Сквозь дебри стратегического менеджмента
Приближаясь к тому моменту, кода мы все-таки сможем целиком увидеть зверя, пусть даже не во всех подробностях, мы должны рассмотреть ряд нерешенных нашими школами проблем. Мы имеем в виду, например, вопросы о том, насколько общий, родовой характер должна иметь стратегия и в какой степени менеджмент контролирует процесс ее создания? Наши школы молчат, не дают ответа (хотя вопросы вновь и вновь проявляются в форме противоречий между школами). Но для нашего понимания стратегического процесса они имеют фундаментальное значение.
Каждую проблему мы представляем отдельно, в виде вопроса и как дилемму. Но нам не нужны однозначные, «или-или» ответы; предпочтительнее задуматься
*Хронологию основных работ см. Gaddis, 1997:41.
Глава 12
о том, «когда», «где», и «при каких условиях»? Иначе говоря, ответы, как правило, отнюдь не категоричны, а зависят от того, как противоречия примиряются на практике. Мы обсудим восемь проблем. Первые три затрагивают проблемы содержания стратегии, остальные — стратегического процесса. Обсуждение каждой начинается и заканчивается вопросом. Здесь уместно процитировать мудрые слова киномагната Сэма Голдуина: «Для того чтобы довести до вас информацию, позвольте задать вам несколько вопросов».
ПРОБЛЕМА СЛОЖНОСТИ. Насколько сложной должна быть хорошая стратегия? С одной стороны, мы согласны с «Законом требуемого многообразия» У. Эшби, утверждающего, что система достаточно многообразна, чтобы разрешать проблемы, с которыми ей приходится сталкиваться (Ashby, 1970). Например, сложная изменчивая внешняя среда требует различных ответных реакций. Это означает, что возникает необходимость в сложных и детальных стратегиях. С другой стороны, не менее убедителен императив KISS: «Будь проще, балда» («Keep It Simple, Stupid», Peters and Waterman, 1982). Представитель школы моделирования К. Энд-рюс (в Christensen et al., 1982) приводит доводы в пользу стратегий как простых информирующих идей, а Р. Паскаль в духе школы обучения критикует американцев за то, что упрощенное понимание стратегии привлекает их почти так же сильно, как японцев — борьба сумо (Pascale, 1982).
Кеннет Боулдинг так обрисовал эту дилемму: «Где-то там... между частным, не имеющим значения, и общим, у которого нет содержания, должна быть... для каждой цели и каждого уровня абстракции оптимальная степень обобщения» (Boul-ding, 1956:197-198). В стратегическом менеджменте вряд ли поднималась проблема сложности: насколько комплексной, детальной, всесторонней, общей мы хотели бы видеть стратегию и при каких условиях?
ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ. Насколько интегрированной должна быть хорошая стратегия? Рассуждения представителей школы позиционирования, особенно относительно матрицы роста-доля рынка, оставляют впечатление, что стратегия — это портфель, набор весьма слабо связанных между собой компонентов. Школа планирования, хотя в ней и используется понятие «синергизма», занимает схожую позицию — в том, что касается ее основных методов капитального бюджетирования (стратегический выбор как комплекс независимых инвестиционных решений) и в особенности декомпозиции стратегий на корпоративные, бизнес-стратегии и функциональные. Однако приверженцы других школ воспринимают стратегию, скорее, как интеграцию, примерно как в работе М. Портера (Porter, 1985) о «горизонтальной стратегии» (объединенный портфель диверсифицированной деятельности). Есть и такие исследователи, особенно среди сторонников школ предпринимательства и культуры, кто вообще не видит никаких компонентов, но считает .стратегию единой, полностью интегрированной перспективой — «бесшовной», пользуясь популярным современным выражением.
Предлагается многообразие механизмов интегрирования стратегий: планы следует интегрировать формально, познание или предвидение — мысленно, культуру — нормативно, обоюдное приспособление — коллективно и т. д. Насколько желательна интеграция, какого рода интеграция необходима и при каких условиях?
Не понял названия главы
Таблица 12.1. Основные характеристики десяти школ стратегического менеджмента
Метафорические животные школ | ШКОЛА ДИЗАЙНА Паук | ШКОЛА ПЛАНИРОВАНИЯ Белка | ШКОЛА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ Водяной бизон |
Основные характеристики школ | |||
Источники * | Ф. Селзник (Selz-nick, 1957) (и более ранние работы, например, У. Ныо-мана (Newman, 1951) и К. Эндрюса (Аш/геш,1965) - | И. Ансофф (Ansoff, 1965) | Работы Д. Шендела (Schendel) и К. Хат-тена (Hatteri) в Университете Пардью в середине 1970-х гг.; особая роль М. Портера (Porter, 1980, 1985) |
Базовая дисциплина | Отсутствует (архитектура как метафора) | Определенные связи с инженерным искусством, городским планированием, теорией систем, кибернетикой | Экономикс (отраслевая организация), военная история |
Сторонники | Преподаватели, использующие методику обучения на практических примерах (прежде всего из Гарварда), приверженцы теории лидерства, особенно в Америке | «Профессиональные» менеджеры, выпускники школ бизнеса, штатные эксперты (особенно в области финансов), консультанты и государственные инспекторы, особенно во Франции и Америке | Те же, что и в школе планирования, особенно штатные аналитики, консультирующие брокерские фирмы, военные исследователи, главным образом, в Америке |
Подразумеваемая идея | Соответствие | Формализация | Анализ |
Реальная идея | Размышления (стратегия ничем не отличается от изучения практических примеров) | Программирование (скорее, чем формулирование) | Расчеты (скорее, чем создание или участие) |
Девиз | «Семь раз отмерь...» | «Дорога ложка к обеду» | «Только факты, мадам...» |
Глава 12
Таблица 12.1. Основные характеристики десяти школ стратегического менеджмента
(продолжение)
Метафорические животные школ | ШКОЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Волк | КОГНИТИВНАЯ ШКОЛА Сова | ШКОЛА ОБУЧЕНИЯ Обезьяна |
Основные характеристики школ | |||
Источники | И. Шумпетер (Schumpeter, 1950), А. Коул (Cole, 1959), работы в области ЭКОНОМИКС | Г. Саймон (Simon, 1947, 1957), Дж.Марч и Г. Саймон (March and Simon, 1958) | Ч. Линдблом (Lindblom, 1959, 1969);Р.Кайерти Дж. Марч (Cyert and March, 1963); К. Вейк (ШсМ969); Дж. Куинн((2шяя, 1980; К. Прахалад и Г. Хэмел (Prahalad and Hamel), в начале 1990-х гг. |
Базовая дисциплина | Отсутствует (хотя ранние работы написаны представителями экономике) | Психология (когнитивная) | Отсутствует (возможно, периферийные связи с психологической теорией обучения и образованием); теория хаоса в математике |
Сторонники | Популярная пресса по бизнесу, романтики-индивидуалисты, представители малого бизнеса повсюду, но особенно в Латинской Америке и среди китайцев, живущих за пределами Китая | Поборники информационных систем, философы-пуристы со склонностью к психологии, сторонники одной ветви — пессимисты, второй — оптимисты | Индивиды склонные к экспериментированию, приспособляемости, особенно в Японии и Скандинавии |
Подразумеваемая идея | Предвидение | Фреймы | Обучение |
Реальная идея | Централизация (и надежда) | Беспокойство или воображение (неспособность справиться с проблемами в любом из этих случаев) | Игра (а не следование намеченному курсу) |
Девиз | «Скажите, кто ваш руководитель...» | «Я увижу это, когда поверю в него» | «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» |
Не понял названия главы
Таблица 12.1. Основные характеристики десяти школ стратегического менеджмента
(продолжение)
ШКОЛА ВЛАСТИ Лев | ШКОЛА КУЛЬТУРЫ Павлин | ШКОЛА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ Страус | ШКОЛА КОНФИГУРАЦИИ Хамелеон |
Основные характеристики школ | |||
Г. Аллисон (Allison, 1971)(микро); Дж. Пфеффер и Г. Салансик (Pfefferan$ Salandk, 1978); Г. Эстли (Astley, 1984)(макро) | Э. Ренман и Р. Норманн (Rhenman, Normann), в конце 1960-х гг. в Швеции; отсутствие других явных источников | М. Ханнан и Дж. Фриман (Наппап and Freeman, 1977; ситуационная теория (Д. Пью (Pugh) и др. в конце 1980-х гг.)) | А. Чандлер (Chan-dler, 1962, группа из Университета Макгилла (Г. Минцберг (Mintzberg), Д. Миллер (Miller) и др. в конце 1970-х гг., Р. Майлс и К. Сноу (Miles and Snow, 1978)) |
Политические науки | Антропология | Биология, политическая социология | История |
Те, кто любит власть, политику, секретность; в основном во Франции | Индивиды, предрасположенные к общественному, духовному и коллективному; особенно в Скандинавии и Японии | Экологи популяции, некоторые теоретики организации, в общем, позитивисты и классификаторы; особенно в англосаксонских странах | Генерализаторы и интеграторы, а также проводники перемен; конфигурация наиболее популярна в Голландии и Германии, трансформация — в США |
Овладение | Объединение | Преодоление | Интеграция, |
Тайное обладание (и ни с кем не делиться) | Сохранение (а не изменение) | «Руки вверх» (уклонение от конфликтов) | трансформация Классификация, игнорирующая несущественные различия, революции (частности не замечаются, позор |
« Ищите № 1» | «Яблоко от яблони недалеко падает» | «Все относительно» | приспособленчеству) «Всему свое время» |
Глава 12
Таблица 12.1. Основные характеристики десяти школ стратегического менеджмента
(продолжение)
Метафорические животные школ | . ДИЗАЙН Паук | ПЛАНИРОВАНИЕ Белка | ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ Водяной бизон |
Основные характеристики школ (продолжение) | |||
Ключевые слова | Согласованность/ соответствие, отличительные компетенции, конкурентные преимущества, анализ ССВУ, формулирование/осуществление | Программирование, бюджетирование, графика, план действий | Генерические (родовые) стратегии, стратегические группы, конкурентный анализ, бизнес-портфель, кривая опыта |
Характеристики содержания процесса | |||
Стратегия | Уникальные, заранее планируемые перспективы | Планы разделяются на субстратегии и программы ¥ | Запланированные родовые позиции (экономические и конкурентные), хитрые приемы |
Базовый процесс | Мыслительный, простой, неформальный, продуманный (предписывающий) | Формальный, расчленение на компоненты, предначертанность (прескриптивный) | Аналитический, систематический, продуманный (предписывающий) |
Изменения | Редкие, существенные | Периодические, постепенные | Частичные, частые |
Основное действующее лицо (актеры) | Руководитель организации («архитектор») | Специалисты по планированию | Аналитики |
Организация | Регламентированная, уступает «осуществлению», «сосуд» сил и слабостей | Структурированная, разделенная на компоненты, уступает программированию | Источник конкурентного преимущества, в противном случае играет второстепенную роль |
Не понял названия главы
Таблица 12.1. Основные характеристики десяти школ стратегического менеджмента
(продолжение)
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО Волк | ПОЗНАНИЕ Сова | ОБУЧЕНИЕ Обезьяна | ВЛАСТЬ Лев |
Основные характеристики школ (продолжение) . | |||
Смелый ход, предвидение, озарение * | Карта, фрейм, концепция, схема, восприятие, интерпретация, ограниченная рациональность | Приращение, неожиданная стратегия, поиск смысла, предпринимательство, риск, сторонник, стержневые компетенции | Сделка, конфликт, коалиция, заинтересованные группы, политическая игра, коллективная стратегия, деловая сеть, альянс |
Характеристики содержания процесса | |||
Личностный, уникальный взгляд (предвидение), поиск ниши | Интеллектуальный взгляд (индивидуальное понимание) | Образцы и схемы действий, уникальная | Политические и кооперативные образцы, схемы действий, а также тайные и открытые приемы и методы |
На основе предвидения, интуитивный, предначертанный (всеохватывающий, хотя частности определяются «по ходу») (описательный) | Интеллектуальный, формируется «по ходу» (под давлением или вынужденный) (дескриптивный) | Формируется «по ходу», неформальный, неорганизованный (описательный) | Конфликтный, агрессивный, неожиданный (микро), продуманный (макро) (дескриптивный) |
Редкие, умеренные, революционные | Редкие (сопровождаются сопротивлением и выстраиваемые интеллектуально) | Непрерывные, постепенные или частичные, с редкими озарениями | Частые, частичные |
Лидер | Разум | Тот, кто учится (все, кто способен) | Облеченные властью (микро), организация в целом (макро) |
Податливая, простая | Играет второстепенную роль | Эклектичная, гибкая | Конфликтная, расчлененная, неуправляемая (микро); агрессивная, контролирующая или партнерская (макро) |
Глава 12
Таблица 12.1. Основные характеристики десяти школ стратегического менеджмента
(продолжение)
Метафорические животные школ | КУЛЬТУРА Павлин | ОКРУЖЕНИЕ Страус | КОНФИГУРАЦИЯ Хамелеон |
Основные характеристики школ (продолжение) | |||
Ключевые слова | Ценности, убеждения, мифы, культура, идеология, символизм | Адаптация, эволюция, ситуационные факторы, отбор, сложность, ниша | Конфигурация, архетип, период, стадия, жизненный цикл, трансформация, революция, реструктуризация, восстановление |
Характеристики содержания процесса | |||
Стратегия | Коллективная перспектива, уникальная | Особые позиции (в экологии популяции именуемые нишами) | Любые из колонок слева, по контексту |
Базовый процесс | Идеологический, несвободный, коллективный, предначертанный (описательный) | Пассивный, продиктованный извне и потому неожиданный (дескриптивный) | Интеграционный, случайный, упорядоченный, плюс все характеристики из других колонок, по контексту (описательный для структур, прескрип-тивный для трансформации) |
Изменения | Редкие (сопровождающиеся идеологическим сопротивлением) | Редкие и существенные (экология популяции), частичные (ситуационная теория) | Редкие и революционные (между «переворотами» — постепенные) |
Основное действующее лицо (актеры) | Коллектив | «Окружение» | Все из других колонок, по контексту (при трансформации — прежде всего руководитель организации) |
Организация | Нормативная, сплоченная | Уступчивая, простая | Любая из других колонок, периодически изменяющаяся |
Не понял названия главы
Таблица 12.1. Основные характеристики десяти школ стратегического менеджмента
(продолжение)
ДИЗАЙН | ПЛАНИРОВАНИЕ | ПОЗИЦИОНИРО- | |
Метафорические | ВАНИЕ | ||
животные школ | Паук | Белка | Водяной бизон |
Характеристики содержания процесса (продолжение) | |||
Руководство | Доминирует, | Чутко воспринима- | Чутко воспринима- |
оценивает | ет процесс | ет анализ | |
Внешняя среда | Средство для | Уступчивая (конт- | Зависит от требова- |
достижения цели | рольный перечень | ний конкуренции, | |
(источник угроз | факторов, которые | возможен экономи- | |
* | или возможностей) | необходимо оценить | ческий анализ, в |
или контролиро- | итоге уступчивая | ||
вать) | |||
Контекстные характеристики | |||
Ситуация, наибо- | Разграничиваемая | Простая и стабиль- | Простая, стабиль- |
лее соответствую- | (на экономическую, | ная (и потому | ная и зрелая |
щая окружению | техническую, | предсказуемая), | (следовательно, |
социальную и т. д.) | в идеале — управля- | структурированная | |
и стабильная | емая | и количественно | |
измеряемая) | |||
Форма организа- | Машина (централи- | Большая машина | Большая машина, в |
ции (имплицитно | зованная, в некото- | (централизованная, | основном в отрас- |
предпочитаемая) | рой степени форма- | формализованная, | лях массового |
лизованная) | дивизионализиро- | производства или | |
ванная | предметов потреб- | ||
ления (централизо- | |||
ванная, формализо- | |||
ванная), также | |||
филиальная и | |||
«глобальная» | |||
; Стадия развития | Переосмысление | Стратегическое | Оценка |
организации | деятельности | планирование | |
(наиболее вероят- | |||
ная) |
Глава 12
Таблица 12.1. Основные характеристики десяти школ стратегического менеджмента
(продолжение)
ПРЕДПРИНИМА- | ПОЗНАНИЕ | ОБУЧЕНИЕ | |
Метафорические | ТЕЛЬСТВО | ||
животные школ | Волк | Сова | Обезьяна |
Характеристики содержания процесса (продолжение) | |||
Руководство | Доминирует, | Источник познания, | Чуткое к обучению |
интуитивное | пассивное или | ||
творческое | |||
Внешняя среда | Управляемая, | Либо неодолимая, | Сложная, непред- |
множество ниш | либо конструируе- | сказуемая | |
мая | |||
Контекстные характеристики | |||
Ситуация, наибо- | Динамическая, но | Непостижимая | Сложная, динами- |
лее соответствую- | простая (поэтому | ческая (и потому | |
щая окружению | понятная руководи- | непредсказуемая), | |
телю) | непривычная | ||
Форма организации (имплицитно предпочитаемая) | Предпринимательская (простая, централизованная) | Любая | Специально созданная, а также профессиональная (децент- |
рализованная) | |||
Стадия развития организации (наиболее вероят- | Зарождение, реструктуризация, длительное время | Оригинальное понимание, переосмысление, инерт- | Развитие, выделение, особенно во время . |
ная) | остается небольшой | ность | беспрецедентных |
по величине | * | изменений |
Не понял названия главы $01
Таблица 12.1. Основные характеристики десяти школ стратегического менеджмента
(продолжение^
ВЛАСТЬ | КУЛЬТУРА | ОКРУЖЕНИЕ | КОНФИГУРАЦИЯ |
Лев | Павлин | Страус | Хамелеон |
Характеристики содержания процесса (продолжение) | |||
Слабое (микро), | Символическое | Бессильное | Проводник перио- |
точно не установ- | дических измене- | ||
ленное (макро) | ний, плюс любая из | ||
других колонок | |||
Противоречивая (в | Не существенна | Предъявляет | Любая из колонок |
микро), уступчивая | высокие требования | слева | |
или склонная к | |||
переговорам (в | |||
макро) | |||
Контекстные характеристики | |||
Вызывающая | В идеале — пассив- | Стандартная, | Любая из других |
разногласия, | ная, может стать | конкурентная, | колонок |
недоброжелатель- | взыскательной | возможность | |
ная (в микро), | разграничения | ||
управляемая или | |||
партнерская (в | |||
макро) | * | ||
Любая, но особенно | Миссионерская, а | Машина (покорная) | Любая из других |
специально создан- | также закоснелая | колонок | |
ная и профессио- | машина | ||
нальная (микро), | |||
закрытая машина | |||
или специально | |||
созданная сеть | |||
(макро) | |||
Политические | Укрепление, | Зрелость, смерть | Основной упор на |
проблемы, блоки- | инертность | трансформации | |
рование, постоян- | (поворот кругом, | ||
ные изменения | ревитализация), в | ||
(микро), домини- | противном случае | ||
рование, сотрудни- | любые из других | ||
чество (макро) | колонок, поскольку | ||
изолированные, | |||
предпочтительно | |||
упорядоченные в | |||
идентифицируемую | |||
последовательность |
Глава 12
ПРОБЛЕМА ГЕНЕРИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА СТРАТЕГИИ. Насколько уникальной или новой должна быть стратегия? Бесконечно ли число доступных стратегий или организация должна выбирать стратегию из некого «генерическо-го» (родового) набора? Соответственно в каком случае организация имеет большие шансы на успех — если она будет уважать правила или если она откровенно нарушит их? Школа позиционирования настаивает на генерическом характере стратегий, на их априорном существовании и четкой определенности. Таким обра-.зом, стратегические позиции мало чем отличаются от груш, ибо их приходится срывать с дерева предоставленных внешней средой возможностей. (Согласно школе окружения эти «плоды» оглушают «сборщиков», падая им головы.)
Несомненно, существует множество отраслевых рецептов, нет недостатка ни в «главных», ни в «копируемых» стратегиях. Но школы предпринимательства и культуры, в частности, говорят нам, что стратегии уникальны, выражают специфические позиции одного человека или культуры одной организации. Не может быть двух одинаковых стратегий. Школа обучения добавляет, что все стратегии являются продуктами индивидуальных адаптивных процессов. А школа дизайна утверждает, что стратегии уникальны, поскольку создаются в ходе личностного процесса их разработки (хотя ее представители постоянно призывают к «выбору» стратегии).
Итак, встает вопрос не только о том, какой, новой или генерической, должна быть стратегия и при каких условиях (когда и где), но и о том, как они взаимосвязаны между собой? Когда и как новые стратегии становятся родовыми, как формируются стратегические группы (блоки генерических стратегий) и т. д.?
Наши три вопроса касательно содержания стратегий сочетаются между собой. Родовые стратегии содержательно проще, менее интегрированы (как портфель компонентов), но, пожалуй, отличаются большей гибкостью. Их также легче формулировать. Новые стратегии обычно более сложны, вероятно, более интегрированы и потому менее пластичны (поскольку, собираясь изменить любую часть интегрированной стратегии, вы рискуете ее Эезинтегрировать). Их также труднее формулировать, но если это удается, мы легко их запоминаем. Более того, если стратегия имеет генерический (общий) характер, то ее естественным центром становится содержание; если же она уникальна, процесс ее создания должен быть сфокусирован. А теперь перейдем к проблемам, относящимся к упомянутой нами только что стороне, процессу.
ПРОБЛЕМА КОНТРОЛЯ. Каким должен быть процесс создания эффективной стратегии с точки зрения ее продуманности или формирования «по ходу»? Насколько этот процесс предрешен, предначертан, продуман, интеллектуален, централизован? Какова необходимость в априорном контроле в противоположность апостериорному обучению? Эти вопросы касаются не только процесса, но и содержательной стороны стратегий как намеченных планов в отличие от стратегий как реализованных моделей. (Чем неожиданнее стратегия, тем в большей мере централизованное руководство должно рассматривать содержание как процесс — другими словами, взвешенно управлять людьми и структурами в надежде, что те смогут реализовать стратегию.)
Три предписывающие школы агрессивно продвигают идею о предначертаннос-ти, продуманности стратегий, как, впрочем, и школа предпринимательства (хотя и
Дамы и господа! «Зверь» целиком перед вами ЗОЗ
менее формально). Одна из ветвей когнитивной школы сомневается в том, что стратег способен контролировать содержание собственного «детища», в то время как школа обучения отвергает предначертанность в пользу формирования «по ходу». Но, как уже отмечалось в гл. 1, в реальной жизни ни одна стратегия не может быть в чистом виде ни заранее спланированной, ни созданной исключительно «на ходу», так как в первом случае не остается места обучению, а во втором отсутствует контроль за процессом. Следовательно, вопрос звучит следующим образом: какой должна быть степень продуманности стратегии и в каких условиях?
ПРОБЛЕМА КОЛЛЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. Кто выступает в роли стратега? Что понимать под «мнениеморганизации»? В табл. 12.1 мы перечисляем кандидатов на должность стратега — с точки зрения каждой школы. Крайние позиции по $тому вопросу занимают школы дизайна и предпринимательства, полагающие, что стратег — это один человек, а также школы обучения, политических сил и культуры, которые рассматривают создание стратегии как процесс коллективный. Сторонники школ внешней среды, планирования, позиционирования и познания считают, что стратегию формируют внешнее окружение, методика, анализ или разум как явление биологическое соответственно. Таким образом, наш вопрос следует перефразировать: в чем состоят фундаментальные основы стратегического процесса? Является ли формирование стратегии индивидуальным, техническим, физиологическим или коллективным процессом и процесс ли это вообще? Возможно, стратегический процесс сочетает в себе все эти признаки? Если да, то в какой пропорции и при каких условиях?
ПРОБЛЕМА ИЗМЕНЕНИЙ. В связи с проблемой стратегических изменений нас интересуют три вопроса — о наличии изменений, их характере и источниках.
Во-первых, как стратеги примиряют между собой силы, выступающие за перемены, и факторы стабильности? Как они поддерживают равновесие и порядок, эффективность структуры, контроль, если одновременно им необходимо реформировать организационную структуру и адаптироваться, реагировать, быть новаторами, учиться? Еще раз отметим, что, невзирая на впечатление от большинства работ по стратегическому менеджменту, стратегия — это понятие, связанное не с переменами, а со стабильностью. Именно стремление к устойчивости и постоянству побуждает организации к разработке и реализации стратегий. Но каждой компании рано или поздно приходится осуществлять стратегические трансформации, цель которых — избавление от «устаревших» реакций на изменения во внешней среде.
Школа планирования утверждает, что каждая организация способна сохранять стабильность и одновременно осуществлять преобразования, условием чего выступает определение основной линии поведения с помощью подробно разработанных планов и осуществление инноваций в соответствии с утвержденным графиком. Что ж, очень удобно. Но практическая возможность реализации данного алгоритма вызывает большие сомнения. Другие школы склоняются к одной из двух позиций: организации либо постоянно внедряют новшества, либо практически не изменяются. В сфере политики стратегии находятся в состоянии постоянного изменения, поскольку непрерывно возникают все новые и новые проблемы. Точно так же стратегическое обучение — это непрекращающийся процесс возникновения новых мо-
Глава 12
делей поведения, поскольку организации требуется постоянно принимать новые стратегические решения. Но с точки зрения школ внешнего окружения и культуры, а также некоторых сторонников когнитивной школы стратегии изменяются весьма редко (если перемены вообще возможны): организация или стратег находят подходящую нишу, устанавливают собственную культуру, постепенно формируют интеллектуальную структуру, а потом никак не могут от них отказаться. (Согласно школе внешней среды они скорее умрут, чем изменятся.) Но в реальной жизни следовало бы избегать крайностей.
Обратимся к характеру, или темпам, осуществления изменений. Школа конфигурации высказывается в пользу периодических, но существенных коренных преобразований. Тот же характер инноваций подразумевается в построениях школ дизайна и предпринимательства, в которых стратегия возникает как бы из ниоткуда. Подобный'подход весьма близок когнитивной и культурной школам. По мнению их приверженцев, стратегии вообще отличаются жесткостью, внесение в них изменений проблематично. С другой стороны, школа обучения допускает преобразования в форме постепенных приращений, по мере того как стратег, накапливая опыт, все глубже вникает в суть сложной ситуации (допуская в некоторых случаях резкие сдвиги как результат «озарений»). Фактически школа планирования также склонна признавать постепенные изменения, в то время как политическая школа (микро) говорит о разрозненных, постепенных, возникающих в результате конфликтов трансформациях.
Рассуждения всех школ выглядят убедительными. Мы уже обсуждали эмпирические доказательства в пользу некоторых из представленных позиций. Например, квантовая теория показывает, что организации изменяются постепенно в соответствии с принятыми стратегиями, но иногда смена курса происходит в результате революционных перемен. Это особенно верно для предпринимательских организаций и компаний, занятых массовым производством, в то время как для инновационных фирм предпочтительнее сбалансированное чередование циклов изменчивых и стабильных состояний. Таким образом, характер изменений разнообразен, но в чем он состоит и при каких условиях?
HcTO4knKH трансформации — последняя связанная с изменениями проблема. Откуда происходят новые стратегии? Если рассматривать понятие обучения не только в связи с одноименной школой, то как учатся организации — в процессе деятельности (как говорит школа обучения), мышления (дизайн), программирования деятельности (планирование), анализа и оценки ситуации (позиционирование) или обсуждения проблем (власть)? Если школа обучения считает, что организации обучаются с легкостью, то когнитивная и культурная школы убеждены, что «учеба» дается им с большим трудом. По мнению же школы внешней среды, организации вообще не способны к обучению. Итак, обучаемы ли организации, насколько легко, как и при каких условиях?
ПРОБЛЕМА ВЫБОРА. Вопрос не в существовании стратегического выбора, а в его широте, поэтому мы не согласны с чистым детерминизмом школы внешней среды, а также с родственными ему взглядами сторонников когнитивной и культурной школ, утверждающих, что частности губят стратегов. Точно так же мы не поддерживаем удобную волюнтаристскую точку зрения школ дизайна и предпри-
Дамы и господа! «Зверь» целиком перед вами
нимательства, рисующих портрет практически всемогущего «великого руководителя». Что до предполагаемого притворного волюнтаризма школ планирования и позиционирования, — мир существует только для того, чтобы его «дергали» специалисты по планированию и аналитики, то при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что представителей школы планирования огорчают неожиданные изменения, а школа позиционирования с недоверием относится к реальному выбору. В обоих случаях под маской поборников свободы воли скрываются детерминисты.
Пожалуй, только представителям макроветви школы власти удалось выработать взвешенную позицию. Она заключается в том, что сила организации отражает ее зависимость^ внешней среды в вопросе приобретения ресурсов. Некоторым организациям приходится в основном отмалчиваться, в то время как другие могут иногда доминировать. (Возможно, кое-кто молчит, будучи убежден, что на самом деле он властвует, как король в «Маленьком принце» А. Сент-Экзюпери, во власти которого было приказать солнцу зайти за горизонт, правда, только в определенное время суток, ближе к вечеру.) Сбалансированность есть и в позиции школы обучения, убежденной, что сталкивающиеся с трудными проблемами и задачами стратеги постоянно учатся на своем опыте; иногда их посещают озарения — что опровергает предполагаемую ограниченность когнитивных возможностей. Таким образом, возникает вопрос: в чем, когда и где проявляется сила проактивного руководства, индивидуальной интуиции, коллективного обучения перед лицом требований внешней среды, инертности организации и когнитивных ограничений?
ПРОБЛЕМА МЫШЛЕНИЯ. Наконец, мы подошли к самой, пожалуй, интригующей проблеме, родственной проблеме сознательного контроля над стратегическим процессом. Р. Паскаль (Pascale, 1982,1984) формулирует ее так: насколько насущна необходимость в стратегическом мышлении? Он имеет в виду, что, увлекаясь процессом формирования стратегии, организации теряют над ним контроль. Подходя к решению проблемы с позиций школы обучения, Р. Паскаль полагает, что успех организации определяется ее действиями.
Но, как и прежде, не стоит дихотомизировать проблему. Естественно, мы должны думать — мы ведь мыслящие животные — и даже иногда оформлять свои мыс- s ли. И все же (мы критиковали за это прескриптивные школы) существует опасность того, что интеллектуальные усилия ограничат способность и готовность к действиям («паралич по причине чрезмерной склонности к анализу»). В когнитивной школе сознательное мышление не получило особого признания, хотя, вот ирония судьбы, «знамя» подхватила школа обучения (допускающая озарения и вдохновения). Возможно, примером сбалансированного подхода является точка зрения К. Вейка, настаивающего на необходимости действий и поиске оправданий a posteriori. Вот почему мы цитировали его работы как в нашем анализе когнитивной школой, так и при рассмотрении положений школы обучения.
Итак, мы надеемся, что вы захотите самостоятельно поразмышлять над проблемами формирования стратегии. Возможно, следует перефразировать вопрос Р. Паскаля (он почти не поднимается в литературе по стратегии управления) следующим образом: «Что такое стратегическое мышление»? И какие его формы, какие «стратегические стили», наиболее эффективны? Как мышление связано с
Глава 12
деятельностью в процессе создания стратегии: другими словами, как частное характеризует общее, а общее связано с частным? Когда и где?
Навстречу зверю
Наша экспедиция возвращается на базу; совсем скоро вы прибудете домой с багажом впечатлений. Позвольте нам помочь упорядочить ваши впечатления от сафари.
В этой книге есть как минимум одна неясность: не совсем понятно, что же описывают школы стратегий — разные процессы или различные части одного процесса. Как поступить стратегу — выбирать идеи из уже имеющихся (как в ресторане мы заказываем блюда из меню) или решительно отправиться на кухню, чтобы приготовить что-то свое?
На этот вопрос мы оба раза отвечаем «да».
Создание стратегии всегда подразумевает комбинирование различных подходов разных школ. Разве можно представить создание стратегии в любой, серьезной организации без использования интеллектуальных и социальных подходов, без учета требований среды, энергии лидерства и сил организации, без выбора между постепенными и революционными изменениями? И может ли быть реальный стратегический процесс в чистом виде продуманным или формирующимся «по ходу»? А отрицать обучение так же глупо, как отвергать контроль.
Кроме того, есть еще и практика. Иногда для нее более характерно индивидуальное познание, а не социальные взаимодействия (в малом бизнесе, например). Какие-то стратегии представляются хорошо обдуманными (особенно в зрелых отраслях массового производства и государственных организациях), а другие неожиданными и адаптивными (как в динамических отраслях высоких технологий). Внешнее окружение может иногда быть очень требовательным (во время социальных потрясений), хотя в то же самое время многие руководители предпринимательского типа умеют ловко маневрировать и в этих условиях. Помимо прочего, существуют идентифицируемые стадии и периоды создания стратегии, не в абсолютном смысле, но как тенденции.
Конечно, сам формат нашей книги поддерживает последнюю интерпретацию — описание разных процессов. Наша книга посвящена целому, а не «осколкам» (различным типам стратегического процесса). Благодаря этому мы не испытывали особых проблем с ее написанием и, мы надеемся, вы прочитали ее легко. Не забывайте, что вы познакомились с обзором области научного исследования, а стратегический менеджмент в течение последних тридцати лет не отличался однородностью (от планирования к позиционированию и обучению и т. д.). Вероятнее всего, в этом проявляется влияние академических авторов и консультантов: именно они задают стиль мышления в этой области. Подобно мясникам (к коим мы причисляем и себя), они крошат реальность так, как им удобно, по своему усмотрению используя одну часть зверя и пренебрегая остальными. Совсем как браконьеры, которые завладевают слоновьими бивнями, оставляя тушу гиенам. Естественно, чем далее в историю устремлен наш взгляд, тем более цельным все это выглядит в ретроспективе. Частности стираются.
Но те, на ком в итоге лежит ответственность, — руководители организаций — не могут позволить себе подобной роскоши. Они должны распорядиться целым зве-
Дамы и господа! «Зверь» целиком перед вами
рем формирования стратегии — не только, чтобы сохранить ему жизнь, но и помочь поддержать его реальную жизненную энергию. Правда, за ними остается право выбора: слон может быть и тягловым животным, и формальным символом — но только если останется живым существом.
К чему тогда писать эту книгу (не считая создания исторических записок)? Почему не оставить эту область исследования классификаторам, которые соберут вместе все до мелочи? Да потому что у них нет необходимого импульса, по крайней мере на практике. Не то чтобы руководители не осознавали значения частностей — они ежедневно имеют дело прежде всего с нюансами. Скорее, как и всем нам, им проще постигать мир категориями, во всяком случае первоначально. Категории мы воспринимаем ярче. А за ними уже следуют детали.
Хитрость в том, чтобы воспользоваться простотой, не обольщаясь ею (вспомните слова Уайтхеда), признавая ценность категорий идти дальше.
Критикуя, порой довольно резко, разные школы, мы пытались показать, что самые крупные неудачи стратегического менеджмента случаются тогда, когда руководители воспринимают какую-либо точку зрения излишне серьезно. Во время всеобщего увлечения планированием все должно было рассматриваться с генери-ческих позиций и основываться на тщательных расчетах. Теперь последний крик моды — обучающаяся организация, и необходимо каким-то образом примириться с непрерывной трансформацией. «Учитесь и еще раз учитесь, — наставляют ученые мужи, — но делайте это быстро и решительно». Не удивительно, что в деятельности организаций столько неразберихи.
Мы надеемся, что, сопоставляя основные идеи всех десяти школ, мы сумели показать их ошибки. Иначе говоря, читайте нашу книгу в целом, а не какие-то отдельно взятые главы. Категории каждой школы следует использовать в качестве строительных блоков, или, вернее, ингредиентов сложного блюда.
Мы представляем вашему вниманию два рисунка. Один иллюстрирует разные взгляды на процесс формирования стратегии, другой — формирование стратегии как единого интегрированного процесса. А совместив рисунки, вы получите «стереоизображение» нашего слона.
КАРТОГРАФИРОВАНИЕ БЛОКОВ. На рис. 12.2 представлены разные подходы к формированию стратегии в двух измерениях — по степени управляемости внешней среды (в диапазоне от постижимого до дезориентирующего) и открытости предполагаемого внутреннего процесса (в диапазоне от рационального до естественного). В этой зоне стратегического менеджмента отображены основные «блоки» (теории) формирования стратегии. (Мы могли выбрать другие измерения; наша цель — просто показать расположение разных подходов и их соответствие условиям, описанным в нашем тексте.)
Мы заполнили все четыре угла карты. В нижнем левом «обосновались» школы планирования и позиционирования (рациональные процессы в предположительно контролируемом окружении), а в верхнем правом — школы познания, обучения и власти (микро), в которых процессы рассматриваются как более естественные, или органические, в считающемся непредсказуемым окружении. В двух других углах мы видим предпринимательство как подход к открытому процессу в очевид? но контролируемой части окружения и подход с позиций внешней среды, согласно
которому организация будет рационально реагировать на не поддающиеся контролю внешние факторы. Все другие школы занимают промежуточные позиции. То же касается и некоторых смешанных подходов, отмеченных соединяющими пары школ линиями.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛ. На рис. 12.3 показаны места, занимаемые различными школами вокруг и внутри единого процесса формирования стратегии. В центре в черной рамке — процесс реального создания стратегии. Стрелки и линии показывают его взаимосвязи с нашими школами. Только когнитивная школа пытается понять суть процесса, но, как мы отмечали в гл. 6, без особого успеха. Все другие школы, на наш взгляд, располагаются вокруг черной рамки: над ней, выше, ниже, перед, за или вне ее (прослеживается явное родство со схемой, в которой стратегическое мышление сопоставляется со зрением, гл. 5).
Дамы и господа! «Зверь» целиком перед вами ч 909 |
Взгляд школы позиционирования обращен назад, на установившиеся (исторические) данные, которые она анализирует и вводит в процесс создания стратегии (черную рамку). С другой стороны из рамки выходят последовательно школы планирования, дизайна и предпринимательства. Школа планирования устремлена вперед, но только в будущее (составление планов стратегий). Школа дизайна заглядывает далеко вперед, к стратегической перспективе, а школа предпринимательства смотрит Поверх рамки и по ту сторону ближайших преград, создавая уникальную картину будущего.
Школы обучения и власти, запутавшись в мелочах, застряли внизу (их интересует не столько лес, сколько деревья). Школа обучения, глядя на землю (основание), иногда зрит в корень. Власть увлечена тем, что происходит еще ниже (но не глубже): под камнями, иногда даже под землей, добираясь до мест, которые организации не всегда хотят афишировать.
Сверху, с облаков убеждений, взирает на все происходящее внизу школа культуры, а забравшаяся еще выше школа внешней среды, так сказать, наблюдает. И, в противоположность когнитивной школе, которая пытается заглянуть внутрь процесса (через микроскоп в отличие от перевернутого телескопа школы окружения), школа конфигурации рассматривает процесс или, можно сказать, смотрит всюду.
Таким образом, каждая из наших десяти школ сугубо индивидуально рассматривает один и тот же процесс. Надеемся, что все вместе они смогут помочь руководителям прозреть его насквозь.
Глава 12
БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЧАСТИ. Удобно, что стратегический менеджмент так четко разделен на десять видов, что значительно облегчило нашу работу (авторов книги, читателей, исследователей, консультантов, руководителей). К сожалению, такое разделение неудобно с практической точки зрения.
Вот почему нас радует — по крайней мере теперь, когда мы закончили книгу, что данная область исследования становится более эклектичной, более сложной. Но некоторые не могут скрыть «горестных слез», утверждая, что наша научная область науки дезорганизована, а значит необходимо выработать нечто вроде «парадигмы». Спасибо, мы проходили это в 1970-х гг. (в форме стратегического планирования). Что, если не стратегическую утопию, представляли собой попытки заставить всех и каждого заполнять самые разные, но одинаково глупые плановые формы? Позже едва ли не каждый был одержим позиционированием. Теперь пришла мода на обучение и беспрерывные преобразования. Стоит ли всякий раз вступать в одну и ту же реку? Нам необходима эффективная практика, а не чистая теория. Появление разнообразных гибридов школ — хороший знак. (Конечно, они являются гибридами только на наш взгляд. Стоит изменить ракурс, — помните тот причудливый винный кубок, который, если смотреть на него в перевернутом виде, напоминает женский профиль, — и гибридами станут сами школы.) Следовательно, не только область стратегического управления становится более зрелой, но усложняется и практика.
Изучая слона, слепые не видели его corpora collosa, ткани, соединяющей две полусферы мозга. Не видели они и связок, соединяющих кости животного. А вот в стратегическом менеджменте мы начинаем постигать перспективу. И замечательно, потому что без этих невидимых глазу частей все слоны будут мертвыми слонами, а все стратегии — мертвыми стратегиями.
Осознание перспективы никогда не дается легко. Формирование стратегии — сложная сфера. А десять — слишком большое число для человеческого сознания, привыкшего к семерке плюс-минус два. Но виноваты, дорогой Брут, не звезды и не мы сами, таков процесс. Формирование стратегии — это и оценочный дизайн, и интуитивное предвидение, и обучение; это и трансформация, и постоянство; оно может включать и индивидуальное познание, и социальные взаимодействия, сотрудничество и конфликт; оно должно содержать предварительный анализ, и последующее программирование, и промежуточные переговоры; и все эти аспекты являются реакциями на то, что мы называем требованиями внешней среды. Просто попробуйте не учесть один из них, и посмотрим, что получится.