Толерантность и плюралистичность как нормы массовой информационной деятельности в условиях реформирования общества
Деятельность в сфере СМИ должна прочно базироваться на идее и практике политического, идеологического, культурного плюрализма.Основой плюрализма в журналистике является конституционная норма признания идеологического и политического многообразия, причем никакая идеология не может выступать в роли государственной. Плюрализм (от лат. «множественность») в отличие от монизма или дуализма – точка зрения, исходящая из признания множественности позиций, взглядов, идей, представляющих объективно существующие различия между их носителями – разными социальными группами общества. В связи с этим функционирование СМИ, исходящее из идеи плюрализма, предполагает всесторонне обсуждение в целях поиска общеприемлемого решения.
Результатом правильного развития и развертывания плюралистически ориентированной деятельности СМИ оказывается монистическое решение как итог широкого обсуждения и «борьбы подходов». Это согласованное решение можно назвать моноплюралистическим, поскольку «центробежные» и «центростремительные» тенденции в журналистике и обществе оказываются уравновешенными. Отсюда результат: устойчивое состояние социума, в котором происходит борьба идей, которая кончается решением по общему согласию. Чтобы добиваться этого, органическим правилом СМИ должно быть требование толерантности – терпимости, притом благожелательной к взглядам других, признаваемым равноправными. Толерантность требует понимания и признания того, что все разнородные силы и позиции возникли и существуют в рамках «общего дома». Отсюда необходимость третьей стороны толерантности – настроенности на конструктивное взаимодействие. Для гуманистического развития общества требуется центростремительный потенциал активной толерантности, движение навстречу другому в солидарном стремлении найти общеприемлемое решение. Плюрализм и толерантность взаимодополнительны при наличии множественности сил.
Информированность будет максимальной только тогда, когда «своя» точка зрения будет видеться на фоне «чужих» при искреннем желании учесть их. Система правил массово-информационной деятельности включает положение о необходимости активного ведения социального диалога в СМИ. Диалог в СМИ не простой обмен репликами, а конструктивные переговоры, нацеленные на позитивные итоги.Способы ведения диалога: «открытый» предполагает максимально полное изложение своих позиций при надежде на встречную открытость других; «закрытый» сводится к монологическому изложению своей точки зрения и убежденности в полной ее правоте; «полузакрытый» – «монологический диалог» и «диалогический монолог».
Кратко о других нормах СМИ (т.к. об этих двух маловато)Правдивость и объективность. Правдивость предполагает максимально точное представление фактов жизни. Факт (лат.faktum «сделанное») – проверенное, достоверное знание о реально происшедшем в действительности. При этом первостепенное значение имеют сведения, которые журналист получил непосредственно из жизни и документировал, т.е. сведения, которые имеют подтверждение, зафиксированное в письменной форме, на фото-, фоно-, видеопленке с очевидными доказательствами подлинности. Факты, полученные «из вторых рук», требуют ссылки на источник сведений.
К фактам «третьего порядка» относятся неподтвержденные сведения – различного рода слухи, догадки, имеющие под собой почву, но ничем не документированные.
Народность. Народный журналист, даже если он работает в СМИ, ориентированном на одну из групп, должен бороться за реализацию общенародных интересов и, не забывая специфических интересов своей группы, отстаивать те из них и таким образом, чтобы его деятельность способствовала согласию и единству народа. Осложняющие факторы: 1.массовое сознание тех или иных групп часто оказывается неадекватным их истинному положению и объективным нуждам. Журналист должен не механически выражать те или иные свойства массового сознания группы, но «поправлять» их. 2. Если складывается ситуация, когда какая-то одна группа населения и ее идеологические представители – журналисты считают себя исключительными выразителями потребностей народа, возникает объективная необходимость в терпеливом и доказательном разъяснении, что претензии на исключительность неверны и вредны. 3. Журналист должен уметь верное содержание облечь в адекватную форму. Отсюда требование вести диалог с аудиторией популярно, доходчиво, доступно, на интересном и важном, привлекающем ее внимание материале. Массовость. Внешне количественно массовость предполагает распространение влияния издания или программы на широкую массу народа, т.е. количественно значимую часть того слоя, класса, группы, на которую они рассчитаны. В этом смысле быть массовым издание не так просто – ведь масса слоя или группы, к которой обращается СМИ, далеко не однородна. Патриотизм. Народ как совокупность социальных слоев, способных к историческому творчеству, разделен на множество групп, живущих в разных государствах. Для журналиста каждой страны неизбежным становится формирование чувства патриотизма, на основе которого формируется соответствующий принцип. Каждый журналист не только должен считаться с патриотическими чувствами и взглядами той или иной страны, но и сам обязан выступать с позиции патриотизма, служит процветанию и прогрессу своего отечества.
13. Журналистика Белинского. С 1834 Белинский печатался в “Телескопе” Надеждина. В том же году “Молва” (газета, приложение к “Телескопу”) публикует его первую большую работу. Первая критическая статья (критик приходит к выводу, что в России нет литературы, но не воспринимает это трагически, считая, что перед литературой в России открыто будущее). Эта статья, помещённая в нескольких номерах издававшейся при «Телескопе» «Молвы», под названием: «Литературные мечтания. Элегия в прозе», представляет горячо и блестяще написанный обзор исторического развития русской литературы. Установив понятие литературы в идеальном смысле и сличая с ним положение нашей литературы от Кантемира до новейшего времени, Белинский высказывает убеждение, что «у нас нет литературы» в том широком, возвышенном смысле, как он её понимает, а есть лишь небольшое число писателей. Он с уверенностью высказывает этот отрицательный вывод, но именно в нём и находит залог богатого будущего развития: этот вывод важен и дорог, как первое сознание истинного значения литературы; с него и должны были начаться её деятельное развитие и успехи. «У нас нет литературы, — говорит Белинский. — я повторяю это с восторгом, с наслаждением, ибо в сей истине вижу залог наших будущих успехов… Присмотритесь хорошенько к ходу нашего общества, — и вы согласитесь, что я прав. Посмотрите, как новое поколение, разочаровавшись в гениальности и бессмертии наших литературных произведений, вместо того, чтобы выдавать в свет недозрелые творения, с жадностью предаётся изучению наук и черпает живую воду просвещения в самом источнике. Век ребячества проходит, видимо, — и дай Бог, чтобы он прошёл скорее. Но ещё более дай Бог, чтобы поскорее все разуверились в нашем литературном богатстве. Благородная нищета лучше мечтательного богатства! Придёт время, — просвещение разольётся в России широким потоком, умственная физиономия народа выяснится, — и тогда наши художники и писатели будут на все свои произведения налагать печать русского духа. Но теперь нам нужно ученье! ученье! ученье!…»
В этой первой своей статье, которая произвела на читателей очень сильное впечатление, Белинский явился, с одной стороны, прямым продолжателем Надеждина, а с другой — выразителем тех мнений о литературе и её задачах, какие высказывались в то время в кружке Станкевича, имевшем решительное влияние на развитие убеждений нашего критика. Надеждин, восставая против современного ему романтизма с его дикими страстями и заоблачными мечтаниями, требовал от литературы более простого и непосредственного отношения к жизни; кружок Станкевича, всё более и более увлекавшийся направлением философским, ставил на первый план воспитание в себе «абсолютного человека», то есть личное саморазвитие, безотносительно к окружающей нас действительности и общественной среде. Оба эти требования и были положены Белинским в основу его критических рассуждений. Их горячий тон, страстное отношение критика к своему предмету остались навсегда отличительной особенностью всего, что выходило из-под его пера, потому что вполне соответствовало его личному характеру, главной чертой которого всегда было, по словам Тургенева, «стремительное домогательство истины». В этом «домогательстве» Белинский, одарённый крайне восприимчивой и впечатлительной натурой, провёл всю жизнь, всей душой отдаваясь тому, что в данную минуту считал правдой, упорно и мужественно отстаивая свои воззрения, но не переставая, в то же время, искать новых путей для разрешения своих сомнений. Эти новые пути и указывались ему русской жизнью и русской литературой, которая именно со второй половины 30-х годов (с появлением Гоголя) начала становиться выражением действительной жизни.
В 1835 Надеждин уезжает за границу, и Белинский назначен временным редактором “Телескопа”. Белинский пишет статьи о Гоголе, Баратынском, Бенедиктове, Кольцове, выступает как переводчик и рецензент. “Ранний” Белинский придерживался идеалистических представлений о литературе (“Литература сама себе цель, и вне себя цели не имеет”). “Поздний” Белинский (в период “Отечественных записок” и “Современника”) большое внимание уделяет политическим идеям. В литературе он ищет прежде всего отражения “действительности”. Еще в “Телескопе” Белинский активно боролся с романтическим направлением в литературе (Бенедиктов, Марлинский); в статье “О русской повести и повестях г. Гоголя” он выступает как первооткрыватель нового писателя и нового направления в литературе (основной критерий Белинский - “верность действительности”; по мнению критика, творчество Гоголя отличают простота вымысла, народность, оригинальность и “совершенная истина жизни”). В статье “Ничто о ничем” Белинский попытался создать теорию журналистики; он считал, что главное для журнала - “иметь собственную физиономию”, направление. В 1836 “Телескоп” закрыли за публикацию “Философического письма” Чаадаева.В 1838 Белинский начинает печататься в реорганизованном журнале “Московский наблюдатель” (организовали в 1835 В. П. Андросов, М. П. Погодин и С. П. Шевырев, в 1837 журнал перешел в руки книготорговца Н. С. Степанова) и в “Литературных прибавлениях к “Русскому инвалиду”” Краевского. В конце 30-х годов Белинский переживает идейный кризис, который сменяется периодом “примирения с действительностью” (1838 - 40 гг.) - Белинский исходил из формулы Гегеля “Все разумное действительно, и все действительное разумно”. В начале 1839 “Московский наблюдатель” был прекращен из-за материальных трудностей, и Белинский переходит в “Отечественные записки” А. Краевского. 40-е гг. - “петербургский” период в творчестве Б., период преодоления “примиренческих” настроений. “Отечественные записки ” начал в 1820 выпускать П. Свиньин, а в 1838 сдал журнал в аренду А. А. Краевскому. С приходом в 1839 Белинского, который внес в журнал доктрину, у “ Отечественные записки ” появилось “лицо”, направление. Журнал был очень разнообразен (8 отделов - современная хроника России, наука, словесность и художества, критика, домоводство, с/х и промышленность, библиография и смесь), по замыслу Краевского, “Отечественные записки” должны были носить “энциклопедический характер”. По условиям договора, Белинский должен был вести отдел критики и библиографическую хронику. К тому времени Белинский был уже вполне сложившимся, профессиональным журналистом. С его точки зрения, полемика была очень важна для журнала. Белинский выступал также за повышение качества беллетристики и литературно-критических материалов журнала. В 40-е гг. в “Отечественные записки” публикуются сочинения Лермонтова, Кольцова, Баратынского, Григоровича и др.; широко представлена западноевропейская литература - Шекспир, Гете, Гейне, Жорж Санд, Диккенс. Статья Белинского “Речь о критике”: новые принципы рассмотрения литературных произведений; критика названа составным элементом искусства, выразительницей общественного мнения, орудием воспитания. Белинский пишет статью о Державине, начинает серию статей о Пушкине; регулярно делает годовые обзоры русской литературы. Белинский защищает творчество Гоголя и всех представителей “натуральной школы”, “реализм” и “народность”, причем его понимание народности отличается от славянофилов и др. (он понимает ее как воплощение идеалов народа, правдивость в изображении любых сторон действительности и в конечном счете – защиту интересов народа, а не как квасной патриотизм, использование внешних атрибутов национальной жизни, идеализацию прошлого и тем более самодержавия). С отходом Белинского от “примирения с действительностью” “Отечественные записки” приобретают антикрепостническое направление. Но в то же время многие публицисты журнала негативно относились и к западноевропейскому капитализму. В статье “Парижские тайны” Белинский раскрывает “противоречия” буржуазной демократии (пролетарий и капиталист равны перед законом, но от этого пролетарию ничуть не легче). В середине 40-х гг. в журнале назревают серьезные противоречия. Краевского не устраивала политическая острота выступлений Белинского, и он пытался сдерживать его порывы, заваливая черновой работой, и к тому же мало платил ему. В 1845 Белинский участвует в предпринятом Некрасовым издании сборников “Физиология Петербурга” и “Петербуржский сборник” (Некрасов, Григорович, Достоевский, Даль и др.) - это ознаменовало рождение так называемой “натуральной школы” (термин Ф. Булгарина), “гоголевского направления” в литературе, а вступительная статья Белинский к одному из сборников стала как бы манифестом этого направления. В 1846 Белинский окончательно уходит из “Отечественных записок». В 1846 Некрасов и Панаев купили у Плетнева пушкинский “Современник”. Белинский поддержал эту идею. Он перешел в “Современник”, который, по признанию Некрасова, создавался прежде всего для Белинского, был наиболее влиятельным участником “Современник”, ему предоставили полную свободу действий, и он определял идейное направление журнала. Он положил начало размежеванию либерально-дворянской и революционно-демократической тенденций в журналистике, которое продолжили Чернышевский и Добролюбов. До 1859 “Современник” оставался литературным журналом, хотя произведения подбирались с острой социальной проблематикой. В журнале господствовала проза, стихов почти не печатали. Из зарубежных авторов - Жорж Санд, Ч. Диккенс, П. Мериме, Г. Филдинг, Шекспир, Гете. Хорошо был поставлен отдел критики и библиографии. Статьи Белинского “Взгляд на русскую литературу 1846 года”, “Взгляд на русскую литературу 1847 года”, “Ответ “Москвитянину””, рецензии на повторное издание “Мертвых душ” Гоголя, его “Выбранные места из переписки с друзьями” и др. В “Современнике” не было четкого разделения критических и библиографических статей (на это указывал сам Белинский в обзоре литературы за 1846), жанр отзыва определялся важностью и художественными достоинствами произведения. Статьи Белинского в первую очередь придавали направление “ Современника”. В статье “Взгляд на русскую литературу 1846 года” критикует славянофилов, но все же не отрицает их заслуг - они поставили вопрос о путях развития России, хотя ответ на него дали, по мнению Белинского, неверный. Белинский излагает не только свои литературные взгляды, но и политическую программу. Рассуждая о русской литературе, Белинский затрагивает и общественно-политические вопросы, в частности, проблемы ликвидации крепостничества, движения России по пути прогресса, в котором западноевропейские страны значительно ее опередили. В “Письме к Гоголю”, написанном за границей без оглядки на цензуру, Белинский резко оценивает покаянные мотивы книги Гоголя, его попытки идеализировать самодержавие и т. д. Обращаясь к Гоголю публично, т. е. в рецензиях на его книгу, помещенных в “Современнике” - подцензурном издании - Белинский не мог себе этого позволить. В 1847 позиции “натуральной школы» значительно укрепились. “Взгляд на русскую литературу 1847 года” - последняя большая статья Белинского в “ Современнике”.Белинский умер в мае 1848. Его смерть совпала с наступлением политической реакции (т. н. “мрачного семилетия” - 1848 - 1854). Несмотря на это, не одно поколение русских критиков и публицистов (особенно разночинцев по происхождению) находилось под влиянием личности и творчества Белинского. После его смерти Никитенко отказался от редактирования “ Современника”, и редактором журнала становится И. Панаев (неофициальным руководителем “Современника” остается Некрасов).
14. Правовое и этическое регулирование журналистской деятельности. Права и ответственность журналиста.ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ЖУРНАЛИСТА (Кодекс профессиональной этики журналиста 1991 года.)Статья 1. Социальная ответственность журналиста Статья 2. Правдивость и объективность Статья 3. Добросовестность Статья 4. Честность Статья 5. Уважение чести и достоинства личности Статья 6. Уважение общечеловеческих ценностей Статья 7. Профессиональная солидарность .Кодекс профессиональной этики российского журналиста, 1994 (кратко)принят Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 г.)1. Журналист всегда обязан действовать, исходя из принципов профессиональной этики, зафиксированных в настоящем кодексе…2. Журналист соблюдает законы своей страны, но в том, что касается выполнения профессионального долга, он признает юрисдикцию только своих коллег, отвергая любые попытки давления и вмешательства со стороны правительства или кого бы то ни было. 3. Журналист распространяет и комментирует только ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему хорошо известен…. При выполнении своих профессиональных обязанностей журналист не прибегает .к незаконным и недостойным способам получения информации. Журналист признает и уважает право физических и юридических лиц не предоставлять информацию и не отвечать на задаваемые им вопросы - за искл. случаев, когда эта обязанность оговорена законом. Журналист не допускает злонамеренное искажение фактов….Убедившись в том, что он опубл. ложный или искаженный материал, журналист обязан исправить ошибку… 4. Журналист сохраняет профессиональную тайну в отношении источника информации, полученной конфиденциальным путем….5. Журналист полностью осознает опасность преследования и насилия, которые могут быть спровоцированы его деятельностью. Журналист уважает честь и достоинство людей, которые становятся объектами его профессионального внимания… 6. Журналист полагает свой проф. статус несовместимым с занятием должностей в органах госуправления, законодательной или судебной власти, а также в руководящих органах полит.партий и др. полит. организаций 7. Журналист не распр. информацию рекламного или коммерческого характера используя свою репутацию, свой авторитет и свои проф. права и возможности .8. Журналист уважает проф права коллег, соблюдает законы честной конкуренции. Плагиат недопустим…9. Журналист отказывается от задания, если выполнение его связано с нарушением одного из упомянутых выше принципов. 10. Журналист пользуется всеми предусмотренными гражд. уголовным законодательством гарантиями защиты в судебном и ином порядке от насилия, оскорблений, морального ущерба, диффамации. Кодекс журналистской этики, США 1923. было образовано "Американское общество редакторов газет" (за качеств. прессу, против «желтой»), и вскоре был разработан кодекс журналистской этики, определявший нормы поведения журналистов. Он был принят более чем 100 американскими газетами, не желавшими связывать свою репутацию с традициями "желтой прессы":Правила, принятые обществом редакторов газет 28 апреля 1923 г. («Каноны журнализма», кратко):1. Ответственность. 2. Свобода печати. 3. Независимость.4. Искренность, правдивость, точность. 5. Беспристрастность. 6. Добросовестность. 7. Благопристойность (и журналиста и издания!) Международные принципы професс. этики журналиста Приняты на консультативной встрече международных и региональных организаций профессиональных журналистов в Париже 20 ноября 1983 года Международные и региональные профессиональные организации, объединяющие более четырехсот журналистов из всех частей света, провели под эгидой ЮНЕСКО несколько консультативных встреч. ПРИНЦИПЫ: 1. Право людей на получение правдивой информации 2. Верность журналиста объективной реальности 3 Социальная ответственность журналиста 4 Профессиональная честность журналиста 5 Общедоступность средств массовой информации и участие общественности в их работе 6 Уважение частной жизни и человеческого достоинства 7 Уважение общественных интересов 8 Уважение всеобщих ценностей и многообразия культур 9 Устранение войн и других зол, противостоящих человечеству 10 Содействие новому международному порядку в области информации…. И другие…Профессиональный этический кодекс - совокупность этических норм, сформулированных профессиональным сообществом и призванный регулировать его деятельность.Этические нормы юридически не фиксируются, но принимаются в профессиональной среде и поддерживаются общественным мнением. Способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков и есть одно из выражений нравственного самосознания личности. Все это мы вкладываем в понятие «совесть». Основные этические нормы проф. деятельности журналиста зафиксированы в различных кодексах (международных и национальных). В 80-х годах представители международных и региональных организаций сформулировали «Международные принципы профессиональной журналистской этики», на основе которых создаются кодексы, определяющие основы деятельности и конкретные правила поведения в сферах взаимодействия журналиста и других субъектов. Систематизируя моральные нормы, бытующие в профессиональной журналистской среде в настоящее время, исследователи выявляют обычно основные линии нравственных отношений, в которые вступает журналист по ходу деятельности. Партнерами по общению для журналиста являются: те, у кого он получает сведения: источники информации; те, о ком пишет: герои публикаций, персонажи; те, с кем он вместе работает: коллеги;- те, кому заказывает материалы и помогает их дорабатывать авторы; те, кому адресует свою продукцию: читатели, радиослушатели, телезрители – аудитория; те, с кем он взаимодействует в структурах общественной управления: представители власти. В соответствии с этими линиями взаимодействия и формируются ряды этических норм, на которые ориентировано профессиональное поведение журналиста. Отношения «журналист-аудитория»: всемерно защищать свободу прессы; уважать право людей знать правду; уважать право людей на участие в самоопределении общественного мнения; уважать моральные ценности и культурные стандарты в аудитории; укреплять доверие людей к СМИ. Отношения «журналист – источники информации»: использовать при работе с источниками для получения сведений законные и достойные действия; уважать право лиц на отказ от предоставления сведений, не позволяя себе бестактность, давления, шантажа; указывать в материалах источники информации; сохранять профессиональную тайну относительно источника информации; соблюдать оговоренную при получении информации конфиденциальность. Отношения «журналист – герои»: уважать как личность человека, ставшего объектом профессионального журналистского внимания; уважать право человека на неприкосновенность частной жизни; не искажать в материале жизнь героя. Отношения «журналист – коллеги»: уважать общность интересов и целей журналистского содружества; заботиться о престиже профессии; приходить на помощь коллегам; уважать нормативы служебных отношений; заботиться о поддержании в редакционном коллективе достойного нравственного климата; уважать право коллеги на мотивированный отказ от выполнения задания. Отношения «журналист-власть»: проявлять уважение к власти; оказывать информационную поддержку властным структурам; отстаивать право журналистики на независимость от власти; отстаивать право общественности на доступ к информации о деятельности властных структур; разоблачать злоупотребления и проступки лиц, работающих во властных структурах; заботиться о точности и доказательности критики властных структур. Права журналистов в законе о СМИ.(Статья 47. Права журналиста) Журналист имеет право: искать, запрашивать, получать и распространять информацию; посещать госорганы и организации, предприятия и учреждения, либо их пресс-службы; быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации; получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие гос, коммерч. или иную охраняемую законом тайну; копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой статьи 42настоящегоЗакона; производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом; посещать специально охраняемые местастихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков, а также местности, в которых объявлено ЧП;присутствовать на митингах и демонстрациях; проверять достоверность сообщаемой ему информации; излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью; отказаться от подготовки за своей подписью сообщения, противоречащего его убеждениям; снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала; распространять подготовленные им сообщения за своей подписью, под псевдонимом или без подписи. Обязанности журналиста Журналист обязан:1) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;2) проверять достоверность сообщаемой им информации;3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино - и фотосъемки;7) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;8) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста;(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 94-ФЗ)10) соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума при осуществлении профессиональной деятельности.(п. 10 введен Федеральным законом от 04.07.2003 N 94-ФЗ). Журналист несет также иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг. Статья 50. Скрытая записьРаспространение сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки, допускается:1) если это не нарушает конституционных прав и свобод человека и гражданина;2) если это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц;3) если демонстрация записи производится по решению суда. Статья 51. Недопустимость злоупотребления правами журналиста.Не допускается использование установленных настоящим Законом прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации.Запрещается использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями .Статья 52. Специальный статусПрофессиональный статус журналиста, установленный настоящим Законом, распространяется: на штатных сотрудников редакций, занимающихся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для многотиражных газет и других средств массовой информации, продукция которых распространяется исключительно в пределах одного предприятия (объединения), организации, учреждения;на авторов, не связанных с редакцией средства массовой информации трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами, при выполнении ими поручений редакции.Ответственность. Статья 57. Освобождение от ответственностиРедакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста:1) если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях;2) если они получены от информационных агентств;3) если они содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений;4) если они являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений народных депутатов на съездах и сессиях Советов народных депутатов, делегатов съездов, конференций, пленумов общественных объединений, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений;5) если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом;6) если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.Дословное воспроизведение в средстве массовой информации в период соответствующей избирательной кампании, кампании референдума агитационного материала, распространенного в другом средстве массовой информации, в том числе подпадающем под действие статьи 24 настоящего Закона, не является основанием для освобождения журналиста, главного редактора, редакции, иной организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, от ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, если при дословном воспроизведении такого материала не соблюдены требования указанного законодательства, предъявляемые к опубликованию (обнародованию) агитационных материалов.Статья 59. Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации. Злоупотребление свободой массовой информации, выразившееся в нарушении требований статьи 4 настоящего Закона, - влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.Злоупотребление правами журналиста, выразившееся в нарушении требований статей 50 и 51 настоящего Закона, либо несоблюдение обязанностей журналиста, - влечет уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 94-ФЗ). Статья 60. Ответственность за иные нарушения законодательства о средствах массовой информации. Нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, выразившееся:в учреждении средства массовой информации через подставное лицо, получении свидетельства о регистрации либо лицензии на вещание обманным путем, скрытой уступке лицензии или неправомерном получении льгот, установленных для специализированных средств массовой информации;(в ред. Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ) в незаконном изготовлении продукции средства массовой информации без его регистрации либо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности, уклонении от перерегистрации, а также предъявлении при регистрации не предусмотренных настоящим Законом требований;в воспрепятствовании осуществляемому на законном основании распространению продукции средства массовой информации, установлении незаконных ограничений на розничную продажу тиража периодического печатного издания;в нарушении установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах правил проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, порядка и условий распространения материалов предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума;(абзац введен Федеральным законом от 04.07.2003 N 94-ФЗ)в незаконном распространении продукции средства массовой информации без его регистрации либо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности или без разрешения на выход в свет (в эфир), в незаконном коммерческом распространении, осуществлении вещания без лицензии либо с нарушением лицензионных условий;в нарушении правил распространения обязательных сообщений, рекламы, эротических изданий и программ;в нарушении порядка объявления выходных данных, представления обязательных экземпляров, хранения материалов теле- и радиопередач;в создании искусственных помех, препятствующих уверенному приему радио- и телепрограмм, - влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
15. Реформы 60-х годов XIX века и расцвет журналистики в России. Поражение России в Крымской войне обнажило крайнюю отсталость страны, находящейся в условиях крепостничества и самодержавия. Вторая половина 50-х годов знаменуется усилением революционного движения в стране, становится все более ощутимой необходимость социально-экономических перемен. Под напором освободительного движения и потребностей экономического развития многие представители господствующего класса начинают высказывать идеи об отмене крепостного права путем реформ сверху. Идеи Белинского и его соратников о необходимости отмены, уничтожения крепостничества становятся общим достоянием. Теперь борьба развертывается вокруг условий освобождения крестьян. Русской журналистике здесь пришлось сыграть важную роль. Крестьянская реформа 1861 г. несмотря на свой полукрепостнический характер, дала известный простор для развития производительных сил общества. Крестьянство перестает быть единым классом – сословием, расслаивается, выделяя из себя сельских пролетариев и буржуазию. Однако улучшения положения крестьянства и рабочих – нет. Исчезал читатель-дилетант, интересующийся всем понемногу, но ничем в особенности, для дела. Периодическая печать из атрибута состоятельных слоев общества, превращается прессу грамотных слоев населения. Появлялся новый массовый читатель – ремесленники, чиновники, извозчики, прислуга. А вместе с ним и новый тип газеты – массовый. Это привело к расширению прав печати, росту числа и значения частных газет. Издание массовых газет становится коммерческим предприятием. Заметен рост интереса к газетам среди мещан, купечества и других слоях населения. Русское правительство, отменив в 1861 г. крепостное право, перешло к другим реформам: земской, судебной, военной и пр., в числе которых оказалась реформа печати. Реформа 1861 г., которую царское правительство все же вынуждено было провести и отменить крепостное право, сначала обрадовала Герцена, но анализ условий освобождения еще раз раскрыл глаза Герцену на антинародную политику в крестьянском вопросе правительства. Восстания крестьян против условий освобождения, которые снова закабаляли, обезземеливали их, заставили Герцена повести более решительно пропаганду революционной борьбы за волю и землю. Герцен и особенно Огарев критикуют крестьянскую реформу 1861 г. «Народ царем обманут», — пишет «Колокол» в июле 1861 г. Герцен дает широкую информацию и комментарий к восстаниям в России против реформы. «Русская кровь льется», — пишет Герцен о карательных мерах царского правительства. Особенно его потрясло восстание в селе Бездна, где были расстреляны крестьяне и убит их предводитель Антон Петров.Теперь Герцен и Огарев прямо обращаются к русскому народу и революционной молодежи с призывом к восстанию против самодержавия. Герцен осуждает правительство за арест и ссылку вождя русской демократии — Н.Г. Чернышевского. Огарев пишет ряд прокламаций, обращенных к войску, молодежи. «Заводите типографии!», — советуют они революционерам в России. Герцен решительно рвет с либералами (Тургеневым и др.), которые встали на сторону правительства. Особенно ярко революционные убеждения Герцена и Огарева проявились в связи с польским восстанием 1863 г. Русское общество, в том числе либеральное, было охвачено патриотическим шовинизмом, царские войска жестоко расправлялись с повстанцами. В этих условиях Герцен принял сторону повстанцев. Он привлек в «Колокол» В. Гюго для поддержки польского восстания. В. Гюго написал обращенные к русским войскам пламенные слова: «Перед вами не неприятель, а пример». Резко осудил «Колокол» главаря консервативной русской журналистики Каткова, который требовал расправы с мятежными поляками. Катков, в свою очередь, начал публичную дискредитацию идей Герцена. Успех «Колокола» во все годы издания был чрезвычайным. Россия, по свидетельству современников, была наводнена этой революционной газетой. Однако в России революционная ситуация конца 50-х — начала 60-х годов не переросла в революцию — стихийные крестьянские бунты не могли привести к успеху. Царизму удалось справиться с кризисом, изолировать вождя русской революционной демократии Чернышевского, сослав его в далекую Сибирь. В связи с таким положением в стране «Колокол» стал выходить реже и в 1867 г. перестает издаваться вовсе. В 1865 г. в России принимается первый закон о печати, который не носил еще окончательного характера и назывался «Временные правила о печати». По своему содержанию реформа печати была либеральной — отменялась предварительная цензура для столичных (Санкт-Петербург, Москва) журналов и газет, книг объемом более 10 печатных листов. Это новшество не распространялось на сатирические издания с карикатурами и всю провинциальную печать. Общее наблюдение за периодической печатью передавалось из Министерства просвещения в Министерство внутренних дел. За МВД оставалось право давать разрешения на новые издания, утверждать или не утверждать редакторов, делать предостережения изданиям, при третьем предостережении журнал или газету могли закрыть на срок до шести месяцев. Устанавливалась ответственность печати перед судом. Однако судебные преследования печати не получили распространения: административные меры были удобнее для правительства. В связи с покушением на царя русское правительство перешло к особенно жесткой политике: в 1866 году закрыло два лучших прогрессивных журнала: «Современник» и «Русское слово». Революционная демократия постаралась возродить прогрессивную журналистику, и это ей удалось, преодолев ряд трудностей. Бывший редактор «Русского слова» Благосветлов с конца 1866 г. стал издавать демократический журнал «Дело», а Некрасов — редактор «Современника» — в 1868 г. приступил к изданию журнала «Отечественные записки», взяв его в аренду у Краевского. Окончательно сложился тип общественно-политического и литературного ежемесячника с развитым отделом публицистики, рассчитанного на мыслящих людей, интеллигенцию. Поэтому история подобных журналов тесно связана с историей общественной мысли. Одновременно растет газетное дело, увеличивается число ежедневных изданий разного типа, обеспечивающих потребность в информации растущей аудитории. Нужды революционного движения, реакционная политика царизма по отношению к оппозиционному печатному слову вынудили русских революционеров уже в 1868 г. приступить к изданию ряда бесцензурных нелегальных революционных газет и журналов, сначала в эмиграции, а затем и в самой России. Т.о. система русской печати стала еще более разветвленной и сложной. По-прежнему она складывалась из трех основных направлений: консервативно-монархического (Катков «Русский вестник», «Московские ведомости» и др.), либерально-буржуазного («Вестник Европы», «Голос», «Санкт-Петербургские ведомости», «Русские ведомости» и др.) и демократического («Искра», «Отечественные записки», «Дело»). Монархическая и позднее буржуазно-монархическая печать стояла на позициях безоговорочной защиты монархии, дворянства, национального и социального угнетения трудящихся. Либеральная печать была заявлена, пожалуй, наибольшим числом изданий, значительная часть провинциальной прессы. К этой группе примыкали появившиеся во второй половине XIX в. массовые, дешевые издания для простонародья: «Петербургский листок», «Развлечение». Массовая аудитория вызвала к жизни различные еженедельники (юмористические, иллюстрированные, спортивные, театральные). Однако по-прежнему ведущее положение (конечно, не по числу изданий, а по содержанию) занимала печать демократическая, поскольку она наиболее последовательно защищала интересы основной массы трудящихся города и деревни. Борьба против остатков крепостничества, феодализма, против помещиков-латифундистов, национального угнетения, борьба против новых эксплуататоров-капиталистов, кулаков, царской чиновничьей бюрократии, реакционных тенденций в искусстве и литературе составляла главное содержание передовой демократической журналистики, и прежде всего «Отечественных записок» — лучшего журнала пореформенной эпохи. Эпоха революционного одушевления 60-х годов привела к появлению в стране большого числа сатирических изданий. Наиболее выразительным по форме и по содержанию был еженедельный журнал под названием «Искра» (1859—1873). Его издателями были известный поэт-переводчик Курочкин и художник-карикатурист Степанов. Журнал выступал как союзник «Современника» и «Колокола». В предреформенные годы критиковал крепостников, либеральные заигрывания царских министров. Сатирические рисунки и подписи к ним разоблачали многие язвы русской жизни: цензурный произвол, недостатки просвещения, паразитизм дворянства, реакционную прессу, бюрократизм. «Искра» отличалась хорошим знанием провинциальной жизни, ее сатира была точной по адресу и остроумной по форме. В 60-е годы заслуживают внимания и такие сатирические журналы, как «Будильник», «Гудок», и некоторые другие.
16. Творческая индивидуальность, стиль и имидж журналистаТворческая индивидуальность журналиста есть особое качество личности, которое она приобретает и выявляет в конкретном виде данной деятельности.Компонентами творческой индивидуальности являются:а) знания – общекультурные и профессиональные;б) умения – опыт, самостоятельный творческий подход;в) желания журналиста – это его потребности – внешние (материальные потребности) и внутренние – специфические человеческие потребности.Потребности выявляют себя в сознании журналиста в форме мотивов (интерес, желание, страсть).Эффективность журналистской деятельности во многом зависит от того, насколько прочно слились в сознании журналиста желание достичь определенных целей с помощью журналистского воздействия и желание творчески проявить себя в этом виде деятельности.Система желаний журналиста обусловлена и опосредована объективными факторами. В их числе следует выделить:1) Объективное положение журналиста в творческой среде.2) Имеющиеся у него возможности для выявления своей индивидуальности: выбор тем, обращение к определенным источникам.3) Внутреннее устойчивое отношение к самой журналистской деятельности и к ее формам, принятым в данной редакции.Есть две формы выражения творческой деятельности журналиста, а именно:а) индивидуальный стиль деятельности,б) образ автора. Индивидуальный стиль деятельности по своему содержанию является личностным. Каждый индивидуальный стиль представляет собой уникальную систему, которую характеризуют нормативность, системность и историчность. Характерными признаками индивидуального стиля можно считать:а) устойчивость используемых приемов и способов деятельности; б) обусловленность этой системы определяется личными качествами; в) эффективность данной системы как средства приспособления человека к объективным требованиям. Творческая манера выступает как один из аспектов творческой индивидуальности. Творческая индивидуальность управляет своей манерой, меняя ее в зависимости от типа информационного потока, типа издания и других факторов. Другой формой существования творческой индивидуальности является так называемый «образ автора». Образ автора – это не вся личность журналиста, а лишь какой-то ее срез, аспект, уровень отражения. Функции «образ автора» не исчерпываются воспитательным воздействием на читателя. Эта форма выявления творческой индивидуальности журналиста играет важную конструктивную роль в структуре текста. Образ автора зачастую связывает воедино разнородные элементы произведения. «Творческая индивидуальность журналиста обнаруживает себя в предметной нацеленности, в тематическом своеобразии выступлений автор Журналистская специализация признак значительной авторской индивидуальности. У настоящего мастера всегда есть обогащенная длительными наблюдениями тема, близкая его духовному складу и объективно необходимая газете».
Современный журналист должен обладать целым комплексом профессиональных качеств и умений, которые способствовали бы успешной реализации стоящих перед сотрудником редакции задач. При этом к наиболее важным журналистским качествам можно отнести: компетентность, эрудированность, владение методологическим инструментарием при сборе и анализе первичной информации, обладание индивидуальным стилем письма и др. Специфика и своеобразие журналистского творчества состоит в том, что оно, нацеливая человека на адекватное отображение и осмысление действительности, требует от него характерных данному виду деятельности качеств дарования, особого психофизического склада личности, хорошей профессиональной подготовки. Среди подобных качеств можно выделить наличие у журналиста развитого восприятия. Там, где зрение обычного человека рассеивается, не находя в окружающем ничего примечательного и существенного, профессионал должен уметь увидеть, услышать, уловить массу живых, неповторимых подробностей человеческого поведения, характерные детали во внешности людей, в окружающей их обстановке, отметить особенности их речи и мышления. При этом не следует забывать, что на человеческое восприятие, обычно влияют привычные установки, стереотипы, оценки других людей, сложившееся общественное мнение, предубеждения, общепринятые взгляды и т.д. В познавательной деятельности журналиста большую роль играют интеллектуальные способности, а точнее – развитость. Говоря про имидж журналиста, стоит отметить, что на «имидж журналиста» можно смотреть с двух сторон: во-первых, как на имидж человека, а во-вторых – как на имидж журналиста, представляющего какое либо СМИ. И если в первом случае имидж журналиста сохраняется на протяжении всей его карьеры и формируется самим журналистом, то во втором нужно учитывать изменение имиджа в зависимости от места работы, либо – сочетание обоих подходов. В случае с имиджем личности речь идет о некоем целостном сформированном образе, впечатлении, которое человек производит на окружающих. Вначале разберу основные составляющие понятия «имидж журналиста» в профессиональной среде: профессионализм журналиста (от умения обращаться с информацией до умения общаться с производственными службами), стиль в одежде, этические принципы (профессионально-нравственные взгляды, профессиональная этика (совокупность ценностей, норм и правил), профессиональная мораль (моральные принципы и ценности, которые сопровождают деятельность журналиста, как аналитика, расследователя, комментатора событий и ситуаций). ПР. Леонид Парфёнов не покинул НТВ вместе со многими коллегами, недовольными переходом прав собственности на канал от Владимира Гусинского к «Газпрому» (впрочем, Парфенов всегда подчеркивал свое отстраненное/правильное для журналиста отношение к политике). И именно работа вместе с приглашенным «Газпромом» гендиректором Борисом Йорданом принесла Парфёнову славу суперзвезды общественно политического телевидения – его передача «Намедни» была чемпионом рейтингов. Тем громче было скандальное расставание с каналом. Парфёнов уволился из-за разногласий по поводу сюжета в своей передаче – он, несмотря на протесты руководства, поставил в эфир интервью вдовы убитого «вице-президента Ичкерии» Зелимхана Яндарбиева. Через полгода после ухода с НТВ Парфенов сделал неожиданный и рискованный шаг: стал главным редактором еженедельника «Русский Newsweek». В журнале он работал три года, сделав его лидером общественно-политических СМИ. А затем ушел, чтобы заняться собственными проектами. (не позиционирует себя как человека политичного, а как человека, который делает то что ему интересно; профессиональная позиция). Журналист сам создает свой образ и имидж, отдавая предпочтения тому или ином работы. А его человеческие качества или жизненные позиции помогают формированию имиджа. В конечном счете потребители СМИ смогут оценить профессионализм
журналиста и его моральные качества. Оценка эта выражается напрямую в уровне доверия к СМИ.