Руководитель нко и его команда
Руководство является определяющим фактором того, насколько эффективно организация будет работать и какую пользу обществу принесет.
Глубокое и непременное доверие не только сотрудников, но и внешних партнеров и заинтересованных лиц тесно связано с тем, как действует руководство. Именно от действий руководящего состава зависит, оценивается ли организация как заслуживающая доверия или нет. Причина очевидна: руководство всегда является ориентиром для людей, и то, что делают его лидеры, принято применять ко всей организации. По этой причине сотрудники выбирают именно этих людей, чтобы они были их представителями. И это относится ко всем уровням иерархии: люди всегда оглядываются на уровень выше. Именно люди являются ключевыми двигателями роста. Материальное обеспечение (технологическое обеспечение, управление взаимоотношениями с клиентами, инновации) и системные факторы (стратегия, высокие IT-технологии) несут на себе менее значимые функции. Успех в обществе невозможен без хорошего руководства.
Стили лидерства
Стиль лидерства в контексте управления ― это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и забота о человеческих отношениях или о выполнении задачи ― все отражает стиль руководства.
Авторитарный или автократический «я» | Демократический «мы» | Либеральный или попустительский «никто» |
1. Лидер — маленький диктатор в своей группе. 2. Всю ответственность (все лидерские функции) берет на себя или перекладывает на подчиненных. 3. Принимает решения единолично. Высокая концентрация власти. 4. Действует принуждением. 5. Подавляет любое проявление инициативы. 6. Считает, что все знает, все умеет. 7. Препятствует общению членов группы друг с другом. Информацию хранит и распределяет сам. При этом держит дистанцию с членами группы. 8. Ориентация на производительность. 9. Особенности групповой атмосферы: много конфликтов, постоянное внутреннее напряжение | 1. Лидер участвует в общей деятельности, распределяет функции между всеми членами группы. 2. Разделяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями. 3. Принимает решения, советуясь с членами группы. 4. Действует убеждением. Дружелюбный тон, обсуждение проблем. 5. Поощряет инициативу, использует в интересах дела. 6. Постоянно повышает свою квалификацию, учитывает критику. 7. Дружески настроен, любит общение. 8. Ориентация на работу, сотрудничество. 9. Особенности групповой атмосферы: высокая инициативность членов группы, солидарность, чувство свободы | 1. Позиция лидера — незаметно в стороне от группы, является передатчиком информации. 2. Зоны ответственности не определены. 3. Ждет указания руководства или решения собрания. 4. Отсутствие похвалы, порицаний, сотрудничества. 5. Отдает инициативу в руки членов группы. 6. Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных. 7. Боится общения, общается с подчиненными только по их инициативе. 8. Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового либо ситуативного лидера. 9. Групповая атмосфера может быть различной в зависимости от членов группы и ситуативного лидера |
В чистом виде в жизни, как правило, стили не проявляются. Да и практически проводить в жизнь один стиль невозможно. Успешный руководитель знает, какой стиль ему более присущ, и умеет применять другие стили в зависимости от ситуации.
Руководители: как их распознать и как с ними ладить
Диктатор
Характеристика
Уверен в том, что он лучший работник во всей организации, и поэтому должен указывать всем вокруг, что делать и как. Его мотивация ― необходимость побеждать во всем. Опирается на принцип кнута и пряника.
Как ладить
Всегда спрашивайте у него разрешение, прежде чем сделать что-нибудь, и выказывайте свой энтузиазм в процессе выполнения данных им заданий.
Бюрократ
Характеристика
Достиг всего благодаря четкому следованию правилам, и потому не собирается впредь изменять им. Чрезвычайно ответственный, законопослушный, не любит рисковать. Проблемы решает, сверяясь со сводом правил.
Как ладить
Когда необходимо продвинуть решение, ссылайтесь на правила. Все документы представляйте на рассмотрение в письменной форме.
Харизматическая личность
Характеристика
Мотивирует сотрудников, убеждая их, что главное — достижение целей организации, а не своих собственных. Вдохновляет собственным примером и внушает преданность идее. Им управляет желание действовать в интересах великой цели организации ценой отказа от личных желаний.
Как ладить
Относитесь с энтузиазмом к его мечте и показывайте, что для вас тоже организация стоит на первом месте.
Консультант
Характеристика
Очень обеспокоен установлением и поддержанием близких личных и эмоциональных отношений. Любит консультироваться с сотрудниками по любому поводу. Боится принимать решения в одиночку, предпочитает разделять груз ответственности.
Как ладить
Не бойтесь высказывать собственное мнение, приглашайте его совместно пообедать или сходить в кафе после работы.
Невмешивающийся
Характеристика
Стоит на сознательной позиции оставить все на усмотрение сотрудников и не вмешиваться в их дела. Считает, что они лучше всего выполняют задачи, когда работают самостоятельно. Возможно, потому, что полагает: люди хотят работать и имеют собственную к этому мотивацию.
Как ладить
Показывайте, что на вас можно положиться, что вы справляетесь. Регулярно подтверждайте это служебными записками, говорящими о том, как идут дела. Но не утомляйте его мелочами.
Пассивный
Характеристика
Не заботится о том, чтобы контролировать сотрудников, предпочитает избегать сложных ситуаций. Подчиненным приходится самим принимать решения, отстаивать свою точку зрения и решать проблемы, с которыми должен разбираться начальник.
Как ладить
Устраивать формальные встречи с руководителем для обсуждения разных вопросов и согласовывать проекты, где возможно.
О коммуникации с подчиненными: рекомендации для руководителя
1. Научитесь управлять собой в любых ситуациях. Будьте доброжелательны, тактичны, сдержанны.
2. Приветствуйте своих коллег, когда приходите на работу. Дайте им понять, что они могут рассчитывать на вашу помощь и поддержку.
3. Ко всем подчиненным обращайтесь на «Вы», так как если к одному подчиненному обращаться на «ты», а к другому — на «Вы», то возникнет впечатление, что среди сотрудников у вас есть приближенные. Обращение на «Вы» не только показывает культуру общения, но и служит непременным условием для поддержания нормального психологического климата и трудовой дисциплины.
4. Научитесь терпеливо слушать других. Это такое же искусство, как и умение общаться. Для этого усвойте, по крайней мере, следующие правила: помогите собеседнику раскрепоститься, старайтесь не перебивать, не отвергать высказывания только потому, что вы с ними не согласны; не теряйте тему разговора, задавая вопросы, проявляйте заинтересованность, сдерживайте раздражение или гнев.
5. Не унижайте достоинства людей, критикуйте осторожно и только действия и поступки, а не личность человека. Никогда не обвиняйте людей в непонимании, упрямстве, неумении сдерживаться. Если это уместно, используйте технику бутерброда: спрячьте критику между двумя комплиментами.
6. Не преследуйте за критику снизу. Будьте самокритичны — это только укрепит ваш авторитет.
7. Цените самостоятельных людей. Они ваша опора, создают здоровый психологический микроклимат и помогают руководить. В то же время не обрастайте «любимчиками» и избегайте навязчивых людей.
8. Не злоупотребляйте правом единоначалия, чаще советуйтесь с сотрудниками, обсуждайте с ними цели — тогда они будут считать их своими и смогут вам помочь в их осуществлении.
9. Подбирайте работу подчиненным в соответствии с их характером. Помните, что люди предпочитают выполнять ту работу, которая у них хорошо получается и которая их интересует. Так, например, экстраверт любит работать с людьми, интроверт — в одиночку; нервные, легко возбудимые люди требуют спокойной обстановки; интеллектуалам не хватает терпения для монотонной работы. Поэтому экстраверта нельзя оставлять одного, интроверту лучше всего поручить работу с бумагами, корреспонденцией, интеллектуалу — сложную работу, требующую применения всех его способностей.
10. Будьте готовы брать ответственность на себя в случае неудачи, а не искать «виновного» среди подчиненных. Ваша задача — установить объективные причины неудачи и найти выход из создавшейся ситуации.