Арабская весна» и позиция России в отношении
Проблем региона
Российская Федерация стремится выстраивать сбалансированные политико-экономические отношения со странами Арабского Востока. Приоритет при этом отдается интенсификации экономических связей, военно-технического, научно-технического сотрудничества, результатом чего должно стать усиление реального политического влияния, и восстановление авторитета России в этом обширном регионе.
Российский подходв решении проблем региона заключается во взаимодействии как на двусторонней основе с каждым конкретным арабским государством в отдельности, так и на площадках международных организаций различного характера.
Вполне успешно развиваются отношения Российской Федерации в рамках таких региональных и межрегиональных организаций, как: ЛАГ, ССАГПЗ, ОАЕ и ОИК, а также Форума стран – экспортеров газа (ФСЭГ). В частности, в ФСЭГ на сегодняшний день входят Алжир, Боливия, Венесуэла, Египет, Иран, Катар, Ливия, Нигерия, Россия, Тринидад и Тобаго, Экваториальная Гвинея. Аналитики зачастую отождествляют ФСЭГ с «газовой ОПЕК», хотя данное ассоциативное образование не может заниматься квотированием газодобычи. Москва видит будущее организации как структуры, занимающейся совместными проектами, по созданию газотранспортных сетей[255].
В последние годы усилия российского руководства направлены на активизациюполитико-экономических отношений с арабскими государствами, как на ближневосточном, так и североафриканском направлениях[256].
Ближневосточное направление отмечено прежде всего визитами Президента Российской Федерации В.В.Путина в Королевство Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты.
11-12 февраля 2007 г.состоялся первый в истории официальный визит главы российского государства в КСА, в ходе которого была подписана Конвенция об исключении двойного налогообложения доходов и капитала. В 2003 г. был запущен масштабный проект по освоению саудовских недр при помощи российских специалистов. 26 января 2004 г. компания «Лукойл Оверзиз» выиграла тендер по разведке и разработке месторождений природного газа на Блоке А, расположенном в центральной части пустыни Руб эль-Хали. Рассчитанный на 40 лет контракт предусматривает создание совместного предприятия с государственной нефтяной компанией Saudi Aramco, в котором российская фирма станет оператором проекта.
10 сентября 2007 г. в ходе первого за 35-летнюю историю совместных отношений официального визита главы российского государства в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) было уделено немало времени обсуждению перспектив двустороннего инвестиционного партнерства. Была учреждена Межправительственная российско-эмиратская комиссия по торговому, экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Ранее было подписано соглашение о создании Российско-эмиратского делового совета (РЭДС) между Российско-арабским деловым советом при ТПП России и Федерацией ТПП ОАЭ (2006).
Североафриканское направление политики России. В ходе государственного визита В.В.Путина в Королевство Марокко (сентябрь 2006) получили юридическое закрепление политические и торгово-экономические связи между Россией и Марокко. Сторонами был подписан ряд межправительственных соглашений о сотрудничестве в различных областях. В частности, Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, соглашения о сотрудничестве в области морского рыболовства, о сотрудничестве в сфере туризма, о культурном и научном сотрудничестве, о сотрудничестве в области массовых коммуникаций, меморандум о сотрудничестве в области физической культуры и спорта, а также соглашение о сотрудничестве в области здравоохранения.
В марте 2006 г. В.В.Путин посетил с официальным визитом Алжир, являющийся ведущим торгово-экономическим партнером России.
В результате были подписаны Межправительственное соглашение о торгово-экономических и финансовых отношениях и урегулировании задолженности Алжира перед Россией по ранее предоставленным кредитам; Конвенция об исключении двойного налогообложения; Соглашение между правительствами двух стран о поощрении и взаимной защите капиталовложений; Соглашение о сотрудничестве между ТПП России и ТПП Алжира. В последующем был подписан Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в газовой сфере между Министерством энергетики РФ и Министерством энергетики и шахт Алжира, а также Меморандум о сотрудничестве в сфере энергетики.
Докризисный период в целом отмечен заметным ростом взаимной торговли России с арабскими странами. По данным Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института, в 2000-2005 гг. объем торговли вырос в 2-3 раза (Алжир, Египет, Тунис, Иордания, ОАЭ) или в 4-6 раз (Сирия, КСА, Марокко)[257].
Тектонические процессы, произошедшие в 2011 г. в арабо-исламском регионе, заставили скорректировать внешнеполитические усилия российского руководства на данном направлении.
В основе подхода России к протестным выступлениям в арабском мире и к методам их урегулирования лежит принцип неангажированного подхода к оценке происходящих событий, требование прекратить любые проявления насилия и убежденность в том, что народы арабских государств должны самостоятельно, без какого-либо давления извне решить вопросы о путях будущего развития своих стран при помощи широкого общенационального диалога. Россия видит основную задачу международного сообщества в условиях арабской весны в том, чтобы привести конфликтующие стороны за стол переговоров.
По оценке некоторых отечественных экспертов, события «арабской весны» застали врасплох российскую власть. Особенно это проявилось в отношении Ливии, где Москве пришлось выполнять роль подручного западных агрессоров. Причем в ущерб своим интересам. Революция в Сирии также поставила Россию в сложную ситуацию. Поддержать безоговорочно власть (представленную алавитским меньшинством), стало быть – пойти против мощного, хотя и разнородного, восстания масс (главным образом, суннитов), не говоря уже об обвинениях со стороны Запада. Не поддержать (власть Башара Асада) – стало быть рисковать потерять своего стратегического союзника и единственный в Средиземном море военно-морской порт для ВМФ РФ в Тартусе. Россия и Китай поддержали Дамаск и заблокировали подготовленную англичанами и французами резолюцию для Совбеза ООН. Если бы приняли эту резолюцию, то Сирию постарались бы превратить во вторую
Ливию[258].
По результатам масштабного исследования[259], проведенного социологической службой GlobeScan (заказ ВВС), Европа восприняла события на Арабском Востоке, как совершенно положительное явление. Поддержали «арабскую весну» 78% – немцев, 76 % – французов и египтян, 67% – кенийцев, 65% – нигерийцев, 50% – китайцев. В среднем, порядка 55% респондентов восприняли «арабскую весну» как положительное явление, и лишь 28% считают ее отрицательной. Отрицательно отнеслась к событиям «арабской весны» Россия, Индия и Пакистан[260].
Россия связана международными обязательствами в качестве коспонсора ближневосточного мирного процесса (вместе с ООН, ЕС и США). Большой Ближний Восток был и остается для нее одним из ключевых, если не самым важным регионом в системе международных отношений на современном этапе.
Оценка событий «арабской весны» содержится в выступленияхПрезидента Российской Федерации В.В.Путина и руководителя внешнеполитического ведомства России С.В.Лаврова.
«Та демократия, которую пытались ввести США, – отмечает В.В.Путин, – оказалась «вспышкой насилия»…Были и Афганистан, и Иран, и откровенное нарушение резолюции СБ ООН по Ливии. Была и целая череда управляемых цветных революций. Понятно, что люди в этих странах устали от тирании, нищеты, отсутствия перспектив. Но эти чувства цинично использовались. В результате вместо демократии и свободы наступила череда террора, вспышка насилия. Арабская весна сменилась арабской зимой»[261].
Оценивая ситуацию в Сирии, С.В.Лавров заявил: «Политика «демократизации большого Ближнего Востока» и «арабской весны» разбудила силы, ведущие регион к хаосу... Из Башара Асада сделали жупел. Но на самом деле, все эти безапелляционные обвинения, что он во всем виноват, прикрывают большую геополитическую игру. Идет процесс очередного переформатирования геополитической карты Ближнего Востока, когда различные игроки стараются обеспечить собственные геополитические позиции. У многих на уме не столько Сирия, сколько Иран. Открыто говорят, что надо лишить Иран ближайшего союзника, каковым видят Башара Асада»[262].
Применяя принцип вовлечения, Россия с самого начала сирийского кризиса настойчиво добивались прекращения вооруженного насилия и начала диалога между правительством и всеми оппозиционными группами.
Позиция России по Сирии оказалась жесткой и непреклонной, в отличие от Ливии и других стран «арабской весны». Россия выступила против санкций в отношении Асада и воспользовалась своим правом вето в Совете Безопасности ООН. Россия проголосовала против резолюции по Сирии в СБ ООН и направила к берегам Сирии военные корабли. Демонстрация военной мощи вызвала беспокойство у стран Запада, не ожидавших такого демарша Москвы.
Россия поддержала инициативу Лиги арабских государств, которая предполагала развертывание арабских наблюдателей, которые начали работать в стране с согласия сирийского руководства. Но как только наблюдатели подготовили первый доклад, где не было одностороннего обвинения только правительственных сил в продолжающемся насилии, а объективно (хотя и неполно) освещалось то, чем занимается вооруженная оппозиция, ЛАГ тут же свернула миссию.
Было также предложено развернуть миссию наблюдателей ООН. Кандидатуры наблюдателей были согласованы с Дамаском. Россия опять же этому способствовала. Но после того, как стали появляться первые результаты, когда насилие стало чуть-чуть спадать, наблюдатели стали все чаще становиться объектами вооруженных провокаций. Для них были созданы невыносимые условия, и они были тоже отозваны. Создается впечатление, что как только в этой ситуации намечается какой-то просвет, кому-то выгодно не допускать ее перевода в более спокойное русло и продолжать кровопролитную битву внутри Сирии, продолжать гражданскую войну.
Россия добивается от сирийского правительства и всех оппозиционных сил осознания безальтернативности прекращения огня и начала переговоров.
Благодаря инициативе Россиипо передаче сирийского химического оружия под контроль международного сообщества удалось остановить вооруженную интервенцию в Сирию.
В Сирии идет полномасштабная гражданская война, причем с участием внешних сил. Против режима вместе с самими сирийцами борются всякого рода наемники и добровольцы из других стран. Оппозиционные силы (внешние – Сирийский национальный совет и внутренние –Национальный координационный комитет, Свободная сирийская армия, различные экстремистские группы, связанные с «Аль-Каидой») отказались от Женевского коммюнике и не прекращают вооруженного насилия. Они получают вооружение, деньги и моральную поддержку из США, Великобритании, Франции, Саудовской Аравии и других арабских стран.
Президент США Обама дал прямую команду ЦРУ поддержать сирийскую оппозицию. А это – грубое вмешательство во внутренние дела суверенного государства, которое никоим образом не угрожает ни Соединенным Штатам, ни кому-нибудь еще. Саудовская Аравия и Катар продолжают финансировать боевиков. Значительная часть государств – членов Лиги арабских государств поддерживает сирийскую оппозицию. Они не хотят победы Асада, считая, что это создаст условия для образования шиитского пояса – Ирак, Иран, Сирия, Ливан.
Все разговоры о том, что Запад, поддерживая оппозицию, хочет в Сирии установления демократии и стабильности, абсолютно несостоятельны. Там не будет ни стабильности, ни демократии.
Позиция России заключается в недопустимости свершения правосудия методами беззакония, как это имеет место в Ираке, Афганистане, Ливии, а сегодня в Сирии и Палестине. Только сами народы могут определять судьбу своих стран, а вооруженное вмешательство извне во внутренние конфликты создает риски для раскручивания спирали противостояния в соответствующих частях мира. Если случаи подобного проецирования силы будут множиться, то в международных отношениях возникнет реальная угроза хаоса. Применительно же к Арабскому Востоку можно утверждать, что подобный сценарий, помимо прочего, будет отбрасывать все дальше и дальше назад перспективу урегулирования палестинской и других проблем региона.
Россия действует исходя из своих политико-экономических интересов, и для нее важно выйти из сирийского кризиса с наименьшими потерями, учитывая потери в Афганистане, Ираке и Ливии. Она сражается за Сирию, опасаясь возвращения джихадистов на свою территорию. В число приоритетов Москвы входит сохранение и восстановление сирийских вооруженных сил, сохранение у власти «союзников – алавитов», переходный период и защита христианского населения Сирии.
Таковы наиболее важные положения российского внешнеполитического курса России в регионе. Россия продолжает оставаться для Сирии «дипломатическим и военным щитом» и реальным союзником. Она будет продолжать оказывать давление на США и их союзников для прекращения поставки оружия боевикам.
Из вышеизложенного представляется возможным сделать ряд выводов.
Во-первых, события «арабской весны» не привели в стратегическом плане к кардинальным изменениям во внешней политике российского государства на арабском векторе. Приоритетной задачей Российской Федерации будет восстановление и укрепление ее позиций, особенно экономических, в этом богатом и важном для наших интересов районе мира.
Во-вторых, в соответствии с Концепцией внешней политики Россия намерена вести линию на активное участие в нормализации обстановки в регионе, решая возникающие проблемы как на двусторонней основе с каждым конкретным арабским государством в отдельности, так и на площадках международных организаций различного характера.
В-третьих, рассматривая Большое Средиземноморье как связующий узел таких регионов, как Арабский Восток, Черноморский регион, Кавказ, бассейн Каспийского моря, Россия намерена проводить целенаправленный курс на превращение его в зону мира, стабильности и добрососедства, что будет способствовать продвижению российских экономических интересов, в том числе в вопросе выбора маршрутов прохождения важных потоков энергоносителей.
«После окончания Второй мировой войны, в мире ещё не происходило таких масштабных и обширных беспорядков, которые не только изменили политическую атмосферу в арабских странах, но и оказали сильное влияние на весь Ближний Восток и мир»[263].
Ши Цзяньсюнь – профессор Института экономики и управления Университета Тунцзи (КНР).