Административные преобразования в Царстве Польском в середине 60-х гг. XIX в.
Идея самостоятельной польской государственности поддерживалась административной и судебной обособленностью Царства Польского от других частей Российской империи. Поэтому самодержавие приступило к упразднению тех учреждений, которые определяли эту автономность края. Кроме того, был создан ряд временных органов власти с чрезвычайными полномочиями: 19 февраля 1864 г. Учредительный в Царстве Польском комитет, 25 февраля — Комитет по делам Царства Польского, а 19 мая 1866 г. — вместо статс-секретариата — Собственная Его императорского величества канцелярия по делам Царства Польского. В ней сосредоточивалась вся законодательная деятельность, на канцелярию возлагалось и наблюдение за осуществлением предпринимаемых в Польше преобразований. Главным начальником канцелярии стал сам инициатор ее создания - Н.А. Милютин, которому вменялись права и обязанности, соответствующие должности министра статс-секретаря Царства Польского39.
Согласно милютинскому проекту преобразований, число губерний в крае увеличилось с 5 до 10, а уездов - с 39 до 85. Это был важный шаг в процессе распространения на учреждения края общероссийских порядков и законов.
Введенное в действие новое положение значительно усилило власть губернаторов и начальников уездов; гминам и городским властям передавались функции исполнительной полиции, создавалась так называемая земская стража — полицейская команда, возглавляемая начальником уезда и подчинявшаяся губернатору. Появились должности вице-губернатора и помощника губернатора. Губернские правления включали также отделения: административное, военно-полицейское, юридическое, страховое, врачебное, финансовое, госимуществ. Отныне они подчинялись Правительствующему Сенату на общих для всей империи основаниях и были причислены к ведомству Министерства внутренних дел. Функции ликвидированных Государственного совета и Совета управления Царства отошли Учредительному комитету, роль и значение которого в управлении краем значительно возросли. Являясь своего рода законодательным и вместе с тем распорядительным органом, он с течением времени сосредоточил в своих руках все управление Царством. Во главе комитета стоял председатель в лице наместника, его члены назначались царем, но по приглашению в его работе мог участвовать генерал-полицмейстер. На Учредительный комитет возлагалось заведование всеми делами крестьянского и сельского населения в Царстве Польском: по ним комитету подчинялись и правительственные комиссии и все гражданское управление края. В его ведении находилась также особая юридическая комиссия по преобразованию польского суда "в духе последних правительственных мер"40.
В 1864 г. был образован Комитет по делам Царства Польского в виде высшего совещательного учреждения при царе, состоявший из председателя и пяти назначаемых императором чинов, на который возлагалось обсуждение и приведение в исполнение коренных преобразований, способствующих объединению Царства Польского с империей. Вслед за крестьянской реформой здесь началась гминная реформа. Указом об устройстве сельских гмин41 вводилось новое гминное и сельское управление. Гмина как единица административно-территориального деления и местного самоуправления сохранялась. Гминное управление состояло из гминного схода, гминного войта, лавников и солтысов. Как мы уже упоминали раньше, в административном отношении гмина соответствовала волости, которая была сословно-крестьянской единицей управления, но основанной на принципе представительства. По своей компетенции гминный сход, войт и суд, сельский сход и солтыса были аналогичны сельскому обществу, прерогативы волостного схода, старшины и суда соответствовали правам сельского схода и старосты в империи.
Гминный суд, являясь низшей ступенью в судебной системе, был выборным, в нем обычно преобладали крестьяне. Суд формально "смыкался" с административной и политической властью: председателем и, как правило, решающим лицом в нем был войт.
В ходе развернувшейся в 1875 г. судебной реформы при Учредительном комитете создается юридическая комиссия, задача которой — выработать главные начала общего преобразования суда в Царстве Польском и издать сборник административных узаконении в качестве руководства для направляемых сюда на службу российских чиновников. Результатом проведенной огромной работы стала публикация 69 томов "Сборника Административных постановлений Царства Польского" с переводомих на русский язык42. Все судебные преобразования проводились, насколько это было возможно в условиях Польши, с учетом местных политических, социальных и юридических особенностей. В 1867 г. эти проекты были рассмотрены Учредительным комитетом, однако работа над ними осталась незавершенной в связи с закрытием в 1871 г. юридической комиссии. Дальше этим занимались Собственная Его императорского величества канцелярия по делам Царства Польского, Комитет по делам Царства Польского и Государственный совет.
С мая 1875 г. все суды в польских губерниях переподчиняются Министерству юстиции, а на министра возлагается наблюдение за подготовкой и проведением реформы, которая завершила преобразование управления Польшей по общероссийскому образцу.
Судебная власть, будучи отделена от административной, обретала независимость. Однако в силу местных политических, социальных и юридических условий в Польше допускались некоторые отступления от судебных уставов 1864 г. Так, мировые судьи назначались только в городах, их должности замещались не по выборам, а по назначению правительства. Гминные суды хотя и были преобразованы, но за ними сохранялся коллегиальный состав из выборных от гмин43 Председателями судов, вместо гминных войтов, стали особые гминные судьи, назначаемые правительством из числа лиц, избранных гминами. Повышался образовательный ценз для гминного судьи или лавника: раньше для занятия этой должности не требовалось даже грамотности, по новому закону судья должен был закончить хотя бы начальное училище, а лавником мог стать лишь владевший грамотой житель гмины. К отступлениям от судебных канонов можно отнести и то, что в сельских гминах дела, входившие в компетенцию мирового суда, разбирались гминными судами; апелляционной инстанцией выступали мировые съезды, образуемые из мировых и гминных судей.
Гминные и городские управления скорее походили на органы правительственной администрации, нежели самоуправления. Узкий круг функций гмина, а особенно городских магистратов, не давал возможности проявлять инициативу в делах городского управления, а высшие власти интересовала в первую очередь реализация через эти учреждения государственных задач.
Система управления, созданная по проекту Н.А. Милютина и его единомышленников, с незначительными изменениями просуществовала в Польше до первой мировой войны.
Манифест 17 октября 1905 г. провозгласил принцип равноправия всего населения, и поляки получили возможность легальной борьбы за свои национальные права. Возникшие здесь политические партии отказались от лозунга независимости и стали требовать автономии в составе Российской империи. Во II Государственную Думу польская фракция "Коло" внесла законопроект об автономии Царства Польского.
По закону 3 июня 1907 г. резко уменьшалась численность польского представительства в Думе: вместо 37 депутатов (по положению 24 декабря 1905 г.) осталось только 14, из которых два выбирались русским населением Варшавской, Люблинской и Седлецкой губерний. В III Государственной Думе Польшу представляли всего 11 депутатов, польское "Коло" не выдвигало уже проблему автономии Польши, выступая лишь за проведение реформ44.
После Октябрьской революции 1917 г. Польша отделилась от России и стала одним из независимых государств Восточной Европы.
Примечания к главе V
1= Подробнее см.: Васильев М. Осада и взятие Выборга русскими войсками и флотом в 1710 г. М., 1953.
2 Пушкарея С.Г. Обзор русской истории. М., 1991. С. 229.
3 Полное собрание Законов Российской империи, 1-е собрание (далее ПСЗ-1). Т. 11. № 8766.
4 Е.Е. (Э.К. Энгман). Россия и Финляндия // Русская старина. Т. VII. 1988. Март. С. 678.
5 Мехелин Л. Разногласие по русско-финляндскому вопросу. Критический обзор. СПб., 1908; Конституция Финляндии. СПб., 1908; Финляндия. Сборник статей / Под ред. Д. Протопопова. СПб., 1908; Дусаев Р.Н. Становление государственной автономии Великого княжества Финляндского 1808—1809 гг. Свердловск, 1983; Исаев И.А. История государства и права России. М., 1993. С. 160—161, 232; Юшков С.В. История государства и права СССР. Ч. I. М., 1947. С. 584—585.
6 Е.Е. (Э.К. Энгман). Россия и Финляндия // Русская старина. Т. VII. С. 127.
7 Игельстром А.В. Финляндия // Формы национального движения в современных государствах: Австро-Венгрия, Россия, Германия. СПб., 1910. С. 630.
8 Тризна Л.С. Финляндия за 100 лет в составе России (1809—1909). СПб., 1911. С. 54; см. также: Похлебкин В.В. СССР Финляндия. М., 1975.
9 Бородкин М.М. История Финляндии. СПб., 1908. С. 168.
10 Сеймовый устав 1869 г. напечатан по-русски в приложении к "Курсу русского государственного права" проф. Свешникова. СПб., 1895.
11= Бородкин М.М. История Финляндии. С. 168.
12 Там же. С. 170.
13= Витте С.Ю Воспоминания. М., 1960. Т. 3. С. 258.
14 Бородкин М. Из новейшей истории Финляндии. Время правления Н.И. Бобрикова. СПб., 1905. С. 462.
15 Игельстром А.В. Финляндия // Формы национального движения в современных государствах: Австро-Венгрия, Россия, Германия. С. 645—646; см. также: Суни Л.В. Самодержавие и общественно-политическое развитие Финляндии в 80—90-х гг. XIX в. Л., 1982; Ошеров Е.Б., Суни Л.В. Финляндская политика царизма на рубеже XIX—XX вв. Петрозаводск, 1986.
16= Подробнее см.: Бородкин М.М. Памяти Финляндского генерал-губернатора Н.И. Бобрикова. Харьков, 1905.
17 Сеймовый устав Великого княжества Финляндского. СПб., 1907.
18 Мехелин Л. Критический разбор Закона 17(30) июня 1910 г. Гельсингфорс, 1910. С. 197.
19= Ковалевский М. Финляндский вопрос // Вестник Европы. 1910. № 7. С. 276.
20 Романович-Словатинский А. Система российского государственного права в его историко-догматическом развитии. Ч. 1. Киев, 1886. С. 98.
21 Чичерин Б. Курс государственной науки. Ч. I. Общее государственное право. М., 1894. С. 183.
22 Коркунов Н. Русское государственное право, 7-е изд. СПб., 1909. Т. 1. С. 203.
23= Алексеев А. Русское государственное право. Пособие к лекциям. 5-е изд. М., 1906. С. 167.
24 Кяйвяряйнен И.И. Международные отношения на севере Европы в начале XIX в. и присоединение Финляндии к России в 1809 г. Петрозаводск, 1965. С. 212.
25 Арсеньев К. Статистические очерки России. СПб., 1848. С. 50.
26 Корнилов А.А. Русская политика в Польше со времен разделов до начала XX в.Пг., 1915. С. 24.
27 Рейнке Н. Очерк законодательства Царства Польского (1807—1881). СПб., 1902. С. 24—25.
28 Студницкий В. Польша в политическом отношении: от разделов до наших дней. СПб., 1908. С. 27.
29 Обушенкова Л.Н Королевство Польское в 1815—1830 гг. Экономическое и социальное развитие. М., 1979. С. 51.
30 Рейнке Н. Очерк законодательства Царства Польского (1807—1884). С. 42.
31 Там же. С. 27.
32 Корнилов А.А. Русская политика в Польше со времен разделов до начала XX в. С. 49.
33= Погодин А. История польского народа в XIX в. М., 1915. С. 158—160.
34= Там же. С. 169.
35 Там же. С. 185.
36 Спасович В.Д. Жизнь и политика маркиза Велепольского. СПб., 1882. С . 49.
37 Погодин А. История польского народа в XIX в. С. 190—191, 198—199.
38 Щебальский П.К. Николай Алексеевич Милютин и реформы в Царстве Польском. М., 1882. С. 64—67.
39 Постановления Учредительного в Царстве Польском комитета Варшава, 1867 Т. VII. С. 302.
40 Сборник правительственных распоряжений по Учредительному комитету. Варшава, 1868. Т. 1. С. 159.
41 Полное собрание Законов Российской империи, 2-е собрание (далее ПСЗ-2). Т. XXXIX. Отд. 1. № 40610.
42 Рейнке Н.Очерк законодательства Царства Польского (1807—1884). С. 126.
43= Постановления Учредительного в Царстве Польском комитета. Варшава, 1866—67. Т. II. С. 457; Т. III. С. 238, 298; Т. IV. С. 3; Т. ХI. С. 611.
44 Пильц Э. Русская политика в Польше. Варшава, 1909. с. 49.
Глава VI
КАВКАЗ
Становление и развитие системы управления в Закавказье и на Северном Кавказе (XVIII — начало XX в.)
Разновременность присоединения территорий Кавказа к России, а также формы, в которых оно осуществлялось, предопределили и многообразие моделей управления на Кавказе. Однако столь же важным фактором в процессе формирования местной административно-политической системы следует считать особенности самого края — его полиэтничность и многоукладность.
Внешнеполитическая ситуация, включавшая постоянные войны России с Ираном и Турцией, политика царизма на присоединенных территориях требовали создания иных, нежели в центральных губерниях, методов управления, а следовательно, и их организации.
В Закавказье в процессе его присоединения к России сложилось несколько форм управления: комендантская (военно-народная), губернская, областная, совмещавшиеся с более мелкими и локальными административно-территориальными — округами, магалами и пр. Однако, рассматривая каждую из существовавших форм, необходимо вернуться к истокам формирования системы управления в Закавказье.
В 80-х гг. XVIII в. приоритетное место во внешней политике России занимал восточный вопрос. Особое значение в процессе утверждения России на Черном море, в Крыму и на Северном Кавказе приобретало военно-стратегическое положение Закавказья, служившего ареной соперничества трех держав — России, Ирана и Турции. В этой связи для России чрезвычайно важны были взаимоотношения с одним из самых сильных государственных образований в Закавказье — Картли-Кахетинским царством. Последнее в условиях сложного внутреннего и внешнеполитического положения стояло перед необходимостью выбора между соседними государствами-соперниками. Перед лицом постоянной ирано-турецкой агрессии, грозившей национальной независимости Грузии, Ираклий II делает выбор в пользу более могущественной и единоверной России.
24 июня (4 июля) 1783 г. был заключен Георгиевский трактат, названный так по месту его подписания — в одноименной крепости на Северном Кавказе1. Это был "дружественный договор" о "покровительстве" — именно так охарактеризовали свои взаимоотношения договаривавшиеся стороны, решившие прежде всего обменяться постоянными дипломатическими представителями.
Царь Картли и Кахети отказывался от всякой зависимости от Персии или иной державы (имелась в виду Турция), а признавал над собой верховную власть и покровительство России, которая, в свою очередь, ручалась за целостность и сохранение не только настоящих владений царя Ираклия II, но даже тех, что со временем будут приобретены и "прочным образом за ним утверждены".
Гарантируя Картли-Кахетинскому царству защиту от врагов, Россия ограничивала его внешнеполитическую функцию. Это выразилось в обязательстве не иметь никаких сношений с соседями "без предварительного соглашения" с главным пограничным начальником и аккредитованным при нем российским "министром".
Более благоприятными оказались условия договора о внутреннем положении Грузии — за ней закреплялась полная автономия. Сохраняя наследственные права на престол как самого Ираклия, так и его наследников, Россия предоставляла им управление своим народом "вполне независимым способом" и запрещала вмешиваться в грузинские дела тамошнему военному и гражданскому начальству.
Однако вопрос о наследственных правах грузинского царствующего дома содержал в себе существенный нюанс — российским императором предоставлялось право инвеституры грузинских царей, занимавших престол по праву наследования2.
В договоре обозначилась также тенденция к инкорпорированию грузинской церкви: католикос (или начальствующий в Грузии архиепископ) был включен в число "русских архиереев в восьмой степени, после Тобольского", и ему "навсегда жаловался титул члена Святейшего Синода".
Трактат содержал и четыре секретных пункта-артикула: 1) настоятельная рекомендация российского правительства о прекращении в Грузии междоусобиц и сохранении ее единства; 2) обязательство России держать в Картли-Кахетинском царстве два батальона пехоты; 3) в случае войны командование русскими войсками на Северном Кавказе было обязано согласовывать с царем Картли и Кахети действия по защите Восточной Грузии. Екатерина II дала обещание оказать военную помощь, а в случае мира способствовать возврату земель, издавна принадлежавших Картли-Кахетинскому царству.
Георгиевский трактат был составлен в соответствии с толкованием термина "протекторат", принятым в правоведении второй половины XVIII в. В нем употреблен не латинский термин "протекторат", а его русское значение — "покровительство".
Каков же был характер взаимоотношений между Россией и Грузией, заключивших дружественный договор?
Подразумевавшаяся под протекторатом форма зависимости одного государства от другого в Георгиевском трактате не была реализована полностью, поскольку Россия не ставила под свой контроль внутренние дела Картли-Кахетинского царства, которое, несмотря на определенные ограничения, продолжало сохранять черты суверенного государства. Однако в поисках покровительства Грузия отказывалась в пользу России-протектора от своих весьма существенных внешнеполитических прерогатив.
Необходимо отметить, что юридическая природа договора была такова, что он никогда не имел однозначной интерпретации. Рискуя углубиться в специально-правоведческий аспект оценки Георгиевского трактата, укажем лишь на наиболее распространенные мнения.
Договор 1783 г. рассматривается рядом авторов как акт, установивший протекторат России над Грузией3. Согласно другой точке зрения, договор носил одновременно форму вассалитета и протектората4. В современной грузинской историографии трактат считается "дружественным договором о союзе и покровительстве". Подобная трактовка была дана и сравнительно недавно, причем особо выделен факт добровольного вступления малого государства — Картли-Кахетинского царства — под покровительство большого и сильного государства — России5.
Следует также указать на определение международно-правовой природы трактата грузинскими правоведами, квалифицирующими положение Грузии после заключения договора как "зависимой страны с ограниченным суверенитетом"6 В пользу этого мнения говорит то, что договор о протекторате создавал реальную возможность для усиления со стороны России тенденции к инкорпорации Восточной Грузии, что и осуществилось в 1801 г. с упразднением Картли-Кахетинского царства и присоединением его к России.
В соответствии с договором Грузия дважды была вынуждена обращаться с просьбой о военной помощи, но оба раза войска практически так и не дошли до места назначения. Со смертью Екатерины русские войска были отозваны в Россию. Более того, Павел I, получив известие о смерти иранского правителя Ага-Мохаммед-хана, счел бесполезным дальнейшее пребывание войск в Грузии и приказал вывести оттуда 2 батальона, отправленные по просьбе посольства князя Герсевана Чавчавадзе. Это решение, по-видимому, диктовалось и позицией русского императора, который, как полагают, был противником присоединения Грузии к России7, что, впрочем, не подтвердилось последующим развитием событий.
В 1798 г. умирает Ираклий II, и вновь внутриполитическая ситуация в Грузии осложняется династическими распрями. Поэтому, желая предотвратить смуту, Георгий XII стремится заручиться покровительством России, "искать более тесного соединения с Россией", — как писали тогда.Тем более что по Георгиевскому договору ему необходимо было получить инвеституру. Воспользовавшись этим, он стал одновременно домогаться признания наследником своего сына Давида8, что и было сделано Павлом I в виде так называемой "утвердительной" грамоты9. Снаряженному в Санкт-Петербург посольству предписывалось руководствоваться грамотой Георгия, содержание которой позволяет понять мотивы дальнейших действий России. "Царство и владение мое, — убеждал грузинский царь, — отдайте непреложно и по христианской правде и поставьте его не под покровительство Императорского Всероссийского престола, но отдайте в полную его власть и на полное его попечение так, чтобы отныне царство Грузинское было в империи Российской на том же положении, каким пользуются прочие провинции России. Затем, нижайше представьте императору Всероссийскому, чтобы, принимая царство Грузинское в полную свою власть, он обнадежил бы меня Всемилостивейшим письменным обещанием, что достоинство царское не будет отнято у дома моего, но что оно будет передаваться из рода в род, как при предках моих"10.
Среди 16 пунктов, представленных на "высочайшее" усмотрение, следует обратить особое внимание на пункт, формулировавший династические права Багратионов: "...чтобы Георгий XII был оставлен, а по нем и наследники его на престоле с титулом царей, добровольно подвергши себя и царство подданству Всероссийской империи и иметь им, царям, главное в своем царстве правление по тем законам, как от Всевысочайшего двора даны быть имеют. От себя же им без особого повеления никаких узаконении не вводить"=11.
Рассмотренное в Государственной коллегии иностранных дел прошение грузинских посланников было одобрено Павлом I 19 ноября 1800 г. Коль скоро сам грузинский царь просил о включении царства на правах одной из "прочих провинций", то император решил принять Грузию в подданство России с преобразованием царства в губернию и с назначением в ней губернатором одного из царевичей — с титулом грузинского царя12. Однако весть не успела застать Георгия в живых. А тем временем Павел I, не дождавшись утверждения грузинской стороной переданной ей ноты, круто меняет свое решение13: 18 декабря 1800 г. он подписывает манифест "О присоединении Грузинского царства к России"14, который умалчивал о династических правах Багратионов. Таким образом Картли-Кахетинское царство окончательно утратило последние атрибуты своей независимости. Была принята во внимание лишь первая половина ходатайства грузинского царя — превращение Грузии в одну из административно-территориальных единиц Российского государства. Оценивая поступок императора, росчерком пера нарушившего данноеим слово о сохранении прав членов царствующего дома во главе с губернской администрацией, надо заметить следующее: трудно представить себе возможность подобного прецедента в административно-политическом устройстве государства, когда в одной из губерний сохранялось бы наследственное право преемственности административной должности.
Представим себе состояние грузинской стороны, в частности ложное положение царя Давида, в которое он был поставлен манифестом. Однако срочно доставленная грузинским посольством в столицу нота не застала в живых самого Павла I. Император Александр I, только что переживший ужас цареубийства, испытывал известные колебания при мысли о лишении прав на царствование законных наследников грузинского престола. Кроме того, молодой государь считал принятие Грузией подданства России "несправедливым присвоением чужой земли"15
Государственный совет, на котором решалась судьба Грузинского царства, оказался перед сложными вопросами: может ли быть оно независимым, способным противостоять врагам, смутам и т.п. и действительно ли просьба о принятии в подданство опирается на единственное желание всею народа? По мнению Государственного совета, в решении этой проблемы была возможна альтернатива: или устраниться, предоставив Грузию самой себе, или — полная инкорпорация. Однако в данном случае важно понять значение этой проблемы для российских государственных интересов. Ибо неприсоединение Грузии грозило России большими осложнениями в случае захвата ее Турцией или Ираном16. Необходимо обратить внимание на позицию Негласного комитета — неофициального совещательного органа при молодом императоре, выраженную в докладе А. Воронцова и В. Кочубея, высказавшихся против присоединения Грузии. Один из аргументов это провозглашенный Александром I основной принцип его политики — заботиться не о распространении пределов и без того обширного государства, а о его внутреннем благоустройстве. Главное же в том, что присоединение Грузии невыгодно России и не имеет правовой основы17. Однако в конце концов верх взяла имперская концепция, и Александр I утвердил решение Государственною совета о признании манифеста 18 января 1801 г.
Грузинскому народу был адресован новый манифест от 12 сентября 1801 г. "О учреждении внутреннего в Грузии управления", поставивший точку в проблеме присоединения Восточной Грузии к России18. Грузия получила желаемый статус в качестве одной из административных единиц в числе "прочих провинций" в России, но... без грузинских царей. Собственно, реализовалось то, что символически существовало уже со времен Федора Ивановича (1584—1598), когда в конце территориальной части титула русских царей прибавлялось: "государь Иверские земли Грузиньских царей и Кабардинские земли, черкасских и горских князей и иных многих государств государь и обладатель"19. В приложенной к манифесту от 18 января 1801 г. форме императорского титула касательно Грузии вносилось уточнение: "Государь Иверские, Карталинские, Грузинские... земли". Вот что писал известный исследователь З. Авалов: "Проследите историю грузино-русских сношений за ряд веков, и вы увидите, что основная идея грузинских просьб — это идеяподданства у России... Россия же приняла эту просьбу, но в ее русской редакции: как просьбу о подданстве полном. Отсюда произошло присоединение безусловное"20.
Каждое из государств, желавших обосноваться в Грузии, применяло для достижения этой цели те средства, которыми располагало. И естественно, что при несовершенстве этих средств,, например, у Ирана, его власть в Грузии при жесточайших последствиях опустошительных походов не могла быть прочной. Другое дело Россия, обладавшая мощной армией, а главное — отработанной системой управления. "Она не могла дать Грузии ни ханов, ни резидентов на английский лад, — она присылала генерал-губернаторов, генералов и капитан-исправников"21, справедливо замечаег тот же автор.