Сколько времени работают добровольцы?
От 1 дня до нескольких лет. Одни могут прийти один раз и уже больше никогда не появиться. Другие работают от 6 месяцев до 2 лет и, как правило, получив то, что хотели, уходят, так как у них появляются другие интересы, проблемы и новые перспективы. Есть и те, кто работает более 3–5 лет. Именно такие люди становятся профессионалами и, как правило, начинают работать в организации уже как специалисты и пишут книги о добровольческой деятельности.
Уход добровольца — процесс необратимый. Кому-то стало интереснее в другом месте, кто-то уехал, обзавелся семьей, нашел работу. Но ничто не проходит бесследно, и существует феномен возврата. Люди, снимая с себя тяжкое бремя добровольца, уходят учиться, работать, заниматься семьей. Но проходит время, и один за другим многие из них приходят помогать, отдавая свои силы и часть своего времени на благое дело. Поэтому главное, чтобы, уходя, добровольцы чувствовали, что им будут всегда рады, если они захотят вернуться.
Почему люди работают бесплатно?
Представьте себе круг, разделенный на три части. Эти части на языке геометрии называются секторами. Именно так схематически рисуют структуру современного гражданского общества. Весь круг — это наше общество.
Первый сектор — государственный. Он отвечает за порядок на дорогах и сбор налогов, состояние экономики и защиту границ, выплату пенсий, соблюдение конституции и т. д. Государство заботится обо всем и обо всех в целом, и у него редко доходят руки до кого-то (или чего-то) в частности. Основной источник средств для развития — налоги.
Второй сектор — коммерческий.Это бизнес, который готов нам предоставить широчайший выбор самых разнообразных услуг, но только за деньги (чем индивидуальнее эти услуги, тем дороже). Основной источник средств для развития — прибыль.
Третий сектор — негосударственный, некоммерческий.Этот сектор улучшает качество жизни людей: помогает им в беде, находит единомышленников, развивает таланты, дает возможность каждому почувствовать себя полноценным членом общества. Основной источник средств для развития — пожертвования.
Некоммерческие организации могут создаваться как юридическими, так и физическими лицами. Достаточно трех человек, объединенных и увлеченных общей идеей, чтобы зарегистрировать некоммерческую организацию в Министерстве юстиции и действовать уже не как группа лиц, а как официальная организация.
Некоммерческие организации (НКО) могут заниматься коммерцией. Но всю прибыль, полученную в результате коммерческой деятельности, они должны расходовать только на свои уставные цели. То есть, заработав какие-то деньги, учредители или руководители НКО не могут положить их себе в карман, а должны потратить на решение тех социальных задач, ради которых была создана организация. НКО могут быть самыми разными: это клубы по интересам, спортивные объединения, телефон доверия и многое другое. И, как правило, такие организации предоставляют свои услуги бесплатно, а это значит, что к ним может обратиться любой человек вне зависимости от своего социального статуса или размеров своей зарплаты.
Данная трехсекторная структура общества не имеет национального или религиозного окраса. Всякое государство, вставшее на цивилизованный демократический путь развития, обнаруживает необходимость развития всех трех секторов общества.
Виды организаций третьего сектора(организаций гражданского общества, ОГО)
1. Автономная некоммерческая организация. Некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и/или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.
2. Фонд. Некоммерческая организация, по гражданскому законодательству РФ не имеющая членства, учрежденная гражданами и/или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд — по обязательствам своих учредителей. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе.
3. Некоммерческое партнерство. Некоммерческая организация, согласно российскому законодательству основанная на членстве, учрежденная гражданами и/или юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей. Некоммерческое партнерство может быть создано в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
4. Общественная организация. Неправительственное добровольное объединение граждан на основе совместных интересов и целей. Термин имеет юридический смысл — в статье 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» говорится: «Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан». Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.
Как поощрить добровольцев?
Чрезвычайно сильной мотивацией, стимулирующей добровольцев работать в организации, является атмосфера, в которой люди чувствуют себя, с одной стороны, частью коллектива, а с другой — осознают свою уникальность. Для создания мотивирующей атмосферы в организации можно и нужно использовать поощрения добровольцев в любых формах. Поощрения можно условно разделить на официальные и неформальные.
Официальное поощрение — это формализованное признание успехов добровольца. Оно может включать: подарки, грамоты, значки, благодарственные письма на основное место работы/учебы. Официальное поощрение весьма полезно, но оно не может заменить собой непрерывный процесс удовлетворения потребностей добровольцев в признании их заслуг.
Неформальное поощрение.Способы неформального поощрения:
- повседневное выражение признательности — самый доступный и, на первый взгляд, самый легкий способ поощрения. Однако, занятые повседневными делами сотрудники часто забывают о нем. Ведь это так просто: говорить «спасибо», помнить о дне рождения добровольца;
- обращение за советом. Добровольцы являются неистощимым источником инновационных идей. Обращаясь за советом к добровольцу, организация «убивает двух зайцев» — получает новые идеи для развития своей деятельности и демонстрирует значимость мнения добровольца. Этот метод достаточно простой и результативный. Обычно не бывает недостатка идей, если добровольцы обсуждают те задачи, которые они непосредственно выполняют;
- повышение ответственности добровольца. Если доброволец удачно справился с заданием, следует поручить ему следующее, более сложное. Такое постепенное повышение ответственности служит подтверждением профессионального роста и поощрением к дальнейшему развитию. В своем развитии доброволец должен пройти в организации несколько стадий.
Какой бы способ поощрения вы не использовали, помните следующее:
1. Выражайте благодарность и давайте высокую оценку как можно чаще, чтобы сформировать у добровольцев чувство уверенности.
2. Признание заслуг более эффективно, когда совершается публично в присутствии соратников.
3. Благодарность уместна, если она следует непосредственно за тем поступком, который достоин поощрения.
4. Постарайтесь согласовать метод признания с индивидуальными особенностями человека.
5. Не высказывайте благодарность за одну и ту же работу одним людям, забывая о других.
6. Поощряя, не впадайте в крайности — преувеличенная благодарность за малосущественную услугу и игнорирование явных успехов.
7. Оценка вклада добровольца должна быть адекватна его потребностям и мотивации.