Глава 13 право внешних сношений

Понятие и источники права внешних сношений

Право внешних сношений— это совокупность международ­но-правовых норм, регламентирующих структуру, порядок формирования и деятельности, функции и юридический статус органов государства, обеспечивающих представительство в сфе­ре межгосударственного общения.

Основу данной отрасли составляют нормы дипломатическо­го права и нормы консульского права, в связи с чем традици­онно принято именовать этот комплекс дипломатическим и консульским правом.

Однако постепенно сложились группы норм, относящихся к представительствам государств при международных организа­циях и к деятельности специальных миссий. Специфичны нор­мы о торговых представительствах. Кроме того, есть основания для дополнения традиционного комплекса нормами, регули­рующими статус и деятельность международных конференций. Все это обусловливает мнение, что характеристика отрасли как права внешних сношений более согласуется с истинным ее со­держанием и структурой, чем термин «дипломатическое и кон­сульское право»1.

Традиционными источниками права внешних сношений яв­ляются договор и обычай. Причем в дипломатическом и кон­сульском праве длительное время доминирующими являлись обычные нормы международного права. Первым соглашением общего характера явился Венский протокол 1815 г. о рангах ди­пломатических представителей, который впоследствии был до­полнен Аахенским протоколом 1818 г.

В современном международном праве основными источни­ками, которые кодифицировали эту отрасль права, являются: Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., Конвен-

См.: Курс международного права. Т. 4. С. 93—94.

ция о специальных миссиях 1969 г., Венская конвенция о пред­ставительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.

К источникам права внешних сношений относятся Конвен­ция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., Конвенция о привилегиях специализированных учреждений ООН 1947 г. и подобные им многосторонние договорные акты, а также согла­шения между организацией и государством, на территории ко­торого организация имеет свою штаб-квартиру. Следует иметь в виду и двусторонние соглашения по дипломатическим вопро­сам, консульские конвенции, соглашения (протоколы) относи­тельно торговых представительств. Что же касается междуна­родных конференций, то их нормативная регламентация явля­ется всецело индивидуализированной, поскольку правила процедуры разрабатываются применительно к данной конфе­ренции.

Правовое положение и порядок деятельности органов внеш­них сношений в соответствии с нормами международного пра­ва регламентируются актами национального законодательства, в числе которых Конституция РФ, Федеральный закон «О меж­дународных договорах Российской Федерации», отдельные ста­тьи ряда других федеральных законов, Положение о Министер­стве иностранных дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 14 марта 1995 г., Положение о По­сольстве Российской Федерации, утвержденное Указом Прези­дента РФ от 28 октября 1996 г. Положение о Консульском уч­реждении Российской Федерации, утвержденное Указом Пре­зидента РФ от 5 ноября 1998 г., Положение о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве, утвержденное Указом Президента РФ от 7 сентяб­ря 1999 г., и Положение о Постоянном представительстве Рос­сийской Федерации при международной организации, утвер­жденное Указом Президента РФ от 29 сентября 1999 г.

Органы внешних сношений

Органы внешних сношений— это органы государства, по­средством которых осуществляются его связи с другими госу­дарствами и иными субъектами международного права.

II Me

ждународное право

Глава 13. Право внешних сношений

Все органы внешних сношений подразделяются на внутри­государственные и зарубежные. Внутригосударственные в свою очередь являются либо органами общей компетенции, либо специальными.

Группу органов общей компетенции (конституционных) об­разуют глава государства, высший представительный орган (пар­ламент) и правительство. В Российской Федерации это: Прези­дент РФ, Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Го­сударственной Думы и Совета Федерации, Правительство РФ.

Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и феде­ральными законами определяет основные направления внут­ренней и внешней политики государства, как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в меж­дународных отношениях. Согласно ст. 86 Конституции РФ Президент: а) осуществляет руководство внешней политикой РФ; б) ведет переговоры и подписывает международные дого­воры РФ; в) подписывает ратификационные грамоты; г) при­нимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Он назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или ко­миссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международ­ных организациях.

Федеральное Собраниекак представительный и законода­тельный орган Российской Федерации принимает законы, в том числе по вопросам международных отношений, ратифика­ции и денонсации международных договоров РФ, статуса и за­щиты Государственной границы РФ, войны и мира. К ведению Совета Федерации относится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами террито­рии РФ.

ПравительствоРФ согласно Конституции РФ и Федерально­му конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации» осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики РФ.

От имени Правительства подготавливаются и заключаются международные договоры РФ, именуемые межправительствен­ными договорами. Председатель Правительства РФ ведет перего­воры и подписывает такие договоры. К компетенции Правитель­ства относятся утверждение, принятие договоров по вопросам, относящимся к его ведению. Оно принимает меры, направлен-

§ 3. Дипломатические представительства и их функции

ные на обеспечение выполнения международных договоров. Правительство обеспечивает представительство РФ в иностран­ных государствах и международных организациях, осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэко­номической деятельности, в сфере международного научно-тех­нического и культурного сотрудничества, защищает граждан РФ за пределами территории РФ.

Основными задачами МИДа Россиив соответствии с Поло­жением, утвержденным Президентом РФ 14 марта 1995 г., явля­ются: разработка общей стратегии внешней политики РФ и пред­ставление предложений Президенту; реализация внешнеполити­ческого курса РФ; обеспечение дипломатических и консульских отношений с иностранными государствами, сношений с между­народными организациями; защита прав и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом и т. д. МИД России разрабаты­вает проекты международных договоров, ведет переговоры, осу­ществляет общее наблюдение за выполнением договоров.

В структуру МИДа России входят территориальные департа­менты — по регионам, группам стран и функциональные депар­таменты — внешнеполитического планирования, по вопросам новых вызовов и угроз, по делам соотечественников и правам человека, консульской службы, правовой и др. Государствен­ным органом при Министерстве является с 2002 г. Российский центр международного научного и культурного сотрудничества.

На территории РФ, в центрах федеральных округов и в субъ­ектах РФ функционируют представительства МИДа России и их отделения.

Зарубежные органы подразделяются на постоянные (дипло­матические представительства, консульские учреждения, торго­вые представительства, представительства при международных организациях) и временные (делегации государств на сессиях международных организаций, на международных конференци­ях, специальные миссии).

Наши рекомендации