Учение Аквинского о труде, собственности, торговле.

О труде: Общественное разделение труда он характеризовал как естественное природное явление и считал, что оно лежит в основе разделения общества на сословия. Аквинский утверждал, что люди рождаются разными по своей природе и, исходя из естественных различий, делал вывод, что крестьяне созданы для физического труда, а привилегированные сословия должны посвящать себя духовной деятельности "во имя спасения остальных". Подобно античным мыслителям он ставил интеллектуальный труд выше физического и трактовал последний как рабское занятие.

О собственности: В ней он видел основу хозяйства и полагал, что человек от природы имеет право на присвоение богатства. Отсюда собственность, приобретаемая для удовлетворения необходимых нужд, является естественным и необходимым институтом человеческой жизни. Он защищает частную собственность - она естественна и необходима,т.к. устанавливает отношения между людьми на мирной основе.

О торговле: Аквинский выделял 2 типа обмена товара:

1) для собственного потребления

2) для наживы (труд купцов,банкиров и торговлю)

Случаи, когда не грех продать подороже чем купил:

- Произошло некоторое улучшение вещи

- Когда имеет место изменения,относящиеся ко времени(затраты,издержки)

- Имеют место изменения, относящиеся к пространству (транспорт. Затраты)

Важное место в учении Аквинского занимает теория "справедливой цены".

Согласно канонистам, цена, которая основывалась на трудовых затратах, т.е. на обмене эквивалентов, считалась справедливой ценой. С точки зрения Аквинского, справедливой считалась не одинаковая, а разная для различных сословий цена на один и тот же товар.

Безоговорочно оправдывая получение земельной ренты, по отношению к прибыли и проценту он занимал двойственную позицию.

Аквинский был сторонником натурализации хозяйственной жизни и враждебно относился к крупной торговле, ростовщичеству. Один из вопросов своего основного сочинения он посвятил проблеме греховности взимания процента.

Прибыль, получаемая купцами, не противоречит, по его мнению, христианской добродетели и ее следует рассматривать как плату за труд.

Уровень прибыли является нормальным, если он обеспечивает семье купца возможность жить соответственно его месту в сословной иерархии общества.

Взимание процента он трактует как вознаграждение кредитору за риск неуплаты, за предоставление отсрочки должнику в платеже его долга или как получение от должника бескорыстных подарков.

10. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ (ЗАКОНЫ МАНУ, ТРАКТАТ «АРТХАШАСТРА»)

"Законы Ману"составлялись на протяжении ряда столетий, и трактуются как свод пред­писаний, ниспосланных людям "божественным законодателем". Законы выражают устами жрецов (брахманов) экономи­ческие взгляды рабовладельцев и содержат богатый материал о социально-экономических условиях Индии III ты­с. до н.э.. В них устанавливались формы превращения свободного человека в раба (даса), закреплялось его бесправное положение в обществе. "За­коны Ману" отразили существование наследственных каст. Обосно­ванная в них брахманская концепция экономической политики отво­дила существенную роль государству, на которое возлагалось обес­печение доходов, регламентация хозяйственной деятельности, экс­плуатация свободного населения и др.

Трактат "Артхашастра"(Древняя Индия, 4 в. до н.э.) - учение о доходах, представляет собой свод советов и рекомендаций для царя по управлению и хозяйственному развитию древнеиндийского государства; автор - советник царя брахман Каутилья.

Трактат посвящен артхе – материальной выгоде: приобретению земли, получению налогов, торговой прибыли, процентов и т. д. Целью правильного управления является рост государственного богатства, которое складывается из результатов труда населения, поэтому расходоваться должно на общественные нужды.

"Артхашастра" характеризует эффективное социально-экономическое и политическое устройство страны:

Государство:

- обеспечивает строительство и охрану сооружений, а также ирригационных систем, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство колодцев и дорог, развитие промыслов, создание новых деревень, борьбу со спекулирующими торговцами и т.д.

- активно вмешивается в экономическую жизнь, регламентирует общественные отношения.

- глава государства должен быть деятелен и установить твердый распорядок своей работы в течение дня и ночи; должен пресекать казнокрадство чиновников.

- государственный аппарат составляли чиновники-надзиратели, контролировавшие те или иные отрасли хозяйства страны.

- верховная власть должна создавать страховые запасы "на несколько лет пользования", для поддержания жизнедеятельности государства в случае войны или неурожая. Приводится подробный перечень продуктов и материалов (от лекарств и вяленого мяса до оружия, щитов, камней), подлежащих включению в общий запас.

Рабство:

- сохраняет патриархальные черты. Рекомендовались меры, ограничивающие развитие рабства, предупреждавшие обострение классовых конфликтов.

- раб мог обладать собственностью, имел право на получение наследства и право самовыкупа за счёт своего имущества.

Труд:

- является источником богатства

- торговая прибыль распределяется между купцами и государством.

Ведущая сфера материального производства - сельское хозяйство, и прежде всего земледелие, зависевшее во многом от орошения. Земля предоставлялась поселянам в личное пользование при условии уплаты налогов. Строительство и поддержание оросительных систем квалифицировались как основа урожая. Ущерб, наносимый оросительной системе, рассматривался как тяжкое злодеяние. Негодную для пахоты землю Каутилья рекомендовал предоставить под пастбища (скотоводство). Однако занятие торговлей и ростовщичеством считалось наиболее предпочтительным.

Регламентируется кастовое деление, возникшее первоначально на основе разделения жителей по роду занятий. Выше всех стояли брахманы (ученые, жрецы) и кшатрии (правители). Затем шли вайды (купцы, торговцы) и, наконец, шудры (работники).

Упоминается о размещении и поселении в городе представителей различных каст и профессий.

11. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИДЕИ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ («САЛЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА», «КАПИТУЛЯРИЙ О ПОМЕСТЬЯХ»)

Средневековая европейская мысль испытывала сильное влияние Античности.

Особенностью средневековых учений стало участие в их создании католической церкви, ставшей крупным феодалом, обладающим землями и крестьянами. Вопросы эффективного управления землей, получения дохода стали для церкви так же важны, как и для любого другого хозяйствующего субъекта. В поисках ответа на экономические вопросы стали принимать участие монахи – каноники (канонисты), церковные юристы, одни из самых образованных людей своего времени.

Наши рекомендации