ЛЗ 2. Казахстан в эпоху камня. Первобытнообщинный строй.
1. Природные условия, хозяйственная деятельность древних насельников Казахстана;
2. Социальная организация в палеолите и мезолите;
3. История Казахстана в неолите;
4. История Казахстана в энеолите. Ботайская культура;
5. История Казахстана в бронзовом веке.
1.История Казахстана в эпоху палеолита датируется 1/1,5 млн. лет назад – XII тыс. лет до н.э. (нижний или древний палеолит – 1/1,5 млн. лет – 140 тыс. лет назад; средний палеолит – 140-40 тыс. лет назад; верхний или поздний палеолит – 40 тыс. лет назад – 12 тыс. лет до н.э.).
Примерно 1,5 млн. лет назад человек вида Homo erectus, расселяясь из зоны своего первоначального обитания, через Ближний Восток и Иран попал в Среднюю Азию и на территорию Казахстана. Первоначально древнейший человек заселил территорию Южного Казахстана (Борыказган, Танирказган, Конырдек, им. Ч. Ч. Валиханова) и Мангистау (Шахбагата, Онежек), природно-климатические условия которых были теплыми и мягкими. Дальнейшее расселение происходило уже в следующих этапах нижнего палеолита – среднем и позднем ашеле, когда происходило активное горообразование в Средней Азии, климат становился суровее и континентальнее, происходили его глобальные колебания, в том числе, оледенения. В этот период человеком осваивается Северное Прибалхашье (Семизбугу). В эпоху среднего палеолита неандертальцы расселились до верховьев рек Ишима и Нуры на севере (Кудайколь, Жаман-Айбат, Обалысай, Огиз-Тау I и II), а на востоке заселили Прииртышье (Козыбай).
В эпоху позднего палеолита человек расселился по всему современному Казахстану. Увеличивается количество стоянок в Восточном (Шульбинка, Пещеры, Новоникольская) и в Центральном Казахстане (бассейн р. Туранга, горы Тюлькули и Семизбугу, местонахождения Батпак 7 и Карабас 3), отдельные находки предметов этого времени обнаружены в Северном и в Северо-Восточном Казахстане (Ангренсор 2). Но во второй половине верхнего палеолита произошли серьезные природно-климатические изменения. Большинство памятников верхнего палеолита на территории Казахстана прекращают свое существование, население мигрирует в Сибирь и Северную Азию.
Примитивная хозяйственная деятельность сводилась к использованию готовых продуктов природы: сбору дикорастущих злаков, плодов и ягод, охоте на диких животных.
Начало мезолита с (XII-X по VII тыс. до н. э.) связано с началом новой геологической эпохи - голоценом - и освоением человеком новых технологий обработки камня. В эпоху мезолита происходит резкое потепление климата, идет бурное таяние ледников, что ведет к значительному изменению растительного и животного мира. Распространяется микролитическая пластинчатая индустрия с вкладышевой техникой. Наибольшая концентрация памятников мезолита выявлена в Северном Казахстане (Виноградовка II, VII, XII; Куропаткино I; Тельмана VII, VIII a, IX a, XIV), в Западном (стоянки у оз. Сары-Айдан) и Южном (местонахождения в районе хребта Каратау - Жаначилик I, II, III; Маятас) Казахстане, ряд стоянок в Притоболье.
В хозяйстве мезолитического населения региона первостепенное значение имела охота на лося и быка типа зубра или тура. Практиковалось и собирательство.
2.Взаимоотношения людей в палеолите строились на экономическом равенстве членов коллектива, на естественном половозрелом разделении труда и были по своему характеру коллективистскими. Общественная организация людей в эпоху палеолита прошла сложный и длительный путь развития. Начальным ее этапом было первобытное стадо – объединение для совместной защиты и нападения, охоты и собирательства. В ашельское время постепенно вызревают предпосылки нового социального организма – первобытной общины. А в среднем палеолите уже существует оседлость, естественное разделение труда по полу и возрасту, возникают начальные формы общины. Человеческий коллектив позднего палеолита в социальном отношении характеризуется новой гранью – сложением зрелых форм первобытно-родовой общины. Мезолитическое население объединялось в большесемейные общины охотников, собирателей и рыболовов.
3. В общемировом развитии человечества в эпоху неолита происходит так называемая «неолитическая революция». Возникают скотоводство и земледелие, означавшие переход человека к производящему хозяйству; появляются зачатки горного дела, ткачества, изготовления глиняной посуды. И в то же время проявляется один из принципов исторического развития – неравномерность, поскольку переход к производящему хозяйству в неолите был осуществлен только в локальных районах Передней и Малой Азии. На остальной территории земного шара, в том числе и Казахстана, в эпоху неолита продолжала господствовать присваивающая экономика.
В социальном плане господствовала родовая община, культивировавшая коллективный труд и общую собственность на средства производства. На основе родовой общности стали складываться племена и племенные союзы.
Неолитические памятники в Казахстане (VI-IV тыс. до н.э.) образуют несколько территориальных групп, соответствующих районам обитания родственных племен, близких по культуре. На территории Северного Казахстана и Тургайского прогиба существовали, соответственно, атбасарская и маханджарская неолитические культуры, на Мангистау – оюклинская и тюлузская культуры. В Северном Прикаспии в эпоху неолита проживали племена сероглазовской культуры. На территории среднеазиатского междуречья существовала кельтеминарская культура охотников и рыболовов, распространявшаяся и на Южный Казахстан.
В неолите в Северном Казахстане наблюдается значительная оседлость в пределах определенных зон обитания, которыми являлись долины рек. В раннем неолите ведущее место занимала охота, но к среднему неолиту охота теряет свое значение и главным занятием становится рыболовство. Существенные отличия были в хозяйстве племен, населявших арало-каспийский регион. Оюклинцы и тюлузсцы занимались преимущественно охотой на диких животных.
4.В энеолите (IV-III тыс. до н. э) на территории Казахстана медные орудия труда не получили широкого распространения. Изготовление орудий труда шло по пути наивысшего расцвета каменной индустрии.
В Северном Казахстане складывается и функционирует ботайская культура коневодов (Рощинское, Ботай, Баландино, Красный Яр, Васильковка, Сергеевка), в Нижнем Притоболье - терсекская культура (Терсек-Карагай, Кожай 1, Кумкешу 1), в Восточном – усть-нарымская (Усть-Нарым). Эти культуры, наряду со схожими с ними аятской, суртандинской, образуют единую энеолитическую общность – Урало-Иртышскую историко-культурную область
На базе оседлого рыболовства возникает новый тип хозяйства – оседлый (в рамках зоны обитания) многоотраслевой хозяйственно-культурный тип с доминантой коневодства. Лошадь ботайцами использовалась как стабильный источник продуктов питания, сырья для домашних промыслов, была объектом эффективного экспорта. Ими была освоена верховая езда для контроля над табунами и для их загона, выбраковки, а также для охоты. Развитие у ботайцев получили камнеобработка, керамическое производство, ткачество, деревообработка, косторезное дело и другие промыслы. Наступившая в регионе в конце III – начале II тыс. до н.э. резкая аридизация вызвала упадок энеолитической культуры.
5.В начале II тыс. до н.э. на территории Казахстана расселяются племена, освоившие металлургию бронзы. Бронза – это сплав меди с другим цветным металлом, обычно с оловом.Освоение металлургии бронзы вывело население Казахстана на качественно новый уровень в развитии общества, экономики, культуры.В целом бронзовый век Казахстана обычно связывается с существованием андроновской КИО, к которой относятся культуры: петровская (XVII-XV вв. до н.э.), алакульская (XV-XIV вв. до н.э.), федоровская (XIV-XII вв. до н.э.). Племена андроновской КИО занимали территорию четырех природных зон – лесостепи, степи, полупустыни и пустыни – на 1,5 тыс. км с юга на север (от предгорий Тянь-Шаня до сибирской тайги) и на 3 тыс. км с запада на восток (от р. Урал до р. Енисей).
В XVIII в. до н.э. на территории Урало-Иртышского междуречья появляются протогорода (Аркаим и другие), захоронения с боевыми колесницами. Формируется социальная дифференциация населения, которое делится на три сословия: воины-колесничие, жрецы, общинники. Начинаются войны за захват скота и меднорудных месторождений. В XVII в. до н.э. формируется петровская культура, также с укрепленными поселками (Петровка, Новоникольское), но демонстрирующая новые культурные традиции. Уже в позднепетровское время андроновское население продвинулось на восток почти до Иртыша и на юг до контактной зоны с земледельческими оазисами Средней Азии и Южного Казахстана. На западе и севере границы проходили по р. Урал и северной лесостепи. Именно в этом регионе складывалась алакульская культура. Алакульская эпоха была периодом довольно стабильного развития андроновского общества. С этого времени андроновцы начинают специализироваться на производстве бронзовых изделий: оружия, орудий труда, украшений, поставляя их на экспорт в Восточную Европу.
К XIV в. до н.э. набирает силу процесс аридизации степей, что вынуждает население последующей культуры – федоровской - мигрировать на другие территории. На юге их памятники появляются в Каратау, на р. Чу и Или, в горных долинах Северного Тянь-Шаня, в земледельческих оазисах Средней Азии. Огромная часть федоровцев двинулась на север, проникая в пределы нынешней таежной зоны по бассейнам Иртыша и Тобола, и на восток, вплоть до правобережных притоков Енисея.
В XII в. до н.э. на территорию Казахстана с запада проникают племена-носители культуры так называемого ивановского типа, а с востока – племена карасукской культуры, что приводит к формированию культур валиковой керамики – алексеевско-саргаринской в Северном Казахстане и бегазы-дандыбаевской – в Центральном (XII-IX вв. до н.э.).
В андроновскую эпоху на территории Казахстана окончательно устанавливается производящая экономика в виде комплексного придомного пастушеско-земледельческого хозяйства, в котором ведущую роль играло скотоводство и подсобную роль – мотыжное земледелие. Основу стада составляли коровы, быки и волы, на втором месте по численности стояла лошади и на третьем – овцы и козы. Изменения в типе хозяйства неизбежно должны были привести к изменениям в общественной организации. Мужчина занял господствующее положение в обществе, в производстве материальных благ, он стал во главе родовой общины, родство стало считаться по отцовской линии. Патриархальные семейные общины раннего этапа состояли из четырех-пяти поколений родственников по мужской линии и совместно проживали в огромных жилищах, достигавших 200 кв. м и более. Каждый патриархально-родовой поселок состоял из нескольких таких жилищ.