IV. Организация и поддержка волонтерской (добровольческой) деятельности
1. Инициатива добровольческой деятельности может исходить как «сверху» (от органов государственной власти, в ряде случаев — от бизнеса), так и «снизу» (непосредственно от молодежи).
В первом случае встает проблема восприятия «инициативы сверху» обществом. Решение ее предполагает работу инициаторов и созданных ими добровольческих организаций с населением по информированию, освещению, презентации результатов добровольческой деятельности, мотивированию к участию.
При формировании пула организаций и объединений для добровольческой деятельности «снизу вверх» (то есть при развитости общественной инициативы в этой сфере) акцент делается на создании и отработке эффективных механизмов совместного партнерского решения региональных и местных вопросов с помощью потенциала добровольцев.
2. Организации (объединения), занимающиеся добровольческой деятельностью, можно определенным образом классифицировать:
- организации (объединения), специализирующиеся только на добровольческой деятельности, то есть те, для которых осуществление деятельности именно как добровольческой, является целью;
- организации (объединения), для которых добровольческая деятельность является одним из средств выполнения уставных целей;
- структуры, содействующие добровольческой деятельности, которые в свою очередь также неоднородны:
Координирующие организации. Создают волонтерские группы, которые потом могут быть оформлены в добровольческие организации и добровольческие движения, переданы существующим добровольческим организациям и добровольческим движениям. По сути, такие организации воспроизводят добровольческую деятельность.
Если в регионе нет полноценной координирующей организации добровольческой деятельности, ее нужно создать в первоочередном порядке. Это может быть как государственное учреждение, так и негосударственная организация, выполняющая эти функции по собственной инициативе, но при политической и (или) экономической (субсидии) поддержке государства.
Организации (объединения) ассоциативного типа (кооперация нескольких добровольческих организаций, схожих, например, по сферам деятельности).
\Обеспечивающие организации (ресурсные центры, информационные центры и другие, участвующие, в том числе, в решении проблем добровольческой деятельности, формировании ее инфраструктуры). Необходимо развивать ресурсные центры для добровольческих организаций, в том числе с функцией предоставления помещений для проведения мероприятий (конференций, семинаров, круглых столов, рабочих встреч, приема граждан).
3.Экономические основы организации добровольческой деятельности связаны с формированием эффективных механизмов работы добровольческих организаций по привлечению материальных ресурсов. Основные источники материальных ресурсов:
1) Помощь государства. Согласно статье 31 Федерального закона «О некоммерческих организациях» органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах, в том числе:
- предоставление в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей некоммерческим организациям, созданным в благотворительных, образовательных, культурных и научных целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, других установленных законодательством целях, с учетом организационно-правовых форм некоммерческих организаций;
- предоставление некоммерческим организациям иных льгот, в том числе полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом;
- размещение среди некоммерческих организаций государственных и муниципальных социальных заказов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
- предоставление в соответствии с законом льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку.
2) Спонсорская помощь негосударственных организаций (в основном, коммерческих). Необходим взаимовыгодный обмен ресурсами как форма взаимодействия с бизнесом. Расширение количества и видов ресурсов, которыми можно обмениваться в межсекторном взаимодействии, приведет к укреплению этого взаимодействия.
При этом нужно иметь в виду, что потенциальный спонсор будет готов предоставить деньги (впрочем, как и другие ресурсы) только тогда, когда он увидит перед собой проект, программу, бизнес-план той акции, для которой запрашиваются деньги. С этой точки зрения концептуальное и проектное оформление добровольческих инициатив, их содержания, экономического обоснования является важнейшим условием финансирования. Поэтому наличие содержательного и экономического обоснования добровольческой идеи является еще одним критерием анализа эффективности взаимодействия собственников денежных средств (ресурсов) и добровольческих организаций, позволяющим оценить эффективность и привлечения денежных средств, и распределения их.
Органы государственной власти могут способствовать проведению переговоров со спонсорами, а также содействовать оформлению обоснованной заявки на этот ресурс.
4. При любом механизме помощи важно обеспечить конкурсную основу предоставления денежных средств и ресурсов. Именно технология конкурсного отбора позволяет прозрачным способом, при поддержке экспертов и с участием самих спонсоров, определить наиболее интересные добровольческие инициативы по решению социальных проблем в регионе.
Например, даже небольшой грантовый конкурс позволяет собственнику:
- приучить потенциальных грантополучателей к концептуальному и проектному оформлению своих инициатив;
- научить волонтеров — пользователей грантов профессионально и эффективно распоряжаться средствами.
Применительно к материальным ресурсам (в первую очередь к помещениям) введенные критерии означают, что предоставление материальных ресурсов во временное пользование должно осуществляться для реализации конкретных программ (проектов), результативность которых можно оценить, а также для выполнения мероприятий региональных (муниципальных) целевых программ. Тогда оправдано предоставление ресурсов на льготных условиях (полное или частичное освобождение от платы). Практика проведения конкурсов здесь вполне уместна.
5. Помимо прямой финансовой поддержки, возможны следующие формы поддержки волонтерских организаций:
- предоставление инвентаря, оргтехники и других материальных ресурсов для проведения добровольческих мероприятий осуществляется практически во всех анализируемых регионах на безвозмездной основе;
- предоставление помещений. Данная форма имеет свою специфику. В данном аспекте анализа оказалось существенным различать предоставление помещений для осуществления собственно добровольческой деятельности и для работы самих добровольческих организаций. Первое представляется более эффективным, хотя и второе может быть необходимым. В любом случае, соответствующее предоставление помещения должно быть урегулировано нормативно, в том числе с учетом недопустимости нарушения конкуренции, то есть процедура отбора организаций на льготные условия должна быть понятной, открытой и прозрачной;
- предоставление информационных и иных ресурсов.
6. Формой поддержки добровольческой деятельности может быть создание в регионе Банка моделей добровольческой практики с выделением образцов лучшей практики. Под моделями в данной разработке понимаются типы добровольческих практик, их обобщенные характеристики. Параметры моделей соответствуют основным критериям анализа действующих добровольческих организаций, учитывают индикаторы, использованные при анализе правовых, социальных, экономических основ организации добровольческого движения.
Лучшими можно считать те модели, которые:
- апробированы;
- внедрены;
- прошли проверку временем;
- имеют достаточно широкий масштаб и охват;
- получили признание (выиграли гранты, победили в конкурсах).
Их социальная значимость зависит от направленности целевой аудитории. Важными критериями оценки добровольческих практик являются наличие концептуально обоснованных программ, уровень взаимодействия с органами государственной власти и т. д.
В целом лучшими моделями добровольческих практик являются те, которые результативны в силу их адекватности современным социально-экономическим и социально-политическим условиям.
7. Наличие государственной поддержки добровольческой деятельности ставит вопрос об оценке результативности действий добровольческих организаций.
Возможны три основных варианта оценки результативности действий добровольческих организаций:
1) Количественная оценка в натуральных характеристиках.
При оценке деятельности организации чаще всего используются следующие показатели:
- количество акций, мероприятий — для организаций, специализирующихся только на добровольческой деятельности, или структур, привлекающих добровольцев для осуществления своей основной деятельности;
- количество обратившихся за помощью добровольческих организаций;
- количество поддержанных грантами добровольческих организаций;
- количество изданных брошюр, книг, учебно-методических материалов.
При оценке отдельных проектов, мероприятий, акций:
- количество оказанных услуг;
- количество привлеченных добровольцев для осуществления добровольческих действий;
- количество благополучателей.
Такие данные с разной степенью детализации приводят большинство проанализированных организаций во всех регионах.
2) Финансовая оценка.
Результаты финансовой оценки представлены в форме финансовых отчетов разной степени детализации. В них используются следующие показатели:
- общее количество привлеченных/израсходованных денежных средств за определенный период (традиционно — за год, наиболее крупные организации проводят поквартальную оценку);
- структура источников финансирования;
- структура расходов по направлениям деятельности;
- структура административных расходов.
Финансовая оценка, безусловно, проводится каждой добровольческой организацией, хотя бы в виде суммарной оценки полученных/израсходованных денежных средств. Но в отличие от количественной оценки в натуральных характеристиках данные по финансовой отчетности реже публикуются в открытых источниках и являются недоступными для широкой общественности.
3) Оценка обществом:
- участие во всероссийских или межрегиональных мероприятиях и акциях;
- получение федеральных и региональных грантов;
- поддержка деятельности региональными властями;
- награды и поощрения (грамоты);
- признание власти через взаимодействие организации с ней (частоту контактов) и так далее.
Ко всем этим моделям возможно применение математических методов.