Рецензия на учебник «Политология» под редакцией А.А. Горелова.
Методика преподавания политологии в высшей школе.
Самостоятельная работа.
Задание 4. Написание рецензий на учебник по политологии для межфака.
Рецензия на учебник «Политология» под редакцией А.А. Горелова.
В связи с тем, что политология – обязательный предмет для изучения во всех вузах России, данный учебник написан в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и охватывает все необходимые программные темы. Книга направлена на создание у студентов целостного представления о политике, её сущности, месте и роли в человеческом обществе, закономерностях её развития, а также на выработку умения ориентироваться в сложных политических проблемах и формировать собственную мировоззренческую позицию. Этот учебник предназначен для студентов высших учебных заведений и для всех интересующихся проблемами политологии.
Приступая к экспертизе выбранного учебника целесообразно обратиться в рамках первого блока критериев к непосредственному обращению к содержанию учебника, он состоит из 16 глав, каждая из которых посвящена определенной политологической теме. Итак, глава 1 – становление политики и политологии, глава 2 – история политических учений, глава 3 - концепции политологии, глава 4 – русская социально-политическая мысль с XI до второй половины XIX века, глава 5 - русская социально-политическая мысль второй половины XIX – XX веков, глава 6 – политическая система общества, глава 7 – политические режимы, глава 8 – уровни и детерминанты политических процессов, глава 9 – политическая история мира и сравнительная политология, глава 10 - тенденции глобализации и альтернативы глобального мира, глава 11 – политическая социология, глава 12 – партии и их идеологические основы, глава 13 – политическая культура и избирательные системы, глава14 – политическое развитие России IX-XIX вв., глава 15 – политическое положение России в XX в., глава 16 – современное социально-политическое положение России и её будущее.
В представленном учебнике автор грамотно сочетает элементы и темы специализированных политологических дисциплин, таких как история политических учений, политические отношения и политический процесс в современной России, теория политики, а также мировая политика и международные отношения. Материал излагается последовательно, позволяя сформировать комплексное представление об изучаемой дисциплине. Также автор излагает в рамках данного учебного пособия как основные политологические концепции, которым посвящена отдельная глава, так и предлагает студентам ознакомиться с ведущими научными политологическими исследованиями. Автор использует общепринятую в политологическом научном сообществе терминологию, не перенагружая понятиями соответствующие параграфы. Также, в рамках рассматриваемого учебника, каждый теоретический аспект автор подкрепляет соответствующей фактической информацией, что помогает наиболее качественному восприятию материала студентами. Учебник содержит множественные междисциплинарные аспекты, представленная информация аппелирует к истории, юриспруденции, политической географии, экономике, что позволяет автору представить определенный феномен с разных сторон и сформировать у студентов целостный образ предложенного материала.
Основной материал автор излает в рамках параграфа, главы, и для более детального изучения темы предлагает обратиться к предложенной литературе. Также в конце каждой главы автор предлагает вопросы для повторения, что воплощает в себе функцию самоконтроля, либо к этим вопросам может обратиться преподаватель в рамках промежуточного контроля знаний.
Политология – общественная наука, и играет большую роль в формировании у студентов мировоззрения, что в дальнейшем определит их отношение к существующей политической системе, в частности к российскому государству. Автор четко осознает данный аспект, поэтому особое внимание в рассматриваемом учебнике он уделяет развитию русской политической мысли, формированию российского государства и современному состоянию России, её будущего.
Переходя к анализу организации содержания учебника, отметим, что предложенная информация представлена достаточно лаконично, ясно и последовательно. Каждый параграф снабжен большим количеством примеров и объяснений, при этом не изобилуя большим количеством научных терминов, что важно учитывать при написании учебников для межфака. Но такой метод изложения материала несет свои недостатки, что отражается на не совсем чёткой формулировке правил и понятий, представленных в данном учебнике. Также, довольно сложно определить в рамках конкретного параграфа расположение основного и вспомогательного материала, что затрудняет поиск конкретной информации.
Следующим важным моментов в организации содержания учебника является наличие иллюстраций, схем, графиков. В рассматриваемом учебнике, автор использует различные таблицы и схемы для демонстрации определенных теоретических моментов, которые размещены в тексте параграфа, что позволяет сразу обратиться к той или иной иллюстрации. Это приводит к расширенному и углубленному пониманию изучаемого материала.
Организация содержания учебника напрямую зависит от используемого автором методического аппарата. Как уже отмечалось, автор, после каждой главы предлагает обратиться к вопросам для повторения, что имеет целью проверку усвоенного материала и также у студента имеется возможность обратиться к тем аспектам, которые у него вызвали затруднения. После вопросов для повторения автор предлагает список литературы для каждой главы, посредством чего автор мотивирует студента на самостоятельное, дополнительное изучение предложенной темы. Руководствуясь этой же целью, автор снабжает каждый параграф внутренними сносками на ту или иную работу. Поэтому данный учебник мыслится не как единственный, а как ведущий источник информации.
Далее отметим, что автор, в конце учебника предлагает вопросы для повторения всего курса и вопросы к экзаменам и зачетам, к которым рекомендует обратиться преподавателю при итоговой оценке знаний по изучаемому предмету. Также предлагаемые вопросы будут полезны и студенту при подготовке к аттестации по дисциплине, а также это поможет обучающемуся более чётко структурировать их самостоятельную работу.
После вопросов для повторения курса и вопросов к экзаменам и зачетам следует краткий словарь терминов, что тоже является очень удобным для студентов, которые могут сразу обратиться, в рамках учебника, к вызвавшему затруднению понятию.
И ещё один важный момент, который мы не можем не отметить, автор представляет в самом конце учебника список персоналий с краткой информацией по следующей схеме: имя, года жизни, характеристика, что позволяет в максимально быстрый срок узнать необходимую информацию об интересующей персоне.
Рецензия на учебник «Политология в схемах и комментариях»