Третий период Французской революции конца XVIII в. Политический портрет одного из деятелей этого периода.

31 мая - 2 июня 1793 г. якобинцы спровоцировали новое восстание в Париже, которое привело к свержению правительства жирондистов (многие из них были посажены под домашний арест, но по мере развития революции многие из них сбежали, возглавив очаги сопротивления якобинской власти).

После восстания в Париже 31 мая - 2 июня 1793 г. во Франции окончательно закрепилась власть якобинцев. 22 июня 1793 г. якобинский Конвент провозгласил новую конституцию, обновил состав Комитета общественной безопасности, который теперь возглавил Робеспьер. Оно находилось у власти примерно год, с конца июня 1793 г. по 27 июля 1794 г.

Основные вопросы, которыми занимался Комитет общественного спасения во главе с Робеспьером, были связаны с борьбой против внутренней контрреволюции и с ведением войны в Европе, т.е. решал те же проблемы, что и его предшественник - правительство жирондистов и умеренные якобинцы во главе с Дантоном. Но пришедшие к власти во Франции "робеспьеристы" решали эти проблемы крайне радикальными мерами. Была объявлена всеобщая мобилизация на войну с Европой (первый европейский опыт ведения тотальной войны). В стране было введено военное положение со всеми вытекающими отсюда последствиями. Возглавил этот процесс Комитет общественной безопасности во главе с Карно. По его инициативе 23 августа 1793 г. был принят закон о всеобщей мобилизации всех мужчин в армию. Уже к весне 1794 г. была сформирована 800-тысячная армия французов - самая крупная в Европе. 17 сентября был объявлен "закон о максимуме", который снизил уровень гиперинфляции в стране.

Эти меры, однако, не остановили развитие гражданской войны во Франции. 13 июля 1793 г. дворянка Шарлотта Корде заколола кинжалом Марата - «Друга народа». Всё это вынудило якобинцев организовать массовый террор.17 сентября 1793 г. Конвент принял "закон о подозрительных". Это те, “кто показал себя приверженцами тирании, федерализма и врагами свободы”. Формулировка расплывчата, подвести можно кого угодно. Цель - выявление и арест подозрительных. Создаются “революционные комитеты” по 12 человек.

Осенью 1793 г. Революционный трибунал превращается в орудие уничтожения тех, кого якобинцы считали своими противниками.Началось всё с казни Марии - Антуанетты и всей королевской фамилии; вслед пошли аристократы, за ними жирондисты; с начала 1794 г. начали казнить многих крестьян и санкюлотов. Весной 1794 г. был казнен Дантон и его последователи - сторонники завершения войны в Европе даже ценой сепаратного договора с Англией. За "дантонистами" были гильотинированы многие "эбертисты" вместе со своими лидерами - Эбером и Шометом.

Массовый террор 1794 г., организованный "робеспьеристами", принципиально отличался от террора якобинцев в 1793 г. Теперь он использовался Робеспьером и его единомышленниками в борьбе за личную власть, против своих критиков как слева, так и справа. 10 июня 1794 г. они приняли решение казнить без суда и следствия.

Общая цифра жертв массового террора точно не определена; историки называют разные цифры: от 25 до 40 тыс. + 300 000, которые находились в это время в тюрьмах. Робеспьер, согласно учению Руссо, вывел формулу "революционной целесообразности», рассматривая террор как «добродетель», основанную на «обшей воле», утверждая при этом, что «идея выше человека». «Закон самосохранения нации, - провозглашал Робеспьер, - высший закон природы".

"Робеспьеристы" объявили о создании новой культуры, которую принято связывать в исторической литературе с санкюлотским стилем. Был введен новый календарь, начинавший летоисчисление от первого года ликвидации монархии во Франции. Появились новые названия месяцев: термидор, вандемьер, брюмер, вантоз, жерминаль и т.п. Всё это было частью политики дехристианизации, которую в своё время разрабатывал Вольтер.

7 мая 1794 г. был провозглашен Культ Высшего Существа. Появилась новая культовая обрядность, церемонии; проводились культовые фестивали. В частности, 8 июня был проведен фестиваль в честь Высшего Существа.

Все это привело к расколу в правящей группировке, и часть якобинцев выступили против Робеспьера. Они добились, что 9 термидора (27 июля 1794 г.) Робеспьера объявили тираном. Рев. трибуналом он был приговорен к смертной казне.

В мировой историографии нет согласия по вопросу о времени завершения французской революции, её реальных результатах и достижениях. Советские авторы, опираясь на марксистско-ленинскую методологию, связывали её окончание с казнью "робеспьеристов" 9 термидора (27 июля 1794 г.), хотя Маркс в своё время утверждал, что французская революция закончилась только в связи с установлением системы Консулата во Франции, не отрицая тем самым реформаторской деятельности термидорианцев.

Робеспьер Максимильен Мари Изидор де(6.5.1758, Аррас, - 28.7.1794, Париж), деятель Великой французской революции. Из семьи адвоката. Ещё в годы учения испытал сильное влияние идей просветителей, в особенности Ж. Ж. Руссо, которого считал своим учителем. В 1789 депутат Генеральных штатов от третьего сословия Арраса, выступая в которых. Все его выступления пронизывала идея народовластия и политического равенства, которую он последовательно развивал, обращаясь к народу через головы депутатов Собрания. Начиная с 1790 Р. становится всё более популярным в демократических кругах, он получил поддержку Якобинского клуба, Клуба кордельеров, политических клубов Марселя, Тулона и других городов. Вместе с тем, в отличие от большинства демократов, Р. поздно пришёл к признанию необходимости. Осудив как авантюристическую политику жирондистов (зимой и весной 1791), пропагандировавших революционную войну, Р. утверждал, что нельзя победить внешнюю контрреволюцию, не добившись прежде торжества революции внутри страны. Летом 1792 Р. выдвинул требование роспуска Законодательного собрания (сменившего Учредительное собрание осенью 1791), введения всеобщего избирательного права и созыва на его основе Конвента.

Р. непосредственно не участвовал в народном восстании 10 августа 1792, но уже 11 августа был избран в революционную Парижскую Коммуну. Избранный в сентябре 1792 первым по числу голосов депутатом от Парижа в Национальный Конвент, Р. вместе с Ж. П. Маратом руководил борьбой против жирондистов, добивался казни бывшего короля. Был одним из политических руководителей народного восстания 31 мая - 2 июня 1793, свергнувшего власть жирондистов. Р. стал одним из главных вдохновителей революционной политики пришедших к власти якобинцев. Р. теоретически обосновал новую, форму организации революционной власти - революционно-демократическую диктатуру, заменившую конституционный режим. В июле 1793 Р. вошёл в состав Комитета общественного спасения и, став его фактическим руководителем, сыграл огромную роль в мобилизации сил народа и достижении победы над внутренней и внешней контрреволюцией. Р. настаивал на строгом соблюдении максимума в отношении заработной платы рабочих и т. п. Ошибочной была и попытка Р. сплотить нацию на почве новой, республиканской религии (культ Верховного существа), в чём он вскоре убедился и сам. Видя, как множатся враги якобинской диктатуры, осознав тщетность своих усилий, Р. не предпринял действенных мер для пресечения складывавшегося против него заговора, в течение 1,5 месяцев (до 26 июля) не выступал в Конвенте, в конце июня 1794 отошёл от работы в Комитете общественного спасения. 26 июля 1794 Р. безрезультатно пытался добиться от Конвента осуждения заговорщиков. Контрреволюционный термидорианский переворот (27/28 июля 1794) привёл к падению якобинской диктатуры, Р. и его ближайшие соратники были арестованы и без суда гильотинированы.

Французское просвещение.

К середине XVIII века произошел взлет французского Просвещения – широкого идейного течения, отражавшего антифеодальные стремления французской буржуазии и народных масс. Это была и своеобразная атака на церковь с попыткой заменить веру научной опорой. Важно запомнить, что Французское Просвещение носило наиболее радикальный характер (по сравнению с другими европейскими странами).

Именно к XVIII веку относится издание словарей по многим отраслям науки. Это «Естественная история» Бюффона, «Энциклопедия или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» Дидро, в 28 томов которой вошли статьи Монтескье, Руссо, Вольтера и впервые объяснялись такие слова, как депутат, деспотия, конституция, привилегия и др. Выходили и библиографические журналы; во Франции стали широко известны книги о путешествиях Кука, Лаперуза и т.д. Если до XVIII века библиотеки собирали лишь монастыри и аристократы, то теперь они получили широкое распространение и среди других слоев населения (чиновников, писателей, аптекарей). Во многих французских городах устраивались книжные аукционы. Книги иногда печатались в Голландии или Швейцарии, а потом нелегально переправлялись во Францию. В стране были и свои нелегальные типографии. Запрещенную литературу присуждали к сожжению парламент, чиновники и другие официальные лица, но в большинстве случаев литература не уничтожалась, а сжигались тюки с ненужными бумагами. Так как грамотность в этот период резко возросла, такие книги читали даже кучеры и горничные. Распространение подобной литературы во Франции оказало существенное влияние на приближение революционного взрыва: происходила как бы «духовная секуляризация» - массовое высвобождение от духовного гнета.

Французские просветители – философы, писатели, экономисты, историки – убежденные противники феодально-абсолютистского строя подвергали беспощадной критике его устои, выступали за свободу и гражданское равенство. Духовными вождями этого течения были Вольтер, Монтескье, Руссо, Дидро и др. Их идеи заключали в себе огромный революционный потенциал и сыграли огромную роль в развитии духовной культуры Франции XVIII века, оказав большое влияние на страны Западной Европы, Америки и России.

Шарль Луи Монтескье

Выходец из аристократической семьи. Выступал против феодализма и абсолютной монархии, разорения народа налогами, несправедливых захватнических войн.

Лучшим устройством считал ограниченную конституционную монархию. Особенно важное значение придавал неприкосновенности частной собственности и личной свободы – возможности делать все, что не запрещено законом. Автор теории разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви.

Его взгляды отражали настроения умеренной состоятельной буржуазии и передовых дворян – сторонников ограниченного абсолютизма.

Вольтер

Боролся против религиозного фанатизма. Он в общем-то не был атеистом, но осмеивал учение церкви о постоянном вмешательстве Бога в природу и человеческие дела. Считал, что религию надо сохранить для народа, чтобы удерживать его в повиновении. Выступал за веротерпимость.

Перемены порядков ожидал от «просвещенного» государя-философа.

Его идеи отражали взгляды крупной буржуазии и передового дворянства.

Жан Жак Руссо

Сын швейцарского ремесленника-часовщика, с детства наблюдал за притеснениями народа богатыми. Когда переехал во Францию, то поразился праздному существованию дворян.

Много писал о вопросах происхождения общественного неравенства. («О причинах неравенства») По его мнению, оно возникло с появлением частной собственности. Считал, что люди рождаются равными в правах и народ имеет право сам устанавливать управление страной.

Он был сторонником революции, уделял большое внимание государству, как основной движущей силе, но был резко против деспотии.

Его идеи отражали интересы крестьян, ремесленников и повлияли на якобинцев во время революции во Франции.

Тюрго

Экономист, относится к школе физиократов. Считал, что земля – это единственная производственная сила. Также предложил теорию линейного прогресса на основе человеческого разума. Нам интересен, потому что ввел термин «просвещенный монарх».

Наши рекомендации