Внешняя политика СССР в 1964-85г.г.

Ключевые даты:

1968 г. - ввод войск в Чехословакию.

1969г. – резкое ухудшение отношений с Китаем, вооруженный конфликт на острове Даманский.

1970-71г.г. – нормализация отношений с ФРГ. Были заключены договоры о признании ФРГ послевоенных границ с Советским Союзом, Польшей, Чехословакией, взаимное признание ФРГ и ГДР.

1972г. – договор по противоракетной обороне (ПРО) – СССР и США имели право иметь только по 2 района с противоракетной обороной.

1974г. – договор ОСВ –1 («ограничение стратегических вооружений»).

1979г. – окончание «разрядки» (причины: ввод сов.войск в Афганистан; взаимное размещение новых ракет в Центральной Европе).

1979-85гг. – новый виток «гонки вооружений», разработка США программы «стратегической оборонной инициативы» (СОИ), перенос гонки вооружения в космическое пространство;

1980-81г.г. – политический кризис в Польше, деятельность профсоюза «Солидарность».

Во взаимоотношениях со странами «третьего мира» главной целью была борьба с Соединенными Штатами Америки за влияние в развивающихся странах; военная, экономическая и финансовая поддержка стран, заявивших о социалистическом выборе, часто безвозмездная (Индия, Ирак, Египет, Никарагуа, Мозамбик, Эфиопия, Ангола, Бирма).

Итоги.Отсутствие последовательной экономической стратегии и постепенно растущая «инфляция идеологических ценностей» привели к кризису советской общественной модели. Признаки неблагополучия стали ощущаться уже в 70-е годы, а 1970-1984 годы вошли в историю страны как период экономической стагнации (причины: «однобокость» в развитии экономической сферы и отказ от реформ, отсутствие диалога между властью и обществом, сложная демографическая ситуация, рост военных расходов). Созданная модель социализма отторгала экономические стимулы. Объем производства достигался за счет строительства новых крупных заводов и фабрик, а не за счет модернизации основных фондов. Новейшие разработки советских ученых и конструкторов пылились в столах начальников, а колоссальные капиталовложения в аграрный сектор не давали никакого эффекта.

СССР и другие страны социалистического лагеря сумели избежать экономического краха за счет форсированных поставок на западный рынок энергоносителей. Но сотни миллиардов нефтедолларов были потрачены весьма не разумно (замораживались на долгие годы в незавершенном строительстве, тратились на покупку западного оборудования, затем простаивавшего на складах, и дефицитных импортных товаров, шли на обеспечение многочисленного бюрократического аппарата). К середине 80-х гг. этот живительный валютный поток стал иссякать. Гибкая рыночная экономика ведущих капиталистических стран перестроилась на энергосберегающие технологии, спрос на нефть снизился, и цены на неё на мировом рынке начали стремительно падать.

СССР пропустил новый научно-технический и цивилизационный виток развития. Советское руководство по-прежнему развивало отрасли, присущие индустриальному обществу. В результате страна вышла на первое место в мире по производству чугуна, стали, угля, нефти, газа, тракторов и минеральных удобрений. Подавляющая часть активного населения работала в сфере материального производства. В сельском хозяйстве до 70% было занято ручным трудом. Число ЭВМ в СССР не превышало несколько десятков тысяч, а о массовом распространении персональных компьютеров не было и речи. Снижались расходы на социально-культурные нужды. Наша страна заметно отстала в области телевидения, производстве транзисторов, компьютеров, радаров, полимеров, лазеров, станков с ЧПУ, роботов и т.д. Счет промышленным АЭС также открыла зарубежная индустрия.

Билет34

1. Причины «перестройки» (т.е. перехода нового руководства страны к политике реформ).

1 общий структурный кризис в советской экономике из-за неэффективности устаревшей административной системы;

2 субъективный фактор – осознание новым руководством страны во главе с М.С.Горбачевым необходимости проведения реформ.

Среди ученых существует 2 варианта оценки целей и намерений Горбачева и его окружения:

· целью «перестройки» было реформирование экономики страны в рамках советской социалистической модели развития, чтобы не допустить увеличения отставания от стран Запада, но из-за допущенных просчетов или неумелого руководства реформационные процессы вышли из-под контроля и привели к тяжелейшему экономическому и политическому кризису и разрушению страны;

· целью «перестройки» было сознательное разрушение социалистического общественного строя (позже об этом заявлял и сам М.С. Горбачев). Эти цели были полностью достигнуты, при этом ряд лиц из окружения Горбачева, а может быть, и он сам действовали в интересах иностранных разведок как «агенты влияния», способствуя ослаблению СССР.

2.Основные мероприятия « перестройки».

Мероприятия в социально-экономической сфере.

Апрель 1985г. – на Пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на «ускорение» социально-экономического развития. Это подразумевало быстрое внедрение достижений НТР, рост производительности труда за счет повышения материальной заинтересованности; борьба с уравниловкой; закупка передового оборудования за рубежом; увеличение капиталовложений в производство товаров широкого потребления; улучшение качества продукции за счет введения госприемки. Ни одна из этих задач не была решена.

Но эта попытка реформирования экономики, не затрагивая основ существовавшей административной системы, окончилась провалом во многом из-за неумелого руководства и бюрократизма.

1986г. – антиалкогольная компания и катастрофа в Чернобыле еще более подорвали финансовую устойчивость экономики СССР;

1989г.- принят закон о госпредприятии. Они получили возможность оставлять часть прибыли у себя и свободно ею распоряжаться; создавать дочерние филиалы – кооперативы, что фактически привело к началу оттока финансовых средств из государственных предприятий в частные руки. Так же был принят закон о кооперации, фактически разрешавший частный сектор в сфере торговли и услуг .Была предпринята попытка введения арендного подряда в деревне, но на арендные отношения перешли только 2% колхозников, да и то в основном они продали полученные земли или сдали в субаренду для несельскохозяйственных нужд.

Итогом 1990-91г.г. стал тяжелейший экономический кризис; фактическая потеря управления отраслями экономики из-за крайне некомпетентного руководства; стремительное падение производства при росте денежных доходов населения, и, как следствие, тотальный дефицит на предметы потребления и введение карточной системы; дефицит бюджета составил 100 млрд.руб.(10% ВНП), одновременно началась стремительная криминализация экономики из-за крайне неудачного закона о кооперации, который привел к легализации «теневой экономики» и росту преступности в несколько раз. К середине 1991г. страна оказалась на грани экономической катастрофы.

Мероприятия в политической сфере.

1985г. – на апрельском Пленуме ЦК КПСС был взят курс на внедрение гласности и демократизации в общественно-политической сфере и пересмотр оценки многих событий российской истории (подтверждена на XXVII съезде КПСС в феврале 1986г.)- начало широкой реабилитации жертв сталинских репрессий и критика «эпохи застоя», основанная во многом на передергивании фактов.

Следствие этого – активизация общественного мнения, начало демократизации общества при одновременном подрыве авторитета существующей вертикали власти.

1988г. – на XIX-й партконференции принимается решение о политической реформе, об изменении всей структуры власти, введение «советского парламентаризма». Объявлено о проведении альтернативных выборов в новый высший орган законодательной власти – Съезд народных депутатов.

1989г. – начало работы Съезда народных депутатов СССР и появление легальной оппозиции и первых партий и движений, альтернативных КПСС.

Март 1990г. – III Съезд народных депутатов СССР; отмена 6-ой статьи Конституции о руководящей роли КПСС. Итог ─ потеря руководства страны и как следствие распад СССР.

Все эти события происходили на фоне резкого обострения национального вопроса и сепаратизма, межнациональные столкновения в Нагорном Карабахе с 1988; погромы армян в Сумгаите и Баку в 1988-89г.г., сепаратистские движения в прибалтийских республиках, столкновения в Приднестровье.

При этом центральные власти во главе с Горбачевым фактически бездействовали, чем еще более усугубляли обстановку. К середине 1991г. обстановка фактически вышла из-под контроля Горбачева; с провозглашением Декларации независимости РСФСР и избранием Б.Ельцина Президентом России начался переход властных полномочий от союзного Центра в республики.

Наши рекомендации