Государственные стратегии борьбы с бедностью
В широком смысле бедность — это ситуация, при которой у человека постоянно не хватает средств, чтобы удовлетво& рить свои нормальные, прежде всего физиологические и со& циальные, потребности. Напомним, что к первым относятся потребности в питье, пище, одежде, укрытии, а также в том, что позволяет эти потребности удовлетворять, — в ра& боте, знаниях, профессиональных навыках и т. п. Ко вто& рым относятся потребности в определенном социальном по& ложении, в деятельности, уважаемой обществом, в общении.
Если человек имеет доступ только к минимальным ресур& сам еды, одежды и других благ, необходимых для поддер& жания физического существования, говорят об абсолютной бедности (нищете). Если же человек не обладает достаточ& ными средствами, чтобы «социально выжить», т. е. обеспе& чить удовлетворение своих насущных потребностей на уров& не, позволяющем сохранить здоровье, нормально работать, то говорят о социальной бедности.
В России бедные были всегда, и к ним, как правило, от& носились сочувственно, считая бедность несчастьем, а не ви& ной человека. «Бедность — не грех», «Бедность — не порок» — говорят русские пословицы. С 1992 г. границей бедности в нашей стране стал прожиточный минимум — стоимость ми& нимального набора продуктов питания, товаров и услуг, не& обходимых для социального выживания. Натуральным вы& ражением прожиточного минимума является минимальная потребительская корзина (она содержит перечень необходи& мых продуктов питания и услуг). В этом же году к бедным было отнесено 33% населения. С этого времени этот пока& затель колебался в зависимости от социально&экономической ситуации в стране. Сегодня, по разным оценкам, в стране насчитывается от 20 до 25 млн бедных.
Во всех демократических странах ведется борьба с бедно& стью. Пути здесь могут быть различными. Один из них, используемый и в нашей стране, — предоставление пособий малообеспеченным гражданам по программам государствен& ной помощи: социальных пенсий (минимальной пенсии при отсутствии каких&либо оснований для ее назначения),
|
пособий одиноким матерям, пособий на детей и т. п. В ря& де случаев поддержка оказывается в натуральной форме (бесплатные школьные обеды, бесплатные лекарства, продо& вольственные талоны и др.).
Другой путь нацелен не столько на смягчение проявле& ний бедности, сколько на искоренение ее причин. Он преду& сматривает создание новых рабочих мест, помощь в овладе& нии востребованной в настоящий момент профессией. Это направление особенно актуально для нашей страны. Вернем& ся к данным, характеризующим стратификацию российско& го общества.
К низшим слоям общества относятся малоквалифициро& ванные работники, а также безработные. Обратим внимание и на то, что среди бедных много сельских жителей. Это тре& бует от государства специальных мер по восстановлению ин& фраструктуры сел и поселков (школ, больниц, транспортно& го сообщения), а также по развитию сельскохозяйственного производства.
Все указанные меры так или иначе связаны с общим уровнем экономического развития. Следовательно, магист& ральное направление преодоления бедности — подъем эконо& мики. Важна, как мы уже видели, и социальная политика государства, направленная на перераспределение доходов в пользу бедных слоев населения.
Помимо практической помощи, эта политика удовлетво& ряет чувство социальной справедливости значительной час& ти нашего общества, поскольку многие расценивают личное обогащение весьма негативно, говорят о нем, как о непра& ведно нажитом.
IB Основные понятия:социальная стратификация, социаль& ное государство, социальная политика, социальное обеспече& ние.
111 Термины:социальное страхование, прожиточный мини&
мум, потребительская корзина.
Проверьте себя
1) Чем характеризуется социальная стратификация со& временного российского общества? 2) Какие группы населе& ния относятся к высшему классу? 3) Как и почему меня& лось положение среднего класса в последнее десятилетие?
4) Какие социальные группы образуют «зону бедности»?
5) Покажите основные тенденции развития социальных от& ношений в нашем обществе. 6) Раскройте понятие «социаль& ное государство». 7) Что включает в себя социальная поли& тика государства? 8) Назовите основные социальные права человека, закрепленные в Конституции. 9) Из чего склады& вается система социального обеспечения? 10) Каковы глав& ные направления борьбы с бедностью?
Подумайте, обсудите, сделайте
1. Сравните роль социальных факторов, определявших социально&экономическое неравенство населения в нашей стране в 1992 и в 2001 гг. Как изменилось значение отдель& ных из них? Почему?
Октябрь 1992 г.
Регион проживания ШШ^& 10 %
Статус занятости 8,3 %
Возрастной состав 6,3 %
Тип поселения ife: 6,1 %
Образование Ж 2 %
Размер семьи
Октябрь 2001 г.
I Регион проживания
В**
в »14 %
|
Образование 6 %
Статус занятости
Возрастной состав Ш^ 6%
Тип поселения 5,8 %
Размер семьи
2. Доходы бедных и богатых, по некоторым оценкам, у нас расходятся в 14 раз (так же в США; в Москве — почти в 50 раз). В Европе доходы богатых в 10 раз превосходят доходы бедных.
|
Как вы оцениваете такой масштаб социального расслое& ния в нашей стране? Какими причинами, на ваш взгляд, вызвано столь существенное социальное расслоение? Чем вы можете объяснить такую пропасть между богатыми и бед& ными в Москве?
3. Самая опасная форма бедности — застойная бедность. Эти люди уже не ощущают себя бедными. Таких людей в России, по оценкам социологов, 6—8%. Вот какие характе& ристики дает исследователь такой категории людей: «Чем дольше человек в этом состоянии, тем слабее желание из не& го выйти. Трехлетнее пребывание в бедности уже меняет приоритеты: главным становится стремление экономить, ко& торое оттесняет поиски заработка на второй план. Следую& щая точка — семь лет: человек уже окончательно погружа& ется в заботы об экономии и на предложения работать почти не реагирует. Это социальная деградация, вторая, наряду с социальной агрессией, серьезная опасность, которую несет с собой бедность.
Раскройте мысль автора о последствиях застойной бедно&
сти — социальной деградации и социальной агрессии.
4. Обдумайте различные варианты борьбы с бедностью.
Какой путь (или пути) избрали бы вы? Почему?
1) Повысить зарплаты всем работающим.
2) Помочь включиться в трудовую деятельность незаня& тым трудоспособным — официально зарегистрированным безработным (учеба на курсах переподготовки, широкое ин& формирование о вакансиях и т. п.).
3) Оказывать социальную помощь всем малообеспечен& ным и нетрудоспособным (повысить пенсии, стипендии раз& личного рода социальные выплаты, предоставлять разнооб& разные льготы — бесплатный проезд на транспорте, небольшая квартплата и т. п.).
4) Добиться значительного роста экономики страны, что позволит реально повысить благосостояние населения.
Поработайте с источником
Прочтите отрывок из книги современного отечественного социолога.
Что затрудняет изучение социальной структуры совре&
менного российского общества?
К первой группе причин можно отнести принципиальную новизну процессов перехода от государственного социализма к тому или иному типу капитализма, отсутствие опыта их изучения. Не меньшую трудность создает и то, что анали& зировать происходящие сдвиги ученым приходится не из
«прекрасного далека», а изнутри самих меняющихся об& ществ, что не может не сказываться на точности оценок. На& конец, исследования практически ведутся «в реальном вре& мени», без достаточного временного лага, требуемого для
|
серьезного осмысления событий... Все эти обстоятельства плюс явная незаконченность самих трансформационных процессов существенно ограничивают возможность глубоко& го теоретического осмысления стоящих проблем...
Вторая группа причин, тормозящих развитие российской общественной науки, связана с пережитым в последние го& ды глубоким идейно&методологическим кризисом... Ни клас& сические, ни новые общественные теории не оказались спо& собными объяснить, что представляли собой общества советского типа, во что — при тех или иных условиях — они могли трансформироваться и в каких направлениях движут& ся в настоящее время.
Правда, открывшиеся западные источники обогатили российскую общественную мысль многими ценными и пер& спективными идеями, но ответить на главные из стоящих перед ней вопросов они не смогли, так как описывали прин& ципиально иные типы социальной реальности. Не случайно все большее число исследователей фиксируют, что за анало& гичными процессами в России и на Западе, как правило, скрываются разные отношения и представления. Чтобы эф& фективно использовать западные теории в российских усло& виях, их надо критически переосмыслить...
Сегодня большинство социологов вынуждены ограничи& ваться либо качественными методами сбора информации, либо проведением небольших «пилотажных» опросов. В ре& зультате научная картина трансформации российского обще& ства носит дисперсный, мозаичный характер.
Заславская Т. И. Современное российское общество: социальный механизм т р а н с ф о р м а ц и и . — М . , 2 0 0 4 . — С . 16—19.
Я1Ц Вопросы и задания к источнику. 1) Каковы, на взгляд автора, основные причины, затрудняющие изучение современного россий& ского общества? 2) Как автор расценивает значение и возможнос& ти привлечения западного опыта для исследования нашей действи& тельности? 3) Чем можно объяснить ограничение фронта исследовательских работ по практической социологии небольшими
«пилотажными» опросами?
Выводы к главе I
1. Общество представляет собой совокупность различных социальных групп. Располагаясь в вертикальном порядке, они образуют социальную стратификацию общества. Крите& рии социальной стратификации различны; основные из них, по оценкам социологов, — доходы, власть, образование, пре& стиж. Глубина и формы социальной стратификации меняют& ся с развитием общества.
2. Важную роль в жизни общества играют социальные институты — комплексные образования, охватывающие оп&
|
ределенный набор норм, социальных ролей и статусов, сим& волов, учреждений и организаций, необходимую инфраст& руктуру. К главным институтам общества социологи относят материальное производство, семью, государство, образова& ние, религию. Эти социальные институты существуют тыся& челетия человеческой истории. При этом они проходят опре& деленные стадии в своем развитии, изменяют свои формы.
3. Такой элемент социальных институтов, как правила и нормы, лежит в основе социального контроля — особого ме& ханизма поддержания общественного порядка. Помимо норм, социальный контроль включает и санкции. Виды социальных норм многообразны. Основными регуляторами общественной жизни выступают моральные и правовые нормы. Поведение, не согласующееся с социальными норма& ми, называется отклоняющимся. Наиболее опасное прояв& ление негативного отклоняющегося поведения — преступ& ление.
4. Положение человека в обществе и обусловленное им поведение характеризуют с помощью понятий «социальный статус» и «социальная роль». Ведущую роль в процессе со& циализации личности, т. е. усвоения ею социальных норм, образцов поведения, духовных ценностей, играет семья, группа сверстников, школа, средства массовой информации.
5. К основным формам социального взаимодействия от& носят сотрудничество и соперничество. Последнее может принимать форму конфликта. Исследователи различают ряд стадий в развитии конфликта, связанных с его возникнове& нием, нарастанием (эскалацией), разрешением. Роль кон& фликтов в обществе и их последствия противоречивы.
6. В социологической науке сложились различные трак& товки понятия «нация»: от акцентирования внимания на эт& нической составляющей до отождествления нации с государ& ством. Межнациональные отношения в современном мире сложны и противоречивы. И сегодня сохраняется тенденция как к межнациональному сближению, интеграции, так и к размежеванию по национальному признаку. Межнациональ& ные конфликты относят к наиболее острым в современном мире. Демократические государства стремятся проводить по& литику, направленную на справедливое разрешение межна& циональных противоречий, на предотвращение любых попы& ток разжигания межнациональной розни.
7. Молодежь — понятие не только возрастное, но и соци& альное. Овладение молодыми новыми социальными ролями в различных сферах — процесс непростой и довольно дли& тельный. Различные общественные институты, прежде все& го государство, семья, учреждения образования, призваны содействовать вступлению молодых во взрослую жизнь. Общность социальной позиции, особенности сознания, сти&
ля жизни и поведения создают почву для складывания мо& лодежных сообществ с четко выраженными собственными чертами, для развития молодежной культуры. Последняя неоднородна, среди многих ее направлений есть и антисоци& альные. Большую роль в возникновении и распространении молодежной культуры играют средства массовой информа& ции.
8. В развитии современного российского общества сохра& няется тенденция к росту социальной дифференциации. На& ряду с социально&экономическим она обретает сегодня и тер& риториально&региональное измерение. Возрастает социаль& ная мобильность в нашем обществе. Разрешить наиболее ос& трые противоречия в социальной сфере призвана социальная политика государства, основы которой заложены в действу& ющей Конституции. Одной из главных задач этой политики остается борьба с бедностью.
Вопросы и задания к главе I
1. Раскройте связь понятий «социальная группа», «соци& альная стратификация», «социальное неравенство», «соци& альная структура общества». Попытайтесь представить эту связь графически.
2. Соотнесите главные социальные институты со сферами общественной жизни. Определите основные функции каждо& го из институтов. Результаты оформите в виде таблицы.
ШР
Производство Семья Государство Образование
Религия
рЩ№ДШ*|и<Ш||У||НШНИЙНИ «
|
3. Немецкий философ Г. Гегель утверждал: «Нечто, поз& волительное с точки зрения права, может быть чем&то та& ким, что моралью осуждается». Приведите примеры, под& тверждающие или опровергающие этот вывод.
4. Проведенный недавно в нашей стране социологический опрос показал, что более половины его участников (сущест& венно больше, чем ранее) винят во всех бедах «этнических чужаков» и считают, что правительство должно вести огра& ничительную и запретительную политику по отношению к их въезду и проживанию в стране.
Чем, на ваш взгляд, вызвано усиление подобных настро& ений в нашем обществе? Каково ваше отношение к этой про& блеме? Обсудите ее в классе, используя знания, полученные при изучении курса, а также материалы СМИ.
Готовимся к экзамену
1. Какая социальная тенденция проявляется в условиях пе&
рехода к постиндустриальному обществу?
1) Рост числа занятых в сфере информационных техно&
логий;
2) ослабление позиций среднего класса;
3) увеличение притока сельского населения в города;
4) ликвидация люмпенства как социального явления.
2. Касты, сословия, классы — это:
1) типы социальной стратификации;
2) этапы развития государств в Новое время;
3) социальные группы, присущие средневековому обще&
ству;
4) элементы социального статуса личности.
3. Перемещение человека в социальном пространстве без из&
менения социального статуса называется:
1) восходящей социальной мобильностью;
2) вертикальной социальной мобильностью;
3) горизонтальной социальной мобильностью;
4) нисходящей социальной мобильностью.
4. Отличительным признаком семьи традиционного типа яв&
ляется:
1) добровольное распределение обязанностей между су&
пругами;
2) главенствующее положение отца семейства;
3) активное участие женщин в общественном производст&
ве;
4) посильное участие детей в домашних делах.
|
А. Понятие «социальная роль» предполагает наличие в общественном сознании представлений о типичном поведе& нии человека определенного статуса.
Б. В современном обществе большинство главных стату&
сов относится к предписанным.
1) Верно только А.
2) Верно только Б.
3) Верны оба суждения.
4) Оба суждения неверны.
6. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. К социальным нормам относятся лишь те предписа&
ния, которые закреплены в законах.
|
Б. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом.
1) Верно только А.
2) Верно только Б.
3) Верны оба суждения.
4) Оба суждения неверны.
7. Установите соответствие между конкретным выражением санкций и видом, к которому они относятся: к каждой по& зиции, данной в первом столбце, подберите соответствую& щую позицию из второго столбца.
Выражения санкций Виды санкций
1) проявление недружелюбия; а) формальные нега&
тивные санкции;
2) наложение штрафа; б) неформальные не&
гативные санкции.
3) объявление выговора;
4) объявление бойкота;
5) отказ от сотрудничества.
|