Способы устранения пробелов в законодательстве

1. восполнение - принятие нормы права, устраняющей пробел;

2. преодоление - через использование аналогии (не допускается в уголовном и административном законодательстве).

При пробеле в законодательстве отсутствует то, что должно там быть в силу объективных оснований, т.е. отсутствует правовое предписание, рассчитанное на юридически значимый случай. При этом далеко не всегда отсутствие нормативно-юридической урегулированности, а значит, не всякое "молчание" закона следует рас­ценивать в качестве пробела. Те факты, обстоятельства, которые выходят за пределы правового регулирования, объективно не могут и не должны приобретать юридическое значение, т.е. требовать юридического решения. От этого случая необходимо отличать так называемое квалифицированное молчание закона (законодателя) – ситуации, когда отношения, находящиеся в сфере правового регу­лирования, не находят закрепления (по прямому усмотрению зако­нодателя) в законе по каким – то основаниям (не являются объек­том законодательного регулирования, могут быть урегулированы средствами индивидуально – правового регулирования, т.е. разре­шены с помощью института аналогии закона, и пр.).

Юридической теорией сформулированы определенные пред­посылки, при наличии которых пробел в законодательстве счита­ется действительным.

– неурегулированный законом жизненный случай должен на­ходиться в сфере правового регулирования;

– в действующем законодательстве действительно отсутствует норма, подлежащая применению к данному случаю;

– восполнение пробела в данной сфере не должно быть за­прещено законом.

Основных причин пробелов в законодательстве две: во-первых, отставание закона от реальной жизни, развивающихся отношений; во-вторых, издержки законотворческой деятельности. Соответствен­но этому можно различить несколько разновидностей пробелов. Это – абсолютный пробел (отсутствие необходимой нормы для урегули­рования возникшего спора) и частичный (норма регулирует сходные отношения); пробелы первоначальные (возникают в момент принятия нормативного акта) и последующие (необходимость в правовом уре­гулировании возникает после принятия законодательного акта в ре­зультате появления новых отношений (явлений); "простительные" пробелы – законодатель не мог по каким-либо причинам увидеть или предвидеть потребность в правовом регулировании; "непростительные" пробелы – если существование такой потребно­сти было проигнорировано законодателем либо же не были соблю­дены правила юридической (законодательной) техники, в силу чего потребность в правовом урегулировании реализована неполностью.

Отсутствие в законодательстве конкретного предписания для урегулирования возникшего спора согласно действующему зако­нодательству не является для правоприменителя основанием для отказа в разрешении дела. Для этой цели существуют специаль­ные средства, использование которых позволяет правоприменителю преодолеть (восполнить) имеющийся пробел.

К числу таких средств относят аналогию закона и аналогию права.

Аналогия закона – решение конкретного дела (спора) при наличии пробела на основании сходной, наиболее близкой по содержанию нормы.

Данный вид аналогии означает, что конкретной нормы для ее применения к данному случаю в законодательстве нет, но есть сход­ные нормы, на основе которых этот случай может быть разрешен юридическими средствами. Так, гражданское законодательство регулирует порядок проведения лотерей, тотализаторов и других ос­нованных на риске игр (ст.ст.1062, 1063 ГК РФ). Однако не все во­просы, связанные с проведением игр и пари, урегулированы норма­ми данного института (очевидно, что в этом и нет такой необходимо­сти). Поэтому, если, к примеру, выигравшему участнику лотереи в качестве обусловленного выигрыша передана вещь с недостатками, то возникший спор может быть разрешен по правилам обмена това­ров (вещей), приобретенных в предприятии розничной торговли, т.е. в соответствии с требованиями ст. 502 ГК РФ. В ряде случаев на не­обходимость применения аналогии закона содержится прямое указа­ние в самом законе. Так, согласно ст. 778 ГК РФ к цене и срокам выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также к последствиям неявки заказчика за получением результатов работ применяются правила ст.ст. 708, 709 и 738 ГК РФ, т.е. нормы, регулирующие отношения, возникающие по договору подряда и договору бытового подряда.

Аналогия права – решение конкретного неурегулированного пра­вом случая на основании общих начал и смысла законодательства.

При аналогии права дело (спор) рассматривается правоприменителем не на основе сходных юридических предписаний, а соот­ветственно выработанным юридической практикой общим нача­лам и принципам права. Грубо говоря, при аналогии права правоприменитель следует не букве, а духу закона (принцип права также является нормой, хотя и отличается высоким уровнем нор­мативного обобщения). Решение дел по аналогии требует от судей высокой правовой квалификации, профессиональной смелости.

Аналогия, используемая в правоприменительной деятельности, не ликвидирует пробелы в законодательстве. Решение дела по аналогии является обязательным для данного дела (для правовых систем, признающих прецедент источником права, ситуация вы­глядит более благоприятной и не применима к таким случаям). Устранение пробела становится возможным лишь правотворческим путем. В то же время наивно полагать, что можно добиться беспробельного законодательства, к тому же, в условиях предос­тавления гражданам и их объединениям возможности действовать в соответствии с общедозволительным принципом правового ре­гулирования это оказалось бы излишним.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Осуществляя управление обществом, государство издает нормы права. Но после правотворческой деятельности в правовом регулировании общественных отношений акцент переносится на реализацию права.

Наши рекомендации