Сущн-ть, структура и ф-ии полит.с-мы общ-ва
Полит. система общества (ПСО) отражает многообразные интересы соц. групп, которые непосредственно, или через свои организации и движения, оказывают определенное давление на политич. власть. Появ.в период распада первоб-общин с-строя. Понятие было введено в оборот в сер.20в. политологами Истоном, Алмондам.
Сущн-ть: в полит.с-ме концентрир-ся требования, интересы различных соц. групп. Само существов-е полит.с-мы обусловлено соц.причинами и, в 1-ю очередь, необх-тью защиты и реализ-и коренных соц.интересов.
В ПСО входят 4 группы её эл-тов: 1)полит институты и орг-и(гос-во, полит партии, обществ обедин-я), 2)полит отнош-я (м-ду большими соц группами) и полит режим (способы и методы осуществл-я полит.власти в общ-ве). 3)полит. и правов. нормы (служат для упорядоч-я отнош-й м-ду разн.субъектами политики), 4)полит сознание (осознание политики на теорет. и империческ. ур-нях) и полит ку-ра (совок-ть знаний, оценок, образцов повед-я в пол-ке).
Основные функции полит. с-мы: -целеполагание, т.е. опред-е целей, задач, путей р-я общ-ва, разработка конкр-х программ по д-ти; -отделение и распред-е матер. и дух. ценностей в общ-ве; -организ-я д-ти общ-ва на выполн-е выработанных целей, задач, программ; -гармонизация и согласование интересов соц. общностей и индивидов, достиж-е консенсуса; -полит. социализация членов общ-ва; -дух.-идеологическ. д-ть, формиров-е полит сознания граждан или манипулирование им; -обеспеч-е внутр. и внешн. безопасн-ти общ-ва.
Типологии ПСО: 1.марксистская (критерий – господствующий способ производства): -рабовладельческая, -феодальная, -буржуазная, -социалистическая. 2. типология по типу полит культуры: -англоамериканская (разделение властей высокой степени стабильности), -континентально-европейская (хар-ся неравномерностью развития –Германия, Франция, Испания), -доиндустриальн.. 3. по уровню конспирации власти:-моноцентрические полит системы (авторит и тоталит), -полицентрические – хар-ся политич плюрализмом, разделением властей и распределением властных полномочий между различными субъектами политики (демократ полит сист.), 4. Открытые и закрытые полит системы, 5. по типу общества, носит комплексный характер (уровень развития экономики, тип полит культуры, соблюдение прав человека): -традиционные ПС (многие страны Африки, Азии, Лат Америеи)-хар-ся разнообразием полит режимов, глубокой соц дифференциацией, неравном соц-эконом развития, политич пассивность большинства населения, -модернизирующиеся ПС, -полит системы высокоразвитых индустриальных стран, которые хар-ся разделением властей, демократией.
Основные критерии оптимальности полит систем: *устойчивость, *адаптивность (способность приспосабливаться к внутр и внешним изменениям),*продуктивность (спос-сть умело реагировать на требования различных соц групп), *эффективность (поддержка со стороны насел);*рентабельность (спос-сть достигать поставл целей с наименьшими издержками)
Полит. с-ма РБ
Полит.с-ма СССР исчерпала себя из-за чрезмерн. огосударствления соц.жизни, отчуждения народа от полит.власти. С нач. 90-х гг. в РБ провод-ся реформа полит.с-мы. Осн. направл-я реформиров-я полит.с-мы РБ: -обеспеч-е самост-ти гос-ва; -разделение властей; -образов-е многопартийн-ти; -налаживание взаимод-я субъектов полит.с-мы; -разраб-ка правов. и полит. норм.
Современную ПС РБ можно опред-ть как трансформирующуюся с-му, где наряду с новыми компон-ми сохран-ся ряд эл-тов предшествовавш.советск. полит. с-мы. Полит. с-ма респ-ки имеет ряд отличит-ных пр-ков: •определенный перевес в распредел-и властных полномочий в сторону исполнит-ных органов гос. власти; •недостаточная развитость и адаптированность с-мы местн.самоуправл-я к новым усл-ям соц-но-экономического р-я; •отсутствие авторитетн.полит.партий и движ-й общенац-ного масштаба; •слабость конструктивн. компонента в д-ти полит. оппозиции; •фрагментарность полит. ку-ры в усл-ях радикальн. измен-я с-мы ценностей.
В РБ представит-ным и законодат-ным органом явл-ся Парл-т – Нац-ное собрание, состоящ. из 2-х палат - Палаты представителей и Совета Респ-ки. Парл-т рассм-ет основн.направл-я внутр. и внешн. пол-ки страны поср-вом реализ-и св. основн. функции - принятия законов.
Исполнительн. власть в РБ осущ-ет Правит-во – центральн. орган гос. управл-я (Совет Министров). Правит-тво сост. из Премьер-министра, его заместителей и министров. В его состав могут входить и руков-ли иных республиканских органов государственного управления. Правительство подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом. Органы исполнительной власти подразделяются на две группы:1)административно-управленческий аппарат (администрация): Правительство, министерства, комитеты, ведомства; 2)контрольно-надзорные органы - органы внутренних дел, служба безопасности, налоговая полиция и т.д., особенностью которых является применение принудительных мер.
В Беларуси существует система высших судов: Конституционный суд, Высший хозяйственный суд, Верховный суд; и система общих судов: областные, Минский городской, районные (городские) суды.
Вершину властной пирамиды возглавляет Президент. Согласно Конституции Президент Республики Беларусь — глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент выполняет функции арбитра между властями, обладает конституционными полномочиями во всех ветвях власти.
8. Гос-во, её ф-и и структура
Гос-во- основн. институт полит. с-мы, кот-й организовывает, направляет и контролирует совместн. д-ть и отнош-я людей, обществ. групп, классов.
Оно во многом обеспечивает целостность общества и выступает как немалая сила, выражающая и символизирующая общество в целом. Государство является важнейшей политической силой, обеспечивающей организованность общества, наличие в нем определенного порядка.
Осн. черты гос-ва:1)Право устан-ть и требовать налоги; 2)Суверенитет, кот-й быв. внутр. и внешн., он означ., что гос-во облад. высш. властью внутри страны и никто не им.право вмешив-ся в его дела; 3)Всеобщность, т.е. з-ны гос-ва распростран-ся на всех граждан гос-ва и иностранцев; 4)Гос-во д-но действовать в рамках, установленн. законом.
Осн. атрибуты гос-ва: *наличие террит-и, *налич. насел-я, *налич. спец-ного гос. аппарата.
Осн. теории происх-я гос-ва: Платон считал, что гос-во возник. в связи с раздел-ем общественн. труда и дифференциации соц. интересов. Аристотель счит., что возникнов-е гос-ва- это рез-т созд-я все более широких общностей людей. Семья- общ-во-государство. Период средневековья –теологическ. концепция, объясняющая возникнов-е гос-ва, как рез-т божьей воли. Период Нов.врем. – сформиров. теория общественн. договора, по кот-й гос-во возник. как потребн-ть стабильн-ти и мира в общ-ве. Гумплович создал теорию возникнов-я гос-ва, по которой гос-во есть рез-т подчин-я более сильн. групп более слабым. (теория насилия). Д. Юм обосновывал возникнов-е гос-ва как рез-т завоев-я и подчин-я одних племен другим. (завоевательн. теория). Марксистск., по кот-й возникнов-е гос-ва связ. с возникнов-ем классов и частн. собств-ти.
Организационная структура гос-тва: *представительн. учрежд-я (парл-т); *исполнит. – распорядительн. органы (сов. мин); *органы прокуратуры; *органы гос. к-ля; *судебн. органы; *органы охраны распорядит-ного порядка; *органы гос. безоп.; *вооруженные силы.
Формы гос. правления-это способ орг-и гос. власти. 2 осн.формы гос.власти: -монархия, -республика.
Ф-и гос-ва:
1.Внутр. – главн. направл-я д-ти гос-ва в пределах данн. страны, хар-ющие внутр. пол-ку гос-ва: *полит. ф-я – осуществл-е властных полномочий и поддержание полит. стабильн-ти в общ-ве, реализация полит. курса; *организаторская – обеспечив. взаимод-е всех звеньев общественн. с-мы; *экономическ. – стимулиров-е и регулиров-е экон. жизни; *правов. – установление правов.норм, поддержание правопорядка и законности в общ-ве; *соц.– удовлетвор-е матер-ных и дух. потребн-тей граждан, регулиров-е общественн. отнош-й; *культурно-воспитательная – охрана и обогащение историко- культурного и дух. наследия общ-ва; *регулятивная – характеризует роль гос-ва в орг-и общественн. произв-ва, р-и экон-ки страны, созд-е необх-мых усл-й для формиров-я л-ти.
2. Внешн. - проявляются во внешнеполит. д-ти гос-ва, его взаимоотнош-ях с др. странами.