Формы реализации юридических норм
1 - использование
2 – исполнение
3 – соблюдение
4 – применение
Во всех учебниках указываются все 4 формы реализации, но нет объяснения, почему существуют именно 4 формы, ни 1, ни 2, ни 3, а именно 4 формы реализации юридических норм.
В поисках ответа необходимо обратиться к самой юридической норме. Становится ясно, что не может быть 1 формы, ведь юридическая норма состоит из разных структурных элементов. Разные структурные элементы могут быть реализованы несколькими формами. Но почему 4, ведь структурных элемента 3?
1 - использование – системная, целеустремленная деятельность человека: Ц-Р. Форма реализации гипотезы, когда человек действует в соответствии со своим правомочием.
2 - исполнение – активная деятельность человека по реализации предписаний юридической нормы. Форма реализации диспозиции.
Но диспозиция может быть реализована не только в виде активной деятельности человека, но и в виде воздержания от каких-либо действий. В случае воздержания от каких-либо действий диспозиция не может быть реализована в форме активной деятельности, в форме исполнения.
В этом случае мы имеем дело с такой формой реализации юридической нормы как соблюдение
3 – соблюдение – воздержание от каких-либо действий.
Таким образом, диспозиция может быть реализована в 2-х формах: исполнение, соблюдение.
4 – применение – форма реализации санкции, осуществляется уполномоченными государственными органами.
Правоотношения
Юридическая норма – слова на бумаге. Как юридическая норма регулирует общественные отношения? Почему именно эти слова регулируют общественные отношения?
Может быть потому, что такая норма, такие слова подкреплены возможностью применения мер государственного принуждения – несостоятельная позиция.
От противного, допустим человек действует в соответствии с юридической норма, потому что опасается мер государственного принуждения. Тогда необходимо приставить к этому человеку контролера, который контролировал бы его. Но этого контролера тоже нужно контролировать, чтобы он действовал в соответствии с юридической нормой. Но и контролера контролера необходимо контролировать. Необходимо контролировать и контролера контролера контролера… Таким образом невозможно организовать общество, ненапасешся контролеров. Такая конструкция не может быть завершенной. Такая позиция - социально опасное представление! Усиление мер государственного принуждения не приводит к существенному повышению эффективности правового регулирования.
Ответ. Люди действуют в соответствии с юридическими нормами, потому что они заинтересованы так действовать. Человек обнаруживает, что его цель совпадает с целью, содержащейся в гипотезе юридической нормы в виде правомочия. Он начинает действовать в соответствии с этой целью, выходит на обязанных субъектов и требует от них выполнения возложенных на них обязанностей. Если обязанный субъект не исполняет свои обязанности или недобросовестно их исполняет, человек выходит на субъекты, управомоченные применять меры государственного принуждения.
Происходит трансформация юридической нормы на бумаге в правоотношения.
Правоотношения – общественные отношения, урегулированные правом.
Если юридическая норма не трансформируется в правоотношения, то она ничего не регулирует, остается лишь на бумаге.
Стартер этой трансформации – момент, когда субъект начинает действовать в соответствии с правомочием и выходит на обязанные субъекты – юридический факт.
Юридические факты – обстоятельства, с которыми (общество) нормы права связывают возникновение правоотношений, их изменение или прекращение.
Юридические факты: действия, события
Действия – такие обстоятельства, юридические факты, которые производны от воли и сознания людей.
События – не зависят, не связаны с волей и сознанием людей (например, смерть)
Действия: правомерные и неправомерные
Юридические нормы сами по себе ничего не регулируют и не могут регулировать: у слов нет ни рук, ни ног, сами они реализоваться не могут.
ТОЛЬКО люди, которые начинают действовать в соответствии с юридическими нормами превращают юридические нормы в регуляторы общественных отношений.
Правоотношения. Человек выходит на обязанный субъект и требует исполнения, если обязанный субъект не исполняет обязанностей, то человек обращается к органам, уполномоченным применять меры государственного принуждения и требует от этих органов, чтобы обязанный субъект выполнил обязанности.
Как повысить эффективность правового регулирования – Усилить меры гос принуждения? В истории нет ни одного доказательство, что подобные меры приводят к повышению эффективности правового регулирования.
Необходимо сделать так, чтобы люди были заинтересованы в реализации юридических норм. То есть юридические норма как Общие цели должны учитывать интересы большей части общества. Ведь если люди заинтересованы они начнут действовать в соответствии с юридическими нормами и не надо никого заставлять.
Человек обнаружил, что его цель совпадает с целью, выраженной в гипотезе юридической нормы в виде правомочия.
Он обнаруживает, что есть также указание на средства, которые ему предоставляются, если он будет действовать в соответствии с юридической нормой – средство, указанное в диспозиции юридической нормы в виде обязанностей. Человеку выгодно действовать в соответствии с юридической нормой, он обращается к тем средствам, которые указаны в юридической норме – выходит на обязанный субъект и требует исполнения возложенных на него обязанностей. В случае, если обязанный субъект не исполняет или недобросовестно исполняет свои обязанности, человек выходит на органы, управомоченные применять меры государственного принуждения и требует от этих органов, чтобы обязанный субъект выполнил обязанности.
Система права
Макроуровень: совокупность юридических норм;
Микроуровень: юридическая норма.
Но между ними также есть формы жизни права. Право дифференцируется на какие-то части.
Почему право делится на какие-то части? – Закономерность бытия права.
Смысл юридической нормы – регулировать взаимоотношения людей.
Может ли юридическая норма регулировать деятельность одного человека? Нет.
Почему? – Структура юридической нормы: одному человеку предоставляются права, другому обязанности. Без обязанных субъектов правомочия не могут быть реализованы. Юридическая норма на одних возлагает права, на других – обязанности. Должны быть 2 стороны, 2 человека.
Право регулирует различные общественные отношения. Люди вступают в различные общественные отношения, потому что люди преследуют различные цели => многообразие общественных отношений.
Возможно ли регулировать разные общественные отношения одинаковым образом? Нет. На человека можно ли надеть одежду разных размеров? Разные отношения должны регулироваться разными нормами.
Но как право дифференцируется, из чего это деление исходит и чем определяется? Воля законодателя?
Такое деление обусловлено 2 группами общественных отношений, регулируемых 2 разными методами.
Например, имущественные отношения – это очень большая группа однотипных отношений. Ежедневно, постоянно люди состоят, вступают в такие отношения. Если законодатель будет придумывать как такие отношения регулировать, каким методом – бесполезно. Но если присмотреться к имущественным отношениям, то можно заметить, что имущественные отношения развиваются в форме товарно-денежных отношений, которые могут функционировать только при НЕЗАВИСИМОСТИ сторон.
Необходимое условие таких отношений – независимость сторон, стороны независимы друг от друга, только при этом условии товарно-денежные отношения могут функционировать.
При регулировании таких отношений во всех юридических нормах необходимо воспроизводить эту независимость. Если же законодатель забудет воспроизвести независимость сторон, эти нормы не смогут регулировать такие отношения.
Сама сущность отношений предопределяет то, как их необходимо регулировать.
Предмет правового регулирования – большая группа однородных общественных отношений, подлежащих правовому регулированию
Метод правового регулирования – то, как регулируются общественные отношения, каким способом.
Предмет предопределяет метод.
Другая группа – исполнительно-распорядительные отношения
Условие эффективности развития этих отношений то, что стороны должны быть зависимы друг от друга. Одна сторона дает распоряжения, другая сторона должна их исполнять. Иначе (при независимости) сторон эти отношения не будут регулироваться.
Предмет предопределяет метод.
Диспозитивный метод / Императивный метод.
Законодатель не придумывает право, а в праве воспроизводит закономерности общественных отношений. Волевые нормы не смогут регулировать, а будут лишь мешать, дезорганизовывать.
Сколько отраслей права? – столько, сколько методов правового регулирования
Существуют 2 отрасли права (2 метода): ЧАСТНОЕ право (диспозитивный метод), ПУБЛИЧНОЕ право (императивный метод)
Форма права это не само право, отрасль законодательства это не отрасль права. Так как всего 2 метода и других нет, то существует только 2 отрасли права.
Не смешивайте понятие отрасль права с понятием отрасль законодательства. Законодатель считает эффективным группировать в разные отрасли законодательства правовые нормы для удобства использования. Но от этого ничего не меняется. Молоко не престает являться молоком, будь оно налито в стакан, бутылку, пакет или разлито по полу.
Спор об отраслях права – спор о том, во что разлито молоко.
ВСЕГО 2 ОТРАСЛИ ПРАВА!
Правовая культура
- все, что является результатом деятельности человека
Но тогда можно ли признать культурой фашизм, если все результаты деятельности человека являются культурой?
- не все результаты
Тогда если не все, то какие?
- только те результаты человеческой деятельности, которые на практике доказали свою состоятельность
Необходимость правового воспитания
- передача ценностей от поколения к поколению
Если новые поколения не будут перенимать опыт предшествующих поколений, правовое воспитание, то будут совершать много ошибок, придумывать что-то новое, не проверенное практикой
Правовое воспитание – приобщение к опыту предшествующих поколений, что плохо, а что хорошо
Правонарушение – общественно опасное (или общественно вредное), виновное, противоправное, совершенное субъектом права (деликтоспособным лицом) деяние
-общественно опасное
- противоправное – нарушающее нормы права
Право может регулировать только целеполагающую деятельность людей, ответственность человека – соответствие результата цели. Если он не мог предвидеть, не действовал целеустремленно, право не может регулировать
Если человек действует на как целеполагающее существо
Правонарушения: проступки и преступления
Проступки носят общественно вредный характер, преступления – общественно опасный
Деяние: действие, бездействие
(активное действие или юридически значимое бездействие)
Что такое общественный вред / общественная опасность
Почему только закон устанавливает ответственность за правонарушения?
Кто может определить что вредно, а что опасно?
- Только само общество, только в законах. Ответственность за преступление может быть предусмотрена только в законе
Народ делает право, законы – либо непосредственно (референдум), либо представительно (выборный законодательный орган)
Юридический состав правонарушения – совокупность, набор признаков, элементов деяния, только при одновременном наличии которых мы можем квалифицировать деяние как правонарушение
1 Объект
2 Субъект
3 Объективная сторона
4 Субъективная сторона
1 Объект – общественные отношения, урегулированные нормами права – правоотношения
То есть правонарушение причиняет вред или опасность каким-либо общественным отношениям
2 Субъект – правоспособное, дееспособное, деликтоспособное физическое лицо либо юридическое лицо
3 Объективная сторона – деяние, общественно вредные или общественно опасные последствия, причинно-следственные связи между деянием и общественно вредными/опасными последствиями
Деяние (действие или бездействие): место, время, характеристики деяния
4 Субъективная сторона – психологическое отношение субъекта к последствиям своего деяния
(мотив, цель…)
Вина: умысел, неосторожность
Умысел: прямой, косвенный
Прямой умысел: лицо предвидит общественный вред / общественную опасность своих действий и желает наступления этих последствий
Косвенный умысел: лицо предвидит наступление общественного вреда / общественной опасности, но безразлично относится к последствиям
Неосторожность: легкомыслие, небрежность
Легкомыслие: лицо предвидит возможность наступления общественно вредных / общественно опасных последствий, но опрометчиво рассчитывает своими действиями не допустить наступления таких последствий
Небрежность: лицо не предвидело возможность наступления общественно вредных / общественно опасных последствий, хотя могло и должно было предвидеть возможность их наступления
Причина правонарушений
Право – общая цель, выработанная на основе согласования интересов
Общая цель не совпадает с чьим-то конкретным интересом, если бы она совпадала с индивидуальным интересов она бы не была общей целью.
С одной стороны, индивид заинтересован, с другой стороны он продолжает оставаться носителем собственного интереса.
Невозможно искоренить правонарушения.
Как снизить? Если Общая цель (то есть Право) будет в большей степени учитывать интересы индивидов – всех.
Почему законы выше по юридической силе?
Потому что законы принимаются народом – высшие цели, высшие положения – воля народа
Механизм согласования интересов
В одиночку государство не в состоянии с этим справиться
Гражданское общество – система общественных организаций (организационных объединений людей), членов гражданского общества
Политическая система общества – совокупность объединений гражданского общества (партии, общественные объединения, церковь)
Общественно представленные общие интересы
Если этого нет государство не в состоянии справиться
Чем богаче ПСО, чем активнее в этом обществе члены общества – тем демократичнее государство
Если члены общества не участвуют в организации, следовательно, их интересы и не могут быть учтены
А как же государство тогда услышит интересы
Только если люди выражают их интересы, участвуют в принятии решения
Если они этого не делают за них это никто не сделает
Толкование права
Толкование – особый мыслительный, интеллектуальный процесс, направленный на уяснение и разъяснение правовых норм, понимание, установление точного их смысла
Причины толкования: необходимость понять смысл закрепленной посредством слов нормы права; несовершенство законодательства; системность права; необходимость дедукции
Процесс толкование состоит из 2 элементов:
Толкующий субъект (интерпретатор) вначале уясняет содержание правовой нормы, а затем в целях установления одинакового понимания и применения разъясняет смысл и содержание всем заинтересованным лицам
- уяснение
- разъяснение
Способ толкования – приемы, правила, средства познания правовых норм, используемые субъектом толкования (интерпретатором) для их толкования
Способы: грамматический, логический, историко-политический, систематический
В зависимости от субъекта толкования различают:
1 официальное толкование - официальное толкование дается уполномоченными на то субъектами (государственными органами, должностными лицами и т.д.), оно закрепляется в специальном акте и имеет обязательное значение для других субъектов.
Официальное толкование различают двух видов:
а) нормативное (общее) толкование, не ведущее к созданию правовых норм, оно разъясняет смысл уже действующих норм; В нормативном толковании различают аутентичное (авторское, исходит от принявшего органа) и легальное (разрешенное, делегированное) толкование;
б) казуальное (индивидуальное) толкование, также является официальным, но не имеет общеобязательного характера, а сводится лишь к толкованию правовой нормы с учетом ее применения к конкретному случаю
2 неофициальное толкование – дается субъектами, не имеющими официального статуса, не обладающими по долгу службы полномочиями толковать правовые нормы.
Неофициальное толкование подразделяется на:
а) обыденное толкование. Может осуществляться любым гражданином. В нем выражается уровень правосознания различных субъектов
б) профессиональное толкование. Исходит от субъектов, сведущих в правовых вопросах (профессионалов, специалистов в области права), хотя такое разъяснение и не является юридически обязательным
в) докринальное (научное) – дается специальными научно-исследовательскими учреждениями, отдельными учеными в статьях, монографиях, комментариях, не конференциях и т.д.
Акты официального толкования
Акт толкования – акт, разъясняющий, как следует понимать и применять какие-либо правовые нормы
1 Официальное толкование (ГД, Правительство, Верховный Суд, Ген прокурор, ВАС РФ и т.д.)
Признаки актов официального толкования: исходит от уполномоченных государственных органов, влечет юридические последствия (юридическая значимость, общеобязательность)
2 Неофициальное толкование – толкование, не связанное с толкованием, осуществляемым государственными уполномоченными органами, не является обязательным для других субъектов