Мероприятия по охране рек и водоемов от загрязнения, засорения и истощения и по их комплексному использованию

Как мы выяснили при рассмотрении первого и второго вопросов, основной причиной экологического бедствия наших водоемов является та, либо иная деятельность человека. Теперь обратимся к вопросу о том, как тот же человек может способствовать если не ликвидации, то хотя бы уменьшению причиняемого им вреда, а также восстановлению природных сообществ водоемов. На наш взгляд все мероприятия по охране рек и водоемов от загрязнения, засорения и истощения и по их комплексному использованию:

Охранные.

Рекультивационные.

Хозяйственные.

Теперь попытаемся рассмотреть каждые из этих мероприятий более подробно.

К охранным, как это следует из самого названия, следует отнести все мероприятия связанные с охранной ныне существующих сообществ и сохранения их хотя бы в том состоянии, в котором они существуют в настоящее время. К данным мероприятиям можно отнести борьбу с браконьерством, особое место отводится охране мест гнездования водоплавающих и околоводных птиц, охране мест массового нереста рыбы. Не менее важным остается вопрос борьбы с пожарами и незаконными вырубками леса по берегам водоемов, с загрязнением водоемов ядовитыми и токсичными веществами, а также тяжелыми металлами. Здесь следует отметить, что большинство водоемов не потеряло еще способности к самовосстановлению, и если предпринимать меры по недопущению дальнейшего загрязнения водоемов и нанесения ущерба их обитателям то через определенный промежуток времени, который может растянуться не на одно десятилетие, произойдет самовосстановление экосистемы водоемов и возможно до такого состояния, каким они были до вмешательства человека. В тоже время мы понимаем, что как бы не хотелось нам, человек не сможет полностью отказаться от вмешательства в жизнь водоемов (например, отказаться от судоходства, использования воды для ирригации сельскохозяйственных земель и т.п.) Именно по этому применение одних только охранных мер недостаточного для восстановления биоценоза водоемов, необходимо применение и двух остальных видов мер.

Проводимые мероприятия по реабилитации и благоустройству прудов, рек, ручьев приводят водные объекты в состояние экологического равновесия, что положительно отражается на флоре и фауне водоемов и прибрежных территорий.

Экологическая реабилитация водоемов включает в себя:

осуществление проектно-изыскательских работ (описание объекта: полевые обследований прилегающих территорий, картографирование, составление отчета; лабораторные исследования :отбор и анализ проб; рекомендации по техническому и биологическому этапам реабилитации водоемов)

очистка ложа водоема от загрязненных отложений ;

проект гидроизоляции прудов, дноукрепление ;

аккумуляция и очистка дренажных и ливневых вод, подпитывающих водоёмы

рекультивация водосборных территорий ;

проект берегоукрепления , противооползневые и противоэрозионные мероприятия

заселение водоемов гидробионтами, высадка водной растительности;

экологическую реабилитацию и благоустройство пойменных территорий;

благоустройство, озеленение, ландшафтный дизайн прибрежных и рекреационных зон.

Экологическая реабилитация состоит из нескольких этапов:

1.Этап подготовительных работ;

Проводится изучение гидрогеологических характеристик водоема, его морфологических параметров (глубины, рельефа дна), отбор проб воды и иловых отложений для лабораторного анализа на предмет химического загрязнения.

2.Этап технической реабилитации водоема;

В зависимости от размеров водоема, наличия гидротехнических сооружений, гидрогеологических характеристик местности и ряда других обстоятельств, определяется необходимость в механической очистке ложа водоема от иловых отложений.

3. Этап биологической реабилитации;

Природный водоем представляет собой сбалансированную экосистему, в которой действуют механизмы самоочищения.

Заселение воды живыми организмами-гидробионтами выполняется по результатам биотестирования водоема. Подбирается для заселения видовое сообщество таких микроорганизмов, беспозвоночных, моллюсков, которое позволяет восстановить гидроэкосистему водоема .

4. Создание (восстановление) береговой экосистемы;

Правильно расположенные и сформированные зоны береговой во многом определяют в дальнейшем качественный состав воды. Помогают сформировать природный ландшафт обеспечить кормовой базой биоту водоема. Восстановление в береговой зоне определенного вида зеленых насаждений и различных живых организмов благоприятно сказываются на экосистеме водоемов.

5. комплексное благоустройство прилегающей территории;

От окружающей территории во многом зависит и качественный состав воды в пруде. При экологической реабилитации необходимыми условием является правильная планировка территории, обеспечивающая удобные подходы к воде, смотровые площадки, распределение рекреационной нагрузки. Исключение попадание сточных вод в акваторию.

К рекультивационным мероприятиям также относится искусственное разведение и последующий выпуск в среду обитания мальков в первую очередь тех видов рыб, которым был причинен наибольший ущерб и популяции которых либо уже достигли, либо стоят на границе того количества при котором ее самовосстановление становится невозможным.

Следующий вид рассматриваемых мероприятий – это хозяйственные мероприятия, одним из которых является рациональное природопользование. Природопользование в любой отрасли строится на следующих принципах: принцип системного подхода, принцип оптимизации природопользования, принцип опережения, принцип гармонизации отношений природы и производства, принцип комплексного использования.

Кратко рассмотрим эти принципы.

Принцип системного подхода предусматривает комплексную всестороннюю оценку воздействия производства на среду и ее ответных реакций. К примеру, рациональное использование орошения повышает плодородие почвы, в то же время приводит к истощению водных ресурсов. Сбросы загрязнителей в водоемы оцениваются не только воздействием на биоту, но и определяют жизненный цикл водных объектов.

Принцип оптимизации природопользования заключается в принятии целесообразных решений об использовании природных ресурсов и природных систем на основе одновременного экологического и экономического подхода, прогноза развития различных отраслей и географических регионов. Разработка ископаемых имеет преимущество перед шахтной добычей по степени использования сырья, но приводит к утрате плодородия почв. Оптимальным при этом является сочетание открытых разработок с рекультивацией и восстановлением земель.

Принцип опережения темпов добычи сырья темпами переработки основан на снижении количества отходов в процессе производства. Он предполагает прирост продукции за счет более полного использования сырья, ресурсосбережения и совершенствования технологии.

Принцип гармонизации отношений природы и производства базируется на создании и эксплуатации природно-техногенных эколого-экономических систем, представляющих собой совокупность производств, обеспечивающих высокие производственные показатели. При этом обеспечивается поддержание благоприятной экологической обстановки, возможно сохранение и воспроизводство естественных ресурсов. Система имеет службу управления для своевременного выявления вредных воздействий и корректировки компонентов системы. К примеру, если обнаружено ухудшение состава окружающей среды вследствие производственной деятельности предприятия, служба управления принимает решение о приостановлении процесса или уменьшении объемов выбросов и сбросов. В таких системах предусматривается прогнозирование нежелательных ситуаций посредством мониторинга. Полученная информация анализируется руководителем предприятия, и принимаются необходимые технические меры по ликвидации или снижению загрязнения природной среды.

Принцип комплексного использования природных ресурсов предусматривает создание территориально-производственных комплексов на базе имеющихся сырьевых и энергетических ресурсов, которые позволяют более полно использовать указанные ресурсы, снизив при этом техногенную нагрузку на среду. Они имеют специализацию, сконцентрированы на определенной территории, обладают единой производственной и социальной структурой и совместно способствуют охране природной среды, как например, Канско-Ачинский теплоэнергетический комплекс (КАТЭК). Однако эти комплексы могут оказывать и негативное воздействие на природную среду, но за счет комплексного использования ресурсов это воздействие значительно снижается

Следующим мероприятием является рациональное водопользование. Водопользование— совокупность всех форм и видов использования водных ресурсов в общей системе природопользования. Рациональное водопользование предполагает обеспечение полного воспроизводства водных ресурсов территории или водного объекта по количеству и качеству. Это основное условие существования водных ресурсов в жизненном цикле. Совершенствование водопользования — основной фактор современного планирования хозяйственного развития. Водное хозяйство определяется наличием двух взаимодействующих блоков: природного и социально-экономического. В качестве ресурсосберегающих систем следует рассматривать речной водозабор как часть земной поверхности. Речной водозабор — функционально и территориально целостная динамическая геосистема, развивающаяся в пространстве и во времени с четко обозначенными природными границами. Организующим началом этой системы является гидрографическая сеть. Водное хозяйство — это сложная организованная территориальная система, формирующаяся в результате взаимодействия социально-экономических обществ и природных водных источников.

Важная задача водохозяйственной деятельности состоит в ее экологической оптимизации. Это возможно, если в стратегию водопользования заложен принцип минимизации нарушения структуры качества водного объекта с водосбором. Возвратные воды после их использования отличны по составу от природных вод, поэтому для рационального водопользования обязательна максимальная экономия и минимальное вмешательство в естественный влагооборот на любом уровне. Запасы и качество водных ресурсов являются функцией региональных условий формирования стока и техногенного круговорота воды, создаваемого человеком в процессе водопользования. Оценка водообеспечения территории для региона может быть представлена в виде комплекса высокоинформативных гидрогеологических показателей, соответствующих различным вариантам затрат на организацию водопользования. При этом должны быть представлены, как минимум, три варианта — два крайних и один промежуточный: естественные условия, которым соответствует минимум ресурсов и нулевые затраты на их добычу; условия расширенного воспроизводства, появляющиеся в результате проведения дорогостоящих инженерных мероприятий; условия предельного водопользования, которые имели бы место при использовании полного годового стока, формирующегося на данной территории, что соответствует не только максимуму ресурсов, но и максимуму возможных затрат. Такие условия недостижимы, но при моделировании и прогнозировании в теоретическом плане их рассмотрение необходимо для получения представления об изучаемых процессах и как сравнительная величина для хозяйственных расчетов. Не менее важное значение здесь имеет и строительство очистных сооружений, либо модернизация уже существующих, применение которых является гарантом воспроизводства «качественных» водных ресурсов, которые после использования в хозяйственной деятельности человека возвращаются в водоемы.

Действенной формой защиты природной среды при промышленном производстве является использование малоотходных и безотходных технологий, а в сельском хозяйстве — переход к биологическим методам борьбы с вредителями и сорняками. Экологизация промышленности должна развиваться по следующим направлениям: совершенствование технологических процессов и разработка нового оборудования, обеспечивающего меньший выброс загрязнителей в природную среду, масштабное внедрение экологической экспертизы всех видов производства продукции, замена токсичных отходов на нетоксичные и утилизируемые, широкое применение методов и средств защиты окружающей среды. Необходимо применение дополнительных средств защиты с использованием очистного оборудования типа аппаратов и систем очистки сточных вод, газовых выбросов и др. Рациональное использование ресурсов и защита окружающей среды от загрязнения является общей задачей, для решения которой должны привлекаться специалисты различных отраслей техники и областей науки. Природозащитные мероприятия должны определять создание природно-техногенных комплексов, которые обеспечили бы эффективное использование сырьевых ресурсов и сохранение природных компонентов. Природозащитные мероприятия подразделяются на три группы: инженерные, экологические, организационные.

Инженерные мероприятия призваны совершенствовать существующие и разрабатывать новые технологии, машины, механизмы и материалы, используемые в производстве, обеспечивающие исключение или смягчение техногенных нагрузок на экосистему. Эти мероприятия подразделяются на организационно-технические и технологические. Организационно-технические мероприятия включают ряд действий по соблюдению технологического регламента, процессов очистки газов и сточных вод, контролю над исправностью приборов и оборудования, своевременному техническому перевооружению производства. Предусмотрены наиболее прогрессивные непрерывные и укрупненные производства, обеспечивающие стабильность работы предприятия. Они также легко управляемы и имеют возможность постоянно совершенствовать технологии по снижению выбросов и сбросов загрязнителей.

Технологические мероприятия путем совершенствования производства снижают показатели интенсивности источников загрязнения. При этом потребуются дополнительные затраты на модернизацию производства, однако при снижении выбросов практически не наносится ущерба природной среде, таким образом, окупаемость мероприятий будет высока.

Необходимо уделить внимание и экологическим мероприятиям направленным на самоочищение окружающей среды или самовосстановление. Они делятся на две подгруппы:

— абиотическую;

— биотическую.

Абиотическая подгруппа основана на использовании естественных химических и физических процессов, которые протекают во всех составляющих.

Биотические мероприятия основаны на использовании живых организмов, которые в зоне влияния производства обеспечивают функционирование экологических систем (биологические поля очистки сточных вод, культивирование микроорганизмов для переработки загрязнителей, самозарастание нарушенных земель и т. д.).

Группа организационных мероприятий обусловлена структурой управления природно-техногенными системами и подразделяется на плановые и оперативные. Плановые рассчитаны на длительную перспективу функционирования системы. Их основой является рациональное расположение всех структурных единиц природно-техногенного комплекса.

Оперативные мероприятия, как правило, применяют в экстремальных ситуациях, возникающих на производстве или в природной среде (взрывы, пожары, разрывы трубопровода).

Приведенные мероприятия являются основой деятельности человека, создающего экологически чистые производства, и должны быть направлены на снижение техногенной нагрузки на экосистемы, а в случае ее возникновения способствовать оперативному устранению причин и следствий аварий. В основу методологического подхода к выбору природоохранных мероприятий должен быть положен принцип их экологической и технико-экономической оценки.

Помимо указанных выше хочется отметить, что для трансграничных водоемов, примером которого является Амур, важное значение имеет и разработка национальных и международных правовых документов, которые могут потребоваться для сохранения качества водных ресурсов в первую очередь для следующих целей:

- мониторинга и контроля за загрязнением национальных и трансграничных вод и его последствиями;

- контроля за переносом загрязнителей на большие расстояния через атмосферу;

- контроль за случайными и/или произвольными сбросами в национальные и/или трансграничные водоемы;

- проведения экологических экспертиз, а также возмещения ущерба, нанесенного одной из сторон, пользователем трансграничного водоема

21. Понятие юридической ответственности и основания ее применения.

22. Уголовная и административная ответственность.

23. Гражданско- правовая ответственность.

24. Дисциплинарная ответственность.

25. Юридическая ответственность за загрязнение водных объектов.

26. Юридическая ответственность за засорение водных объектов.

27. Юридическая ответственность за истощение водных объектов.

Загрязнение воды - это понижение ее качества в результате попадания в реки, ручьи, озера, моря и океаны различных физических, химических или биологических веществ

Истощение вод (водных объектов) - это устойчивое уменьшение минимально допустимого стока поверхностных вод или сокращение запасов подземных вод

Правовая охрана вод

Характерной особенностью правового режима вод является всестороннее регулирование их охраны от различных вредных воздействий.

Правовая охрана вод - это система закрепленных законом мер, направ­ленных на предотвращение их загрязнения, засорения и истощения. Загряз­нением или засорением водное законодательство признает ухудшение качест­ва вод в результате сброса в водные объекты или поступления в них иным способом вредных веществ (загрязнение) либо предметов или взвешенных ча­стиц (засорение). Истощение вод - устойчивое сокращение их объема (ст. 1 Водного кодекса РФ).

В сфере охраны водных объектов важное значение имеют разработка и реализациягосударственных программ по использованию и охране вод, эко­логическиймониторинг водных объектов, осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод, ведениегосударственного водного кадастра*.

С целью обеспечения соблюдения юридическими лицами и гражданами установленного порядка рационального использования и охраны водных объ­ектов, стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны вод, режима использования территорий водоохранных зон водных объектов и иных требований водного законодательства осуществляетсягосударственный контроль за использованием и охраной вод органами исполнительной власти субъектов РФ, Министерством природных ресурсов РФ, государственными органами в области охраны окружающей среды**.

Законодательством предусмотрено, что использование водных объектов должно осуществляться с минимально возможными негативными последст­виями для водных объектов. При их использовании гражданам и юридичес­ким лицам необходимо проводить производственно-технологические, мели­оративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Данные требова­ния раскрываются через систему рассмотренных вышеобязанностей указан­ных субъектов, образующих содержание права водопользования.

Вместе с тем водное законодательство устанавливает целый рядспеци­альных мер, требований и запретов но охране вод.

Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответству­ющем экологическим требованиям, обеспечивается в первую очередь с по­мощью установления и соблюдениянормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты. Они устанавливаются исходя из:

- предельно допустимой величины антропогенной нагрузки, длительное воздействие которой не приведет к изменению экосистемы водного объекта;

- предельно допустимой массы вредных веществ, которая может посту­пить в водный объект и на его водосборную площадь.

В целях охраны вод, обеспечения здоровья и безопасности населения ус­танавливаются нормативы содержания загрязняющих, вредных веществ в воде - ихпредельно допустимые концентрации (ПДК). На поддержание ка­чества вод, соответствующего этим нормативам, направлены нормы водно­го законодательства, регулирующие хозяйственную деятельность, которая оказывает негативное воздействие на воды.

Для предупреждения и устранения загрязнения водных объектов, кото­рое может наступить в результате этой деятельности, определяются источни­ки загрязнения.Источниками загрязнения признаются объекты, с которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных ве­ществ, ухудшающих качество поверхностных и подземных вод, ограничива­ющих их использование, а также негативно влияющих на состояние дна и берегов водных объектов.

Охрана водных объектов от загрязнения осуществляется посредством ре­гулирования деятельности как стационарных, так и других источников за­грязнения.

Граждане и юридические лица при эксплуатации хозяйственных и дру­гих объектов, влияющих на состояние водных объектов, обязаны принимать меры, предотвращающие загрязнение, засорение и истощение водных объ­ектов и вредное воздействие вод (ст. 106).Сброс сточных вод, содержащих вредные вещества, допускается при наличиилицензии, выдаваемой органа­ми управления использованием и охраной водного фонда, а также если та­кой сброс не приводит к увеличению содержания загрязняющих веществ свыше установленных норм - нормативов предельно допустимых концент­раций вредных веществ в воде (ПДК).

В связи с этим каждый источник загрязнения должен соблюдать установ­ленные для него компетентными государственными органами нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ (ПДВ). Нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ устанавливаются исходя из условия недопустимости превышения предельно допустимых концентра­ций вредных веществ в водных объектах.

При эксплуатации хозяйственных и других объектов запрещается:

- осуществлять сброс в водные объекты не очищенных и не обезврежен­ных в соответствии с установленными нормативами сточных вод;

- производить забор воды из водных объектов, существенно влияющий на их состояние;

- осуществлять сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации, или содержащих воз­будителей инфекционных заболеваний.

В случае превышения норм ПДВ или сброса сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены соответствующие нормативы, нару­шении других требований по рациональному использованию и охране вод, сброс сточных вод может бытьограничен, приостановлен или запрещенвплоть до прекращения деятельности производственного объекта по реше­нию Правительства РФ или органов исполнительной власти субъектов РФ по представлению органов управления водным фондом, охраны окружаю­щей среды или санитарно-эпидемиологического надзора.

При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, а также внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов и окружающую природную среду.Места строительства (реконструкции) хозяй­ственных и иных объектов, влияющих на состояние водных объектов, а также ведение строительных, дноуглубительных, взрывных и иныхработ на водных объектахдолжны согласовываться с органом управления водным фондом, го­сударственным органом санитарно-эпидемиологического надзора, другими органами управления использованием и охраной природных ресурсов.

Запрещается ввод в эксплуатацию:

- хозяйственных и других объектов, в том числе фильтрующих накопи­телей, захоронений отходов, городских и других свалок, не оборудованных устройствами,очистными сооружениями, предотвращающими загрязнение, засорение, истощение водных объектов;

- водозаборных и сбросных сооружений без устройств, обеспечивающих учет забираемых и сбрасываемых вод;

- водозаборных и иных гидротехнических сооружений без установления зон санитарной охраны и создания пунктов наблюдения за показателями со­стояния водных объектов.

Источники загрязнения, находящиеся на суше, не должны вызывать за­грязнения и засорения водных объектов сверх установленных нормативов воздействия на водные объекты, что должно обеспечиваться приоритетным применениемтехнологий, не оказывающих негативного влияния на окружа­ющую природную среду, ограничением использования токсичных веществ и тяжелых металлов, введением научно обоснованных методов измерения и расчетов сбросов сточных вод в водные объекты.

Закон устанавливает обязанности водопользователей принимать меры к сокращению расхода воды, прекращению сброса сточных вод путем совер­шенствования технологии производства исхем водоснабжения (применения безводных технологических процессов, воздушного охлаждения, замкнутых систем технического водоснабжения и др.) (ст. 98, 105 Водного кодекса РФ).

В интересах устойчивого удовлетворения в воде потребностей населения и отраслей экономики, поддержания оптимальных условий водопользова­ния, рационального использования водных ресурсов и обеспечения благо­приятного экологического и санитарно-эпидемиологического состояния водных объектов Министерством природных ресурсов РФ для водопользо­вателей устанавливаютсялимиты водопользования.

Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) - это пре­дельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества в водные объекты в течение определенного пе­риода времени*.

*Пункты 14-18 Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользова­ния, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержден­ные Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1997 № 383.

В целях охраны вод отзасорения запрещается сброс в водные объекты и за­хоронение в них производственных, бытовых и других отходов (ст. 96 ВК РФ).

Запрещается захоронение и сброс радиоактивных и токсичных веществ (материалов) в водные объекты, а также проведение на водных объектах ра­бот, при которых используется ядерная и иные виды технологий, сопровож­дающихся выделением радиоактивных и токсичных веществ.

Владельцы средствводного транспорта, плавучих и другихсооруженийна водных объектах,лесосплавляющие организации должны не допускать загрязнения и засорения вод вследствие потерь масел, древесины, химичес­ких, нефтяных и других продуктов.

Не разрешается эксплуатация самоходных и несамоходных судов, а так­же иных объектов, находящихся на поверхности водных объектов, без уст­ройств по сбору сточных вод, отходов и отбросов, образующихся на этих су­дах и объектах.

Предприятия, организации и учреждения обязаны не допускать загрязне­ния и засоренияповерхности водосборов и ледяного покрова водоемов произ­водственными, бытовыми и другими отходами и отбросами, а также нефтяны­ми продуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами, смыв которых повлечет ухудшение качества поверхностных и подземных вод.

Существенной чертой правовой охраны вод является установлениеводо­охранных зон водных объектов.

Водоохранная зона - это территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятель­ности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истоще­ния водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов живот­ного и растительного мира.

Соблюдение специального режима на территории водоохранных зон яв­ляется составной частью комплекса природоохранных мер по улучшению гидрологического, гидрохимического, гидробиологического, санитарного и экологического состояния водных объектов и благоустройству их прибреж­ных территорий.

В пределах водоохранных зон устанавливаютсяприбрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования. Правовой режим этих территорий регулируется Поло­жением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных полосах.

В целях охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяй­ственно-бытового водоснабжения, а также лечебных, курортных и оздоро­вительных нужд населения, устанавливаютсязоны и округа санитарной ох­раны.

Водным кодексом РФ регулируются также вопросыаварийного загрязне­ния вод в результате залповых сбросов вредных веществ, определяются по­нятия зончрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия на водных объектах (ст. 97, 116 ВК РФ), предусматриваются меры преду­преждения и ликвидации последствийвредного воздействия вод (наводнений, затоплений, разрушения берегов, плотин и т. д., заболачивания и засо­ления земель, эрозии почв, селей и др.).

Законодательством предусмотрено создание различных категорийособо охраняемых водных объектов - природных экосистем, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оз­доровительное значение, которые полностью или частично, постоянно или временно изымаются из хозяйственной деятельности. Это могут быть участ­ки внутренних морских вод, водно-болотные угодья, водотоки и водоемы, отнесенные к уникальным природным ландшафтам, зоны охраны истока или устья водных объектов, места нереста ценных видов рыб и др. Специ­альным Федеральным законом «Об охране озера Байкал» установлен особый правовой режим охраны уникальной экологической системы - Байкальской природной территории, которая является природным объектом всемирного наследия.

Наши рекомендации