можно определить как совокупность всех его признаков (без какого-либо оно не может существовать), то монарх также является и символом всех этих признаков вкупе и в отдельности каждого. При этом правовой статус монарха представляется единым вне зависимости от вида монархии (иначе под сомнение ставится само определение монархии как единовластия), различия проявляются в способе осуществления тех функций монарха, которые вытекают из вторичных следствий.
В принадлежащей государству территории можно увидеть принцип собственности монарха, который выражается формулой «монарх вне основного и особого закона может делать все, что пожелает». На этой территории осуществляется публичная власть. При этом, например, в Швеции[5] она принадлежит (равнозначно - источник публичной власти) народу, но осуществляется монархом как воплощением, в частности, данного признака. Для осуществления данной власти при монархическом государстве действует аппарат управления и принуждения. Это система органов государственной власти, являющихся органами Короны, которая и возглавляет ее. Государственные служащие действуют именем монарха, т.е. реализуют его функции, являясь служащими Короны. Упорядочивая общественные отношения, монархическое государство осуществляет нормативный порядок регулирования общественных отношений. Способы создания нормы права зависят от вида монархии и связаны с действием «от имени монарха»[6]. Для существования монархии необходим государственный суверенитет. В монархическом государстве этот принцип связан с существованием монарха в качестве суверена, т.е. обладателя государственного суверенитета, значит, верховной власти в пределах данного государства, а также самостоятельности и независимости от каких-либо внутренних и внешних сил (отсюда вытекает и принцип независимости монарха). В свою очередь, верховная власть включает в себя государственную власть как свою неотъемлемую часть, а также верховные права на другие виды власти (в том числе и на муниципальную, публичную, родительскую и т.д.). Последний вид власти всегда презюмировался в теории монархии, но в 1996 г. в Соединенном Королевстве приобрел нормативное подкрепление, когда парламент Великобритании фактически подтвердил, что принадлежность верховной власти дает монарху возможность лишать родительских прав. В данный признак обычно включают два монархических правила: формулы о собственности на государство и о том, чтобы в государстве ничего не совершалось против или даже помимо воли монарха. «Считается, что суверенитет нельзя измерить в правах или иных показателях, уменьшить их число или увеличить. Суверенитет - это не права, а их основание, то есть... суверенитет дает право его носителю реализовывать верховную власть независимо и самостоятельно. Суверенитет нельзя разделить, передать часть его другому субъекту, ограничить: он либо есть, либо его нет. Государство может передать любому субъекту по договору, в конституционном или ином порядке часть своих прав, полномочий, но не суверенитета»[7]. Государственный суверенитет не стоит путать с национальным и народным. В монархическом государстве государственный суверенитет принадлежит монарху, но при этом не отрицается существование национального и народного. Отметим, что государственный суверенитет (или суверенитет монарха) обычно презюмируется, народный и (или) национальный суверенитет закрепляется. Это происходит указанием на данный вид суверенитета либо это закрепляется различными формулами, в том числе и указанием на принадлежащую им власть (например, указывается, что власть исходит, а равно принадлежит народу, народ - источник власти, имеет верховную власть, которую не стоит путать с верховной властью государства и т.д.)[8]. Однако это не государственная власть, а власть соответственно нации и народа. Первая создана для обоснования политико-правового свойства народа, заключающегося в его верховенстве и полновластии в решении внутренних дел и отношений с другими народами (т.е. это внутриорганизационный вид власти, распространяющийся на народ и призванный регулировать его статус). Вторая - для самоопределения народа. Верховная власть государства, т.е. та, которая олицетворяется монархом как сувереном и является олицетворением государственного суверенитета, имеет верховные права на обе эти власти. Таким образом, если закрепляется правило, согласно которому все власти исходят от нации, это нужно понимать как закрепление национального суверенитета, а иначе нарушаются все монархические традиции и монархия не сможет долго существовать в силу нарушения критериев жизнеспособности. Указанные нами правила подтверждает и Конституция Бельгии[9]. В ст. 33 указывается, что «все власти исходят от народа». Если в это понятие включать верховную власть государства, т.е. и государственную власть, тогда эта статья вступает в противоречие со ст. 37, где исполнительная власть передается в принадлежность королю. Кроме того, данные нами правила подтверждаются и Конституцией Российской Федерации, где в ст. 3 разводятся понятия «народ» как источник власти и «носитель суверенитета», т.е. обладатель верховной власти государства, а отсюда и государственной власти, и верховных прав на негосударственные виды власти. Также в английском языке есть выражение для обозначения одной из сторон деятельности суверена: fountain of order и fountain of justice, буквальное толкование позволяет определить, что это не только право, но и обязанность монарха. В силу олицетворения государственного суверенитета и являясь главой государства, монарх выполняет функции верховного представителя народа во внутренних и внешних сношениях. Это связано с исторической персонификацией монарха как отца (матери) нации, персонификатора народа, что обосновывает его право на правление. Также для осуществления своей деятельности государство владеет собственностью. Государственная собственность считается собственностью Короны: государство (Корона) является собственником больших участков земли. Монархическое государство способствует объединению народа. Последнее является выражением формулы «монарх - символ единства нации и соответственно государства, в том числе его территориальной целостности». Лишь на основании данной формулы уже можно говорить о наличии церемониала.
Итак, монаршая власть - это верховная власть, следовательно, одновременно исключительно принадлежащая монарху (т.е. монаршая прерогатива), создающаяся для политического процесса и оперативного воздействия. Эти прерогативы изначально принадлежат монарху (изначально могут осуществляться и регентом, и другими специально указанными в основном и (или) особом законе представителями монарха, значит, действующими в соответствии с монаршими инструкциями, в том числе от его имени, т.е. по распоряжению). Личные прерогативы могут быть переданы (опять-таки) на основании личной прерогативы «монарший дар», также теория не отрицает, что самим «монаршим даром» может быть передан royal warrant любому лицу, однако, по нашему мнению, представителям монарха их целесообразнее передавать монаршей инструкцией. Составляющими монаршей власти являются личные и политические прерогативы, а их количество прямо пропорционально виду монархии.
Отметим, что наименьшее число прерогатив монаршей власти, встречающихся в основном и особом законе, - пять: одна политическая прерогатива, т.е. указание на то, что монарх является главой государства, или, иначе, высшим должностным лицом, считающимся верховным представителем государства, три личные - право на священность, право на государственное содержание, часть права на титул. Последнее выражается закреплением дефинитивной или какой-то иной нормой главного звания монарха, которое всегда присутствует в основном законе, как и соответствующее ему название государства (например, король - королевство, император - империя). Кроме того, закрепляется абстрактная, всегда управомочивающая норма, которая позволяет устанавливать личные прерогативы. Сказанное не означает, что в основном и особом законе не могут закрепляться конкретные личные прерогативы. Однако в большинстве случаев это делается для уточнения соответствующей нормы. Например, ст. 113 Конституции Бельгии устанавливает, что «Король имеет право жаловать дворянские титулы, не связывая, однако, с ними какие-либо привилегии»[10]. Деепричастный оборот в данном случае является уточнением. Толкуя установленную, в частности, абз. 2 ст. 85 Конституции Бельгии монархию в совокупности со ст. 113, можно сделать вывод о том, что речь идет о конституционных правах и свободах человека и гражданина, недопущении их ограничения у всех граждан и людей в пользу дворянского титула. Ограничения дарования личной прерогативы здесь нет, поскольку в любом случае личная прерогатива остается под контролем монарха. Другая часть нормы - это совокупность двух личных прерогатив: «королевский дар» и «право на титул».
Данные прерогативы делают возможным закрепление в основном или особом законе других прерогатив, полномочий, прав и обязанностей, традиционно относящихся к монарху либо закрепляющихся за главой государства.
Практика свидетельствует, что в основном законе всегда закрепляется право на священность, которое выражается в том, что монарха нельзя ни порицать (т.е. к нему требуется уважительное отношение), ни обвинять, а также право на государственное содержание. В чистом виде право на священность закреплено в Конституции Норвегии (параграф 5). В других основных законах закрепляется его часть - право на неответственность или право на неприкосновенность, а право на священность лишь предполагается либо закрепляется отдельно. В Швеции право на неприкосновенность закреплено параграфом 7 главы 5 Формы правления 1974 г.: «Король не может быть привлечен к ответственности за свои действия. Также не может быть привлечен к ответственности за свои действия в качестве главы государства и регент». Из этого общего правила следует, что монарх не может являться субъектом правонарушения, а значит, «неподвластен» любому виду юридической ответственности. Поэтому мы не можем согласиться с мнением Олле Нюмана, утверждающего, что король Швеции не пользуется иммунитетом в гражданско-правовых вопросах.
Право на государственное содержание, которое в основном законе закрепляется бланкетной нормой либо нормой основного закона и бланкетной нормой, не следует путать с правом на цивильный лист. Эти понятия относятся друг к другу соответственно как целое и его часть. Право на государственное содержание включает в себя: цивильный лист (определенная сумма, которая не облагается налогом и дается монарху на личные расходы), иногда в него включают право на комплекс дворцов и замков, передающихся безвозмездно во владение, пользование и распоряжение, право на другие объекты государственной собственности (например, в Соединенном Королевстве - это Королевская эскадрилья, Королевский поезд, яхта) и сумма на их содержание, право на денежную сумму для представительских расходов.
Б. Наследственность Короны (Престола). Здесь определяются положения о переходе Короны и ее следствий от одного обладателя к другому.
Уничтожение монархии влечет за собой уничтожение ее следствий и наоборот (включая части следствий). Однако происходит это не автоматически. Такого рода уничтожение пропорционально затрудняет исполнение монархом своего долга, тем больше условий жизнеспособности монархии не соблюдается. В определенный момент жизнеспособность монархии станет равна нулю, и она исчезнет под влиянием искажения правосознания населения другого государства. Таким образом, условия жизнеспособности занимают определяющее место, а потому для их поддержания и поддержания монархии на должном уровне необходима соответствующая поддержка. Это может, помимо всего прочего, выражаться и в соответствующем воспитании членов монаршей семьи (например, в Швеции все принцы и принцессы должны быть воспитаны в евангелической вере) либо исповедовании соответствующей религии (там, где это существует, в обязанность монарха логически входит поддержка соответствующей религии либо отречение от престола в случае перехода в другую веру).
Остановимся на вопросе осуществления государственной (принадлежность монарху) и иных видов (верховные права монарха) власти. Основной и (или) особый законы, другие правовые акты устанавливают нормы касательно осуществления (но не принадлежности) других видов власти (например, муниципальной, родительской и т.д.). Если создается положение о том, что государственная власть (или ее вид) осуществляется совместно, то пониматься это должно как осуществление этой власти монархом единолично либо государственным органом, государственным служащим и т.д. (правительство, парламент, а, например, в Лихтенштейне - народ) и монархом совместно (от имени, т.е. по распоряжению, монарха). Если положение правового акта указывает на осуществление государственной власти (или ее вида) единолично государственным органом, государственным служащим и т.д., то это свидетельствует о том, что она может осуществляться как монархом, так и государственным органом, государственным служащим и т.д. То есть в последнем примере осуществления государственной власти (ее вида) государственные органы, государственные служащие действуют именем монарха. Если в основном или особом законе вообще не зарезервировано право осуществлять какую-либо государственную власть или какую-либо другую либо указывается на принадлежность монарху, то, видимо, это право принадлежит только монарху исходя из принципа символа государства.
Все вышеуказанные правила должны согласовываться с принципом подконтрольности монарху, приоритетности монаршего правового акта и действия органа и лица в качестве представителя.
Монархия - одно из сложных политико-правовых явлений. Представив основные положения о монархии, те, которые необходимо рассматривать цельно, без разделения, мы убедились в необъятности и перспективности анализируемой формы правления.
Нетипичные формы монархии
Виды нетипичных форм монархий
К нетипичным формам монархий относятся: избирательная, коллективная, теократическая, квазипарламентская, патриархальная.
При избирательной монархии главой государства является монарх, который получил право на трон не в результате престолонаследия, а в результате избрания.
Ярким примером избирательной монархии является Малайзия. Правовое положение штатов - членов Федерации - определяется федеральной Конституцией и конституциями отдельных штатов. Во главе 9 малазийских штатов стоят наследные конституционные монархи (в штатах Кедах, Джохор, Келантан, Паханг, Перак, Селангор и Тренгану - султаны, в штате Негри-Сембилан - большой правитель, в штате Перлис - раджа). Штаты Малака, Пинанг, Саравак и Сабах возглавляются губернаторами, назначаемыми Верховным главой (правителем) Малайзии. Наследные правители штатов образуют Совет правителей и избирают из своего состава сроком на 5 лет верховного правителя (Янг ди-Пертуан Агонг), т.е. конституционного монарха, выполняющего главным образом представительские функции главы государства. Губернаторы входят в Совет без права участия в голосовании. Помимо избрания верховного правителя государства Совет правителей «дает советы» при назначении судей, генерального прокурора, членов избирательной комиссии и комиссии государственной службы, которая ведает назначением на административные должности и перемещением государственных служащих. Совет принимает или отвергает законы, касающиеся вопросов, связанных с изменениями границ княжеств. Согласно Конституции, любое решение правительства выносится от имени и с согласия Верховного правителя. На практике он принимает решения исходя из рекомендаций правительства или парламента, хотя может иметь и собственную позицию. Верховный правитель утверждает принятые парламентом законы, кандидатуру премьер-министра и состав Верховного суда, имеет право помилования и является главнокомандующим вооруженными силами страны. Исполнительную власть осуществляет Кабинет министров во главе с премьер-министром. Им назначается лидер партии, завоевавшей большинство мест в Палате представителей. Премьер-министр председательствует на заседаниях Кабинета, координирует политику правительства и административную деятельность министерств и ведомств. Он «дает советы» монарху при назначении судей, членов Избирательной комиссии, Комиссии государственной службы и других высших служащих.
Еще одним примером избирательной монархии является Катар. Согласно Конституции, вся полнота законодательной и исполнительной власти принадлежит главе государства - эмиру, который избирается из своей среды мужскими членами правящей семьи Аль Тани (насчитывает 3000 чел.).
При коллективной монархии главой государства является не одно лицо, а коллективный орган, осуществляющий функции монарха. Объединенные Арабские Эмираты - пример коллективной монархии. Федеральные органы власти ОАЭ состоят из Высшего совета федерации, главы федерации и его заместителя, Совета министров, Федерального национального совета и Федерального Верховного суда. Высшим органом государственной власти является Высший совет федерации, состоящий из правителей эмиратов. Каждый эмират имеет в Совете один голос. Для принятия решения необходимо большинство в 5 голосов из 7 с обязательным согласием правителей эмиратов Абу-Даби и Дубай. Высший совет федерации выбирает из своих членов сроком на 5 лет председателя Совета и его заместителя, которые являются по должности президентом (главой государства) и вице-президентом ОАЭ. С 1971 г. Президентом ОАЭ является правитель Абу-Даби шейх Заид бен Султан Аль Нахайян, в 1996 г. он переизбран на шестой срок. Пост вице-президента по традиции занимает правитель Дубая. Глава государства наделен широкими законодательными и исполнительными полномочиями. Он может принимать декреты и акты по всем вопросам, за исключением компетенции Высшего совета; с согласия последнего имеет право распустить Национальный совет, назначает на высшие гражданские и военные должности. Федеральный национальный совет (ФНС) - совещательный орган парламентского типа, действующий при правительстве и состоящий из представителей эмиратов. Порядок выдвижения последних эмираты устанавливают самостоятельно. Исполнительная власть принадлежит Совету министров (Кабинету), который непосредственно руководит всеми внутренними и внешними делами под контролем президента и Высшего совета федерации. Совет министров возглавляет премьер-министр, назначаемый и смещаемый президентом с согласия Высшего совета. По предложению премьер-министра президент назначает и смещает заместителя премьер-министра и министров. Совет министров ответствен только перед главой государства и Высшим советом федерации. В эмиратах вся полнота власти принадлежит наследному правителю, являющемуся главой правящей династии. Хотя некоторые из эмиратов имеют собственные конституции, все они являются абсолютными монархиями, так как правитель может принять любое решение или отменить акт любого органа своего эмирата.
В квазипарламентской монархии глава государства, ограниченный в осуществлении своей власти представительским органом, исполняет функции главы правительства. Например, в Кувейте законодательная власть принадлежит эмиру (главе государства) и Национальному собранию. Однопалатное Национальное собрание (парламент) по Конституции состоит из 75 депутатов (50 членов избираются прямым тайным голосованием сроком на 4 года и 25 назначаются эмиром). Избирательным правом пользуются только мужчины, грамотные, урожденные кувейтцы. Глава государства - наследный эмир, который фактически обладает всей полнотой власти в стране. Эмир сам назначает наследника престола. Это назначение затем утверждается парламентом. В период между сессиями Национального собрания он может издавать декреты, имеющие силу закона, которые затем должны быть внесены в парламент для утверждения. Эмир может распускать Национальное собрание декретом, обозначив причины такого решения. Однако Собрание не может быть распущено повторно по тем же причинам. Исполнительная власть принадлежит эмиру и Совету министров. Согласно Конституции, эмир после традиционных консультаций назначает премьер-министра и освобождает его от должности. Эмир также назначает и освобождает министров по рекомендации премьер-министра. Со времени принятия конституции главой правительства Кувейта назначается наследный принц. Национальное собрание имеет право обращаться к членам правительства с вопросами и интерпелляциями, а также выразить недоверие отдельному министру правительства (но не его главе), что влечет его отставку. Однако это право используется редко.
Особую разновидность абсолютной монархии представляет абсолютная теократическая монархия - особая форма организации государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии. Наиболее распространенный путь приобретения верховной власти в теократическом государстве - выборы. Институт выборов связан с традициями родоплеменного самоуправления и является в теократическом государстве наследием первобытнообщинной демократии. В соответствии с принципом выборности – «аш-шура», разработанным в рамках концепции халифата суннитской и хариджитской ветвей ислама, формируется власть в мусульманских теократических государствах. На тайное голосование выносится вопрос о замещении поста Верховного правителя Государства Града Ватикан.
Примером такой монархии является Ватикан, где законодательная, исполнительная и судебная власти принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов. Ему принадлежат законодательная и судебная власти. Функции премьер-министра исполняет государственный секретарь. Административное управление территорией осуществляет губернатор, назначаемый Папой. Высшие консультативные органы - Вселенский Собор римско-католической церкви, коллегия кардиналов и епископский собор. Практическое руководство религиозной, политической и экономической деятельностью осуществляется римской курией. В ее состав входят: секретариат, совет по государственным делам, 10 конгрегаций (духовных ведомств) и другие службы. Охрану резиденции несет швейцарская папская гвардия.
В единичных странах Африки существует патриархальная монархия. В Свазиленде король - это, по существу, вождь племени. При нем создан племенной совет ликоко в составе 17 других вождей, возглавляемый королевой-матерью (в этом сказываются пережитки матриархата). После смерти монарха ликоко выбирает другого короля из числа сыновей покойного (последний раз такой выбор осуществлялся из 120 сыновей короля от 80 жен).
Возникновение нетипичных форм правления является закономерным процессом, обусловленным разнообразием традиций и культур разных стран, особенностями менталитетов народов.
В целом создание смешанных и гибридных форм правления, как показывает опыт многих стран, имеет несомненные плюсы. Тем самым обеспечивается стабильность управления страной, устраняется возможность частой смены правительства по конъюнктурным партийным соображениям, обеспечивается консолидация партий. Это особенно важно в условиях стран, которые не имеют опыта длительного парламентского управления и где последнее в условиях несформировавшихся партийных структур, несложившихся механизмов парламентского управления может вести к постоянному «разброду и шатаниям».
В результате соединения элементов различных форм правления возникают новые, зачастую более эффективные в данных условиях формы, позволяющие наиболее рационально использовать достоинства каждого из вышеупомянутых элементов.
Нетипичные формы правления, как правило, формируются в определенных исторических условиях для преодоления кризиса, вызванного политическим противостоянием различных ветвей власти.
Существуют как нетипичные формы монархий (избирательная, коллективная, теократическая, патриархальная, квазипарламентская), так и нетипичные формы республик (теократические, президентские монократические (социалистические и правления политической организации), правление коллегиального органа, обычно образуемого военным руководством, джамахирия, квазипарламентские.
Наблюдаются самые различные сочетания элементов парламентарной и президентской республик, а иногда появление таких черт, которых не было ни у одной из этих форм, в результате чего происходит не просто смешение, а рождается новое качество, возникает своеобразный гибрид.
Шведская модель функционирования монархии
Сегодня шведская модель функционирования монархии является уникальным явлением современности. Появившись (в окончательном виде) в 1974 г. в связи с принятием новой редакции Формы правления, шведская монархия была приспособлена к экономическим условиям, рожденным на стыке социализма и капитализма.
Новая Форма правления сделала все, чтобы исключить шведского монарха из сферы политики, однако оставила за ним ряд полномочий, которые позволяют королю иметь влияние в государственных институтах и обществе. Представители Шведского королевского двора, основываясь на конституционных источниках, определяют их как статус Короля как главы государства; верховного представителя (читай - главы) шведской системы защиты (то есть вооруженных сил), имеющего высшие звания во всех видах Вооруженных сил Швеции; председателя Консультативного совета по внешним сношениям; председателя (главы) Государственного совета (англ. терминология «cabinet council») в тех случаях, «когда это необходимо» (это, как правило, так называемые информационные советы), а также при смене правительства (англ. терминология «special cabinet council»); высшего представителя государства во внешних сношениях (это, кстати, осуществление монархического принципа, вытекающего из конституционной формулировки о том, что король есть правитель государства по шведской терминологии).
Как видим, статус монарха был «атрофирован» измененной Формой правления. По меткому выражению шведских юристов, король теперь является лишь придатком государства.
Однако шведская форма правления - это, безусловно, монархия. Собственно, сохранение монархии являлось отправной точкой при разработке Формы правления 1974 г. Собственно, и Конституция сохранила некоторую основу для возможности осуществления истинно монархических полномочий, а также сохранения практики существования монархии. В заключительных и переходных положениях Конституционный акт указал, что Форма правления 1809 г. (как раз и содержащая признаки монархизма) сохранит свое действие в отношении монарха, если иное не будет признано Риксдагом и из смысла акта, а также иных правовых актов будет следовать, что имеется в виду лично Король (Королевское Величество). В свою очередь, предыдущая Форма правления сохранила действие (с соответствующими исключениями) в отношении формы правления, действовавшей до ее принятия, и так далее. Поэтому полномочия монарха можно наблюдать и в инструкциях, которые давали монархи в XVI в. Собственно, и Форма правления Швеции 1974 г. не установила переход верховной власти народу: ст. 1 говорит только о наличии публичной власти (но не верховной, как принято в теории монархии) народу. А Акт о Риксдаге позволяет монарху участвовать (правда, формально) в деятельности законодательного органа: именно по представлению короля Тальман (председатель парламента) объявляет парламент открытым. Шведская доктрина права и сам принцип монархии позволяют утверждать об обязательности указаний короля в своем представлении для депутатов.
Таким образом, шведская монархия продолжает оставаться важной составной частью Шведского государства (которое официально и называется «Королевство Швеция»). Практика политической жизни государства позволяет утверждать о нужности и перспективности этого института для самой Швеции и требует формального уточнения возможностей такой деятельности в конституционных актах для исключения коллизий в деятельности Короля и придания конституционной силы сложившимся теоретическим принципам, на которых действует монархия. Далее автор на основе существующих в Форме правления разделов о работе правительства и социально-экономическом положении королевства предлагает авторский проект соответствующего раздела о деятельности Короля, а также необходимые изменения в другие разделы действующей Формы правления 1974 г.
Заключение
Форма государства - одна из важнейших категорий понятийного аппарата теории государства и права. Она в значительной степени обусловлена сущностью государства и непосредственно связана с главным вопросом политики - вопросом об организации государственной власти, ее устройстве.
Для монархии (от греч. «monarchia» - единодержавие) характерно единовластие, т.е. принадлежность власти в государстве одному лицу и особая форма передачи власти от одного верховного правителя другому, как правило в порядке престолонаследия. Истории известны несколько разновидностей монархии: абсолютная (или неограниченная), конституционная, сословно-представительная и выборная.
Идеи монархии и монархизма позволяют утверждать, что анализируемая форма правления представляет собой цепь политико-правовых следствий. Установления формы правления, которая должна быть регламентирована в первую очередь основным законом, поскольку он конституирует государство, достаточно, чтобы утверждать о существовании всех ее следствий в полном объеме.
Монархия - одно из сложных политико-правовых явлений. Представив основные положения о монархии, те, которые необходимо рассматривать цельно, без разделения, мы убедились в необъятности и перспективности анализируемой формы правления.
монархия правление шведский
Список использованной литературы
1. Голубев В. Б. Политология : учебное пособие /В. Б. Голубев; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО "Марийский гос. ун-т". - Йошкар-Ола : Марийский гос. ун-т, 2013. - 175 с. : ил., табл. ; 20 см. - Библиогр.: с. 173-174
2. Леонтьев А. Н. Политология : учебное пособие /А. Н. Леонтьев, А. Н. Марчуков; М-во образования и науки Российской Федерации, Волгоградский гос. технический ун-т. - Волгоград : ВолгГТУ, 2013. - 59, [3] с. : ил. ; 20. - Библиогр. в конце кн.
3. Гаджиев К. С. Политология : краткий курс лекций /К. С. Гаджиев. - 2-е изд., перераб. и доп.. - Москва : Юрайт, 2013 [т.е. 2012]. - 212, [1] с. ; 20. - (Хочу все сдать!)
4. Мухаев Р. Т. Политология : конспект лекций [учебное пособие] /Р.Т. Мухаев. - Москва : Проспект, 2013. - 223, [1] с. : ил. ; 21. - Библиогр. в примеч.: с. 216
5. Политология : учебник по дисциплине "Политология" для студентов высших учебных заведений /[В.И. Буренко, д.полит.н., проф., В.Г. Ледяев, д.филос.н., д-р политики, В.В. Меркулов, к.филос.н., доц. и др.]; под ред. д.полит.н., проф. В.И. Буренко. - 2-е, стер.. - Москва : КноРус, 2013 [т.е. 2012]. - 387 с. : ил. ; 22. - (Бакалавриат). - (Учебник). - Библиогр.: с. 385-387
6. Василенко И. А. Политология : учебник для бакалавров для студентов высших учебных заведений по специальности "Политология" [базовый курс] /И.А. Василенко; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп.. - Москва : Юрайт, 2013 [т.е. 2012]. - 423 с. ; 21. - (Бакалавр). - (Министерство образования и науки РФ рекомендует). - Библиогр.: с. 421-423 (33 назв.) и в подстроч. примеч.
7. Анникова В. А. Политология. Основы политической теории : учебно-методические материалы /В. А. Анникова; Российский ун-т дружбы народов. - Москва : МАКС Пресс, 2013. - 20 с.
8. Кальсина А. А. Политология : учебное пособие для студентов заочной формы обучения /А. А. Кальсина; Негос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Зап.-Урал. ин-т экономики и права". - Пермь : Западно-Уральский институт экономики и права, 2013. - 150 с. ; 21. - Библиогр.: с. 149 и в конце парагр.
9. Конституция Российской Федерации
10. Конституции государств Европы: В 3 т. Т. 2 / Под ред. Л.А. Окунькова. М.: Изд-во «НОРМА»,2010. – 890 с.
11. Конституции государств Европейского союза / Под ред. Л.А. Окунькова. М.: Издательская группа «ИНФРА-М-НОРМА»,2010. – 870 с.
12. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. / Под. ред. проф. Б. А. Страшун. – М.: Норма,2010. – 420 с.
13. Официальный сайт шведского Королевского двора. URL: www.royalcourt.se.
14. Официальный сайт Британской монархии. URL: www.royal.gov.uk.
15. Правовое регулирование экономических отношений. Альманах (выпуск 1)/Под ред. А.Н. Козырина. М.: Центр публично-правовых исследований,2010. – 356 с.
16. Тавадов Г. Т. Политология : учебник /Г. Т. Тавадов. - 3-е изд., испр.. - Москва : Омега-Л, 2012. - 371 с. ; 22. - (Университетский учебник). - Библиогр. в конце гл.
17. Хамов В. Л. Политология : учебное пособие /В. Л. Хамов, М. А. Черкасова; Федеральное агентство по образованию, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования Российский гос. социальный ун-т (фил. в г. Каменске-Шахтинском). - Новочеркасск : Лик, 2012. - 160 с. ; 21
[1] Конституция Российской Федерации [Текст], принятая 12 декабря 1993г. с поправками от 30 декабря 2011 года //Российская газета. -2012.- 21 янв. -№7.
[2] Конституции государств Европы: В 3 т. Т. 2 / Под ред. Л.А. Окунькова. М.: Изд-во «НОРМА»,2010. - С. 50.
[3] Конституции государств Европы: В 3 т. Т. 3 / Под ред. Л.А. Окунькова. М.: Изд-во «НОРМА»,2010. - С. 598.
[4] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юристъ,2010. - С. 163.
[5] Официальный сайт шведского Королевского двора. URL: www.royalcourt.se.
[6] Каримов Д.А. Общетеоретические положения о монархии // Вопросы юриспруденции. Приложение к «Российскому юридическому журналу». - 2009. - №2. - С. 25.
[7] Вопросы теории и практики публичной власти: Кол. монография. Екатеринбург: Издательский дом УрГЮА,2009. - С. 65 - 66.
[8] Конституции государств Европы: В 3 т. Т. 2 / Под ред. Л.А. Окунькова. М.: НОРМА,2010. - С. 406.
[9] Савицкий П.И. Конституция Бельгии: федерация, ее субъекты, органы государственной власти. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА,2009. - С. 48.
[10] Савицкий П.И. Конституция Бельгии: федерация, ее субъекты, органы государственной власти. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА,2009. - С. 67.