Федерализм и его особенности в ЗС
Федеративное гос-во (федерация) — сложное союзное гос-во, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т.д.) являются гос-ми или гос образованиями, обладающими суверенитетом. Ф строится на началах децентрализации. Ф гос-во по своей природе является более демократичным, чем унитарное, поэтому Ф в основном имеют республиканскую форму правления (исключения – Бельгия, Малайзия, Канада, Австралия).
Ф образуется: 1) в результате договора между независимыми субъектами о создании нового гос объединения с превращением участников договора в субъектов Ф; 2) путём присоединения к гос-ву новых территорий и наделения их правами нового субъекта Ф; 3) в результате повышения статуса прежних региональных образований и превращения их в субъекты Ф; 4) путём эволюции конфедерации в Ф гос-во с превращением прежде независимых гос-в в субъектов Ф.
Ф как форма гос устройства обладает рядом специфических признаков. 1. Ф составляют гос образования, которые имеют статус субъектов Ф с собственным а-т устройством и собственной организацией власти. Эти образования обладают собственной компетенцией. 2. Территория Ф не представляет собой единого целого. Она состоит из территорий субъектов Ф. Однако в некоторых Ф в неё могут входить территориальные единицы, не являющиеся субъектами Ф (в Индии 25 штатов и 7 союзных территорий). Субъекты Ф не обладают правом сецессии, те правом выхода из союза, но история знает примеры (Сингапур из Малайзии). 3. Субъекты Ф не обладают суверенитетом. Они либо полностью лишены права участия в МО (Австрия), либо их ВП компетенция сильно ограничена и осуществляется под контролем Ф (США, ФРГ). 4. В большинстве стран наряду с общефедеральной К и законами действуют К и законы субъектов Ф (США, ФРГ). При этом обеспечивается верховенство федеральной К и ФЗ. 5. В большинстве Ф наряду с Ф гражданством существует и гражданство субъектов Ф. Речь идёт не о двойном гражданстве, а о 2 уровнях гражданства одного гос-ва. 6. Отличительный признак Ф гос устройства – 2-палатный парламент. 7. В Ф на ряду 3 ветвей власти на федеральном уровне есть и 3 ветви власти в субъекте.
Компетенция как совокупность зак зафиксированных полномочий в отношении определённых предметов ведения в Ф подразделяется на 4 вида: 1) исключительная компетенция союза; 2) исключительная компетенция субъекта Ф; 3) совместная компетенция союза и его членов; 4) остаточная компетенция. 1) Исключительная компетенция Ф означает, что только органы союза обладают властными полномочиями в отношении перечисленных в К предметов ведения. Это обычно вопросы обороны, ВП, денежного обращения, организации Ф гос органов. 2) Исключительная компетенция субъекта Ф указывает на те вопросы Г управления, которые органы субъекта Ф вправе решать самостоятельно и под свою ответственность (формирование и исполнение местного бюджета, охрана общ порядка). 3) Совместная компетенция Ф и её субъектов означает, что властные полномочия в отношении отнесённых к этой компетенции предметов ведения принадлежат и федеральным органам, и органам субъектов Ф. Совместная компетенция предполагает издание рамочного закона союзом и последующее детальное правовое регулирование со стороны субъекта Ф. 4) Остаточная компетенция – компетенция по вопросам, не нашедшая отражения в К.
Условно все Ф составляют 4 группы. 1) Ф, К которых закрепляют лишь перечень вопросов, отнесённых к исключительной компетенции Ф. Все остальные вопросы изначально считались предметом искл ведения субъектов (США, Швейцария, Бразилия). 2) Детальная регламентация вопросов, относящихся к 2 сферам компетенции (искл сфера Ф и субъекта (Канада) или конкурирующая компетенция (ФРГ)). 3) Трёхзвенная система разграничения (Индия, Малайзия). Вопросы, не нашедшие отражения в К либо относятся к компетенции союза, либо остаются за субъектами (Малайзия). 4) Австрийская модель – все 4 сферы компетенции.
Форма правления субъектов Ф как правило идентична форме правления центра (США), есть исключения (Канада, ОАЭ). К некоторых Ф предусматривают возможность заключения соглашений между Ф и субъектами по вопросам, отнесённым к их компетенции. Так, согласно К Австрии заключение соглашений между Ф и землями возложено в зависимости от их предмета на Ф прав-во или на федеральные министерства.
34. Политический режим: понятие и разновидности.
Государственный режим – это определённый, основанный на нормах права порядок деятельности государства, который складывается как результат использования разнообразных приёмов, способов, форм и методов осуществления государственной власти. ГР – наиболее изменчивый элемент формы государства. ГР отражает практику государственной деятельности, повседневного осуществления государственной власти. Этот элемент формы государства наиболее чутко реагирует на изменения политической обстановки в обществе, чем объясняется его сравнительно слабая правовая регламентация. Тем не менее наиболее важные стороны государственного режима закреплены в конституциях и иных нормативных актах (источники государственной власти, принципы построения и деятельности государственного аппарата, уровень политической свободы в обществе). Если деятельность государства, используемые им формы и методы, избираемые приёмы и способы имеют правовое обоснование, такой ГР признаётся легальным. Нелегитимный государственный режим основывается не на праве, а на силе, опорой его является насилие, обосновываемое не правовыми, а иными доводами (политическими, идеологическими, религиозными). Нелегитимным следует признать Итакой государственный режим, при котором деятельность государства противоречит или выходит за рамки установленных в конституции или в иных нормативных актах положений. Легитимный ГР – это всегда правовой режим, поскольку государство при этом режиме может осуществлять свои полномочия в очерченных законом рамках юридической процедуры и избирать дозволенные нормами права формы и методы своей деятельности. Поэтому легитимный ГР предполагает наличие правовой государственности. Нелегитимный ГР – это прежде всего неправовой ГР. На практике это означает ничем не стеснённый произвол государства и его агентов. Нелегитимный ГР часто является узурпаторским, что подразумевает как противозаконный захват власти, так и противозаконное её осуществление (диктаторские режимы). Легитимный ГР может трансформироваться в нелегитимный, если имеет место незаконное присвоение властных полномочий высшими должностными лицами (органами) или превышение этих полномочий. Известны случаи, когда глава государства, будучи легитимно избран на свой пост в ходе всеобщих выборов в дальнейшем нарушал конституционные постановления и превращался в диктатора (Гитлер после прихода к власти ликвидировал режим Веймарской республики). Уровень легитимности ГР определяется степенью народной поддержки. Поэтому решающим для характеристики того или иного государственного режима является определение источника власти, принадлежит ли государственная власть народу (юридически или фактически), определённому социальному слою или одному лицу. Современное КП исходит из того, что наибольшей легитимностью обладает тот ГР, в котором наиболее полно реализован принцип народного суверенитета. В зависимости от того, насколько полно реализован этот принцип, все ГР подразделяются на демократические и авторитарные. Демократические характеризуются высоким уровнем политической свободы в обществе, политическим плюрализмом, идеологическим многообразием, уважением основных прав и свобод человека и гражданина. Авторитарный – ограничением или полной ликвидацией политических прав и свобод, утверждением господства одной партии и одной идеологии, широким применением карательных мер против инакомыслящих.