III. Методические рекомендации по подготовке к семинарам
Каждая тема семинара включает:
■ план занятия;
■ рекомендуемую литературу (правовые источники, дополнительную литературу как к теме в целом, так и к отдельным заданиям);
■ практические задания (задачи, задания, доклады);
■ тесты.
В разделе рекомендуемой литературы к теме приводятся также выборочные списки научных публикаций, которые можно использовать при подготовке к семинарским занятиям. Кроме того, студенты должны уметь самостоятельно выявлять и использовать новые публикации, которые появились. Сегодня большие возможности для быстрого поиска последних публикаций по проблемам конституционного права дает Интернет.
Успешность усвоения учебного курса непосредственно зависит от умения студента самостоятельно работать с основной учебной литературой, а также с рекомендуемой к темам дополнительной литературой, нормативными источниками и научными публикациями. Кроме того, при желании студенты могут самостоятельно подобрать новые публикации в текущих периодических изданиях.
Формы работы на семинарских занятиях:
Обсуждение вопросов, обозначенных в планах семинара, проходит под руководством преподавателя. При ответах рекомендуется делать ссылки на соответствующие положения нормативных правовых актов, касающихся проблематики семинара. Студенты могут пользоваться учебными пособиями или дополнительной литературой, но цитировать текст дословно нежелательно. К концу изучения настоящего учебного курса у студентов, систематически готовящихся к занятиям, как правило, вырабатывается навык свободного пересказа ранее прочитанного материала, который сопровождается собственными анализом и оценками соответствующих правовых явлений.
Задачи представляют собой спорную проблемную ситуацию по применению норм конституционного права. Студентам необходимо ответить на поставленные вопросы, на основе анализа рекомендуемых нормативных правовых актов.
Доклады. Необходимо отметить, что по конституционному праву существует большое количество публикаций. Докладчики должны освоить дополнительный материал и эффективно донести его содержание до своих товарищей, которые, в свою очередь, фиксируют главные идеи доклада в рабочих тетрадях. Преподаватель регламентирует выступления (рекомендуемое время 10-15 минут), позволяет задавать вопросы и делать реплики всем заинтересованным студентам.
Каждая тема содержит тесты для самоконтроля. В зависимости от количества входящих в него вопросов тест решается в течение 5-15 минут после освоения всей проблематики темы и выполнения соответствующих практических заданий. Необходимо отметить, что ответов на каждый вопрос может быть несколько или один.
Степень подготовки студента по учебному курсу оценивается по ряду показателей. Прежде всего, важно получить представление об основных теоретических проблемах формирования и развития конституционного права как отрасли права и науки, государственном устройстве, конституционных принципах взаимоотношений государства и личности, государства и общества, порядке формирования и функционирования системы государственной власти, формах непосредственной демократии, путях развития федеративных отношений, механизме конституционного судопроизводства.
Изучение учебного курса предполагает получение навыков работы с конституционным законодательством. Студент должен хорошо ориентироваться в его системе, уметь анализировать содержание нормативных правовых актов, выделять источники, соответствующие регулированию тех или иных общественных отношений, уметь характеризовать место и роль, полномочия того или иного органа в системе органов государственной власти. Особое значение имеет освоение конкретного нормативного материала, изучение практики Конституционного Суда РФ, а также получение навыков подготовки материалов для решения практических задач и проблемных вопросов, обозначенных в программе.