Понятие, задачи и принципы деятельности органов прокуратуры Республики Беларусь
В соответствии со ст. 125. Конституции Республики Беларусь, надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.
Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.
Более подробная регламентация задач и направлений деятельности прокуратуры содержит ст. 4 Закона «О Прокуратуре Республики Беларусь» от 15 мая 2007 г. (далее по тексту Закон о прокуратуре). В частности, задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.
Прокуратура координирует правоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.
Прокуратура проводит предварительное следствие в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.
Прокуроры принимают участие в рассмотрении судами гражданских дел, дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, поддерживают государственное обвинение по уголовным делам, участвуют в административном процессе в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь, Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь и Процессуально-исполнительным кодексом, кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Согласно ст. 126. Конституции, единую и централизованную систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор, назначаемый Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь.
Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором.
Генеральный прокурор Республики Беларусь и нижестоящие прокуроры независимы в осуществлении своих полномочий и руководствуются законодательством. В своей деятельности Генеральный прокурор подотчетен Президенту Республики Беларусь (ст. 127. Конституции Республики Беларусь).
В соответствии со ст. 16 Закона о прокуратуре, единую и централизованную систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура Республики Беларусь, прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры, являющиеся юридическими лицами, прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним специализированные транспортные и межгарнизонные военные прокуратуры, а также иные государственные организации, созданные в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь.
Создание, реорганизация и ликвидация органов прокуратуры осуществляются Президентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь.
Общая численность прокурорских работников и работников прокуратуры утверждается Президентом Республики Беларусь.
Структура и штатное расписание органов прокуратуры утверждаются Генеральным прокурором Республики Беларусь в пределах бюджетных ассигнований и установленной численности органов прокуратуры.
Служба в органах прокуратуры является государственной службой в Республике Беларусь, а порядок и условия ее прохождения регулируются Законом о прокуратуре (гл. 13), Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь, утверждаемым Президентом Республики Беларусь (далее по тексту Положение), законодательством о государственной службе, также законодательством о труде.
На должность прокурорского работника может быть назначен гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование и обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами, а также отвечающий иным требованиям, предусмотренным законодательством о государственной службе.
На должность прокурорского работника в исключительных случаях может быть назначен гражданин, имеющий иное высшее образование.
На должность прокурора района, района в городе, города, межрайонного и приравненных к нему транспортного и межгарнизонного военного прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж службы в качестве прокурорского работника не менее трех лет, а на должность прокурора области, города Минска и приравненных к нему прокуроров – лица, имеющие стаж службы в качестве прокурорского работника не менее пяти лет, если иное не установлено Положением.
С гражданами, поступающими на службу в органы прокуратуры, заключается контракт, они проходят аттестацию с целью объективной оценки их практической деятельности, уровня профессиональной подготовки, правовой культуры и определения служебной перспективы и им присваивается классный чин в соответствии с занимаемой должностью.
Аттестации подлежат также прокурорские работники, имеющие классные чины либо занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.
Порядок прохождения аттестации, присвоения и лишения классных чинов прокурорских работников определяется Положением.
Аттестация заместителей Генерального прокурора Республики Беларусь, прокуроров областей, города Минска и приравненных к ним прокуроров проводится в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.
Лица, впервые поступающие на службу в органы прокуратуры в качестве прокурорского работника, сдают квалификационный экзамен, проходят стажировку в соответствии с Положением и приносят соответствующего образца Присягу.
Порядок принесения Присяги устанавливается Генеральным прокурором Республики Беларусь.
Прокурорским работникам гарантируется гл. 14 Закона о прокуратуре материальное и социальное обеспечение, а также государственная защита.
Особенности организации и обеспечения деятельности военных прокуратур регламентирует гл. 16 Закона о прокуратуре.
Генеральная прокуратура Республики Беларусь является центральным органом системы органов прокуратуры и возглавляется Генеральным прокурором Республики Беларусь.
Генеральный прокурор Республики Беларусь имеет заместителей, в том числе одного первого.
Генеральная прокуратура Республики Беларусь:
контролирует работу органов прокуратуры, обеспечивает координацию и согласованность действий органов прокуратуры по основным направлениям их деятельности;
анализирует практику прокурорского надзора и состояние законности в Республике Беларусь;
взаимодействует с другими государственными органами в обеспечении законности и правопорядка;
организует и проводит повышение квалификации прокурорских работников;
участвует в нормотворческой деятельности;
представляет органы прокуратуры в международных отношениях;
выполняет иные функции, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами.
Для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры, образуется и действует Научно-консультативный совет при Генеральной прокуратуре Республики Беларусь.
Положение о Научно-консультативном совете при Генеральной прокуратуре Республики Беларусь и его состав утверждаются Генеральным прокурором Республики Беларусь.