Йога — читта-вритти-ниродхах

06.10.2011

Слово «йога» — санскритское. Прямой перевод — «узда», «упряжь», «упряжка». Существует множество других значений. Но, судя по всему, все они имеют более позднее происхождение, чем собственно факт экспериментального осознанного вычленения некими человеческими существами определенного способа достижения вполне конкретного состояния сознания. Попробуем выбрать из трех вариантов перевода наиболее адекватный. Иначе нам будет весьма сложно понять, что именно имели в виду древние. Подсказка — в определениях, данных понятию «йога» теми, кто ввел в употребление сам термин. Существует множество интерпретаций и вариаций на тему, но именно определений, принятых всеми без исключения школами и направлениями в качестве канонических, известно только два.. .

«Твердое владение чувствами — это называют йогой. …Таково знание поведанное Смертью.» («Катха-Упанишада»). Обратите внимание — первый текст, в котором четко определяется понятие «йога», присваивает авторство определения не Кришне и не Шиве -они по очереди становились «властелинами йоги» в более поздние времена… Вряд ли «по своей воле»; скорее — по воле «руководителей социума». Так сказать, сообразно смене преобладавших общественно-политических тенденций… А первым, на самом деле, был Яма — ответственный за смерть… Вспомним Кастанеду: «Смерть — лучший советчик…» Что касается «руководителей социума» — эта публика всегда была ушлой и во все времена отличалась особой искусностью в деле массовых спекуляций на эмоциональных привязанностях толпы…

Второе определение, собственно, определением йоги как таковой назвать можно только с некоторой натяжкой. Речь в нем идет, скорее, о некотором состоянии сознания, которое достигается посредством «йоги» — «узды». Таким образом, уже на уровне базового определения «йога» фигурирует не как самоцель или некая отдельность, а всего лишь как технологический; инструмент, предназначенный для управления поведением ума.

«Поведение ума сдерживаемо уздой» — так выглядит определение, данное Патанджали в безымянной работе, ориентировочно датируемой 2 столетием до Р. X. и известной под принятыми в более поздние времена условными названиями «Йога Даршана» или «Йога Сутры» (Первый и самый прямой перевод слова «йога» — «узда»; читта — ум, сознание, психика; вритти — поведение, деятельность, работа; ниродха — сдерживание, обуздание, в качестве юридического термина — лишение свободы).

Это определение — несколько более позднее, чем первое. Оно имеет под собой солидную основу — два-три десятка столетий применения техник управления поведением ума. Столетий, которые прошли после того, как было сформулировано первое определение. Поэтому здесь, помимо решения самых насущных проблем самоконтроля и контроля восприятия, присутствует более «продвинутая» тема: управление мыслительным процессом, креативными функциями сознания и попытками «вычленить» исходное состояние «пустого ума» в чистом виде. Вряд ли я скажу что-либо новое, напомнив читателю, что наиболее насущные проблемы самоконтроля и контроля восприятия обусловленны гормонально-животным преобладанием инстинктивного разума в бытовых мотивациях человеческого существа.

Вполне очевидно, что в обоих определениях речь идет об «узде», а вовсе не об «упряжке». Вообще-то, при переводе фразы с языка на язык имеет смысл переводить все слова. Многочисленные персонажи, которые переводят тексты о йоге, не переводя само слово «йога», а потом интерпретируют их содержание в большей или меньшей степени так, как им заблагорассудится, поступают не совсем честно. Ведь читатель редко бывает искушен в вопросах санскритской словесности и потому на 100% «въехать в тему» ему не удается, так сказать, по определению. Поэтому давайте переводить «йогах-читта-вритти-ниродхах», не отклоняясь от значений слов, которые дает нам санскритско-русский словарь, составленный не «продвинутыми» йогами-интерпретаторами, а обычными квалифицированными специалистами-филологами. Ведь именно этой фразой Патанджали определяет ключевой термин своей работы и дает читателю понять, о чем, собственно, пойдет речь. Итак: «йогах-читта-вритти-ниродхах» — «поведение ума сдерживаемо уздой». Воспользовавшись более современной терминологией, можно попытаться перевести слово «йога» не как «узда», а как «контроль» или «управление». Ведь в те далекие времена, когда гужевой транспорт был единственным доступным человеку сухопутным средством передвижения (кроме, разумеется, «своих двоих»), узда как раз и вызывала наиболее прямолинейные ассоциации с тем, что сегодня именуют «управлением» и/или «контролем».

Итак, «йогах-читта-вритти-ниродхах» — «поведение ума обуздано уздой». Или — «контроль есть управление деятельностью ума». Так Патанджали дает понять, что, говоря в своей работе о «контроле», он имеет в виду «управление деятельностью ума». Все. Больше ничего нет. Йога — «узда», то есть «контроль» или «управление», «инструментальное» состояние сознания — сферы восприятия и обработки информации.

На этом, собственно говоря, йога как таковая заканчивается. А начинается применение сознания в его новом качестве — отлаженного и подконтрольного осознающей воле. Что вы с ним таким будете делать — ваши проблемы. Достижение состояния контроля — всего лишь техника настройки комплекса инструментальных средств, которыми мы можем пользоваться «по жизни»… для чего? Действительно, для чего нам этакая заковыристая штука — живущее в теле сознание? И где в нем кто — где личность, сколько их, какие?.. А где тот, кто есть «управляющий центр», и как «он» соотносится с личностными «личинами» — ???? До каких пределов может быть расширен диапазон восприятия? И каким будет мир, воспринимаемый нами в результате такого расширения? И как эта картина мира будет согласовываться с теми догматами, которые навязывает нашему пониманию религиозная доктрина, доминирующая в месте и времени нашего теперешнего существования? А другие доктрины — с ними как?.. И что по поводу воспринимаемого будет – думать расширивший свой диапазон восприятия атеист? А политик? Или военный? А если — вообще ученый?!!! На эти вопросы каждый пусть отвечает себе сам. Йога… простите, контроль… тут ни при чем. Настройка сферы восприятия и обработки информации… Инструментальное состояние инструментальной сферы – не более того… Все остальное — вечные вопросы.

Шум в голове…

Н-да… Вечные вопросы, ответы на которые вряд ли удастся «вычислить» при наличии в уме стандартной среднечеловеческой суеты — этакого ядреного -«эмоционально-мыслительного белого шума». Намереваешься услышать и увидеть самого себя — а слышишь только бестолковую суету эмоций, мыслей и не поддающихся никакому управлению мыслеформ. Помеха чересчур значительна.

Патанджали описывает стандартную стилистику работы человеческого восприятия следующим образом: «Поведение ума обуздано уздой. В этом случае восприятие осуществляется с уровня самоосознания. Иначе — соответствует уровню умственной деятельности.»

Не более того. При отсутствии контроля («йоги» или «узды») человек не способен воспринимать самого себя. Он воспринимает только бестолковое поведение одного из инструментальных аспектов своего существа — суету ума. И именно ее принимает за «программное воплощение» самого себя. При таком раскладе, естественно, любая возникающая в процессе этой суеты мотивация воспринимается как руководство к действию: «Я хочу!» Хотя на самом деле «хочу» в данном случае вовсе даже и не «Я», а «Я», может быть, вовсе даже и не «хочу»… А хочет, например, побуждаемое инстинктивными мотивациями тело. Которое на самом-то деле вовсе не есть «Я». Но «Я»- то этого не знает…

Некое сочетание побуждений, обусловленных тремя основными животными инстинктами (самосохранения, продолжения рода, сохранения вида), воплощенное в том или ином гормональном фоне, рождает определенные желания, которым соответствуют те или иные эмоции… А уж под них ум услужливо «подкладывает» соответствующие мозговые процессы в тех или иных количественно-качественных комбинациях… Патанджали называет «пять составляющих умственной деятельности, причиняющих страдания и страданий не причиняющих»: понимание, заблуждение, фантазия, сон, воспоминание. «Понимание следует из прямого опыта, размышления или объяснения. Иллюзия понимания, основанная на информации, не имеющей отношения к реальности — заблуждение. Поток пустых образов, не имеющих под собой реальной основы — фантазия. Рефлекторная умственная деятельность без понимания — сон. Точное воспроизведение некогда воспринятого — воспоминание.» Заметьте, говоря о сне, Патанджали не утверждает, что для осуществления мозгом «рефлекторной умственной деятельности без понимания» тело непременно должно спать… А теперь прикиньте, многие ли из знакомых Вам лично человеческих существ по жизни пребывают в состоянии стопроцентного бодрствования?.. Ладно хорошо, о стопроцентном не будем… Но хотя бы чуть-чуть?.. Плюс к тому же еще и то, что Патанджали определяет как «поток непрерывно повторяющихся мыслей, порожденных прошлыми впечатлениями, в качестве материальных объектов в природе не существующими»…

Итак, будучи неконтролируемыми, все пять видов умственной деятельности препятствуют адекватному самоосознанию «Я», скрывая от него картинку более-менее объективной реальности за частоколом свистопляски образов, мыслей, ассоциативных рядов, эмоциональных реакций и т.п. И пока «Я» стоит, «прислонившись» к этому «забору», оно, кроме самого «забора», не воспринимает ничего. И только отойдя своим восприятием от «забора умственной суеты», мы можем осознать, что наше «Я» и «забор» — принципиально разные вещи, и что за «забором суеты ума» есть «что-то еще», и что это «что-то еще» наше «Я» может воспринять таким, какое оно есть, а не «сквозь щели между досками забора»… Но только тогда, когда «забор» исчезнет из поля восприятия. То есть — когда суета ума будет прекращена. От нее нужно избавиться…

Узда

Ага… От суеты ума нужно избавиться. Ну что ж, тогда -«узда»!.. Контроль умственной деятельности. Устранение суеты ума… Единственный способ настроить ум так, чтобы он как-то сумел сам в себе разобраться. Не вижу смысла вслед за множеством авторов в который раз перечислять все те выгоды, которые сулит нам новое -принципиально качественно более эффективное — состояние ума в плане настройки процесса креативного — по-нашему творческого -мышления. Мы же с Вами — умные люди, а для умных людей не секрет: творчество — то есть создание абстрактной идеи и ее конкретного воплощения в интеллектуальном либо материальном продукте — есть наивысшее проявление деятельности сознания. Кстати, из всего бесконечного многообразия белковых структур на сознательное индивидуальное творчество способен только человек… Но это к делу не относится. До тех пор, разумеется, пока мы не совершим в самих себе переход от нормального среднечеловеческого состояния автоматической гормонально обусловленной суеты ума к несколько более «продвинутому» состоянию осознанного контроля умственной деятельности и понимания побудительных импульсов нашей поведенческой мотивации.

И первый самый главный шаг на этом пути — прочь от «забора»… Дать понять себе, что наше самоосознание и суета ума не есть одно и то же. Увидеть происходящие в уме процессы «со стороны».

Именно поэтому в качестве необходимой основы для управления всеми пятью видами умственной деятельности Патанджали называет отрешенность — «отсутствие тяги к объектам желания, воспринимаемым непосредственно или известным по описанию». Отойти от забора и со стороны взглянуть на то, что на нем написано… Ну, сами знаете, что обычно пишут на заборах… Вот-вот… Именно это как раз и есть то, чем процентов на 90, «ели не больше, заполнена умственная деятельность обычного среднестатистического индивида. Прискорбно, конечно, но выход есть… Согласно утверждению Патанджали, именно из отрешенности проистекает возможность «восприятия самого себя безотносительно тройственной природы бытия». Тройственной — поскольку функциональная динамика природы (санскр. «пракрити») определяется взаимодействием основополагающих Сил или «начал» (санскр. — «(гун»| названия этих трех Сил — «тамас» (минус), «р^аджас) и «саттва» (стойкое динамическое равновесие первых двух). Саттву выделяют как отдельное «начало» потому, что еаттва не есть механическое равновесие -равновесие взаимного уничтожения плюса и минуса. Саттва — особая «новая» сила, имеющая по отношению к тамасу и раджасу более высокое функциональное качество последовательного упорядочивания первичного хаоса. Так сказать, «фиксатор» поляризованной кристаллизации порядка вещей. Во всяком случае, как-то примерно так представляли себе динамику бытия те, кто формулировал в свое время основы практической йоги. И, судя по наблюдениям современных физиков, они не были так уж далеки от истины…

Итак, отрешенность — вплоть до полной независимости восприятия самого себя от тройственной природы бытия — вот необходимый «базис». «Надстройкой» над ним естественным образом станет контроль поведения ума… Если, конечно, базис окажется достаточно устойчивым…

Технику достижения отрешенности Патанджали описывает следующим образом: «Повторяющееся стремление в сочетании с длительным напряжением, осуществляемым регулярно и настойчиво в течение долгого времени, делает устойчивой отрешенность – отсутствие тяги к объектам желания, воспринимаемым непосредственно или известным по описанию».

Дальше Патанджали в своей работе описывает алгоритмы последовательного прохождения уровней осознавания… Осознавания чего? Да чего угодно… Прежде всего — самого себя и собственных взаимоотношений с миром… Но это в большей степени касается применения уже достигнутого контроля. Нас же пока интересует контроль как таковой… Йога как таковая… И ее вышеупомянутый «базис» — устойчивая отрешенность, которая переведена в ранг нормального состояния ума и более никак не зависит ни от каких внешних обстоятельств…

Наши рекомендации